|
СВЯЗУЮЩИЕ (ИНТЕГРАТИВНЫЕ) ПРОЦЕССЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
План
КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ (1)
Знание состояния переменных внешней и внутренней сред для менеджера важны еще и потому, что он руководит так называемыми связующими процессами, осуществляя взаимодействие между средами. Это взаимодействие осуществляется с помощью налаживания коммуникаций, т. е. упорядочения потоков обмена информацией и принятия управленческих решений. Коммуникации и управленческие решения являются связующими (интегративными) процессами в менеджменте. Схематически процесс коммуникации (иначе говоря, обмен информацией) выглядит так:
Большую часть своего времени менеджер тратит на установление коммуникаций, т. е. на сбор информации. Информация является самым важным предметом управленческого труда. Информация представляет собой все то, что является важным для принятия управленческих решений.
Типы коммуникаций: 1. Организация — внешняя среда. 2. Внутриорганизационные: — формальные (вертикальные и горизонтальные); — неформальные (слухи, домыслы, анекдоты и т. д.).
Классификация коммуникаций: 1. Единичные и устойчивые (повторяющиеся). 2. Открытые и закрытые. 3. Для одного и для группы. 4. Устная и письменная. 5. Важная и не особо важная. 6. Полезная и бесполезная. 7. Краткая и развернутая. 8. Научная и дилетантская. 9. Доступная и недоступная. 10. Качественная и недостоверная. 11. Проверяемая и непроверяемая.
Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией между людьми, участвующими в достижении единых целей. Основной целью коммуникаций выступает обеспечение понимания информации. Особую роль при этом играет обратная связь, т. е. ответная реакция на полученную информацию. В данном процессе важно избежать шумовых эффектов. Шум — это то, что искажает информацию (смысл).
Классификация шумов: 1. Преграды восприятия (индивидуальные и социальные особенности). 2. Семантические трудности (семантика — наука, изучающая способ использования слов и значения, передаваемые ими). 3. Невербальные (несловесные) преграды (эмоции, жесты и т. д.). 4. Некачественная обратная связь. 5. Неумение слушать.
Умение слушать состоит в следующем: — в умении молчать; — в том, чтобы помочь раскрепоститься; — в готовности слушать; — в устранении раздражающих моментов; — в сопереживании; — в терпении; — в сдерживании своего характера; — в недопущении криков и споров; — в умении задавать вопросы по теме разговора; — в способности вовремя останавливаться в своих речах и в комментариях.
Главное: человеку дано 2 уха и один рот. Больше слушайте, меньше говорите. В связи с коммуникациями менеджера еще иногда называют медиатором (посредником), связывающим воедино с помощью налаживания информационных потоков все рыночное пространство и все переменные внешней и внутренней сред. Причем менеджер не просто собирает информацию, но и анализирует ее важность для организации, для достижения поставленных целей. На основе такого анализа руководитель осуществляет процедуру принятия управленческих решений и выполняет управленческие функции.
Факторы эффективности менеджмента коммуникаций: 1. Регулирование коммуникационных процессов. 2. Хорошо продуманные управленческие действия. 3. Хорошо налаженная система управленческой обратной связи (управленческого контроля). 4. Система сбора предложений (регулярный мониторинг). 5. Информационный вестник. 6. Использование современных технологий (ЭВМ). 7. Применение НИОКР (научно-исследовательских организационно-конструкторских разработок).
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ (2)
Менеджер — это человек, принимающий решения. Управленческие решения — самый главный продукт управленческого труда. Каждый человек принимает решения в личной жизни. Менеджеру приходится принимать решения не только за себя, но и за других людей. Принимая решения, менеджер играет 4 социальные роли: 1. Предпринимателя. 2. Специалиста по исправлению недостатков. 3. Распределителя ограниченных ресурсов. 4. Конформиста, т. е. специалиста по компромиссам.
Типы решений: 1. Организационные (это функционально предписанные должностными инструкциями обязательные решения). Запрограммированные решения — альтернатива осознанно выбрана заранее. Незапрограммированные — альтернативу трудно предугадать заранее (их большинство). Компромиссные решения — компромиссные альтернативы. 2. Интуитивные решения — выбор на основе ощущения правильности. 3. Экспертные решения на базе опыта и знаний других специалистов. 4. Рациональные решения на основе самого оптимального выхода из проблемной ситуации.
Потребность в принятии управленческого решения возникает тогда, когда цели конкретной организации приходят в противоречие с целями других организаций, работающих во внешней среде. Возникает альтернативная ситуация, которую необходимо разрешить. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений: — Личностные оценки руководителя. — Среда принятия решений (определенность, риск, время, геофакторы и др.). — Информационные ограничения. — Поведенческое ограничение. — Взаимозависимость решений.
Решения и функциональные обязанности менеджера неотделимы друг от друга. Реализуя цепочку взаимосвязанных решений, субъект управления, собственно говоря, реализует свои управленческие функции. Решение представляет собой осуществление менеджером выбора варианта действий организации в условиях постоянно меняющейся внешней ситуации. Разумеется, что идеальных решений, годных на все случаи жизни, не бывает. Руководитель должен уметь искусно применять общетеоретические закономерности (полученные в процессе обучения и консалтинга) для достижения практического успеха возглавляемой им организации. В качестве уточнения понятия «искусство менеджмента» можно добавить рассуждения о логике повышения эффективности управленческого решения. Цель организации является относительно стабильным элементом внутренней среды. Однако ситуация во внешней среде отличается постоянным динамизмом, изменяясь количественно и качественно. Ее переменные постоянно вступают в противоречие с целями организации, что приводит к образованию целой цепи разнообразных проблем, решить которые и призван менеджмент как группа руководителей организации. Эффективность решения зависит от четкости обработки информации начиная с момента возникновения проблемы и заканчивая ее решением. Качество обработки информации достигается через реализацию целого комплекса мероприятий: от теоретико-объективного анализа ситуации до субъективно-практической реализации намеченных действий. И здесь без специальных знаний делать нечего. В конечном итоге целью науки управления является обеспечение менеджмента теоретической базой и практическими рекомендациями для принятия управленческих решений. Возникающую проблему для менеджмента начинают решать с помощью выдвижения гипотезы (возможного варианта решения). Вариант решения находят путем построения моделей (т. е. представления объекта или процесса, системы или идеи в отличной от исследуемой форме — искусственное построение, отвлеченный способ). Иначе моделирование (процесс построения моделей) является основным способом принятия управленческих решений. Типы моделей в управлении: 1. Физическая модель — увеличенная или уменьшенная форма реальной системы. 2. Аналоговая модель — аналоги являются заместителями субстанции, но не их копией. 3. Математическая модель — символическое построение объекта или процесса. Например, в сфере туристского бизнеса менеджерам приходится принимать множество решений, которые должны обеспечить приток туристов в данный конкретный регион. Территориально-географическая составляющая бизнеса напрямую влияет на принимаемые решения. Она показывает сильные стороны турбизнеса. Процесс построения моделей включает в себя постановку задач, построение гипотезы и ее проверку, применение и обновление модели. Решения в менеджменте подразделяются на стратегические и тактические. Это могут быть следующие виды решений: — определение целей и задач развития организации; — определение условий и механизмов развития туризма в регионе; — определение политики компании; — планирование деятельности; — работа во внешней среде организации; — выявление рыночных конкурентных преимуществ; — управление персоналом и др.
Вопросы для повторения:
1. Назовите основные связующие процессы в менеджменте. 2. Что такое связующие процессы? 3. Что такое коммуникации? 4. Что такое решения в менеджменте? 5. Какова технология принятия управленческих решений? 6. Охарактеризуйте типы коммуникаций. 7. Какова классификация коммуникаций? 8. Дайте классификацию шумов. 9. Какие типы управленческих решений вам известны? 10. Какие факторы влияют на управленческие решения?
Практические задания: 1. Проиллюстрируйте на примерах искусство умения слушать. 2. Прокомментируйте социальную роль менеджера. 3. Обрисуйте различные виды управленческих решений.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|