Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СВЯЗУЮЩИЕ (ИНТЕГРАТИВНЫЕ) ПРОЦЕССЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ





 

План

  1. Коммуникации в менеджменте
  2. Моделирование ситуаций и разработка решений в менеджменте

 

КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ (1)

 

Знание состояния переменных внешней и внутрен­ней сред для менеджера важны еще и потому, что он руководит так называемыми связующими процессами, осуществляя взаимодействие между средами. Это взаи­модействие осуществляется с помощью налаживания коммуникаций, т. е. упорядочения потоков обмена ин­формацией и принятия управленческих решений. Ком­муникации и управленческие решения являются связу­ющими (интегративными) процессами в менеджменте. Схематически процесс коммуникации (иначе говоря, обмен информацией) выглядит так:

 


 

Большую часть своего времени менеджер тратит на установление коммуникаций, т. е. на сбор инфор­мации. Информация является самым важным предме­том управленческого труда. Информация представля­ет собой все то, что является важным для принятия управленческих решений.

 

Типы коммуникаций:

1. Организация — внешняя среда.

2. Внутриорганизационные:

— формальные (вертикальные и горизонтальные);

— неформальные (слухи, домыслы, анекдоты и т. д.).

 

Классификация коммуникаций:

1. Единичные и устойчивые (повторяющиеся).

2. Открытые и закрытые.

3. Для одного и для группы.

4. Устная и письменная.

5. Важная и не особо важная.

6. Полезная и бесполезная.

7. Краткая и развернутая.

8. Научная и дилетантская.

9. Доступная и недоступная.

10. Качественная и недостоверная.

11. Проверяемая и непроверяемая.

 

Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией между людьми, участвующими в достижении единых целей. Основной целью коммуни­каций выступает обеспечение понимания информации.

Особую роль при этом играет обратная связь, т. е. ответная реакция на полученную информацию. В дан­ном процессе важно избежать шумовых эффектов. Шум — это то, что искажает информацию (смысл).

 

Классификация шумов:

1. Преграды восприятия (индивидуальные и соци­альные особенности).

2. Семантические трудности (семантика — наука, изучающая способ использования слов и значения, передаваемые ими).

3. Невербальные (несловесные) преграды (эмоции, жесты и т. д.).

4. Некачественная обратная связь.

5. Неумение слушать.

 

Умение слушать состоит в следующем:

— в умении молчать;

— в том, чтобы помочь раскрепоститься;

— в готовности слушать;

— в устранении раздражающих моментов;

— в сопереживании;

— в терпении;

— в сдерживании своего характера;

— в недопущении криков и споров;

— в умении задавать вопросы по теме разговора;

— в способности вовремя останавливаться в своих речах и в комментариях.

 

Главное: человеку дано 2 уха и один рот. Больше слушайте, меньше говорите.

В связи с коммуникациями менеджера еще иногда называют медиатором (посредником), связывающим воедино с помощью налаживания информационных потоков все рыночное пространство и все переменные внешней и внутренней сред.

Причем менеджер не просто собирает информа­цию, но и анализирует ее важность для организации, для достижения поставленных целей. На основе тако­го анализа руководитель осуществляет процедуру при­нятия управленческих решений и выполняет управлен­ческие функции.

 

Факторы эффективности менеджмента коммуни­каций:

1. Регулирование коммуникационных процессов.

2. Хорошо продуманные управленческие действия.

3. Хорошо налаженная система управленческой об­ратной связи (управленческого контроля).

4. Система сбора предложений (регулярный мони­торинг).

5. Информационный вестник.

6. Использование современных технологий (ЭВМ).

7. Применение НИОКР (научно-исследовательских организационно-конструкторских разработок).

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ (2)

 

Менеджер — это человек, принимающий решения. Управленческие решения — самый главный продукт управленческого труда.

Каждый человек принимает решения в личной жизни. Менеджеру приходится принимать решения не только за себя, но и за других людей.

Принимая решения, менеджер играет 4 социальные роли:

1. Предпринимателя.

2. Специалиста по исправлению недостатков.

3. Распределителя ограниченных ресурсов.

4. Конформиста, т. е. специалиста по компромиссам.


 

Типы решений:

1. Организационные (это функционально предпи­санные должностными инструкциями обязатель­ные решения).

Запрограммированные решения — альтернатива осознанно выбрана заранее.

Незапрограммированные — альтернативу трудно предугадать заранее (их большинство). Компромиссные решения — компромиссные аль­тернативы.

2. Интуитивные решения — выбор на основе ощу­щения правильности.

3. Экспертные решения на базе опыта и знаний дру­гих специалистов.

4. Рациональные решения на основе самого опти­мального выхода из проблемной ситуации.

 

Потребность в принятии управленческого решения возникает тогда, когда цели конкретной организации приходят в противоречие с целями других организа­ций, работающих во внешней среде. Возникает аль­тернативная ситуация, которую необходимо разре­шить.

Факторы, влияющие на процесс принятия управ­ленческих решений:

— Личностные оценки руководителя.

— Среда принятия решений (определенность, риск, время, геофакторы и др.).

— Информационные ограничения.

— Поведенческое ограничение.

— Взаимозависимость решений.

 

Решения и функциональные обязанности менед­жера неотделимы друг от друга. Реализуя цепочку взаимосвязанных решений, субъект управления, соб­ственно говоря, реализует свои управленческие функ­ции.

Решение представляет собой осуществление ме­неджером выбора варианта действий организации в условиях постоянно меняющейся внешней ситуации. Разумеется, что идеальных решений, годных на все случаи жизни, не бывает. Руководитель должен уметь искусно применять общетеоретические закономерно­сти (полученные в процессе обучения и консалтинга) для достижения практического успеха возглавляемой им организации.

В качестве уточнения понятия «искусство менедж­мента» можно добавить рассуждения о логике повы­шения эффективности управленческого решения.

Цель организации является относительно стабиль­ным элементом внутренней среды. Однако ситуация во внешней среде отличается постоянным динамизмом, изменяясь количественно и качественно. Ее переменные постоянно вступают в противоречие с целями организа­ции, что приводит к образованию целой цепи разнооб­разных проблем, решить которые и призван менеджмент как группа руководителей организации.

Эффективность решения зависит от четкости об­работки информации начиная с момента возникнове­ния проблемы и заканчивая ее решением. Качество обработки информации достигается через реализацию целого комплекса мероприятий: от теоретико-объек­тивного анализа ситуации до субъективно-практиче­ской реализации намеченных действий. И здесь без специальных знаний делать нечего.

В конечном итоге целью науки управления являет­ся обеспечение менеджмента теоретической базой и практическими рекомендациями для принятия управ­ленческих решений.

Возникающую проблему для менеджмента начина­ют решать с помощью выдвижения гипотезы (возмож­ного варианта решения). Вариант решения находят путем построения моделей (т. е. представления объек­та или процесса, системы или идеи в отличной от исследуемой форме — искусственное построение, от­влеченный способ). Иначе моделирование (процесс построения моделей) является основным способом принятия управленческих решений. Типы моделей в управлении:

1. Физическая модель — увеличенная или уменьшен­ная форма реальной системы.

2. Аналоговая модель — аналоги являются замести­телями субстанции, но не их копией.

3. Математическая модель — символическое построение объекта или процесса.

Например, в сфере туристского бизнеса менеджерам приходится принимать множество решений, которые должны обеспечить приток туристов в данный конкрет­ный регион. Территориально-географическая составля­ющая бизнеса напрямую влияет на принимаемые реше­ния. Она показывает сильные стороны турбизнеса.

Процесс построения моделей включает в себя по­становку задач, построение гипотезы и ее проверку, применение и обновление модели.

Решения в менеджменте подразделяются на стра­тегические и тактические. Это могут быть следующие виды решений:

— определение целей и задач развития организации;

— определение условий и механизмов развития ту­ризма в регионе;

— определение политики компании;

— планирование деятельности;

— работа во внешней среде организации;

— выявление рыночных конкурентных преиму­ществ;

— управление персоналом и др.

 

Вопросы для повторения:

 

1. Назовите основные связующие процессы в менедж­менте.

2. Что такое связующие процессы?

3. Что такое коммуникации?

4. Что такое решения в менеджменте?

5. Какова технология принятия управленческих ре­шений?

6. Охарактеризуйте типы коммуникаций.

7. Какова классификация коммуникаций?

8. Дайте классификацию шумов.

9. Какие типы управленческих решений вам известны?

10. Какие факторы влияют на управленческие реше­ния?

 

Практические задания:

1. Проиллюстрируйте на примерах искусство умения слушать.

2. Прокомментируйте социальную роль менеджера.

3. Обрисуйте различные виды управленческих решений.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.