|
Терапевтические опросники по выявлению уровняСтр 1 из 8Следующая ⇒ фиксированной эмоциональной установки................. Скрининг.............................................................................. Основной вариант опросника............................................. Поглаживания.................................................................... Поглаживания, пинки, взаимодействия без чувств........... Пять правил поглаживаний................................................. Запреты на поглаживания.................................................... Сказка о теплых Поглаживаниях........................................ Банк поглаживаний.............................................................. ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ........................................... Понятие структуры личности..................................... Концепция психической энергии............................... Структурные аспекты эго-состояний........................ Родительское состояние................................................... Взрослое состояние.......................................................... Детское состояние............................................................. Функциональные характеристики эго-состояний.................................................................. Понятие о функциональных характеристиках эго-состояний.................................................................... Родитель: функциональная модель................................. Ребенок: функциональная модель................................... Опросники структуры личности................................. Измеряемые компоненты личности................................. Варианты опросников Р-Д*В........................................... Применение шкалы Р-Д-В............................................... Границы и патология эго-состояний.......................... Понятие о границах эго-состояний................................., Постоянный Родитель...................................................... Постоянный Взрослый..................................................... Постоянный Ребенок........................................................ Контаминация.................................................................... Активизация и укрепление Взрослого эго-состояния.................................................................■ Эго-состояния и структурирование времени............ Понятие о структурировании времени в транзактном анализе.............................................................................. Уход в себя....................................................................... Ритуал............................................................................... Времяпрепровождение, или развлечение...................... Деятельность.................................................................... Близость........................................................................... ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ.................................................... Транзакция — единица общения.............................. Четыре правила коммуникации................................ Виды транзакций.......................................................... Параллельные транзакции.............................................. Пересекающиеся транзакции.......................................... Скрытые транзакции................................................... ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ................................... Игры большого города.................................................. Значение игр.................................................................. Определение игр.......................................................... Антитезисы.................................................................... Степени игр................................................................... Классы игр..................................................................... Игры первого класса...................................................... Игры второго класса...........................„....................... Сравнение игр двух классов....................................... Группы игр..................................................................... Игры маленьких детей............................................... Игры нищих.................................................................... Семейные игры............................................................... Игры финансовых пирамид........................................... Административные игры............................................... Суицидные игры............................................................. Игры с самим собой........................................................ Человек открытый и человек-игрок....................... Награды за игры........................................................... Система вознаграждений за игру.................................. Психотерапия игр......................................................... ГЛАВА 6. ИСКАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ.................................. Рэкетные чувства и система рэкета......................... Игнорирование и обесценивание /преувеличение Понятие о способах искажения реальности.................. Четыре типа пассивного поведения.............................. Другие признаки игнорирования................................. Игнорирование и игры.................................................. ГЛАВА 7. УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ........................... Введение в сценарии.................................................... Сценарный процесс....................................................., Формула сценария........................................................... Образцы сценарного процесса.................................... «Никогда»......................................................................... «Пока не»......................................................................... «Всегда»............................................................................ «После»............................................................................ «Снова и снова» (Почти)................................................. «Открытый конец».......................................................... Психотерапия сценарных паттернов........................ Родительские приказания, или предписания......... «Не будь» (Сгинь, Умри)................................................ «Не делай»........................................................................ «Не расти»........................................................................ «Не будь ребенком»........................................................ «Не будь самим собой»................................................... «Не будь значимым»....................................................... «Не принадлежи».............................................................. «Не будь близким»........................................................... «Не достигай успеха»....................................................... «Не думай»........................................................................ «Не чувствуй».................................................................. «Не будь здоровым»........................................................ Драйверы и сценарные паттерны............................... Понятие о драйверах........................................................ Драйвер «Будь совершенным» и сценарный паттерн «Пока не».......................................................................... Драйвер «Радуй других» и сценарный паттерн «После»... Драйвер «Будь сильным» и сценарный паттерн «Никогда» Драйвер «Пытайся», сценарный паттерн «Всегда»....... Драйвер «Спеши»............................................................. Функции драйверов......................................................... Мини-сценарий и драйвфное поведение...................... Работа с мини-сценарием................................................. Сценарии семьи............................................................. Родовые сценарии......................................................... Сказки и детские игры в формировании сценариев Значение ролевых игр в формировании сценариев Необходимые персонажи сценария........................... «Качели жизни»............................................................ Старые и новые сценарии жизни............................... Сценарный анализ в психотерапии.......................... Метафора дерева............................................................. Сказкотерапия.................................................................. Четыре сферы жизни.................................................... Понятие о сферах жизни................................................. Терапевтическая работа со сферами жизни.................. Сценарная история жизни постсоветского человека ГЛАВА 8. МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ СЦЕНАРИИ.................... О существовании мужских и женских сценариев — Женский сценарий........................................................ Мужской сценарий........................................................ Банальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной....................................................................... ГЛАВА 9. КОНТРАКТЫ................................................................. Контракты в психотерапии и консультировании.. Определения контракта................................................... Деловой и лечебный контракты...................................... Виды лечебных контрактов............................................. Работа по предупреждению трагических действий клиента Контракты в работе с зависимостями............................ Контракты в повседневной жизни............................ Контракты с самим собой............................................... Контрактные аспекты супружеских отношений........... СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА..................................... ПРИЛОЖЕНИЕ I. К ОПРОСНИКУ «ИЗМЕРЕНИЯ ФИКСИРОВАННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ».............................................................. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ....................................... ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЦЕНАРНЫЙ СТАТУС И ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРАПИИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ИЛИ САМОАНАЛИЗА ПОСТСОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА......................... ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА — ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ.......................................................................... ЦИТИРОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................................. Предисловие авторов Наша страна сегодня снова на рубеже. Снова меняет свой облик, выбирает дорогу в будущее. Великая Революция, потрясшая Россию в начале минувшего XX века, в корне изменила ее жизненный уклад. Новая власть уделяла огромное внимание идеологии, не жалея сил и средств для пропаганды и агитации, для внедрения нового мировоззрения, новой системы приоритетов и ценностей, формирования новой гражданской позиции людей — борцов и тружеников— передового отряда человечества. И мощный технологический рывок, который совершила страна, и Победа в Великой Отечественной войне, и развитые на мировом уровне культурная, научная и образовательная сферы — во многом плоды той интенсивной идеологической работы. Однако, ставя во главу угла интересы государства, система игнорировала или подавляла многие естественные потребности человека, что стало одной из главных причин деградации и развала СССР. Революция конца XX века привела к не менее глубоким социальным изменениям, однако ее лидеры не смогли разработать и предложить народу достойной и действенной замены советской идеоло- гической доктрины. И только тот, кто смог это сделать для себя сам, стал успешным и богатым. К сожалению, поступаясь подчас при этом интересами собственной страны. Большинство же граждан остались пассивными. Так из «передового отряда человечества» мы стали очень бедными жителями страны «третьего мира». И смириться с этим невозможно! Мы проиграли гонку за мировое лидерство! Наша страна сегодня поверженный колосс. Только, даже поверженный колосс все равно продолжает оставаться колоссом! Сейчас перед Россией два пути. Первый — разбазарить свой интеллектуальный потенциал и бесславно прозябать на задворках истории и цивилизации. И второй — осознав интеллект нации в качестве главного ресурса страны, работать и развиваться как Великая Интеллектуальная Держава! Наша страна сегодня — огромное учебное заведение. Мы учимся жить по-новому, постигая правила, которые диктует бурно изменяющаяся реальность вокруг нас. Это сложный процесс, порой причиняющий человеку немало душевных страданий. Может быть, именно в этом причина того, что психологическое консультирование и психотерапия в последние годы все активнее входят в нашу повседневную жизнь. Их востребованность растет буквально с каждым месяцем. Уже не хватает профессиональных специалистов, и многие полупрофессионалы в смежных областях и вовсе не профессионалы вьщают себя за психотерапевтов. Начинает выше цениться качество психотерапевтической помощи и поддержки. Конечно, подготовка высокопрофессиональных психотерапевтов— процесс трудоемкий и длительный. В странах Запада психотерапия — вторая профессия, которую можно приобрести, пройдя многолетнюю подготовку, состоящую из теории, практики, познания границ собственной личности и персональной терапии. После завершения образования прошедшие полный его курс получают престижные национальные и международные дипломы. Среди них почетное место занимает Европейский сертификат психотерапевта. Единственный международный профессиональный сертификат, признающийся в 42 странах Европы, Японии и Китае. Получившие его специалисты еще называются психотерапевтами Европейского регистра. Отрадно, что в России, как и в других странах, таких профессионалов становится все больше. Кроме того, бурно развивается психологическое консультирование. Это направление психологии имеет много общего с психотерапией. Различают их по достаточно условным признакам. Считается, что при консультировании взаимодействия происходят на осознаваемом уровне и число встреч консультанта и клиента невелико, обычно не более 15. Тогда как психотерапия занимается глубинным бессознательным. И число встреч терапевта и пациента зачастую далеко превышает таковое при консультировании. Подготовка консультанта также менее трудоемка, нежели психотерапевта. Объем учебных часов в ней примерно в три раза меньше. И очень важно, что такое образование с вручением национального и Европейского сертификатов консультанта можно получить в нашей стране. Итак, сегодня в России складывается целая система психологической и психотерапевтической консультативной помощи и рынок соответствующих услуг. И, что особенно важно, начинается новая волна подъема в психотерапии. Наряду с развитием отдельных методов и школ психотерапии складывается интегративная система, объединяющая в себе достижения нескольких методов и школ, знаменуя собой переход всей этой области знаний и практики на более высокий уровень, в новое качество. Она вышла за рамки медицины и психологии и стала важной и неотъемлемой частью культуры, самостоятельной профессией. Компетентность специалистов подтверждается специальными национальными и международными дипломами и внесением в Европейский реестр профессиональных психотерапевтов. Складывается мировое сообщество профессионалов в области психотерапии. Наша работа и данная книга оказалось бы невозможной без влияния ряда людей. Я, Макаров В.В., благодарен моему другу, Г.П. Алференко, в то время аспиранту-геофизику, за то, что в 1974 году он, рискуя многим, под большим секретом дал мне на одну ночь самиздатовскую копию книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди». Я благодарен известному математику и диссиденту А.И. Фету (псевдоним— А.И. Федоров) за блестящие переводы книг по транзактному анализу. Я благодарен диссиденту и стихийному психотерапевту Б.Ю. Найдорфу (псевдоним— Б.Ю. Сапожников), а также моему другу, в то время врачу-психотерапевту В.Ю. Завьялову, за мою двухлетнюю личную терапию в 1982-1984 годах. Я благодарен известному американскому транзактному аналитику B.C. Гиплину, который в начале девяностых годов показал мне выдающиеся возможности и ограничения транзактного анализа. Я благодарен моей супруге, ученице, котерапевту и соавтору, Г.А. Макаровой за ее достижения в практике и теории транзактного анализа, за ее терпимость и понимание. Я, Галина Анатольевна Макарова, признательна своему мужу — учителю и другу — за создание условий для реализации моей мечты. Я благодарна своим родителям и детям за терпение и любовь. Я бла- годарна друзьям за бесценный опыт общения, который они подарили мне. Авторы выражают благодарность своим пациентам и клиентам, своим студентам и аспирантам. Отдельную благодарность важно выразить И.А. Чегловой за блестящую литературную редакцию рукописи и живое участие в обсуждении важных разделов транзак-тного анализа. Реализуемый нами подход сформировался из терапевтической и консультативной практики под влиянием гуманистической и экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии. И мы надеемся, что наша работа=поможет читателю в его профессиональном образовании и личностном совершенствовании и станет нашим вкладом в развитие психотерапии— этой уникальной и увлекательной области культуры и жизни человечества. Москва, Россия август 2002 года ![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|