Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Механизм передачи значения





 

В области памяти, выделяемой для работы вызываемой подпрограммы, создается переменная с именем <имя_подпрограммы>.<имя_параметра>, и в эту переменную записывается значение переданного в соответствующий параметр аргумента. Дальнейшие действия, производимые подпрограммой, выполняются именно над этой новой переменной. Значение же входного аргумента не затрагивается. Следовательно, после окончания работы подпрограммы, когда весь ее временный контекст будет уничтожен, значение аргумента останется точно таким же, каким оно было на момент вызова подпрограммы.

 

В качестве примера рассмотрим последовательность действий, выполняемых при передаче аргументов 1+а/2, а и true в описанную выше функцию func3. Пусть а - переменная, имеющая тип byte, тогда значение выражения 1+a/2 будет иметь тип real, а true и вовсе является константой (неименованной).

 

Итак, при вызове func3(1+a/2,a,true) будут выполнены следующие действия:

 

  1. создать временные переменные func3.x, func3.k, func3.flag ;
  2. вычислить значение выражения 1+а/2 и записать его в переменную func3.x ;
  3. записать в переменную func3.k значение переменной а ;
  4. записать в переменную func3.flag значение константы true ;
  5. произвести действия, описанные в теле функции ;
  6. уничтожить все временные переменные, в том числе func3.x, func3.k, func3.flag.

 

Уже видно, что значения аргументов не изменятся.

 

Замечание: При использовании параметров-значений в контексте подпрограммы создаются хотя и временные, но вполне полноценные копии входных аргументов. Поэтому нежелательно передавать в параметры-значения "большие" аргументы (например, массивы): они будут занимать много лишней памяти.

Параметр-переменная

Описание



 

В списке параметров подпрограммы перед параметром-переменной ставится служебное слово var. Например, процедура proc3 имеет три параметра-переменные и один параметр-значение:

 

procedure proc3(var x,y:real; var k:integer; flag:boolean);

 

При вызове подпрограммы параметру-переменной может соответствовать только аргумент-переменная; константы и выражения запрещены. Кроме того, тип аргумента и тип параметра-переменной должны быть эквивалентными (см. лекцию 2).

Механизм передачи значения

 

В отличие от параметра-значения, для параметра-переменной не создается копии при вызове подпрограммы. Вместо этого в работе подпрограммы участвует та самая переменная, которая послужила аргументом. Понятно, что если ее значение изменится в процессе работы подпрограммы, то это изменение сохранится и после того, как будет уничтожен контекст подпрограммы. Понятно опять же и ограничение на аргументы, которые должны соответствовать параметрам-переменным: ни константа, ни выражение не смогут сохранить изменения, внесенные в процессе работы подпрограммы.

 

Итак, параметры-переменные и служат теми посредниками, которые позволяют получать результаты работы процедур, а также увеличивать количество результатов, возвращаемых функциями.

 

Замечание: Для экономии памяти в параметр-переменную можно передавать и такую переменную, изменять значение которой не требуется. Скажем, если нужно передать в качестве аргумента массив, то лучше не создавать его копию, как это будет сделано при использовании параметра-значения, а использовать параметр-переменную.

Параметр-константа

Описание

 

В списке параметров подпрограммы перед параметром-константой ставится служебное слово const. Например, процедура proc4 имеет один параметр-переменную и один параметр-константу:

 

procedure proc4(var k:integer; const flag:boolean);

 

При вызове подпрограммы параметру-константе может соответствовать аргумент, являющийся выражением, переменной или константой. Во время выполнения подпрограммы соответствующая переменная считается обычной константой. Ограничением является то, что при вызове другой подпрограммы из тела текущего параметра-константе не может быть подставлен в качестве аргумента в параметр-переменную.

 

Для типов данных здесь не обязательно строгое совпадение (эквивалентность), достаточно и совместимости по присваиванию (см. лекцию 2).

Механизм передачи значения

 

В некоторых источниках можно встретить утверждение о том, что для параметра-константы, как и для параметра-переменной, не создается копии в момент вызова подпрограммы. Однако выполнение простейшей проверки

 

var a: byte;

procedure prob(const c:byte);

begin

writeln(longint(addr(c))); {физ.адрес параметра с}

end;

begin

a:=0;

writeln(longint(addr(a))); {физ.адрес переменной а}

prob(a);

end.

 

доказывает обратное: физические адреса переменной а и параметра с различаются. Следовательно, в памяти эти переменные занимают разные позиции, а не одну, как было бы в случае параметра-переменной. Вы можете убедиться в этом самостоятельно, запустив данную программу в трех разных вариантах (для параметра-значения, параметра-переменной и параметра-константы ), а затем сравнив результаты.

 

Области действия имен

Разграничение контекстов

 

Глобальные объекты - это типы данных, константы и переменные, объявленные в начале программы до объявления любых подпрограмм. Эти объекты будут видны во всей программе, в том числе и во всех ее подпрограммах. Глобальные объекты существуют на протяжении всего времени работы программы.

 

Локальные объекты объявляются внутри какой-нибудь подпрограммы и "видны" только этой подпрограмме и тем подпрограммам, которые были объявлены как внутренние для нее. Локальные объекты не существуют, пока не вызвана подпрограмма, в которой они объявлены, а также после завершения ее работы.

Таблица 8.1. Пример разграничения контекстов

 

program prog; var a:byte;
procedure pr1 (p:byte); var b:byte; (первый уровень вложенности)
function f (pp:byte); var c:byte; (второй уровень вложенности) begin (здесь "видны" переменные a, b, c, p, pp) end;
begin (здесь "видны" переменные a, b, p) end;
var g:byte
procedure pr2; var d:byte; (первый уровень вложенности) begin (здесь видны переменные a, d, g) end;
begin (тело программы; здесь "видны" переменные a, g) end;

 

Побочный эффект

 

Поскольку глобальные переменные видны в контекстах всех блоков, то их значение может быть изменено изнутри любой подпрограммы. Этот эффект называется побочным, а его использование очень нежелательно, потому что может стать источником непонятных ошибок в программе.

 

Чтобы избежать побочного эффекта, необходимо строго следить за тем, чтобы подпрограммы изменяли только свои локальные переменные (в том числе и параметры-переменные ).

Совпадение имен

 

Вообще говоря, совпадения глобальных и локальных имен допустимы, поскольку к каждому локальному имени неявно приписано имя той подпрограммы, в которой оно объявлено. Таким образом, в приведенном выше примере (см. пример 8.1) фигурируют переменные a, g, pr1.p, pr1.b, pr1.f.pp, pr1.f.c, pr2.d.

 

Если имеются глобальная и локальная переменные с одинаковым именем, то изнутри подпрограммы к глобальной переменной можно обратиться, приписав к ней спереди имя программы:

 

<имя_программы>.<имя_глобальной переменной>

 

Например ( локальной переменной здесь присваивается значение глобальной ):

 

a:= prog.a;

 

Замечание: Несмотря на то что совпадения имен локальных и глобальных переменных не вызывают никаких коллизий на уровне компилятора, стоит все-таки воздерживаться от них, потому что они также могут стать причиной непредвиденного побочного эффекта, аналогичного, описанному в предыдущем пункте.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.