Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОГРАММЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ НАПРАВЛЕННОСТИ, ХАРАКТЕРА, ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКА





ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЙ (ИНДИВИДАЛИСТИЧЕСКОЙ) НАПРАВЛЕННОСТИ

1. Активен ли школьник в решении задач группы?

2. Охотно ли он откликается на предложение участвовать в об­щественной работе?

3. Когда он проявляет большую активность:

а) при личной заинтересованности;

б) когда заинтересован не он лично, а коллектив?

4. Помогает ли школьник товарищам в классе?

5. Замечает ли сам, когда нужна его помощь?

6. Может ли поступиться своими интересами ради интересов коллектива?

7. Умеет ли подчиняться требованиям товарищей?

8. Радуют ли его успехи коллектива?

9. Огорчают ли его неуспехи коллектива?

10. Как он относится к тем, кто не помогает решению общих за­дач и к тем, кто остается в стороне, когда товарищу нужно помочь?

11. Терпим ли к критике в свой адрес и способен ли высказать товарищам неодобрение, если те поступают плохо?

12. Чуток или безразличен к людям?

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ СКРОМНОСТИ (ВЫСОКОМЕРИЯ)

Скромность как отношение человека к самому себе проявляется в следующих особенностях поведения:

1. Человек не стремится к превосходству над другими.

2. Не рекламирует себя, не рассказывает о своих успехах, не рисуется.

3. Не стремится быть в центре внимания.

4. Стремится не обидеть другого.

5. Испытывает неприязнь к людям, афиширующим свои успехи и достоинства.

6. Требователен к себе, стремится к самоусовершенствованию.

7. Адекватно оценивает свои недостатки.

8. В ситуации неуспеха винит себя, а не других.

9. Умеет видеть в своих успехах заслуги других.

10. Способен в присутствии других людей дать себе низкую оценку, если она заслужена.

11. В поведении прост, естествен.

12. Обладает чувством собственного достоинства.

13. Неприхотлив, умерен в запросах.

14. Не стремится к яркому, броскому оформлению своей внешности.

Противоположные проявления в поведении свидетельствуют о высокомерии

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ ВЫДЕРЖКИ

1. Как школьник реагирует на критику, особенно На резкие я некорректные замечания в его адрес?

2. Как реагирует на ситуации успеха и неуспеха в деятельности, значимой для него?

3. Умеет ли в споре спокойно, разумно, настойчиво отстаивать свое мнение?

4. Умеет ли до конца выслушать собеседника?

5. Всегда ли контролирует внешнее выражение своих эмоциональных переживаний?

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ НАСТОЙЧИВОСТИ

1. Всегда ли доводит начатое дело до конца, особенно если оно неинтересно, монотонно?

2. Может ли выложиться полностью для достижения поставленной цели, мобилизовать внутренние резервы?

3. Может ли в процессе борьбы за достижение цели перебороть чувство боли, усталости, общую слабость?

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИЗНЕННЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

ЦЕЛЬ: 1. Выявление степени выраженности свойств темперамента.

2. Определение типа темперамента, представляющего собой различные сочетания закономерно связанных между собой отдельных свойств темперамента.


 

Изучаемое св-во темперамента Жизненные (внешние) проявления свойств темперамента
   
Эмоциональная возбудимость   Об эмоциональной возбудимости судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции (положит. или отриц.) и с какой скоростью она возникает. Эмоциональная возбудимость тем выше, чем: а) быстрее и выразительнее (изменение выражения лица, жестикуляции и пр.) реагирует на поддержку теплым словом, дисциплинарное воздействие; б) легче вызвать улыбку, смех, оживление какой-либо шуткой; в) быстрее и ярче выражает чувство радости и удовлетворения, когда удается овладеть каким-либо учебным навыком.
Темп реакции   Под темпом реакции понимается скорость протекания различных психических процессов и реакций (движение, речь, находчивость, быстрота ума и т; п.). Темп реакции тем выше, чем: а) быстрее и энергичнее движение; б) быстрее, оживленнее говорит; в) быстрее отвечает на вопросы, вспоминает что-то
Активность   Активность — свойство темперамента, о котором, мы судим по тому, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении целей, сосредоточенность внимания в длительной работе и т.д. Активность тем выше, чем: а) наиболее энергичен при преодолении трудностей и препятствий на пути к достижению цели; б) дольше сохраняет бодрость и не «опускает руки» в трудных условиях; в) больше склонность доводить начатое дело до конца.
Реактивность   Реактивность как. свойство темперамента проявляется в степени непроизвольной реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критические замечания, угрозы, резкий и неожиданный звук и т. п.). О человеке с высокой реактивностью говорят: «Вначале сделает, а потом подумает», а с низкой: «Семь раз отмерит и только потом отрежет». Реактивность тем выше, чем: а) больше готов отвечать, не подумав, на любой вопрос и потому часто отвечает невпопад б) легче и чаще в досаде и раздражении «выходит из себя», проявляет вспыльчивость, вступает в конфликт; в) быстрее, увлекшись чьим-либо рассказом, приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями, проявляет нетерпеливость.    
   
Экстравертирован-ность – интровер тированность   Экстраверсия — направленность личностивовне: к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в данный момент, Интроверсия — направленность личности во внутрь: к деятельности побуждают впечатления, имеющие место в прошлом или мысли о будущем. Другими словами, воздействие окружающей в данный момент обстановки, внешние впечатления, все то, что происходит в данный момент и в данном месте в большей степени определяют поведение экстраверта. Поведение же интроверта в большей степени зависит от его внутреннего мира: чувств, мыслей, образов о том, что с ним было и что 6у дет; человек как бы погружен в себя, в прошлое и будущее. Экстравертированность тем выше, чем: а) с большим интересом следит за тем, что происходит вокруг него в данную минуту; меньше склонен погружаться в воспоминания, «уходить» вовнутрь себя; б) больше любит выполнять работу «живую» (с кем-то о чем-то договориться, кому-то что-то показать, объяснить и т. п.); в) легче запоминает лица людей, детали и подробности чьей-либо биографии, различные дела, случаи, происходящие в коллективе; хуже – смысл чего-либо (теории, формул и т.д.)
Ригидность — пластичность Ригидность — пластичность — свойство темперамента, проявляющееся в том, насколько легко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность). Ригидность проявляется тем больше, чем: а) с большим трудом привыкает к новым людям (например, после того, как впервые пришел в класс, в новый для него коллектив) я с большим трудом отвыкает от прежних друзей, товарищей по учебе (долго вспоминает, рассказывает о них); б) медленнее отвыкает от прежних жизненных условий, окружающих предметов; с большим трудом расстается со своими вещами (письмами, фотографиями, привычной одеждой), не любит менять расположение мебели в квартире, предметов на своем рабочем месте и т. п.; в) труднее и медленнее происходит переключение с одних действий на другие, труднее «сдвинуть» с места; но после того, как привык к новому действию, новой работе, способен к длительному ее выполнению, даже если эта работа абсолютно ему не интересна (люди — «паровозики»); г) труднее вырабатываются двигательные навыки; д) медленнее и труднее происходит переключение с одних эмоций и чувств на другие.
Тревожность Тревожность как свойство темперамента — это склонность человека переживать самые различные ситуации, как чем-то ему угрожающие, и испытывать при этом неопределен­ный страх и беспокойство, не направленные на какой-либо определенный предмет или явление. Тревожность тем выше, чем: а) больше думает о возможной личной неудаче в ответственных делах, чем о самом деле; б) выше стремление избегать различных жизненных ошибок, даже незначительных; отсюда, например, склонность неоднократно перепроверять результаты своих действии (может вернуться домой с половины дороги, проверить, выключены ли свет и газ, закрыта ли дверь и т. п.); в) хуже переносит различные ожидания: в очередях, транспорте и т. п.; г) больше неуверен в себе и в своих действиях, легче впадает в уныние, более мнителен; отсюда, например, склонность заблаговременно выполнять учебные задания, повышенная ответственность и даже известное «занудство» при общественных поручениях и т. п.
Общительность Общительность как свойство темперамента — это относительно независимое от содержания и ситуации общения психическое свойство, которое определяет в нем (в общении) динамическую сторону активности человека: частоту установления контактов с людьми, легкость их протекания, широту круга знакомств и т. д. Человек тем общительнее по темпераменту, чем: а) легче и быстрее знакомится с новыми людьми; б) больше предпочитает говорить сам, чем слушать других; в) больше друзей и приятелей, с которыми он регулярно общается.
Резистентность Под резистентностыо психической деятельности понимается степень сопротивления утомлению, тем или иным неблагоприятным условиям труда (например, стрессу), работоспособность. Резистентность тем выше, чем: а) выше степень сопротивляемости утомлению, выше работоспособность в течение учебного дня; б) меньше поддается отвлекающим от занятий факторам; в) меньше сказываются на деятельности колебания настроения; г) больше сопротивляемость стрессу (психическому напряжению).
     

 

ИНСТРУКЦИЯ к выполнению ПРОГРАММЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИЗНЕННЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

Оценка каждого свойства темперамента производится по 5-бальной шкале: чем ярче выражено то или иное свойство, тем более высоким баллом оно оценивается:

«5» – данное свойство выражено очень ярко и очень часто проявляется в самых разнообразных ситуациях;

«4» – выражено менее ярко, проявляется довольно часто, иногда наблюдаются проявления противоположного свойства;

«3» – нет основания говорить о преобладании данного или противоположного ему свойства: например, экстравертированности или интровертированности, общительности или замкнутости и т. д.

«2» – проявляется довольно часто противоположное свойство;

«1» – ярко выражено противоположное свойство, оно очень часто проявляется в самых разнообразных жизненных обстоятельствах.

В качестве примера возьмем «общительность». Допустим, изучаемый школьник по пункту «а» оценен нами баллом «4», т. е. по результатам наблюдения, довольно легко и быстро знакомится с новыми людьми; по пункту «б» его оценка равна «5» баллам, по пункту «в» — «3» балла. Вычисляем с точностью до десятой среднеарифметическую оценку:

4+5+3=12; 12:3=4,0

 

 

Помещаем полученное число на шкалу:

Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––

1 2 3 4 5

Необщительность, Общительность,

замкнутость разговорчивость

 

Психологический диагноз: данный школьник характеризуется довольно высоким уровнем общительности по темпераменту.

Подобным образом определяется степень выраженности других свойств.

Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––Ѕ––––––––––––

1 2 3 4 5

 

 


Низкий уровень эмоциональной возбудимости

Низкий темп реакций

Низкий уровень активности

Низкая реактивность

Интровертированность

Пластичность

Низкий уровень тревожности

Необщительность (замкнутость)

Низкая резистентность

Высокий уровень эмоциональной возбудимости

Высокий темп реакций

Высокий уровень активности

Высокая реактивность

Экстравертированность

Ригидность

Высокий уровень тревожности

Общительность (разговорчивость)

Высокая резистентность


Последний этап – определение типа темперамента по таблице.

ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА

Свойства темперамента Тип темперамента
  сангвинический холерический флегматический меланхолический
эмоциональная возбудимость повышенная (на положительные воздействия) повышенная пониженная повышенная (на негативные воздействия)
Темп реакции ускоренный ускоренный замедленный. замедленный
Активность высокая высокая высокая низкая.
Реактивность высокая (примерно равна активности) высокая (преобладает над активностью) низкая невысокая.
Экстраверсия — интроверсия экстравертирован-ность экстравертирован-ность интровертирован-ность интровергирован-ность.
Ригидность — пластичность пластичность ригидность ригидность ригидность
Тревожность низкая низкая низкая высокая.
Общительность высокая высокая низкая низкая
Резистентность высокая высокая высокая низкая

 


 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.