Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. СТРУКТУРА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ





 

1. Сущность обучения как педагогического процесса, его задачи

2. Функции процесса обучения

3. Внутренняя структура процесса обучения

4. Закономерности обучения

5. Исторические и современные подходы к классификации принципов обучения.

 

1. Сущность обучения как педагогического процесса, его задачи

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение школьниками знаний умений и навыков, способов мышления и деятельности, а также опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и миру.

При этом знания мы рассматриваем как результат научного познания, а также как предмет усвоения. Результатом знаний является также теоретическое овладение обучающимися изучаемыми предметами. Следовательно, в педагогике знание можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.).

В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умения – это владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Навыки рассматриваются как автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства.

Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности и обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям относятся такие индивидуально-психологические свойства детей, которые помогают им добиваться успехов в различных видах деятельности: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, внимательность, произвольная память и т.д. Специальные способности проявляются в определенных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые в свою очередь развиваются в процессе обучения. К специальным способностям относятся способности к изобразительному или музыкальному искусству, литературному или техническому творчеству, склонности к точным или естественным наукам, занятиям спортом, хореографией и т.д. Общие и специальные способности имеют свою специфику. Однако развиваются они в тесном единстве.

Важнейшими задачами, которые решает процесс обучения, являются:

· стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;

· организация познавательной деятельности школьников по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

· развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся;

· выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

· совершенствование учебных умений и навыков школьников.

Таким образом, обучение есть специфический процесс познания, управляемый педагогом. При этом познавательную деятельность мы рассматриваем как единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности учащихся.

 

2. Функции процесса обучения

Комплексный подход к реализации содержания образования обусловливает наличие следующих функций обучения: образовательной, воспитывающей и развивающей. Рассмотрим сущность каждой из них.

Образовательная функция. Ее смысл состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков с целью их использования на практике. Научные знания, включающие в себя факты, понятия, законы, теории, обобщенную картину мира, должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность, осознанность знаний, их прочность и действенность. Знания должны иметь логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало бы из ранее усвоенного. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших специальных (по предмету) и общеучебных умений и навыков. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования.

Воспитательная функция. Осуществляется посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективное обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности, в свою очередь, невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

В современных условиях воспитывающая функция предполагает формирование научного мировоззрения, мышления, материалистического понимания законов природы и общества, мотивов учебной деятельности; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и социально приемлемых форм поведения.

Развивающая функция. Осуществляется более объективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности, то есть при осуществлении развивающего обучения. Развивающий характер обучения ориентирован на формирование личности как целостной психической системы, что предполагает развитие речи, мышления, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной, мотивационно-потребностной сфер личности.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функций.

 

3. Внутренняя структура процесса обучения

Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники, осуществляя свою деятельность: преподавание и учение. Основу процесса обучения составляют следующие дидактические отношения: «учитель – ученик», «ученик – содержание образования», «ученик – ученический коллектив», «учитель – содержание образования». Основными звеньями в этой цепи являются: «учитель – ученик – содержание образования». В соответствии с этим структуру процесса обучения можно представить следующим образом:

 

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

 
 


Преподавание Учение

(деятельность учителя) (деятельность ученика)

       
   


Научение

(результат деятельности

учителя и учащихся)

 

В процессе обучения принято выделять следующие структурные компоненты:

· целевой (определение целей и задач учебной деятельности учащихся);

· потребностно-мотивационный (формирование у учащихся потребностей в знаниях и мотивов учебной деятельности);

· содержательный (определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися на основе учебных программ, учебников, учебных пособий);

· операционно-деятельностный (организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом на основе применяемых методов, приемов и форм обучения);

· эмоционально-волевой (придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера);

· контрольно-регулировочный (регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся, самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность);

· оценочно-результативный (оценивание результатов учебной деятельности учащихся, самооценка результатов школьниками).

4. Закономерности обучения

Закономерности обучения выражают существенные повторяющиеся связи между условиями организации процесса обучения и его результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.

И.П. Подласый, исходя из логической основы многочисленных закономерностей обучения, предлагает систематизировать их следующим образом:

· Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности

– результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения;

– результаты обучения зависят от применяемых методов и средств обучения;

– результаты обучения зависят от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя;

– продуктивность усвоения заданного объема знаний и умений зависит от характера созданной педагогом учебной ситуации

· Гносеологические закономерности

– продуктивность усвоения знаний и умений прямо пропорциональна объему практического применения знаний и умений;

– умственное развитие учащихся прямо пропорционально их опыту творческой деятельности;

– результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий

· Психологические закономерности

– продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся;

– продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся;

– результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от индивидуальных склонностей обучаемых;

– продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню развития памяти, мышления учащихся, а также уровню их работоспособности

· Социологические закономерности

– продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов воспитанников;

– эффективность обучения зависит от «интеллектуальности» среды, в которой осуществляется жизнедеятельность учащихся;

– эффективность обучения зависит от стиля общения учителя с учащимися

· Организационные закономерности

– продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического и ученического труда;

– результаты обучения зависят от осознания учащимися своих учебных обязанностей;

– умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима жизнедеятельности, возраста, времени года, дня недели, времени суток.

Все названные закономерности процесса обучения являются общими. Они находят свое конкретное выражение в принципах обучения, которые в свою очередь мы рассматриваем как специфические закономерности процесса обучения.

 

5. Принципы обучения

Принципы обучения – это требования к организации процесса обучения.

Принципы обучения имеют исторический характер. Их выдвигали, формулировали и обосновывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Ф.А.В. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.

Метапринципы (едины как для процесса воспитания, так и для процесса обучения):

1. природосообразности;

2. культуросообразности;

3. гуманизма.

Система современных принципов обучения:

· принцип научности и мировоззренческой направленности обучения, связи обучения с жизнью

(глубокое и доказательное раскрытие учителем научных положений и фактов изучаемого материала, исключение ошибок и неточностей, демонстрация научных явлений в их историческом аспекте и развитии, обоснование роли и места научных знаний в жизни человека);

· принцип проблемности обучения

(постановка учителем перед учащимися познавательных проблем и задач, создание проблемных ситуаций, побуждающих школьников к активной мыслительной деятельности);

· принцип наглядности обучения

(изложение учителем материала на основе непосредственного наблюдения школьниками изучаемых предметов, явлений и т.д., включения различных каналов восприятия учащимися – зрение, слух, осязание и т.д., развития мышления детей от конкретного к абстрактному, повышения интереса учащихся к изучаемому материалу);

· принцип активности и сознательности учащихся в процессе обучения

(сознательность предполагает осмысление изучаемых фактов и явлений учащимися, активность – стремление учеников овладению системой знаний и умений, включение ведущих мотивов, стимулирующих их познавательную деятельность – мотивация, авторитет учителя и его доброжелательность, интерес к предмету и т.д.);

· принцип доступности обучения

(определение объема знаний и умений учащихся, подлежащих усвоению, на основе учета возрастных познавательных возможностей школьников и уровня их подготовленности; правильное распределение количества учебных часов, совершенствование учебных программ и учебников в соответствии с правилом следования от простого к сложному и от известного к неизвестному);

· принцип систематичности и последовательности обучения

(систематичность – изучение нового материала на основе ранее усвоенного, установление связей между темами, разделами и смежными предметами; последовательность – усвоение материала на основе взаимосвязанных понятий, где одно вытекает из другого в соответствии с логикой предмета);

· принцип прочности и цикличности обучения;

(исключение схоластической зубрежки и механического заучивания материала; обстоятельное осмысление научных фактов и явлений учащимися, зависящее от профессионального уровня учителя и сознательности школьников; длительное сохранение знаний в памяти путем систематического повторения);

· принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения

(овладение учащимися системой научных знаний, умений и навыков; развитие мышления, творческих способностей и памяти школьников; формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры учащихся в процессе обучения).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.