|
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙТема 1: Анализ социокультурной ситуации. Первое задание: Осуществить контент-анализ 5-7 публикаций(самостоятельно). Второе задание: По результатам контент-анализа заполнить сводные таблицы (см. карточку первичного учета информации и таблицы №1, 2, 3). На основе полученной информации определить приоритетные области проектирования и приоритетные категории населения, которые могут рассматриваться в качестве потенциальной аудитории программ. Третье задание: Подготовить сводную таблицу проблем, характеризующих основные составляющие ситуации: социокультурную среду, сферы жизнедеятельности и образ жизни. Осуществить классификацию проблем путем отнесения их к основным составляющим социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни[63]. Четвертое задание: Проранжировать проблемы по степени их значимости. Примечание: Каждое задание выполняется в три этапа: индивидуально, в подгруппах, после чего лидеры подгрупп в свободной дискуссии приходят к единому варианту классификации и заполняют сводную таблицу. Пятое задание: Самостоятельно заполнить сводную таблицу №4 (“Сферы проявления социально-культурных проблем и аудитория проекта”), которая в дальнейшем будет использована в процессе целевого и содержательного обоснования индивидуальных проектов. Шестое задание: по результатам анализа четырех сводных таблиц дать общую характеристику социокультурной ситуации путем анализа основных проблем социокультурной среды, сфер жизнедеятельности, образа жизни и на этой основе определить: а) приоритетные сферы проектирования и б)приоритетные категории и группы населения (потенциальную аудиторию программ). Результаты задания представляются в форме доклада подгрупп и последующей межгрупповой дискуссии. Тема 2: Обоснование содержательной части проекта. Задание: обосновать идею проекта (его замысел), решающего одну или несколько социально-культурных проблем (см. схему 5). Задание выполняется в два этапа: индивидуально, после чего в подгруппах дорабатывается один из проектов, который защищается в игровом режиме. Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения). Первое задание: Вариант 1: По результатам контент-анализа команды формулируют наиболее актуальные проблемы развития отрасли (например, культурно-досуговой сферы, туристской отрасли, кино-видеоиндустрии, рекламного дела и т.д.). Затем отраслевые проблемы ранжируются (каждая проблема оценивается по 5-ти бальной системе). Вариант 2: Для ранжирования предлагаются готовые формулировки отраслевых проблем (например, ограниченные возможности сферы культуры в связи с сокращением объемов финансирования; невостребованность творческого потенциала населения; низкая социально-культурная активность населения; отсутствие условий для саморазвития культурной жизни и др.). 2 задание: Выбрав одну из наиболее значимых (актуальных) проблем, команды должны определить тип проблемы, источник и носителя проблем (это могут быть специалисты сферы, ресурсодержатели, власть, население) и разработать вариант ее проектного решения. После этого происходит защита идей, их экспертиза и обсуждение. 3 задание: Индивидуально каждый студент разрабатывает проектное решение отраслевых проблем. После проведения межкомандной экспертизы проектных замыслов обсуждаются три лучших три худших проекта. Примечание. Особенности проектирования культурных услуг и варианты проектных решений “отраслевых” проблем определяются как проблемами, характерными для той или иной отрасли, так и специфическими технологиями (организация шоу-программ, рекламное дело, продюсерские и маркетинговые проекты и т.д.). В качестве примера общей логики и содержания практических занятий по данному разделу приведем алгоритм проектирования турпродукта. 1 задание: Оценить степень актуальности проблем развития туристской отрасли[64]. 2 задание: Обосновать замысел проектного решения проблемы. 3 задание: Сформулировать основные потребности и проблемы человека, которые он может удовлетворить в сфере туризма, и на этой основе: а)разработать классификацию мотивов туризма и б) определить потенциальные сегменты рынка, т.е. основные (перспективные) виды туризма и их социальную базу[65]. 4 задание: Разработка проекта тура. Разделы проекта: 1. Целевая аудитория тура (анализ потребностей и проблем тех категорий и групп населения, которые нуждаются в данном виде туризме и определение мотивов потенциальных туристов). 2. Цели и задачи тура. 3. Идея тура (т.е. обоснование его замысла — темы маршрута, примерного содержания путешествия). 4. Сегменты рынка (определение особых потребительских свойств турпродукта, социальной базы потенциальных потребителей). Проекты проходят экспертизу и обсуждение. Предварительно группа экспертов формулирует критерии оценки, определяемые потребительскими свойствами турпродукта. 5 задание: Разработка проекта рекламной кампании турпродукта. Структура проекта: 1.Анализ ситуации и сегментирование рынка сбыта, т.е. описание целевой аудитории (анализ требований потребителей, проблем и потребностей различных социальных групп), характеристика преимуществ турпродукта, характеристика конкурентов (включая содержание и способы реализации туруслуг). 2. Разработка стратегии рекламной кампании (ее идеи), включая: поиск способов позиционирования образа продукта (т.е. выделения марки, товара среди подобных); разработку основной темы рекламы или перечня тем[66]; обоснование целевых аудиторий потребителей. 3. Определение целей и задач рекламной кампании[67]; 4. Обоснование наиболее эффективных средств рекламы. 5. Формулировка критериев эффективности рекламной кампании. Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей КДУ. Каждая команда выбирает один их возможных типов КДУ (например, Центр экранной культуры, Дом ремесел, Музей-лаборатория, Клуб-Музей и т.д.). Задание: 1. Обосновать актуальность проекта путем анализа: — социально-культурных проблем; — отраслевых проблем (отражающих специфику той или иной сферы и соответственно— учреждения); — личностных проблем (которые определяют ожидания потенциальных посетителей учрежджения или потребителей предлагаемых им услуг). 2. Разработать модель учреждения включая: — цели деятельности; — направления деятельности; — должностную структуру. 3. Определить условия реализации проекта Защита проектов. Групповая дискуссия. В группу экспертов можно включить такие игровые роли, как Представитель населения, Работник комитета по культуре, Юрист. Примечание. В основу проектов такого типа необходимо положить идею соответствия: а)функций КДУ; б)проблем и потребностей населения и в)функциональных моделей специалистов[68].
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 1. Карточка первичного учета информации (контент-анализ публикаций) Источник (название, дата)__________________ Автор_____________________________________ Статья_____________________________________
Сводная таблица 1: Проблемы социально-культурной среды и образа жизни
Сводная таблица 2: Проблемы сфер жизнедеятельности
Сводная таблица 3: Проблемы социальных групп (аудитория проектов).
Сводная таблица 4: Сферы проявления социально-культурных проблем и аудитория проекта
5. Структура замысла проекта
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ 1.Слабый учет в процессе разработки туров возможных мотивов туризма различных социальных категорий и групп населения (незнание туристского спроса). 2.Низкий уровень маркетинговых исследований рынка туристских услуг. 3.Отсутствие технологий формирования спроса на продукты и услуги туристских фирм. 4. Существенное преобладание выездного (международного) и кризис внутреннего (национального) туризма. 5.Неразвитость (сокращение) детского и подросткого туризма. 6.Снижение спроса населения на традиционные туристские услуги. 7.Нарушение прав туриста в конфликтных ситуациях, вызванное игнорированием турфирмами основ законодательства о туризме, отсутствием информации туриста о своих правах, нарушением нормативно-правовых отношений потребителя и производителя и тур. услуг. 8. Противоречие между ростом потребностей населения в различных деловых поездках и несформированностью маркетинговых исследований рынка делового туризма (отсутствие информации о характере спроса на услуги делового туризма, снижающее эффективность работы туристски фирм). 9.Слабая информированность потенциальных туристов об отечественном и мировом рынке туристских услуг, позволяющая турфирмам давать потребителю ложную информацию. 10.Сокращение потока туристов в связи с усложнением процедуры оформления выездных и въездных документов, аккредитации фирм. 11.Низкий уровень культуры туристской безопасности (особенно детей и подростков), следствием которого является повышенный травматизм, конфликтные ситуации. 12.Низкие темпы роста зарубежного туризма вследствие плохого качества сервиса, несоответствия материальной базы туризма международным стандартам (на Россию приходится менее 1% мирового туристского потока). 13.Сокращение иностранных инвестиций в туристскую отрасль вследствие экономической и политической нестабильности. 14.Неблагоприятная социально-политическая ситуация, отпугивающая зарубежных туристов (рост преступности, этнические конфликты). 15.Снижение интереса к туризму как форме социально-культурной деятельности вследствие безответственной работы фирм-однодневок, преследующих цель извлечения сиюминутной прибыли (накладки в организации туров, организация туров в регионы со сложной социально-политической и санитарно-эпидемиологической ситуацией и др.). 16.Дефицит квалифицированных кадров в сфере организации туризма, слабое владение специалистами технологией разработки турпродукта (60% зарегистрованных фирм умирает, так и не начав деятельность). 17.Отсутствие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма. 18.Несформированность профессиональной этики работников туристской отрасли, отсутствие общественных структур межпрофессиональной консолидации. 19.Отсутствие условий для реализации потенциала туризма в решении социально-экономических проблем (создании новых рабочих мест и снижении уровня безработицы, увеличении валютных поступлений, пополнении государственного бюджета посредством взимания налогов с хозяйствующих субъектов туристского рынка. психофизическое оздоровление населения и др.). 20.Неразвитость инфраструктуры туризма. 21.Игнорирование турфирмами принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов. 22. Отсутствие специализации и кооперации в работе туристических предприятий. 23.Неразвитость в России форм туризма социально-культурной ориентации (социального, паломнического,экологического и др.). 24.Отсутствие заинтересованности в финансировании индустрии туризма отечественными и зарубежными инвесторами. 25.Недооценка со стороны властей и ресурсодержателей значимости туризма как эффективного средства оздоровления населения, решения проблем занятости и пополнения местного бюджета. 26.Отсутствие налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в туристскую отрасль и развитие туристской сферы. 27. Сокращение туристских ресурсов за счет утраты историко-культурного своеобразия и уникальности ряда территорий. разрушения уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение. 28.Невостребованность индуствией туризма ландшафтного и историко-культурного потенциала территорий, городов, др. типов поселений. 29.Несоответствие индивидуальных туристко-рекреационных потребностей различных социальных и профессиональных групп и номенклатуры туристских услуг (по содержанию, формам, стоимости). 30.Отсутствие системы информационного обеспечения индустрии национального и международного туризма. 31.Низкое качество рекламы турпродукта, дезинформирующей потребителя туруслуг. 32.Низкая эффективность рекламной деятельности в решении задач, связанных с формированием образа России как страны, благоприятной для туризма. 33.Противоречие между экстенсивным использованием рекреационного потенциала территорий и экологической защищенностью рекреационных зон (крайняя форма — разрушение природных ресурсов региона вследствие массового развития туризма). 34.Сокращение социальной базы туризма вследствие снижения платежеспособного спроса населения, социальной дифференциации населения по критерию материальных возможностей. 35.Утрата единого туристско-рекреационного потенциала субъектов Российской Федерации и стран СНГ как исторически сложившейся целостной системы из-за ложно понимаемой идеи суверенизации. 36.Противоречие между исторически сложившимися ориентациями на отдых в Крыму, в Закавказье, в Закарпатье, в Прибалтике, Среднеазиатском регионе и курсом руководства этих регионов на свертывание или переориентацию их рекреационной специфики. 37.Изменение культурных ценностей населения в регионах интенсивного туризма вследствие культурной экспансии гостей (вызванной непониманием культурной специфики, неуважением ценностей местных культур). 38.Негуманное отношение туристов к природе, вызванное недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития человека. 39.Неразвитость оздоровительного туризма (в т.ч. семейного). 40.Низкий уровень туристской этики (неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов, обусловленное снижением исторической, экологической и духовно-нравственной культуры населения). 41. “Клиентизация” отношений в регионах с интенсивным развитием туризма, вызванная массовой занятостью населения “оказанием услуг” (атмосфера заискивания перед туристами, которым демонстративно предоставляются в пользование памятники культуры, недоступные местным жителям). 42.Отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, неразвитость краеведческой деятельности, препятствующие развитию национального туризма. 43.Слабый учет в разработке туристских маршрутов персонифицированных духовных символов и национальных референтов, определяющих культурную самобытность страны, региона. 44.Низкий уровень культуры диалога (взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий), провоцирующий межэтнические конфликты, способствующий усилению социальной напряженности. 45.Какие еще ________________________________________
![]() ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|