Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОРЯДКУ ЭКСПЛУАТАЦИИ





УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра Российской

Федерации по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных

бедствий

генерал-лейтенант внутренней службы

 

А.П.Чуприян

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОРЯДКУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ

 

 

Москва - 2007

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ - 3

 

2. НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ – 3

 

2.1. ВСАСЫВАЮЩИЕ И НАПОРНО-ВСАСЫВАЮЩИЕ РУКАВА - 3

2.2. НАПОРНЫЕ РУКАВА - 5

 

3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ РУКАВОВ - 9

 

3.1. ПОСТАНОВКА РУКАВОВ НА ВООРУЖЕНИЕ ПОЖАРНЫХ ЧАСТЕЙ И ДЛЯ КОМПЛЕКТАЦИИ ПОЖАРНЫХ КРАНОВ - 9

3.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - 13

3.3. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВСАСЫВАЮЩИХ И НАПОРНО-ВСАСЫВАЮЩИХ РУКАВОВ - 14

 

3.3.1ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА - 14

3.3.2ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - 15

3.3.3РЕМОНТ - 18

3.3.4ХРАНЕНИЕ - 20

 

3.4. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НАПОРНЫХ РУКАВОВ - 21

 

3.4.1 ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА - 21

3.4.2 ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - 26

3.4.3 РЕМОНТ - 29

3.4.4 ХРАНЕНИЕ - 34

 

3.5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ НАПОРНЫХ РУКАВОВ В ПОЖАРНЫХ КРАНАХ - 35

3.6. ОБОРУДОВАНИЕ РУКАВОВ ПОЖАРНЫМИ СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ГОЛОВКАМИ - 35

 

4. СПИСАНИЕ, УТИЛИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПОДАЧИ РЕКЛАМАЦИЙ - 36

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Примерная структура и содержание формуляра

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Примерный перечень оборудования, необходимого для оснащения рукавных баз и рукавных постов пожарных частей

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Значения испытательного давления при проверке рукавов на герметичность

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящее Методическое руководство определяет организацию и порядок эксплуатации пожарных рукавов, включающие правила технического обслуживания, хранения, ремонта и списания пожарных рукавов, а так же меры по обеспечению безопасности работы с ними.

Находящиеся в эксплуатации пожарные рукава должны быть в исправном состоянии. Исправное состояние пожарных рукавов обеспечивается соблюдением правил эксплуатации и хранения, своевременным проведением технического обслуживания и качественным выполнением ремонта.

Ответственность за поддержание в исправном состоянии и сохранность пожарных рукавов возлагается на руководителя подразделения (организации).

 

НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Пожарный рукав представляет гибкий трубопровод, предназначенный для транспортирования огнетушащих веществ и оборудованный при эксплуатации в расчете пожарной машины, а также в составе пожарного крана пожарными соединительными головками.

Пожарные рукава (далее - рукава) подразделяются на: всасывающие, напорно-всасывающие и напорные.

 

НАПОРНЫЕ РУКАВА

 

Напорный рукав предназначен для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением для пожаротушения.

Напорный рукав должен соответствовать ГОСТ 51049-97 «Техника пожарная». Рукава пожарные напорные. Общие технические требования. Методы испытаний» и НПБ 152-2000 «Техника пожарная». Рукава пожарные напорные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний».

Напорные рукава состоят из тканого или ткановязаного каркаса и внутреннего гидроизоляционного покрытия. При изготовлении каркаса напорного рукава, используют нити из химических и натуральных волокон.

 

 

Внутреннее гидроизоляционное покрытие изготавливается из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов.

Напорные рукава с каркасом из натуральных волокон могут не иметь внутреннего гидроизоляционного покрытия.

В зависимости от назначения напорного рукава его каркас может иметь наружное защитное покрытие или пропитку.

По назначению напорные рукава подразделяются на:

Ø предназначенные для комплектации пожарных машин (РПМ);

Ø предназначенные для оборудования наружных (РПК-Н) и внутренних пожарных кранов зданий и сооружений (РПК-В).

В зависимости от величины условного прохода (DN) и рабочего давления (Рр), напорные рукава классифицируются в соответствии с таблицей 2.

 

 

Таблица 2

Тип DN Рр, МПа (кг/см1), не менее
РПК 25,40,50,65 1,0(10,0)
РПМ   1,2(12,0)
25,40,50,65,80,90 1,6(16,0)
25,40, 50,65, 80 3,0 (30,0)

 

 

РПК - эксплуатируются в пожарных кранах зданий и сооружений, где установлены пожарные насосы на рабочее давление 1,0 МПа.

РПМ-1,2 - эксплуатируются при прокладке магистральных линий от пожарных насосных станций ПНС 110.

РПМ-1,6 - эксплуатируются на пожарных автомобилях и других пожарных машинах, оборудованных пожарными насосами на рабочее давление 1,6 МПа.

РПМ-3,0 эксплуатируются на пожарных автомобилях и других пожарных машинах, оборудованных пожарными насосами высокого давления до 3,0 МПа.

 

По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на:

Ø обычного исполнения;

Ø специального исполнения: износостойкие (И), маслостойкие (М), термостойкие (Т);

Ø напорные рукава специального исполнения обладают повышенной стойкостью:

Ø износостойкие - к абразивному износу (истиранию);

Ø маслостойкие - к воздействию масел и различных нефтепродуктов;

Ø термостойкие - к воздействию нагретых твердых предметов.

 

 

Особую подгруппу термостойких напорных рукавов составляют перколированные напорные рукава.

Перколированные напорные рукава - напорные рукава, конструкция которых обеспечивает термостойкость за счет увлажнения их наружной поверхности по всей длине транспортируемыми огнетушащими веществами (водой, водными растворами пенообразователей и т.п.) под давлением. Перколированные напорные рукава, предназначены в основном для тушения пожаров, где необходима прокладка напорных рукавов по нагретым до значительной температуры поверхностям (тлеющим торфяникам, углям и т.п.).

Основные технические характеристики напорных рукавов при поставке предприятием-изготовителем приведены в таблице 3.

 

 

Таблица 3

Показатель Значение показателя
Длина, м:  
РПК 10 + 20
РПМ 20 ±1
Относительное удлинение напорного рукава при рабочем давлении, %, не более  
Относительное увеличение диаметра напорного рукава при рабочем давлении, %, не более:  
РПК  
РПМ  

 

 

Продолжение таблицы 3

Показатель Значение показателя
Масса 1 м, кг, не более  
DN 25 0,25
DN 40  
DN 50 0,45
DN 65 0,55
DN 80 0,65
DN 90 0,83
DN 150 1,2
Температура окружающего воздуха при эксплуатации для напорных рукавов климатического исполнения по ГОСТ 15150, С0  
ТУ 1 от минус 30 до плюс 40
У 1 от минус 45 до плюс 40
УХЛ 1 от минус 60 до плюс 40
Температура окружающего воздуха при транспортировании и хранении для напорных рукавов климатического исполнения по ГОСТ 15150, С0  
ТУ 1 от минус 40 до плюс 50
У 1 от минус 50 до плюс 50
УХЛ 1 от минус 60 до плюс 50
Примечание - Для РПК-В и перколированных напорных рукавов нижний предел рабочих температур не устанавливается. Климатическое исполнение только по условиям транспортирования и хранения.

 

Примеры условного обозначения:

напорного рукава с условным проходом 50, на рабочее давление 1,6 МПа, обычного исполнения, климатического исполнения ТУ1 по ГОСТ 15150, для оборудования пожарных машин:

РПМ-50-1,6-ТУ;

напорного рукава с условным проходом 65, на рабочее давление 3,0 МПа, износостойкого, маслостойкого, термостойкого, климатического исполнения У1 по ГОСТ 15150, для оборудования пожарных машин:

РПМ-65-3.0-ИМТ-У.

 

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ РУКАВОВ

 

Эксплуатация рукавов включает в себя:

Ø постановку на вооружение пожарных частей и для комплектации пожарных кранов;

Ø применение в работе при тушении пожаров;

Ø техническое обслуживание;

Ø ремонт;

Ø хранение.

Технологическая схема эксплуатации рукавов приведена на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2

 

Отмачивание (оттаивание)

 

Доставленные на рукавную базу (пост) или в часть использованные на пожаре или учении всасывающие и напорно-всасывающие рукава в зимнее время должны полностью оттаять в теплом помещении. Для этого может быть использована ванна с водой (рисунок 5).

Чтобы ускорить процесс оттаивания, ванна закрывается сверху крышками и в нее подается горячая вода. Эта же ванна используется для отмачивания загрязненных всасывающих и напорно-всасывающих рукавов.

 

 

Рисунок 5 - Ванна для отмачивания (оттаивания)

 

Мойка

 

После оттаивания или отмачивания всасывающие и напорно-всасывающие рукава подаются на мойку. Их моют вручную щеткой или с использованием приспособлений и механизированного оборудования.

 

Внешний осмотр

 

Внешний осмотр всасывающих и напорно-всасывающих рукавов, находящихся в эксплуатации, проводят после каждого применения, но не реже одного раза в месяц, а при хранении на складе и рукавных базах не реже одного раза в год.

Их подвергают осмотру на наличие маркировки, возможных внешних и внутренних повреждений или дефектов.

Наружную поверхность всасывающих и напорно-всасывающих рукавов, включая головки и места их соединения с данными рукавами, проверяют визуально, внешним осмотром на изменение цвета, наличие пятен, порезов, проколов, деформаций, изломов, трещин и т.д.

Деформации и отслаивания на внутренней поверхности проверяют визуально, осмотром на свет.

При ослаблении натяжения хомутов, крепящих всасывающие и напорно-всасывающие рукава к всасывающим пожарным соединительным головкам, хомуты подтягиваются с помощью ключа и контрятся гайкой.

По результатам осмотра, принимают решение о дальнейшей эксплуатации всасывающих и напорно-всасывающих рукавов или необходимости их испытания и ремонта.

 

Испытание

 

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее одного раза в 6 месяцев при плановых проверках, а также в случае, если они не выдержали проверку внешним осмотром и после ремонта.

В условиях хранения на складе или рукавной базе, всасывающие и напорно-всасывающие рукава испытывают по истечении гарантийного срока хранения на герметичность рабочим давлением (таблица 1 приложения № 3).

При испытании всасывающего и напорно-всасывающего рукава на герметичность при избыточном давлении, один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой, имеющей кран для выпуска воздуха. При открытом кране испытываемый рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха. Кран закрывают и постепенно повышают давление в испытываемом рукаве до значения испытательного давления согласно таблице 1

 

 

приложения № 3. Выдерживают его при этом давлении в течение 10 мин. На испытываемом рукаве и в местах соединений с пожарными соединительными головками не должно быть разрывов и местных вздутий, просачивания воды, а также деформации металлической спирали.

Для испытания всасывающих и напорно-всасывающих рукавов на герметичность при разрежении, один конец испытываемого рукава подсоединяют к вакуум-линии с мановакуумметром (вакуумметром), другой заглушают. Создают в испытываемом рукаве разрежение, равное (0,08 ±0,01) МПа, затем перекрывают вакуум-линию и выдерживают при этом разрежении в течение 3 мин. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. В процессе испытаний на наружной поверхности испытываемого рукава не должно быть сплющивания и изломов. После испытания внутреннюю полость испытываемого рукава просматривают на свет. Всасывающий или напорно-всасывающий рукав, выдержавший испытание, не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслоения.

Отслоение внутреннего слоя резины визуальным осмотром обнаружить сложно, так как слой резины при снятии разрежения занимает первоначальное положение. Поэтому всасывающий или напорно-всасывающий рукав проверяют на возможность забора воды из водоисточника с помощью насоса. При наличии отслоения и перекрытии проходного сечения испытываемого рукава, вакуумметр показывает высокое разрежение, но вода в насос не поступает.

 

Сушка

 

Сушить всасывающие и напорно-всасывающие рукава следует, зимой в рукавных сушилках, летом на открытом воздухе в тени. Температура сушки не должна превышать плюс 50 С. Запрещается сушить их на отопительных батареях, котлах, крышах зданий и на солнце. После испарения влаги всасывающие и напорно-всасывающие рукава удаляются изсушилки.

 

РЕМОНТ

 

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава следует ремонтировать, если они не выдержали испытаний, а также при наличии видимых механических повреждений (проколы, абразивный износ, смятие спирали и т.п.) и других неисправностей.

При потере герметичности и внешних повреждениях на самих всасывающих и напорно-всасывающих рукавах, в зависимости от характера повреждения, их ремонтируют одним из следующих способов:

а)наложением заплат на наружную поверхность ремонтируемого рукава клеевыми составами;

б)вулканизацией сырой резиной.

При повреждении пожарных соединительных головок на всасывающих и напорно-всасывающих рукавах, необходимо заменить пожарные соединительные головки и присоединить их методом навязки в соответствии с п. 3.6 Методического руководства или при помощи хомутов.

 

ХРАНЕНИЕ

 

Хранению подлежат только чистые всасывающие и напорно-всасывающие рукава.

Не допускается хранение всасывающих и напорно-всасывающих рукавов вблизи работающего оборудования, способного выделять озон, а также искусственных источников света, выделяющих ультрафиолетовые лучи. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от действия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.

 

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава должны храниться в помещении на стеллажах параллельными рядами высотой не более I м при температуре от минус.25 до плюс 30 С и размещаться на расстоянии не менее 1 метра от отопительных приборов.

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава больших диаметров размещаются на нижних полках стеллажей. Новые всасывающие и напорно-всасывающие рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.

Срок хранения должен быть не более 10 лет. Конкретный срок хранения указывается в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.

Один раз в гол проводится их внешний осмотр.

По истечении срока хранения, указанного в эксплуатационной документация комиссионно проверяется качество всасывающих и напорно-всасывающих рукавов внешним осмотром и проведением испытаний в соответствии с п. 3.3.2.4 Методического руководства.

При положительных результатах испытаний, они либо поступают в эксплуатацию, либо на дальнейшее хранение с последующей проверкой 1 раз в год. При постановке на эксплуатацию всасывающие и напорно-всасывающие рукава испытывают в соответствии с п. 3.1 Методического руководства.

 

 

Рукавные колена, задержки, зажимы, мостики и другие приспособления относятся к пожарно-технической продукции и должны изготавливаться по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

При использовании напорных рукавов на пожарах» в книге службы отражается их диаметр и номера, в случае выхода напорных рукавов из строя или получения повреждения, дополнительно указывается характер повреждения. Дата и характер повреждения в четырехдневный срок заносится ответственным за эксплуатацию рукавов в формуляр напорного рукава.

После окончания тушения пожара при сборке напорных рукавов, зажимы снимают, а место течи отмечают.

При эксплуатации напорных рукавов в зимнее время необходимо:

Ø при работе, забирать юлу для подачи в напорные рукава, из открытых водоисточников на больших глубинах, где ее температура несколько выше, чем у поверхности;

Ø подачу воды производить по одной магистральной линии, при этом насос должен работать да повышенных оборотах с не полностью открытым напорным патрубком, что позволяет несколько повысить температуру воды в напорных рукавах от трения ее о рабочее колесо и стенки корпуса насоса;

Ø во избежание замерзания воды, в напорном рукаве необходимо убедиться в устойчивой работе центробежного насоса, сливая воду черта второй напорный патрубок, к которому не присоединена напорная линия. Через 15-20 с нужно увеличить число оборотов вала насоса и плавно подавать воду в магистральную линию, одновременно закрывая запорную арматуру (клапан, задвижка) второго патрубка;

Ø во избежание замерзания воды в рукавных линиях при температуре минус 20 °С и ниже, к разветвлению присоединяется максимум рабочих линий» увеличиваете» скорость подачи воды, при этом не прекращается полностью подача воды из пожарных стволов, а когда по условиям работы бывает нужно на непродолжительное время перекрыть пожарные стволы, то часть воды сбрасывается через свободный патрубок разветвления;

Ø после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из напорных рукавов. Вмерзшие в лед напорные рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс изкошмы, смачиваемой горячей водой.

Перед складированием напорных рукавов, места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания напорных рукавов, сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку их надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или другим способом не допуская механических повреждений, укладывая напорные рукава во всю длину.

При тушении пожаров в условиях низких температур необходимо использовать рекомендации заводов-изготовителей напорных рукавов.

По истечению срока службы, указанного в формуляре, напорные рукава должны быть замены новыми. В случае, если после окончания срока службы напорные рукава сохранили свои качества и не подверглись старению (определяется при внешнем осмотре), они допускаются к эксплуатации, только после испытания на герметичность под давлением, указанным в таблице 3 приложения № 3.

 

Отмачивание (оттаивание)

 

Доставленные на рукавную базу (пост) или в часть использованные на пожаре или учении напорные рукава должны полностью оттаять в теплом помещении. Для этого может быть использована ванна с водой (рисунок 5). Чтобы ускорить процесс оттаивания, ванна закрывается сверху крышками и в нее подается горячая вода. Эта же ванна используется для отмачивания загрязненных напорных рукавов.

 

Мойка

 

После оттаивания или отмачивания напорные рукава подаются на мойку. Загрязненные напорные рукава очищаются от грязи при помощи специальных рукавомоечных машин, а при их отсутствии щетками с использованием воды.

 

Внешний осмотр

 

Внешний осмотр напорных рукавов, находящихся в эксплуатации, проводят после каждого применения, но не реже одного раза в месяц, а при хранении на складе и рукавных базах не реже одного раза в год.

Рукава подвергают осмотру на наличие маркировки, возможных внешних повреждений или дефектов.

 

 

Наружную поверхность напорного рукава, включая пожарные соединительные головки и места их соединения с напорным рукавом, проверяют внешним осмотром на изменение цвета, наличие пятен, порезы, проколы, смятие, трещины и т.д.

По результатам осмотра, принимают решение об их испытании или ремонте.

 

Испытание

 

Испытания напорных рукавов, находящихся в эксплуатации проводятся после каждого применения, но не реже одного раза в 6 месяцев. Напорные рукава испытывают на герметичность под давлением, указанным в таблице 2 приложения № 3.

После ремонта или по истечении гарантийного срока хранения, указанного в эксплуатационной документации, их испытывают на герметичность под давлением, указанным в таблице 3 приложения № 3.

Напорные рукава из натуральных волокон (льняные и льноджутовые) перед испытаниями заполняют водой под давлением от 0,2 (2) до 0,4 (4) МПа (кг/см2) и выдерживают в течение 5 минут. Данные напорные рукава под испытательным давлением после намокания льняных нитей каркаса не должны иметь свищей, кроме пылевидных.

Напорные рукава допускается испытывать в виде линии до пяти штук, одного условного прохода.

При гидравлическом испытании напорный рукав или линия из напорных рукавов присоединяется к насосу с манометром. На другой конец напорного рукава или линии присоединяется перекрывной пожарный ствол или трехходовое разветвление. В соединениях между испытываемыми рукавами и применяемой арматурой должна быть обеспечена герметичность. После удаления воздуха и заполнения линии водой, постепенно поднимают давление воды в напорном рукаве до испытательного. Под этим давлением держат линию в течение времени необходимого для осмотра напорного рукава (линии из напорных рукавов) по всей длине и соединений в месте навязки их на пожарные соединительные головки. Появление свищей и капель воды не допускается (исключение составляют перколированные напорные рукава).

Результаты испытания заносятся в формуляр напорного рукава.

Сушка

 

Сушить, напорные рукава можно в башенных, камерных и других сушилках, Башенная сушилка (рисунок 11) должна иметь калорифер или другие приборы для подогрева воздуха.

 

1. лебедка; 2. короб дляотвода воздуха; 3. шибер; 4. трос; 5. верхняя решетка; 6. ролик да» подвески; 7. напорный рукав; 8. сушильная камера; 9. жалюзи; 10. короб для подвода воздуха; 11. шибер; 12. калорифер; 13. водосток.

 

Рисунок 11 - Схема башенной сушилки

 

Развешивать напорные рукава для сушки нужно равномерно по всему сечению шахты. Плотность заполнения должна быть от 10 до 15 напорных рукавов на 1 м2. Подъем их производится лебедкой.

В камерных сушилках напорные рукава сушат свернутыми в свободную скатку с зазорами от 20 до 25 мм между витками.

 

При отсутствии рукавных сушилок напорные рукава следует сушить:

Ø вне помещения при температуре воздуха плюс 20 'С и выше при относительной влажности не выше 80 %. Их развешивают или раскладывают на решетчатый наклонный стеллаж. При этом они должны быть защищены от прямого действия солнечных лучей и осадков;

Ø в помещении с достаточно нагретым воздухом или с теплоизлучающими приборами напорные рукава располагаются так же, как и в сушилках или на решетчатых стеллажах, на расстоянии не менее 1 м от теплоизлучающих приборов. В обоих случаях продолжительность сушки не должна превышать 24 часов.

 

Сушить напорные рукава следует согласно инструкции по эксплуатации для каждого типа напорного рукава.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ СУШИТЬ ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ОТОПИТЕЛЬНЫХ БАТАРЕЯХ И КОТЛАХ.

Не допускается подвешивать их для сушки на металлических неокрашенных предметах.

 

Скатка и перекатка

 

После сушки напорные рукава скатывают в одинарную или двойную скатку. Для скатывания может быть использовано специальное приспособление.

Периодичность перекатки напорных рукавов должна соответствовать эксплуатационной документации на конкретный напорный рукав.

 

РЕМОНТ

 

В процессе эксплуатации напорные рукава получают повреждения, которые могут быть устранены ремонтом. Ремонту подвергают вымытые и высушенные напорные рукава.

Напорные рукава, получившие повреждения каркаса, ремонтируют следующими способами:

а)вулканизацией;

б)с применением клеев.

Напорные рукава, получившие повреждения пожарных соединительных головок и мест соединений с ними, оборудуются пожарными соединительными головками заново в соответствии с п. 3.6 Методического руководства.

Технология ремонта конкретного типа напорного рукава должна быть изложена в формуляре, составленном заводом-изготовителем.

 

 

Первый способ

 

Вулканизированный резиновый клей приготавливают из сырой клеевой резины, которую растворяют в авиационном бензине. Сырую клеевую резину нарезают мелкими кусками, помещают в плотно закрывающуюся банку и заливают авиационным бензином в соотношении: 3 кг бензина на 1 кг резины. Полученная смесь отстаивается в течение суток. По истечении этого срока набухшую резину тщательно перемешивают и всмесь еще заливают такое же количество бензина. После чего, смесь в течение 2-3 часов снова тщательно перемешивают до получения однородной массы клея.

Ремонтируемое место напорного рукава и заплата обезжиривается путем тщательной протирки ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или другом растворителе.

На ремонтируемое место и заплату наносят от пяти до семи слоев клея общей толщиной не более 1 мм, причем каждый следует просушивать до такого состояния, когда к клеевой поверхности не будут прилипать волоски сухой щетки. После просушки последних сдоев клея на напорном рукаве и заплате, заплата накладывается на ремонтируемое место и равномерно прижимается к нему легкими ударами резинового молотка.

Участок напорного рукава с наложенной заплатой кладут на плиту вулканизационного аппарата заплатой вниз и плотно прижимают к плите струбциной, под которую подкладывают деревянную доску (подкладку) размером, превышающим заплату.

Напорный рукав с заплатой выдерживают при температуре от плюс 130 до плюс 140 "С в течение от 35 до 40 мин.

 

 

Второй способ

 

Заплату изготавливают из сырой резины и прорезиненного полотна, применяемого для ремонта автомобильных шин. После подготовки ремонтируемого места на напорный рукав кладут сырую резину толщиной 2 мм, а на нее прорезиненное полотно. Размер заплаты из сырой резины должен быть величину от 20 до 25 мм больше размеров поврежденного участка по всем направлениям, а заплата из прорезиненного полотна должна перекрывать заплату из сырой резины на величину от 15 до 20 мм по всем сторонам.

Наложенную заплату из сырой резины и прорезиненного полотна тщательно прикатывают к напорному рукаву, после чего вулканизируют в течение 25 мин при температуре от плюс 130 до плюс 140 °С.

 

Ремонт с применением клеев

 

Ремонт сквозных проколов или порезов осуществляется постановкой наружных и внутренних заплат одновременно. При повреждениях напорных рукавов без нарушения целостности внутреннего гидроизоляционного слоя ремонт осуществляется наложением наружных заплат.

При использовании любого из клеев подготовка заплат и мест ремонта осуществляется в следующей последовательности:

Ø место на напорном рукаве и заплата зачищается, у латексированных напорных рукавов в месте повреждения, кроме того, удаляется латексная пленка и поверхности склеивания обезжириваются;

Ø на ремонтируемое место и заплату кистью наносят от одного до трех слоев клея в зависимости от склеиваемых поверхностей, причем каждый слой просушивается в течение от 15 до 20 мин при комнатной температуре;

Ø после просушки последних слоев клея заплата накладывается на ремонтируемое место и прижимается к нему пальцами рук или легкими ударами резинового молотка;

Ø участок напорного рукава с наложенной заплатой целесообразно поместить в пресс или между зажимами струбцины, плотно зажать и выдержать в течение от 10 до 15 мин при комнатной температуре.

 

На наружную поверхность заплаты накладывается пергамент или полиэтилен дога предотвращения случайного приклеивания ее к поверхности контакта в прессе или струбцине.

Пергамент или полиэтилен вводите» также в напорный рукав под ремонтируемое место во избежание склеивания внутренней поверхности гидроизоляционного слоя.

Давление с которым заплата должна быть прижата к напорному рукаву, устанавливается из расчета 5 кг на 1 см2 поверхности заплаты и выдерживается при комнатной температуре в течение одного часа.

После этого напорный рукав извлекается да пресса и выдерживается без деформации отремонтированного места в течение от 10 до 13 часов.

Установка заплат внутрь напорного рукава производится с помощью приспособления, схема которого показана на рисунке 12. Обработка внутренней поверхности напорного рукава в месте установки заплаты осуществляется через разрыв в напорном рукаве.

 
 
1. камера под резиновой мембраной; 2. заплата; 3. напорный рукав; 4. опорное кольцо; 5. подвод сжатого воздуха


 

Рисунок 12 - Приспособление для прижима заплаты

 

Воздух, подаваемый в камеру под давлением от 0,3 до 0,5 МПа, расправляет: ее и прижимает заплату к ремонтируемому участку напорного рукава.

В таком положении они выдерживаются в течение одного часа, затем давление воздуха снижается до нуля, а приспособление извлекается из напорного рукава.

 

 

Заплаты изготавливают из кусков напорного рукава того же типа. Размеры заплат определяются величиной разрыва напорного рукава. При этом дается припуск от краев разрыва во все стороны на величину от 35 до 40 мм.

При ремонте проколов установка заплат внутрь рукава на предварительно подготовленное место производится с помощью специального держателя заплат (рисунок 13).

 

 

 

Рисунок 13 Держатель заплат

 

 

Заплату устанавливают на мембрану приспособления обращенной наружу клеевой стороной.

Для того, чтобы заплата в процессе установки держателя к ремонтируемому месту не смещалась, ее в 2-3 точках приклеивают к мембране клеем, который при высыхании и деформации мембраны отклеивается, позволяя свободно извлекать приспособление из рукава.

Технология ремонта конкретных типов и модификаций напорных рукавов должна быть приведена в формуляре, составленном предприятием - изготовителем. По окончании ремонта, ответственным за эксплуатацию

 

 

напорных рукавов, в формуляр вносятся сведения о ремонте (вид ремонта, характер повреждения).

Отремонтированные напорные рукава испытывают гидравлическим давлением (таблица 3 приложения № 3) не ранее, чем через 24 часа после ремонта.

 

ХРАНЕНИЕ

 

Хранению подлежат только чистые напорные рукава. Не допускается хранение напорных рукавов вблизи работающего оборудования, способного выделять озон, а также искусственных источников света, выделяющих ультрафиолетовые лучи. Рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от действия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.

Напорные рукава должны храниться, разделенными по их условным проходам, на пронумерованных стеллажах на расстоянии не менее 1 метра от отопительных приборов.

Хранить их следует в помещениях с условиями (температура, влажность), отвечающими требованиям эксплуатационной документации на них. Помещения для хранения напорных рукавов должны иметь естественную вентиляцию. Эти помещения могут иметь как искусственное, так и естественное освещение, в последнем случае стекла окон нужно зашторивать.

Напорные рукава хранятся на стеллажах в скатках в вертикальном положении. Стеллажи обеспечиваются поддонами, на которые укладываются скатки напорных рукавов. Поддоны должны исключать контакт скатки с острыми кромками каркасов стеллажей. Хранение других веществ и материалов совместно с напорными рукавами не допускается.

Напорные рукава больших диаметров размещаются на нижних полках стеллажей.

Новые напорные рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.

ТО напорных рукавов, находящихся на хранении заключается в периодическом осмотре и перекатывании: полное раскатывание напорного рукава из скатки и скатывание его в скатку. Периодичность и особенности перекатывания должны быть указаны в эксплутационной документации на конкретный напорный рукав.

 

 

ФОРМУЛЯР

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра Российской

Федерации по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных

бедствий

генерал-лейтенант внутренней службы

 

А.П.Чуприян

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОРЯДКУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ

 

 

Москва - 2007

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ - 3

 

2. НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ – 3

 

2.1. ВСАСЫВАЮЩИЕ И НАПОРНО-ВСАСЫВАЮЩИЕ РУКАВА - 3

2.2. НАПОРНЫЕ РУКАВА - 5

 

3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ РУКАВОВ - 9

 

3.1. ПОСТАНОВКА РУКАВОВ НА ВООРУЖЕНИЕ ПОЖАРНЫХ ЧАСТЕЙ И ДЛЯ КОМПЛЕКТАЦИИ ПОЖАРНЫХ КРАНОВ - 9

3.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - 13

3.3. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВСАСЫВАЮЩИХ И НАПОРНО-ВСАСЫВАЮЩИХ РУКАВОВ - 14

 

3.3.1ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА - 14

3.3.2ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - 15

3.3.3РЕМОНТ - 18

3.3.4ХРАНЕНИЕ - 20

 

3.4. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НАПОРНЫХ РУКАВОВ - 21

 

3.4.1 ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА - 21

3.4.2 ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - 26

3.4.3 РЕМОНТ - 29

3.4.4 ХРАНЕНИЕ - 34

 

3.5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ НАПОРНЫХ РУКАВОВ В ПОЖАРНЫХ КРАНАХ - 35

3.6. ОБОРУДОВАНИЕ РУКАВОВ ПОЖАРНЫМИ СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ГОЛОВКАМИ - 35

 

4. СПИСАНИЕ, УТИЛИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПОДАЧИ РЕКЛАМАЦИЙ - 36

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Примерная структура и содержание формуляра

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Примерный перечень оборудования, необходимого для оснащения рукавных баз и рукавных постов пожарных частей

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Значения испытательного давления при проверке рукавов на герметичность

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящее Методическое руководство определяет организацию и порядок эксплуатации пожарных рукавов, включающие правила технического обслуживания, хранения, ремонта и списания пожарных рукавов, а так же меры по обеспечению безоп







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.