|
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ.РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА. РАЗВИТИЕ НАУКИ. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. ПЕЧАТЬ. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. 5 .ЛИТЕРАТУРА. АРХИТЕКТУРА. 7. ЖИВОПИСЬ. 8. ТЕАТР. 9.МУЗЫКА. РАЗВИТИЕ НАУКИ. Ускоренное развитие промышленности предъявляло запросы к разным областям знаний. Требования новой эпохи в подготовке детей к жизни выразил в своих работах педагог к.д. Ушинский. Он создал новую образовательную систему. Значительные успехи были сделаны в медицине, математике, химии, физике. Труды замечательного русского хирурга и педагога Н. И. Пирогова нанесли удар по натурфилософским идеалистическим взглядам на природу и жизнь. Ученый указал на опыт как на главный метод научного познания природы и человека. Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России. Талантливым военным инженером П. Н. Яблочковым была изобретена дуговая лампа. Русский электротехник А. Н. Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. В конце столетия А. С. Попов изобрел радио. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. В XIX в. русскими путешественниками было сделано немало выдающихся географических открытий. В 1803 г. началась и в 1806 г. завершилась первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. На кораблях «Надежда» и «Нева» мореплаватели прошли Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Особенно важные исследования были проведены на Дальнем Востоке, где были нанесены на карту очертания берегов Сахалина, других островов. На основе материалов экспедиции составили «Атлас Южных морей». В 1819-1821 гг. состоялась вторая русская кругосветная экспедиция. Ее возглавили Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. В январе 1820 г. шлюпы (одномачтовые корабли) экспедиции совершили крупнейшее открытие - подошли к неведомому тогда ледяному континенту - Антарктиде. Шлюпы в тяжелейших условиях обошли вокруг весь материк, нанеся на карту часть его побережья. Кроме того, моряки Беллинсгаузена и Лазарева открыли ряд островов в южной части Тихого океана. 3. ПЕЧАТЬ. Самой популярной в Петербурге в первой половине XIX в. была книжная торговля А. Ф. Смирдина, так как он не только реорганизовал издательство и книготорговлю, увеличив тиражи, удешевил стоимость книг, но и занимался просветительской деятельностью. Смирдин был первым, кто ввел плату за литературный труд. Развитие образования и науки в пореформенные годы создало условия для дальнейшего увеличения выпуска книг, журналов и газет. За последние 30 лет XIX в. возникло более тысячи новых типографий, в том числе и крупных. Издательства И.Д. Сытина, А. С. Суворина, Ф. Ф. Павленкова и др. работали быстро и качественно. Было издано много книг для народа. Главным принципом книгоиздателей был выпуск хороших и дешевых книг. Увидели свет книги из серий «Жизнь замечательных людей», «Пушкинская библиотека», «Популярно-научная библиотека», «Новая библиотека» и др. Популярностью пользовались журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русский архив», «Русская старина», «Вокруг света», «Вестник Европы», «Русский вестник». К концу века в России издавалось 105 ежедневных газет. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. В правление Александра I в России была создана единая система, включавшая начальное, среднее и высшее образования. В дальнейшем происходило ее постепенное становление и совершенствование. Но только реформа 1861 г. дала толчок для качественного рывка в развитии образования. Быстро увеличивается сеть начальных школ. Они делились на церковноприходские школы, народные училища Министерства народного просвещения и земские школы. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Основными типами средних школ были гимназии и реальные училища. 5. ЛИТЕРАТУРА. XIX век - самый блестящий период в истории русской литературы. В это время были созданы творения, получившие всемирное признание. АРХИТЕКТУРА. В начале XIX в. русские зодчие обогатили неоклассицизм ХVIIIв. национальными чертами, создав стиль русского классицизма. Выдающимся русским зодчим был А. Н. Воронихин. Он создал Казанский собор - сооружение монументальное и величественное, органически вошедшее в ансамбль Невского проспекта Петербурга. А.Д. Захаров известен как автор уникального здания Главного адмиралтейства, для композиции которого характерна четкая, законченная ритмическая система. Ряд градостроительных архитектурных работ огромного масштаба выполнил также ведущий мастер этого времени К. И. Росси. Ему принадлежит создание многих дворцов Петербурга и других городов. Черты триумфальной приподнятости, особой мажорности архитектуры - особенность стиля позднего русского классицизма. С 30-хгг. XIX в. все более распространенным становится так называемая эклектика - смешение разных архитектурных стилей. Своеобразный «русско-византийский стиль» был присущ К. А. Тоту - автору храма Христа Спасителя в Москве, Николаевского (Ленинградского) вокзала и многих других сооружении. Во второй половине XIX в. строительство приобрело огромный размах. Сооружались фабричные здания, магазины, банки, вокзалы, жилые дома, театры, музеи; внедрялись новые материалы (цемент, железные конструкции). Продолжалось господство эклектики. В 70-80-х гг. XIX в. архитекторы в поисках национального стиля обратились к народному прикладному искусству и памятникам русского зодчества ХVII в. Наиболее значимыми постройками этого стиля стали здания Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Верхних торговых рядов (ГУМ) (А. Н. Померанцев, инженер В. Г. Шухов), храм Спаса на крови в Петербурге на месте убийства Александра II (А. А. Парланд) и др. ЖИВОПИСЬ. В живописи в первой половине XIX в. господствовал академический классицизм, центром которого была императорская Академия художеств. Среди представителей академического искусства выделялись своим талантом К.П. Брюллов и Ф. А. Бруни. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» произвела большое впечатление на современников. Важнейшим событием в живописи стало творчество А.А. Иванова, автора эпической картины «Явление Христа народу». МУЗЫКА. В начале XIX в. творили талантливые композиторы А.А.Алябьев, А.Н.Верстовский, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев и др. В их произведениях были сильны романтические мотивы. Во второй четверти XIX в. начался период бурного расцвета русской музыки. Подлинно национальную музыку создал М И. Глинка, который написал оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», симфоническую пьесу «Камаринская». Младшим современником Глинки и продолжателем его традиций был А. С.Даргомыжский. Над оперой «Русалка» композитор работал около 10 лет. В своем творчестве он утверждал принципы критического реализма. Традиции Глинки и Даргомыжского во второй половине XIX в. продолжили композиторы «Могучей кучки »: М.А. Балакирев, ДА. Кюu, М. П. Мусоргский, А. П Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Члены «Могучей кучки» собирали и обрабатывали русские народные песни. Они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Сюжеты брали в русской литературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы Мycopгского. Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве». В 60 - 70-е п. XIX в. музыка не только достигла своего расцвета, но и вышла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами «Могучей кучки» этому способствовал близко примыкавший к ним великий русский композитор П.И. Чайковский, чья слава получила мировое признание (наиболее известны опера «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонические и другие произведения). ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|