Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ





 

Выше уже отмечался многоуровневый характер социологического знания. Общая социологическая теория, формационная теория общества, отраслевые социологические теории и специальные (частные) социологические теории выступают в целом фундаментом, основой социальной работы как науки и учебной дисциплины. Но выполняют эту функцию, разумеется, по-разному Общая социологическая теория дает целостное представление о человеческом обществе как таковом. Формационный срез социологического знания позволяет давать характеристику общества на конкретном этапе его развития и функционирования. Отраслевые социологические теории характеризуют общество с точки зрения отдельных сфер общественной жизни. Специальные социологические теории (или теории среднего уровня) дают знания отдельных, частных социальных процессов, отдельных видов социальной деятельности и социальных общностей и групп, закономерностей их функционирования и развития в органической взаимосвязи с другими частными процессами, видами деятельности и общностями (группами) людей.

Особым уровнем социологического знания выступают эмпирические исследования, где важную роль играют разработка программы социологического исследования, его организация, методы и техника сбора и обработки полученного информационного материала. При этом эмпирический уровень социологического знания выступает как бы связующим звеном между теоретической социологией (с учетом всех указанных выше ее уровней), с одной стороны, и социальной работой как наукой и специфическим видом деятельности, с другой. Важно также подчеркнуть, что социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию — расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации, без чего невозможен анализ практической социальной работы, невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение ее эффективности.

В силу небольшого объема главы остановимся на реализации функции социологического образования (на его эмпирическом уровне) социальных работников. Для этого кратко проанализируем содержание курса «Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы», реализуемого на факультете социальной работы Московского государственного университета сервиса уже более пяти лет.

Этот курс предназначен для студентов (4 года обучения), специализирующихся в области социальной работы. Он представляет собой органическое сочетание социологии и ряда предметов по социальной работе. Курс предусматривает более углубленное, практическое освоение социальной профессиональной деятельности с помощью методов и техники социологических исследований. Его реализация возможна только на основе уже полученных базовых знаний в области социологии и социальной работы.

Основная цель предлагаемого студентам курса — освоить практические навыки по организации исследований, составлению программ, овладеть методами и техникой сбора первичной социальной информации, умением обобщать и анализировать ее, формулировать на этой основе выводы и рекомендации по решению проблем социальной защиты населения.

В рамках курса проводятся практические занятия, в том числе участие в полевых социологических исследованиях, преобладает самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя и практических социальных работников. Реализуемый курс, предназначенный для социальных работников, может послужить основой и для подготовки студентов по другим специальностям (тем более, что многие из них тесно связаны с социальной деятельностью, а некоторые фактически являются составными частями, направлениями социальной работы).

Курс «Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы» включает 18 тем. В первой теме «Социология и ее место в системе подготовки социальных работников» рассматриваются такие вопросы:

1) объект и предмет социологии, теории и методики социальной работы: общее и особенное;

2) взаимосвязь функций, законов и категорий социологии, теории и методики социальной работы;

3) специальные социологические теории и социальная работа (здесь обращается внимание на особую значимость отдельных социологических теорий — социология социальной сферы, социология социальной структуры, социология управления и др. — для специалистов по социальной работе);

4) эмпирическая социология и практика социальной работы;

5) роль социологов в деятельности служб социальной защиты населения.

Во второй теме «Социологические исследования как инструмент познания проблем социальной работы» обсуждаются сущность, структура и функции социологических исследований проблем социальной работы, их типы и виды, рассматриваются в общем плане основные направления этих исследований в России.

Третья тема «Разработка программы социологического исследования проблем социальной защиты населения (с учетом избранных тем курсовых и дипломных работ)» имеет два аспекта изучения (проработки). Первый связан с повторением и закреплением теоретических знаний о программе исследования. Второй (главный) предусматривает разработку студентами (в аудитории и дома) программы социологического исследования, причем поэтапно, по мере выполнения учебного плана курса; определение содержания каждого компонента программы с учетом избранной студентом курсовой (или дипломной) работы; обсуждение по мере разработки частей программы в группе под руководством преподавателя.

Особое место в курсе занимает четвертая тема «Интерпретация и операционализация понятий применительно к проблематике социальной защиты населения». В ней интерпретация и операционализация рассматриваются как две основные процедуры логического анализа, как инструменты органической связи теоретико-методологической и методической частей программы, как необходимые процедуры в разработке методик, инструментария и документов сбора первичной социальной информации. Каждый студент не только изучает теорию вопроса, но и разрабатывает ту часть программы исследования, которая связана с логическим анализом основных понятий, инструментарий исследования по избранной теме. Скажем, по семейной проблематике студент должен не только дать интерпретацию понятия «семья», но и произвести операционализацию этого понятия с учетом количественного, социально-демографического состава семьи и других характеристик, подготовить анкету «Неполная семья и ее социальная защита». Все разработки обсуждаются в группе под руководством преподавателя.

По теме 5 «Специфика организации социологического исследования в области социальной защиты населения» студенты составляют рабочий план исследования по избранной ими теме курсовой (или дипломной) работы.

В теме 6 «Теория и практика выборочного метода применительно к области социальной защиты населения» студенты, помимо теоретического обсуждения темы, определяют также способ формирования выборочной совокупности по избранной проблематике. Например, сколько и где необходимо опросить неполных семей, для того чтобы реализовать цели и задачи своего исследования.

По теме 7 «Методологические и методические проблемы измерения в сфере социальной защиты населения» рассматривается специфика измерения в социальной работе, определяются типы шкал, которые целесообразно использовать для измерения интересующих студентов характеристик объекта (например, инвалидов), разрабатывается инструментарий (анкета, бланк и т. д.) для изучения избранной проблемы с использованием различных видов шкал.

В темах 8-15 рассматриваются основные методы и техника социологических исследований проблем социальной работы: опрос; традиционный и контентный анализ регулятивно-правовых и других документов в социальной работе; наблюдение; социометрический метод; игровые методы; эксперимент; метод экспертных оценок. Помимо теоретического обсуждения сущности и содержания методов, студенты разрабатывают анкеты, кодификаторы открытых и полуоткрытых вопросов, бланки контент-анализа документов, карточки наблюдения и другие документы (инструментарий), позволяющие использовать тот или иной метод для получения искомой социальной информации.

После означенной выше работы курсом предусмотрено полевое исследование— сбор материала (тема 16). Оно проводится, как правило, после изучения и усвоения студентами проблем организации исследования, приобретения умения разрабатывать программу, инструментарий, уяснения техники сбора и обработки информации, решения организационных вопросов с соответствующими социальными и другими службами. Возможен также эпизодический сбор информации в процессе изучения курса.

Полевое исследование может проводиться отдельным студентом или группой студентов по избранной теме или близким темам.

На полевое исследование программой курса отводится 12 часов (не считая времени сбора информации в процессе изучения курса). Кроме того, задачи полевого исследования студенты могут решать за счет времени, отводимого на самостоятельную работу.

По теме 17 «Обработка, анализ и обобщение информации по проблемам социальной работы» студенты готовят научный отчет по своей теме, обсуждают его в учебной группе. Основные выводы и предложения исследования обсуждают с практическими работниками соответствующих социальных служб. При этом в процессе практики студентам рекомендуется попытаться внедрить рекомендации в деятельность социальных учреждений, выявить, что удалось и что не удалось сделать и почему.

Заключительное занятие по курсу (тема 18) проводится в форме конференции, на которой студенты докладывают о результатах исследования по своим темам. На конференцию приглашаются студенты младших курсов, преподаватели кафедр, практические социальные работники, с которыми студенты имели рабочие контакты.

Отчетность по курсу предусматривает: обязательное выступление студента по какой-либо одной теме; активное участие в обсуждении вопросов по всем другим темам; разработку студентом программы и инструментария социологического исследования по избранной им теме; написание курсовой работы по предлагаемой тематике учебного курса. В итоге студент получает две оценки: экзаменационную (с учетом перечисленных видов работ) и оценку по курсовой работе.

Опыт реализации курса показал большую заинтересованность студентов в изучаемом предмете и большую отдачу, эффективное освоение студентами теоретических положений социологии и социальной работы и навыков, приемов организации исследования, получения и обработки социальной информации. Думается, что данный опыт вполне применим и на других специальностях и специализациях факультетов и институтов университета, да и других вузов.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Сравните объекты и предметы социологии и социальной работы как науки.

2. Сопоставьте функции социологии и социальной работы.

3. Почему социология является методологической основой для социальной работы как науки и учебной дисциплины?

4. В чем вы видите влияние социальной работы на социологию?

5. Проанализируйте связь социальной работы с различными уровнями социологического знания.

6. Проанализируйте известные вам социологические исследования проблем социальной работы.

7. Какие методы социологических исследований целесообразно использовать для изучения тех или иных проблем социальной защиты населения?

8. Какие методологические и методические приемы (технологии) целесообразно использовать для изучения проблематики вашей специальности (специализации)? Обоснуйте свой ответ.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антология социальной работы/Сост. М.В. Фирсов. — М., 1994—1995. — Т. 1-3.

2. Григорьев С.И. Социология и социальная работа.— Барнаул, 1991.

3. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы. — М., 1992.

4. Основы теории и практики социальной работы. — Барнаул, 1994.

5. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. — М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т./Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. — М., 1997.

8. Социальная работа/Отв. ред. И.А. Зимняя. — 1992-1994. — Вып. 1-10.

9. Социология: Учеб. пособие/Под ред. П.Д. Павленка. — М.: ГАСБУ, 1995,

10. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие/Рук, авт. кол-ва И.Г. Зайнышев. — М.: Союз, 1994.

11. Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. — М.: ГАСБУ, 1993. — Вып. 1; 1995. — Вып. 2.

12. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — М.: Прометей, 1998.

13. Энциклопедия социальной работы/Пер, с англ. — М., 1993—1994. —.Т. 1-3.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.