|
Этические стандарты для психологического исследования,
принятые Американской психологической ассоциацией
№
| Название
стандарта
| Выдержки из содержания стандарта
| 5.02.
| Соблюдение конфиденциальности
| Участники должны быть уверены, что никто, кроме экспериментатора, не узнает их имени, а в отчетах будут фигурировать только анонимные данные. Единственное исключение составляют случаи, когда закон вынуждает исследователей открыть определенную информацию, сообщенную испытуемыми (например, жестокое обращение с детьми, положительный результат анализа на туберкулез). В исследованиях, где возможны подобные ситуации, при составлении документа о согласии экспериментаторы должны указать на ограниченность конфиденциальности
| 6.06.
| Планирование исследований
| Психологи планируют исследования так, чтобы свести к минимуму возможность получения недостоверных результатов.
При планировании исследований психологи изучают их этическую приемлемость, опираясь на кодекс АРА. Если этическая сторона неясна, психологи консультируются с исследовательскими советами, комитетами по защите животных, коллегами и другими лицами
| 6.07.
| Ответственность
| Психологи проводят исследования в соответствии со своей компетентностью и с должным вниманием относятся к достоинству и благополучию участников.
Исследователям и ассистентам разрешено выполнять только те задания, для которых они специально подготовлены.
| 6.08.
| Соответствие законам
и стандартам
| Психологи планируют и проводят исследования в соответствии с федеральными и местными постановлениями и законами, а также профессиональными стандартами, регулирующими проведение исследований с участием людей или животных.
| 6.09.
| Разрешение институтов на проведение исследований
| Психологи получают разрешение на проведение исследований у институтов (комитетов по исследованиям) или других организаций, предоставляя им подробную информацию о целях исследования. Они проводят исследование в соответствии с одобренным протоколом исследований.
| 6.10.
| Распределение обязанностей
| До начала исследования (кроме исследований, включающих только анонимные опросы, естественные наблюдения и т. д.) психологи заключают соглашение с участниками, в котором определяется суть исследования и обязанности обеих сторон.
| 6.11.
| Осведомленное согласие
на участие
в исследовании
| Для получения осведомленного согласия психологи используют понятный участникам исследования язык. Осведомленное согласие соответствующим образом документируется.
Выражаясь на понятном для участников языке, психологи информируют их о сути исследования. Они сообщают, что участники по желанию могут согласиться или отказаться от участия в исследовании, объясняют предполагаемые последствия согласия или отказа, информируют участников о важных факторах, способных повлиять на принятие решения (таких, как риск, неудобства, вредные воздействия или нарушение конфиденциальности, кроме представленных в стандарте 6.15 «Мистификации в исследованиях»), а также излагают другие аспекты, интересующие будущих участников.
| 6.13.
| Осведомленное согласие в
исследованиях
| Прежде чем производить видео- или аудиозапись участников исследования, психологи получают от них осведомленное согласие. Этого не требуется только в случае исследований, основывающихся на естественном наблюдении в общественных местах и не предполагающих использование записей для опознания участников или нанесения им какого-либо ущерба.
| 6.15.
| Мистификация в
исследованиях
| Психологи не проводят исследования с использованием мистификации, за исключением тех случаев, когда применение техники мистификации оправдано ожидаемой научной, образовательной или прикладной ценностью исследования и при этом недостаточно проведения альтернативной процедуры без мистификации.
Психологи никогда не скрывают от участников исследования важные аспекты, которые могут повлиять на их намерение участвовать в экспериментах, например физический риск, неудобства или неприятные эмоциональные ощущения.
Любая другая мистификация, являющаяся неотъемлемой частью экспериментального плана, должна быть раскрыта участникам как можно раньше, по возможности в конце их участия, но не позже окончания исследований.
Поскольку дети могут не до конца понять документ о согласии, их родители или официальные опекуны дают согласие за них. Несмотря на это всем детям, кроме самых маленьких, исследователи обязаны сообщить об эксперименте и получить их согласие. Родители могут дать осведомленное согласие на изучение, но они не могут присутствовать в комнате. Требуется, чтобы было получено согласие у тех, кто косвенно может быть вовлечен в исследование. Например, у учителей, чьи ученики участвуют в экспериментах. Также в кодексе говорится о стимулах, применяемых исследователями для пробуждения желания участвовать в экспериментах, и поощрениях за выполненные задания. Поощрения «не должны сильно превышать размер обычно получаемых ребенком»サ
| 6.18
| Необходимость дебрифинга
| Дебрифинг выполняет две главные функции: «демистификацию» и «десенсибилизацию». Демистификацияозначает сообщение участникам истинной цели эксперимента, а десенсибилизация— снижение стресса или других негативных ощущений, появившихся в ходе исследования.
|
| Исследование животных
| Предъявляются требования строгого обоснования степени дискомфорта, переживаемого животными.
Аппетентные процедуры (т. е. процедуры, использующие положительное подкрепление) должны по возможности заменить процедуры с отрицательным подкреплением.
По окончании эксперимента должно проводиться обсуждение альтернативы уничтожению животных. Однако иногда эвтаназия необходима или как требование к эксперименту, или вследствие того, что она является наиболее гуманным способом избавиться от животных по завершении исследования. В таком случае процедура должна быть проведена гуманным способом, в соответствии с видом животных, под анестезией или способом, гарантирующим мгновенную смерть, а также в соответствии с процедурами, одобренными университетским комитетом по использованию и обращению с животнымиサ
| 6.21
| Отчет о
результатах
| Психологи не фабрикуют данные и не фальсифицируют результаты исследований в своих публикациях.
Если психологи обнаружат важные ошибки в опубликованных ими данных, они стараются исправить эти ошибки путем коррекции, опровержения, исправления опечаток или другими подходящими средствами.
| 6.22
| Плагиат
| Психологи не выдают значительные части чужих работ за свои собственные, даже при наличии ссылок на эти работы или источники данных.
| 6.25
| Сырые данные
| После опубликования результатов исследования психологи не должны скрывать данные, лежащие в основе сделанных выводов, от других ученых, желающих проанализировать их с целью проверки выдвинутого утверждения и намеревающихся использовать данные только для этого, при условии, что нужно защитить конфиденциальность участников.
Лучшая защита против обвинений в том, что ваши результаты выглядят странно, — это ваша способность предоставить данные по первому требованию.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|