Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ





ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности психолога. К ним относятся: клиническая и консультативная психологическая практика, диагностика, обучение, тренинг и супервизорство, создание тестовых и измерительных методик, обучающее консультирование, организационное консультирование, проведение социальных вмешательств и другие подобные занятия.

При приеме на работу в образовательные учреждения психолога необходимо знакомить с Этическим кодексом. Условия соблюдения Кодекса могут быть включены в текст трудового договора с педагогом-психологом системы образования. Соответствие деятельности психолога положениям Этического кодекса является необходимым условием при аттестации специалиста. В ходе аттестации факты грубого нарушения Этического кодекса могут быть квалифицированя как несоответствие занимаемой должности, и повлечь за собой меры, предусмотренные трудовым законодательством.



Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГА

 

Этические принципы призваны обеспечить:

- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
- защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов,
педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
- сохранение доверия между психологом и клиентом;
- укрепление авторитета психологической службы образования среди
обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1 . Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности. 4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. 9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в
работе психологов в международном сообществе.

 

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

 

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. 4. Психолог собирает и использует лишь ту информацию о клиенте, которая необходима ему для решения задач, определяемых планом его работы и специфики учреждения, где он работает. 5. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. (В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие). Вся психологическая информация может заноситься в специальную карту, которая шифруется при регистрации.
6. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
7. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).
8. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

 

ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

 

1. Психолог постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, знакомится с последними достижениями в области психологии. 2. Психолог применяет только надежные и валидные методы изучения психических свойств, качеств и состояний личности, способствует применению их другими.

3. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
4. В интересах оптимального выполнения своей задачи психолог сотрудничает с другими психологами и с представителями смежных отраслей науки.

5. Психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования. При необходимости психолог консультируется с экспертом в соответствующей области (руководителем методического объединения, членом научно-методического совета службы практической психологии и другими специалистами).

6. Новые психолого-педагогические программы, используемые в повседневной массовой практике, утверждаются на областном научно-методическом совете службы практической психологии. 7. Психолог имеет право проводить анализ использования психологических методик педагогами и другими участниками образовательного процесса.

 

ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. Он популяризирует психологические знания для повышения благополучия общества.
2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и
не использует результаты работы им во вред.
3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
5. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны. Все скрытые цели, включенные в замысел работы, должны быть раскрыты клиенту не позднее окончания этой работы.

 









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.