|
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
|
| УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета ППиСН
А.Б. Тугаров
«_____» __________________ 2016 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.2.25.1/2 Основы психогенетики
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки Психология образования
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения – Очная, заочная
Пенза, 2016
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Основы психогенетики» являются ознакомление обучающихся с основами одной из фундаментальных естественно-научных дисциплин психологии - генетикой поведения и формирование у них умения использовать эти знания при анализе психологических данных; формирование правильного, научного понимания неразделимого участия наследственных и средовых факторов в формировании человеческой индивидуальности. в том числе, познакомить обучающихся с логикой развития психогенетики; изучить методологический аппарат психогенетики, в том числе и основных положений общей генетики; познакомить с экспериментальными методами психогенетики и методами статистического анализа, которые в ней используются; познакомить с эмпирическим материалом психогенетики: исследованиями психо-физиологических, когнитивных характеристик, формировать представление о вкладе психогенетики в исследование процесса развития.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата
Дисциплина «Основы психогенетики» относится к вариативной части (дисциплина по выбору студента) профессиональногоцикла.
Изучение данной дисциплины базируется на знании программы по следующим предметам: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» (Б1.1.12), «Психология развития» (Б1.1.18), «Клиническая психология детей и подростков» (Б1.1.19), «Дефектология» (Б1.2.7).
Содержание данной дисциплины отражается в вопросах итоговой государственной аттестации и заданиях преддипломной практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
ПК-5, ПК-7
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
Коды
компетенции
| Наименование компетенции
| Структурные элементы компетенции
(в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
|
|
|
| ПК-5
| выявляет специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Знать: о специфике психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Уметь: самостоятельно анализировать специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
| Владеть: основными методами специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
| ПК-7
| прогнозирует изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях
| Знать: об изменених и динамике уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях.
| Уметь: прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических.
| Владеть: методами прогнозирует изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонения.
| 4. Структура и содержание дисциплины «Основы психогенетики»
4.1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 108 часа.
№
п/п
| Наименование
разделов и тем
дисциплины (модуля)
| Семестр
| Недели семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
| Аудиторная работа
| Самостоятельная
работа
| Всего
| Лекция
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Всего
| Подготовка к аудиторным занятиям
| Реферат, эссе и др.
| Написание конспектов
| Собеседование
| Проверка конспектов
| Контрольная работа
| Проверка рефератов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. Введение в психогенетику
|
| 1-4
|
|
|
| |
|
|
|
| | | | | 1.1
| Тема 1.1 Общее введение в психогенетику
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.2
| Тема 1.2. Основы современной генетики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.3
| Тема 1.3. Методы современной психогенетики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.4
| Тема 1.4. Количественные методы психогенетики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2. Роль генотипа и среды в развитии
|
| 5-12
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.1
| Тема 2.1 Генетические и средовые детерминанты в межиндивидуальной вариативности
психофизиологических функций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.2
| Тема 2.2 Роль генетических и средовых факторов в развитии психологических признаков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.3
| Тема 2.3 Развитие как предмет психогенетики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.4
| Тема 2.4 Генотип-средовые соотношения в индивидуальном развитии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.5
| Тема 2.5 Генотип и среда в возникновении психических нарушений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.6
| Тема 2.6 Генотип и фенотип при наследовании поведенческих пвтернов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.7
| Тема 2.7 Коррекция фенотипических расстройств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.8 Метод генограммы в психогенетики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость, в часах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация
| Форма
| Семестр
| Экзамен
|
|
4.1.2 Структура дисциплины (заочная форма обучения)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.
№
п/п
| Наименование
разделов и тем
дисциплины (модуля)
| Семестр
| Недели семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
| Аудиторная работа
| Самостоятельная
работа
| Всего
| Лекция
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Всего
| Подготовка к аудиторным занятиям
| Реферат, эссе и др.
| Написание конспектов
| Собеседование
| Проверка конспектов
| Контрольная работа
| Проверка рефератов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. Введение в психогенетику
|
| 1-4
|
|
| | |
|
|
|
| | | | | 1.1
| Тема 1.1 Общее введение в психогенетику
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.2
| Тема 1.2. Основы современной генетики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.3
| Тема 1.3. Методы современной психогенетики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.4
| Тема 1.4. Количественные методы психогенетики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2. Роль генотипа и среды в развитии
|
| 5-12
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.1
| Тема 2.1 Генетические и средовые детерминанты в межиндивидуальной вариативности
психофизиологических функций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.2
| Тема 2.2 Роль генетических и средовых факторов в развитии психологических признаков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.3
| Тема 2.3 Развитие как предмет психогенетики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.4
| Тема 2.4 Генотип-средовые соотношения в индивидуальном развитии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.5
| Тема 2.5 Генотип и среда в возникновении психических нарушений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.6
| Тема 2.6 Генотип и фенотип при наследовании поведенческих паттернов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.7
| Тема 2.7 Коррекция фенотипических расстройств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.8 Метод генограммы в психогенетики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость, в часах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация
| Форма
| Семестр
| Экзамен
|
|
4.2. Содержание дисциплины
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|