Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Л Е К Ц И Я ПСИХИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРАВА





 

 

Методика проведения: классическая лекция.

Основное содержание темы:

Формы психического отражения окружающей действительности. Понятие психики и ее основные функции. Понятие и содержание сознания как формы отражения действительности. Функции сознания. Психологический механизм воздействия правовых норм на личность и формирования правомерного поведения. Классификация психических явлений и их характеристика. Понятие и классификация познавательных психических процессов.

Понятие и характеристика ощущения. Учет закономерностей проявления ощущений в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика восприятия. Учет закономерностей проявления восприятий в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика внимания. Учет закономерностей проявления внимания в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика памяти. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события преступления участниками уголовного процесса.

Понятие и характеристика представления. Учет индивидуальных особенностей представлений в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика воображения. Учет индивидуальных особенностей воображения в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика мышления. Характеристика интуиции. Характеристика и структура интеллекта.

Понятие и характеристика речи. Учет особенностей речи в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Культура речи сотрудника органов внутренних дел.

Основные понятия и термины, подлежащие усвоению.

Психика, сознание, познавательная сфера личности. познавательные процессы, ощущение, восприятие, память, представление, внимание, мышление, воображение, речь.

Основные цели лекции:

1. Сформировать понятие о познавательной сфере как о системе взаимосвязанных познавательных процессов, проявляющихся как целостные феномены в жизнедеятельности личности.

2. Изучить понятия, функции, свойства и основные закономерности познавательных процессов.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Ощущение и восприятие – непосредственное отражение окружающей действительности: функции, механизмы, виды, свойства, закономерности.

2. Внимание как регулятор психической активности: функции, виды, свойства.

3. Память: функции, виды, механизмы.

4. Представление: проблема понимания данного феномена, виды представления.

5. Опосредованное отражение окружающей действительности: мышление и воображение: подходы к пониманию, функции, виды, механизмы.

6. Понятие и характеристика речи.

Основная литература:

1. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. (Учебник нового века).

Дополнительная литература:

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб: Речь, 2004.

2. Бреслав Г. Психология эмоций: Учеб.пос. – М.: Академия, 2004.

3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. – СПб, 2003.

4. Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб.пос. – СПб: Питер, 2004.

5. Ганченко И.О., Клейберг Ю.А., Кокорева Л.А. Введение в психологию конфликта: Учеб.пос. – Краснодар: КА МВД России, 2005.

6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.

7. Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб: Речь, 2002.

8. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб: Питер, 2004.

9. Когнитивная психология: Учебник / Под ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб.пос. – М.: Смысл, 2005.

11. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: Учеб.пос. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

12. Милорадова, Н.Г. Психология и педагогика: учебник / Н.Г. Милорадова. – М.: Гардарики, 2007.

13. Нуркова, В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М.: Высшее образование, 2006.

14. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учеб.пос. / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, 2007.

15. Петров, В.Е. Психологическая диагностика в ОВД: учеб.пос. / В.Е. Петров. – М., 2006.

 

Опорный материал лекции.

Ощущение является чувственным ото­бражением объективной реальности. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных ком­плексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называе­мого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основ­ная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводя­щих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому назы­вают центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Ощущение – активный процесс.

Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций.

Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития.

Виды ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна приня­то различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обо­няние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущении по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б. Г. Ананьев го­ворил об одиннадцати видах ощущений. А. Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принци­пам — систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модально­сти, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой)

Систематическая классификация ощущений (Ч. Шеррингтон): интероцептивные, проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних про­цессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках же­лудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., на­зываются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.

Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в простран­стве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равно­весия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю груп­пу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

 

Генетический подход, предложенный английским неврологом X. Хэдом. Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствитель­ности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифферен­цированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (го­лод, жажда и др.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объек­тивированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом пла­не, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество — (модальность ощущений) это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый патентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для бо­левых — 370 мс, а для вкусовых — всего 50 мс.

След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздра­жителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет теп­ло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

Верхний абсолютный

Нижний абсолютный

Разностный

Закон Вебера — Фехнера —интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя

На основе этих наблюдений Г. Фехнер в 1860 году сформулировал «основной психофизический закон», по которому сила ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя :

где — значение интенсивности раздражителя. — нижнее граничное значение интенсивности раздражителя: если , раздражитель совсем не ощущается. - константа, зависящая от субъекта ощущения.

Так, люстра, в которой 8 лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, насколько люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То есть количество лампочек должно увеличиваться в одинаковое число раз, чтобы нам казалось, что прирост яркости постоянен. И наоборот, если абсолютный прирост яркости (разница в яркости «после» и «до») постоянен, то нам будет казаться, что абсолютный прирост уменьшается по мере роста самого значения яркости. Например, если добавить одну лампочку к люстре из двух лампочек, то кажущийся прирост в яркости будет значительным. Если же добавить одну лампочку к люстре из 12 лампочек, то мы практически не заметим прироста яркости.

Можно сказать и так: отношение минимального приращения силы раздражителя, впервые вызывающего новые ощущения, к исходной величине раздражителя есть величина постоянная.

Закон Бугера – Вебера — один из основных законов психофизики, открытый французским ученым П. Бугером, согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражителя на некоторую постоянную его долю. Так, исследуя способность человека распознавать тень на экране, который одновременно освещался другим источником света, Бугер показал, что минимальный прирост освещения предмета &, необходимый для того, чтобы вызвать ощущение едва заметного различия тени от освещенного экрана, зависит от уровня освещенности экрана I, но отношение &/I - величина постоянная. К выявлению такой же закономерности пришел несколько позднее, но независимо от Бугера немецкий ученый Э. Вебер. Он проводил эксперименты на различение весов, длин линий и высоты звукового тона, в которых также показал постоянство отношения едва заметного изменения раздражителя к его исходной величине. Это отношение (&/I), характеризующее величину дифференциального порога, зависит от модальности ощущения: для зрения она равна 1/100, для слуха — 1/10, для осязания — 1/30. В дальнейшем было показано, что выявленный закон не имеет универсального распространения, а справедлив только для средней части диапазона сенсорной системы, в котором дифференциальная чувствительность имеет максимальное значение. За пределами же этой части диапазона дифференциальный порог возрастает, особенно в диапазонах абсолютных нижнего и верхнего порогов

Сенсорной адаптацией называется изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувстви­тельность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Повышение чувствительности в результате взаи­модействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией.

Синестезией — возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощу­щения, характерного для других анализаторов.

Развитие ощущений в детском возрасте связано с общим психическим развитием.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.