Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль детских музыкальных школ и детских школ искусств в воспитании и развитии детей.





Учреждения дополнительного образования детей, в частности детские школы искусств и музыкальные школы играют важную роль в воспитании и развитии детей. Дина Константиновна Кирнарская известный педагог-музыкант, психолог, искусствовед, обращаясь к современным родителям, назвала 10 причин, по которым нужно отдать ребенка в музыкальную школу. Она назвала воспитательные и развивающие функции занятий музыкой:

· музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину;

· занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности, а также способности к овладению языками;

· занятия музыкой развивают структурное мышление;

· занятия в музыкальной школе развивают навыки общения (коммуникативные навыки).

Какие же условия ДШИ и ДМШ способствую реализации воспитательных функций.

В первую очередь - это общение с музыкой. Все мыслители, с древнейших времен и до настоящего времени, считали музыку необходимым элементом правильного воспитания. В древнем мире признавалось огромное влияние музыки на формирование характера человека. Большая роль отводилась музыке в религиозном воспитании в средние века. Соединение военного искусства с музыкой тоже показывает, что в сфере социально-политической была достойно оценена гипнотизирующая сила музыки и ее могущественное влияние на человеческую психику.

Важным условием, способствующим реализации воспитательных функций в ДШИ и ДМШ, является особенность организации занятий. Большинство уроков проходит в индивидуальной и мелкогрупповой форме. Это дает возможность педагогу более глубоко познать личность каждого ученика и способствовать ее развитию. В индивидуальном классе педагог получает широкие возможности индивидуального подхода к каждому ученику и в учебной, и в воспитательной работе.

Огромным воспитательным значением обладает музыкально-просветительская деятельность учащихся ДШИ и ДМШ. Практически все учащиеся школы принимают участие в концертах, просветительских мероприятиях. Таким образом, дети приобретают навыки не только исполнительской деятельности, но и музыкально-пропагандистской. Важно воспитывать в учениках чувства и мысли о том, что они учатся музыке не только для себя, но их искусство нужно другим. Такая постановка музыкально–просветительской работы в детской музыкальной школе, школе искусств естественно плодотворно влияет на формирование самосознания учащихся, повышает их самооценку.

Большую роль в воспитании и развитии личности ребенка играет детский коллектив.

Детский коллектив – социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями. Детский коллек­тив — основная база накопления детьми позитивного социаль­ного опыта.

Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах.

На дошкольника влияет, прежде всего, ближнее социальное окружение (семья). Интерес к общению со сверстникам формируется у дошкольников постепенно. Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) уже свойственен коллективный характер большинства видов деятельности. Дети этого возраста уже с большим желанием участвуют в совместных выступлениях, поют в детских вокальных, фольклорных коллективах.

При поступлении в школу – ребенок оказывается в новом коллективе. У младших школьников ведущим видом является учебная деятельность. В этом возрасте детский творческий коллектив может служить средством укрепления мотивации и повышения интереса к обучению.

В подростковом возрасте усиливается влияние сверстников. Подростки придают большое значение межличностному общению со сверстниками, этот вид деятельности является для них ведущим. Именно в этом возрасте у учащихся часто возникают проблемы с обучением, в частности в детской школе искусств. Дети начинают пропускать занятия или вообще стремятся уйти и ДШИ. Причинами этого могут быть: 1) желание больше времени посвящать не учебе, а общению со сверстниками; 2) отсутствие видимых результатов в обучении музыке (учитель не предлагает участвовать в конкурсах, концертах в качестве солиста). В этой ситуации роль детского творческого коллектива резко возрастает. Во-первых, коллектив дает возможность общения со сверстниками. Во-вторых, в коллективе каждый его член сопричастен к общему успеху. В детском творческом коллективе, при разумном руководстве, есть возможность объединения детей с различными музыкальными способностями. Если педагог правильно распределит роли в коллективе, то каждый его член может почувствовать себя успешным. Например, есть дети, которые никогда бы не стали лауреатами конкурсов в качестве солистов, а в творческом коллективе это возможно. Чем больше задействованы лично значимые мотивы детей, тем интересней становится их совместная деятельность.

Необходимым условием в процессе реализации воспитательных функций является сотрудничество школы и родителей. Оно может выражаться в самых разных формах:

Коллективная: общешкольное собрание; день открытых дверей; вечер вопросов и ответов; выставки творческих работ; открытые уроки для родителей

Групповая: родительский комитет; дифференцированная работа с мамами и папами; групповое собрание, беседа; работа по оформлению класса; совместное проведение мероприятий;

Индивидуальная: консультации; посещение, беседа на дому; педагогические поручения.

 

8. Обучение как составная часть педагогического процесса. Структура, закономерности, функции обучения.

 

Обучение один из компонентов педагогического процесса.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Стуктура прпоцесса обучения включает:

Деятельность преподавателя – преподавание

Деятельность ученика - учение

Для обучения характерно:

  1. Двусторонний характер. (Совместная деятельность учителей и учащихся).
  2. Руководство со стороны учителя, заключающееся в организации деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации
  3. Целостность и единство целей, методов, средств и результата.
  4. Соответствие закономерностям возраста.

Процесс обучения уже Коменским был описан как закономерный процесс, строящийся по определенным объективным законам, которыми для него были универсальные законы природы.

Современная педагогика обосновала две важнейшие тенденции, которые принято считать закономерностями процесса обучения:

1.В процессе обучения происходит развитие личности ученика

2. В процессе обучения происходит воспитание личности ученика

Таким образом, учитывая закономерности процесса обучения можно сказать, что обучение выполняет следующие функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого во всех направлениях: развитие речи, мышления, двигательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических умений и навыков. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность.

 

9. Принципы обучения

 

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса в педагогике принято называть дидактическими принципами. Процесс обучения в педагогике изучает дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий).







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.