Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ





  1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом.

2. Паралимпийское движение в мировой практике.

  1. История развития адаптивной физической культуры в нашей стране.
  2. Этапы развития спорта инвалидов (адаптивного спорта) за рубежом.
  3. Этапы развития адаптивного спорта инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в России.

Организм человека развивается, совершенствуется и самообновляется в функционально-морфологическом отношении под влиянием биологического стимулятора — движения

Роль и значение движений, физических упражнений как лечебного и гигиенического средства высоко ценились еще нашими далекими предками.

Подтверждением тому служат рукописи китайских ученых (Конг-фу, «Искусство жизни, 3000 до н.э.), индийских врачей («Аюрведы» -книга жизни, 1800 г. до н.э.), описывающих физические упражнения, использовавшиеся древними в лечебных целях.

Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) придавал огромное значение движениям В Древнем Египте и Персии наряду с гимнастикой применялся массаж

Клавдий Гален (131-200 гг. до н.э.) - врач школы гладиаторов - дал описание лечебной гимнастики при различных заболеваниях. Он же широко использовал греблю, верховую езду, охоту, косьбу, собирание плодов и винограда, экскурсии с лечебной целью.

Абу Али-аль Хуссейн Ибн Сина (Авиценна) (980—1037 гг.) в труде «Канон врачебной науки» пропагандировал использование физических упражнений.

В 1573 г. выходит работа Меркуриалиса «Искусство гимнастики». Прогрессивные ученые этого периода считают, что «движение — лучшая медицина тела» (Ф. Гофман, 1660-1742).

Несколько позднее французский врач Жозеф Тиссо (1791) утверждал, что «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарственное средство, но все лечебные средства мира не мо-гут заменить действия движения». В этот же период возникает шведская система врачебной гимнастики, основателем которой был Генрик Линг, а в Стокгольме открыва­ется первый центр подготовки специалистов по лечебной физической культуре (ЛФК).

В конце XIX - начале XX века начинается развитие лечебной гимнастики применительно к различным заболеваниям: гинекологическим (Тюре Бранд,1884), сердечно-сосудистым (Терренкур, Эртель, 1881; Шотт, 1884), нервным болезням (Френкель, 1889), бронхиальной астме и бронхитам (СМ. Иванов, 1964) и т.д.

В России зарождение лечебной физической культуры произошло в конце XVII - начале XVIII века. Русские ученые и общественные деятели М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, А.П. Протасов, С.Г. Забелин, А.Н. Новиков, А.Н. Радищев и другие выступали в защиту профилактического направления в медицине и смотрели на физические упражнения и спорт, особенно для детей, как на одно из основных средств в борьбе за здоровье подрастающего поколения.

Ф.И. Барсук-Моисеев в книге «Путь к здоровью, или наука о том, как сохранить свое здоровье» (1791), пропагандировал физические упражнения.

Большое значение лечебной физической культуре придавал М.Я. Мудров - отец русской терапевтической школы. В своих работах он раскрывал пользу применения физических упражнений, растираний, использования средств природы, трудовых процессов, как для больных, так и для здоровых людей.

В 1830 г. в Москве был открыт первый кабинет лечебной гимнасти­ки, а в 1834 — аналогичный кабинет в Санкт- Петербурге, переименованный вскоре в Гимнастический институт.

Ортопедический институт в Москве открылся в 1838 г., где кроме лечения больных ежегодно подготавливаются 20 преподавателей ЛФК.

На практике эти идеи внедрялись выдающимися русскими врачами: Н.И. Пироговым, СП. Боткиным, Г.А. Захарьиным, А.А. Остроумовым, П.И. Дьяконовым и другими

Первая докторская диссертация на тему: «Рациональная гимнастика как средство сохранить здоровье и исцелять некоторые недуги» была защищена Г. Бенезе в 1870 г.

Практический выход всем имеющимся наработкам был найден тогда, когда в Санкт- Петербурге была создана специальная поликлиника для лечения солдат, раненных в русско-турецкую войну.

Особенно велика заслуга в развитии ЛФК П.Ф. Лесгафта (1837— 1909), который явился основоположником физического воспитания, создателем оригинальной системы физического образования, основателем курсов, а затем и института по подготовке педагогических кадров по физическому образованию.

В области врачебной гимнастики в 60—80-е годы XIX столетия передовая мысль русских ученых опережала идеи зарубежных специалистов, что подтверждается рядом фактов: выступление профессора Х.Я. Гюббенета на торжественном собрании Киевского университета в J854 г. с докладом «О значении гимнастики в жизни человека и народов», издание в 1865 г. 80 газеты, освещавшей вопросы врачебной гимнастики, создание в 1870 г. в Петербурге первого в Европе Врачебно-гимнастического общества и пер­вой в Европе (1877—1878) поликлиники для лечения раненых солдат ле­чебной гимнастикой и спортивными упражнениями.

Последующее развитие ЛФК получила после выхода Декрета В.И. Ле­нина (1921) об организации домов отдыха. Большой вклад в это движение внесли В.В. Гориневский, И.М. Саркизов-Серазини, И.А. Богашев, а так­же Н.А. Семашко.

По инициативе З.П. Соловьева с 1925 г. лечебная физическая куль­тура применяется в санаториях, домах отдыха, в рядах Красной Армии

В этот период создаются кафедры ЛФК, выпускаются учебники.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в научно-методические разработки по лечебной физической культуре как в на­шей стране, так и за рубежом.

В 1940-1945 гг. в ряде лазаретов Германии, США, Англии стали проводить спортивные занятия с целью ускорения лечения инвалидов, а после окончания войны возникла необходимость создания восстано­вительных центров для инвалидов, получивших впоследствии название «реабилитационных». Впервые они появились в Германии, Англии, Франции, США.

В наши дни такие центры функционируют почти во всех развитых странах. Реабилитационные центры проводят большую работу по вовле­чению инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в сис­тематические, круглогодичные занятия физическими упражнениями.

Учреждение восстановительного типа в нашей стране стали создавать­ся с первых дней становления советского государства: диспансеры, сана­тории, профилактории, бальнеолечебницы и т.п.

Во всех этих учреждениях, как за рубежом, так и в нашей стране, широко используется лечебная физическая культура, получившая при­знание как незаменимый помощник врача при лечении самых разнооб­разных заболеваний, и в том числе при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Зарубежные специалисты по ЛФК, улучшая и совершенствуя мето­дики занятий с инвалидами, повышая их эффективность, после Вто­рой мировой войны стали внедрять в практику занятий элементы спорта. Основоположником этого начинания стал английский врач Людвиг Гутман, проводивший занятия с параплегиками в Сток-Мэндвильском госпитале (Англия).

Значительно позднее, в 60-е годы, и отечественные специалисты стали пропагандировать и внедрять элементы спорта при восстановле­нии инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата.

Родоначальником этого направления в стране стал Ленинградс­кий научно-исследовательский институт протезирования, где по ини­циативе директора института, профессора В.И. Филатова, под руководством профессора В.К. Добровольского на отделении ЛФК были внедрены обязательные занятия со спортивной направленностью на­равне с применением традиционных методов лечебной физической культуры. Практика показала, что с применением в занятиях элемен­тов различных видов спорта (легкой атлетики, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, плавания и других) двигательные возможности инвалидов с ПОДА восстанавливаются значительно быстрее

Постепенно эта идея, казавшаяся вначале нереальной, получила большой отклик и практическое развитие во всем мире.

Таким образом, лечебная физическая культура является первым, основополагающим этапом развития физкультурно-оздоровительного и спортивного движения инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Окончание становления первого этапа этого движения в мире при­ходится на 1948 г., когда доктор Гутман провел первые соревнования среди инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга в Сток-Мэндвиле, в нашей же стране - с создания в 1980 г. первой и един­ственной в то время Федерации спорта инвалидов Ленинграда, предсе­дателем которой был избран профессор В.И. Филатов, а ответственным секретарем — К.М. Болтушевич.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Лечебная физическая культура является основой, базой первого этапа развития адаптивной физической культуры для инвалидов с по­ражением опорно-двигательного аппарата.

2. Введение в практику лечебной физической культуры элементов спорта и соревновательных моментов послужило толчком к дальнейше­му развитию этого направления, которое за рубежом получило назва­ние реабилитационного спорта, а в СССР — физическая культура и спорт инвалидов.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СРЕДИ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Развитие адаптивной физической культуры за рубежом

Естественные движения, свойственные человеку в беге, прыжках, метании, плавании, стрельбе, играх, ходьбе на лыжах и так далее, в лечебных целях применялись давно.

Постепенное совершенствование методик лечебной физической культуры дает толчок развитию нового направления, получившего на­звание реабилитационного спорта.

Историческое развитие реабилитационного спорта тесно связано как с вопросами физической культуры, так и с вопросами физического воспитания.

В XIX веке стали известны работы немецкого ученого Линдемана, который впервые подчеркнул разницу между лечебной физической куль­турой и реабилитационным спортом.

 

Он отмечал, что лечебная гимнастика имеет дело с больным челове­ком и исходит от его болезни, дефекта, в то время как реабилитацион­ный спорт исходит от увечного и ставит во внимание самого человека во всем многообразии его возможностей. Лечебная физическая культура — это лечение, ограниченное по времени выздоровлением человека; реа­билитационный спорт обладает моторной активностью, по времени он не ограничен, по возрасту тоже, в нем без принуждения занимающийся может выбрать любой доступный и понравившийся ему вид спорта.

Лечебная физическая культура является связующим звеном при переходе инвалидов с ПОДА к занятиям реабилитационным спортом, эти понятия нельзя противопоставлять друг другу

В уставе Немецкого общества по реабилитационному спорту, в п. 2 говорится: «Реабилитационный спорт является активной двигательной терапией для каждого возраста как функциональное общее лечение в смысле лечебной гимнастики»

Первая публикация о реабилитационном спорте появилась в 1914 г. Ее автор Мальвитц предложил ряд упражнений «спортивной терапии».

Американец Рей Мак-Кензи на практике широко использовал ле­чебную физическую культуру и спорт, добиваясь восстановления тру­доспособности инвалидов в 50% случаев J. Herbeit (1975) определил принципы реабилитационного спорта, задачи и цели, основными из которых считал разделение инвалидов с Дефектами опорно- двигательного аппарата по группам в зависимости от степени и уровня поражения и возраста. Он же придавал большое значение соответствующей информации, агитации и пропаганде реаби­литационного спорта.

Об эффективности регулярной спортивной деятельности говорили все немецкие специалисты, подчеркивая, что реабилитационный спорт при­носит занимающимся физическое и моральное удовлетворение, чувство коллективизма. Они предлагали разделение занимающихся на группы: с ампутациями верхних конечностей, ампутациями и дефектами нижних конечностей, с врожденными недоразвитиями конечностей и дефектами суставов, с параличами, считая что врач должен «прописывать» каждому человеку определенный вид спорта. Среди большого разнообразия видов спорта предлагались: кегли, легкая атлетика, плавание, настольный тен­нис, лыжи, спортивные игры, мяч над шнуром и под шнуром (из исход­ного положения сидя на полу), атакующий мяч, мяч на ладони, водный мяч, а для парализованных — баскетбол в колясках, стрельба из лука, легкая атлетика, плавание, настольный теннис

Успешное развитие реабилитационного спорта требует планомер­ного профессионального подхода с учетом специальных требований к методике его проведения, постоянного пополнения групп и секций деть­ми, молодежью из специальных школ, создание унифицированных ус­ловий для проведения занятий и соревнований, сотрудничество с реа­билитационными организациями в городах и районах, с медицински­ми работниками, с зарубежными специалистами.

Другая группа исследователей делает попытки разделения занимаю­щихся на классы, используя определенные медицинские тесты

Большая работа в пропаганде реабилитационного движения была проделана Австрийским реабилитационным центром и Польским реабилитационным центром (г. Познань), по инициативе которых разрабатывается Гимнастическая Программа для парализован­ных, основной целью которой было создание предпосылок независи­мости больного от окружающих людей. Она включала в себя: поддержа­ние трофики тканей, сохранение подвижности суставов, активизацию процессов восстановления спинальной рефлекторной дуги, использо­вание активной иннервации и активизации моторного восстановления, мышечную тренировку для укрепления мускулатуры, вазомоторную тренировку, формирование различных компенсаций, выработку неза­висимости, уход за питанием и телом. Определялись фазы реабилита­ции и их особенности.

В этот период возникают различные теории и другие подходы к дан­ной проблеме. Так, профессор Гутман считает главным научить челове­ка пользоваться коляской и основным средством считает физические упражнения, связанные с креслом-коляской; профессор Йоххайм, на­оборот, считает важным «извлечь» человека из коляски и ставит целью реабилитационного спорта укрепление верхних конечностей тела, пси­хическую реабилитацию, подготовку парализованного к бытовой дея­тельности

Лоренц формирует спортивно-педагогические цели реабилитаци­онного спорта: повышение роли самосознания, вовлечения в общество реабилитационного спорта, тренировка равновесия, овладение сред­ствами технического передвижения, укрепление мускулатуры плечево­го пояса, укрепление ослабленных мышц, обучение и тренировка в ходьбе, проведение упражнений на использование оставшейся мышеч­ной силы, повышение интереса к реабилитационному спорту, проведе­ние упражнений на улучшение кровообращения.

К этому времени в работе с инвалидами с поражением опорно-двигательного аппарата используется 15 видов спорта, среди которых плавание занимает ведущее место.

Впервые специалисты по реабилитационному спорту ставят вопрос о социальной интеграции инвалидов с поражением органов опоры и движения и о совместных занятиях в группах со здоровыми людьми

А шведские ученые разрабатывают требования и стандарты к спортив­ным сооружениям, предназначенным для занятий с инвалидами, считая что специально построенные бассейны и другие спортивные сооружения и их оборудование имеют большое значение для развития реабилитаци­онного спорта. Обсчитано и рассчитано все, начиная от стоянок автома­шин, телефонов, лифта, раздевалок, душевых, коридоров, туалетов, бассейна, игровых и спортивных залов до спортивных сооружений на воздухе, разработаны новые технические приспособления для занятий.

 

В период развития и становления реабилитационного спорта за ру­бежом издается большое количество специальной литературы: «Цели спорта для ампутированных» (Брикман), «Тренировка ампутированнык» (Брунстром), «Спорт пробуждает у ампутированных радость жизни», «Спорт в качестве лечебного мероприятия» (Хартинг), «Отдых, свобод­ное время и спорт молодых ампутированных» (Хоске), «Гимнастика для больных и спорт для увечных в рамках клинических возможностей» (Виле), «Значение физических упражнений при лечении ампутирован­ных», «Задачи и основные положения спорта увечных», «Лечебная гим­настика и спорт для ампутированных» (Витт), «Могут ли увечные бе­гать на лыжах?» (Дресс), «Бег на лыжах с костылями» (Лани) и другие (П.И. Белоусов, 1968).

Кроме того, издаются журналы: в Финляндии - «Силой рук», в Чехословакии — «Элан», в Германии — «Спорт инвалидов».

Создаются кинофильмы: в Англии — «Снова жизнь», «Возврат к действию», «Обратно к норме»; в США — «Тренировка и восстановле­ние ампутированных», «Путь к восстановлению», «Школа вторых воз­можностей», фильмы с этой тематикой имеются в Австрии, ФРГ, Ка­наде, Бельгии, Индии

Проводятся международные семинары, конференции, конгрессы. Специалисты всех стран на Всемирном конгрессе гимнастов-инвалидов в Копенгагене (1963) дали положительную оценку реабилитационному спорту — новому направлению в развитии и становлении спорта инва­лидов за рубежом, подчеркнув его жизненную необходимость и значи­мость в выработке в себе чувства собственного достоинства, умения адаптироваться в бытовой, профессиональной жизни, утверждения со­циального статуса.

В каждой стране процесс развития и становления реабилитацион­ного спорта проходит по-разному, учитывая особенности и специфику каждого государства, и до настоящего времени это направление суще­ствует самостоятельно, так как оно способствует улучшению здоровья инвалидов, гарантирует им повышение жизненной активности и рабо­тоспособности.

Кроме того, в объемном, самом большом движении инвалидов — с поражением опорно-двигательного аппарата — существуют принципиаль­но разные категории инвалидов: с травмами и заболеваниями спинного мозга, последствием детского церебрального паралича, с ампутационны­ми и врожденными дефектами конечностей, с другими поражениями ко­нечностей. Всем им рекомендуется реабилитационный спорт. Но человеку свойственно стремление к самосовершенствованию, и спортивное движе­ние инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата постепенно переходит на новый, более качественный уровень своего развития - спорт инвалидов с нарушением функции органов опоры и движения.

Второй этап развития физкультурно-оздоровительного и спортив­ного движения инвалидов спорта — реабилитационный спорт заканчи­вается в 1960 г. с началом проведения Олимпийских игр для инвалидов.

Подводя итог, можно сделать следующие обобщения:

1. Развитие реабилитационного спорта в мире приходится на 1948—1959 гг. с начала создания реабилитационных центров.

2. Это направление получило подтверждение и развитие почти во всех государствах на планете как незаменимое и универсальное средство физической, психической и социальной реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

3. В настоящее время, получив признание и дальнейшее развитие, реабилитационный спорт существует как самостоятельное направление.

4. В 1960 г. прошли первые Олимпийские игры для инвалидов с пора­жением органов опоры и движения, что послужило основанием для воз­никновения нового, более совершенного этапа физкультурно-оздоровительного и спортивного движения инвалидов — спорта инвалидов.

5. Как в свое время лечебная физическая культура, оставаясь самостоятельной дисциплиной, дала жизнь реабилитационному спорту, таки реабилитационный спорт, сохранив свое своеобразие, необходимость, заложил основу спорта инвалидов.

Паралимпийское движение в мировой практике

Дальнейшее развитие реабилитационного спорта, его поступатель­ное движение в начале 60-х годов переходит на новый качественный уровень - спорт инвалидов. Основными задачами его, как и в реабили­тационном спорте, являются поддержание здоровья и душевного рав­новесия инвалидов, адаптация к условиям современной жизни и т. д. Но доминирующей целью становится достижение высшего спортивного мастерства, профессионализма в избранном виде спорта.

Анализ литературных источников показал, что многие авторы, рас­сматривая разницу между реабилитационным спортом и спортом ин­валидов, указывают, что не все занимающиеся могут заниматься спортом инвалидов в буквальном смысле этого слова, что реабилитационный спорт — самое массовое оздоровительное движение среди инвалидов, доступное им, несмотря на тяжелые физические недуги, задачей его является «согласование» увечья и спорта, в то время как спорт инвали­дов - прерогатива «здоровых инвалидов», нацеленных на достижение высших спортивных результатов, установление европейских, мировых, паралимпийских рекордов в тех или иных видах спорта

Понятие «здоровые инвалиды» было обосновано немецким врачом Зюндером в 1975 г. с точки зрения медицины. «Мы исходим из того положения — писал он, — что инвалиды независимо от того, страдают ли они тем или иным дефектом, в собственном смысле не больные люди.

Они имеют просто телесные повреждения, обусловленные врож­денным пороком, болезнью или травмой. Эти повреждения после опре­деленного времени приходится рассматривать как постоянные, кото­рые невозможно вылечить медикаментозными средствами. И это реша­ющее положение, если остальные части тела и организма практически здоровые и могут выдержать физические нагрузки. Поэтому нет причин не нагружать этих людей при занятиях спортом, наоборот, они должны физически даже больше заниматься, чтобы компенсировать хорошее состояние других частей тела и органов»

Эта теория, получив дальнейшее подтверждение и развитие, легла в основу Международной спортивно-медицинской классификации и в разработку отечественных «Показаний и противопоказаний к занятиям спортом инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата»

Основной задачей спорта инвалидов является развертывание остав­шихся физических и духовных способностей инвалидов и демонстрация наивысших спортивных результатов

Как показывает многолетний практический опыт, инвалиды с по­ражением опорно-двигательного аппарата, занимающиеся спортом, гораздо лучше справляются со своими телесными недугами, быстрее осваивают протезно-ортопедические и другие вспомогательные сред­ства, возвращаются к общественно полезному труду, интегрируются в обществе. Занятия спортом, безусловно, необходимы для всех возраст­ных групп, особенно детей и подростков.

Огромный, неоценимый вклад в развитие реабилитационного спорта и спорта инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата, внес немецкий врач Людвиг Гутман, бежавший в 1936 г. из нацистской Гер­мании в Англию. В 1944 г. был открыт Английский национальный реаби­литационный центр в Сток -Мэндвиле, которым в течение 20 лет ру­ководил профессор Гутман. Он же был и директором Сток- Мэндвильского стадиона, а затем президентом Британской и Международной орга­низаций параплегиков и инвалидов. Им были впервые организованы занятия со спортивной направленностью с людьми, имеющими заболевания и травмы спинного мозга, где постепенно внедряются элемен­ты спорта, соревновательные моменты.

Все это послужило толчком к организации и проведению Сток- Мэндвильских игр инвалидов. 28 июля 1948 г. состоялись первые спортивные соревнования среди инвалидов с параплегией, где участвовало всего 16 человек (2 женщины и 14 мужчин), бывшие военнослужащие, полу­чившие травму во Второй мировой войне и поступившие на лечение в Центр реабилитации. Открытие этих соревнований совпало с началом Олимпийских игр здоровых людей в Лондоне. Открывая игры инвалидов, Людвиг Гутман сказал: «Глядя в будущее, я предвижу то время, когда это новое спортивное мероприятие станет действительно международным» Среди видов спорта в которых принимали участие спортсмены, были кегли, стрельба из лука, настольный теннис, баскет­бол в колясках. Через год в таких соревнованиях участвовало уже 60 чело­век, а через три года приехала команда инвалидов-параплегиков из Гол­ландии, также инвалидов войны. Это послужило толчком к определению Сток- Мэндвильских игр как международных. И уже в 1957 г. 24 страны прислали свои команды на игры, 360 спортсменов-инвалидов приняло в них участие, а 48 стран прислали своих наблюдателей. В 1959 г. количество участников соревнований превысило 400 человек. Идея проведения по­добных мероприятий пересекла границы Великобритании и воплотилась в создании в 1960 г. Федерации Сток- Мэндвильских игр, которая устано­вила тесную связь с Международным олимпийским комитетом.

Заслуга профессора Гутмана состоит в том, что он впервые в мире создал систему реабилитации инвалидов с поражением спинного мозга средствами физической культуры и спорта, дал надежду многим лю­дям, жизнь которым казалась уже безнадежной. Он первый, назвал спорт мощным средством физической, психической и социальной реабили­тации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Про­фессор Гутман является основоположником спорта инвалидов в мире, основателем паралимпийского движения. Он был назван Его Святей­шеством папой римским «Кубертеном парализованных». В те годы он писал: «Обществу потребуется много времени для того, чтобы оценить значение физической культуры и спорта для большой группы инвали­дов с врожденными или приобретенными нарушениями, такими, как церебральный паралич, spina bifida, глухота, слепота или умственная отсталость. Реабилитация и реинтеграция не для них, так как у них не было опыта так называемой «нормальной жизни». Тем не менее, спо­собность инвалидов даже с наиболее тяжелыми и комплексными нару­шениями принимать участие в состязаниях, радоваться и получать удо­вольствие от физической активности наконец-то начинает постепенно признаваться обществом»

По решению Сток-Мэндвильского комитета раз в четыре года планиру­ется проведение Олимпийских игр для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в тех же странах, где проходят Олимпийские игры здоровых людей. Это предложение было поддержано Международным олим­пийским комитетом, и в 1960 г. в Риме состоялись первые Олимпийские игры инвалидов, получившие впоследствии название «паралимпийских».

можно сформулировать следующие выводы.

1. Рассматривая развитие и становление физкультурно-оздоровительного и спортивного движения инвалидов в мировой практике следует выделить три этапа:

1-й этап — лечебная физическая культура и начало развития реа­билитационного спорта (с работ ученого Линдемана и до 1947 г.;

2-й этап - 1948-1959 гг. - становление реабилитационного спорта, обобщение опыта Сток-Мэндвильского реабилитационного центра.

3-й этап — 1960 до настоящего времени — становление и развитие спорта инвалидов, исследование его особенности, уникальности, вли­яния на физиологические, психические и социальные факторы.

2. Все эти факторы, виды физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами следует рассматривать как единое, целое движение, плавно переходящее из одного качественного уровня в другой. В свою очередь, каждое из них существует как относительно самостоятельное, продолжает развиваться, совершенствоваться, создавая пред­посылки для возникновения следующего этапа.

3. Особенностью и уникальностью этого явления является то, что до настоящего времени инвалиды используют все эти виды работы при­менительно к себе в соответствии со своими желаниями, физически­ми, психическими возможностями.

Этапы развития спорта инвалидов (адаптивного спорта) за рубежом

1-й ЭТАП ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1945-1947

Исторические сведения применения физических упражнений в лечебных целях. Создание после Второй мировой войны первого реабилитационного центра для инвалидов с ПОДА в Англии (Сток-Мэндвил)

2-й ЭТАП РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ СПОРТ

1948-1959

Возникновение реабилитационных" центров для инвалидов в странах Европы, США, Канаде и др. Обобщение опыта, первые соревнования. Становление и развитие реабилитационного спорта, апробирование различных видов спорта

3-й ЭТАП

СПОРТ ИНВАЛИДОВ

1960 - настоящее время

Вовлечение в паралимпийское движение как можно больше государств и стран. Организация и проведение чемпионатов Европы, мира, Всемирных игр инвалидов, Паралимпийских игр. Создание организационной системы. Разработка и внедрение национальных программ. Апробирование и внедрение новых видов спорта, методик, спортивно-медицинской классификации, организация международных семинаров, конференций, конгрессов, симпозиумов и т.д., подготовка тренерско-преподавательского состава

История развития адаптивной физической культуры в нашей стране

Как и за рубежом, начало физкультурно-спортивного движения среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата положила ле­чебная физическая культура. Этому вопросу посвящены работы многих авторовю Отечественные исследователи обосновали огромную роль движений в восстановлении инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, обобщили опыт работы специалистов после прошедших войн, особенно после Великой Отечественной войны. В их работах отмечается опыт применения элемен­тов спорта для скорейшего восстановления раненых бойцов. Немаловаж­ную роль в пропаганде этого направления сыграл Московский коммунис­тический госпиталь, принимавший на лечение больных с ампутациями конечностей. Тренировочные занятия и соревнования проводились как внутри госпиталя, так и между другими лечебными учреждениями. Дела­лись попытки разработать критерии оценки выполнения различных спортив­ных упражнений в зависимости от увечья

Специалисты же по лечебной физической культуре, улучшая мето­дику занятий и повышая ее эффективность, только в 60-е годы стали применять в клинике и специализированных учреждениях на занятиях с инвалидами с ПОДА элементы спорта.

Родоначальником этого направления стал Ленинградский научно-исследовательский институт протезирования, где по настоянию дирек­тора института - профессора В.И. Филатова, под руководством профес­сора В.К. Добровольского на отделении ЛФК стали вводиться в занятия с инвалидами элементы различных видов спорта: легкой атлетики, во­лейбола, баскетбола, настольного тенниса, в дальнейшем плавания и других видов спорта. Большую роль в пропаганде и организации этой работы сыграл заведующий отделением ЛФК ЛНИИ протезирования, канд. мед. наук В.Н. Рыбаков.

Постепенно эта идея, казавшаяся вначале нереальной, получила поддержку со стороны не только специалистов по ЛФК, но и самих инвалидов. Она приобретает большую практическую значимость и не­обходимость.

Начиная с 1974 г. в стране создаются многопрофильные центры ре­абилитации. В Ленинграде на базе городской больницы № 40 г. Сестрорецка впервые был организован такой центр, а на базе поликлиники № 50 — реабилитационное отделение Через год в Москве на базе одной из многопрофильных больниц также начал работу центр. Есть такие учреждения в Новокузнецке, Омске, Саках

Многолетняя практика таких центров показывает, что их экономи­ческая эффективность достаточно высока.В них применяются и внедряются самые разнообразные виды спорта и их элементы. Но, к сожалению, учреждений такого типа в данный момент в стране чрезвы­чайно мало, но в свое время все же они сыграли определенную роль в пропаганде физической культуры и спорта инвалидов.

Нельзя забывать и о той большой работе, которую проделали специалисты Центрально­го научно-исследовательского института протезирования (ЦНИИП) в деле внедрения в жизнь новых технологий и сотрудники филиалов ЦНИИП в Новокузнецке и Омске.

В 1976 и 1978 гг. ЛНИИ протезирования совместно с ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта были предприняты попытки создания групп инвалидов с ампутациями нижних конечностей для исследования протеза голени для купания. Так как они были организованы на хоздоговорных началах, то по истечению срока договора группы расформировались. Все это при­вело к тому, что в обществе стал появляться определенный интерес к этому вопросу. Выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохране­ния» (от 22.09.1977 г.), где особое внимание уделялось вопросам приме­нения методов восстановительного лечения, ленинградские партийные и общественные организации и Совет экономического развития при Ле­нинградском обкоме КПСС вынесли решение «О развитии физической культуры и спорта инвалидов города Ленинграда и области».

В 1980 г. создается первая в СССР Федерация спорта инвалидов при Горспорткомитете Ленинграда, куда вошли три направления: инвали­ды по слуху, зрению, с поражением опорно-двигательного аппарата. В городе начинают создаваться секции по видам спорта. Председателем Федерации избирается профессор В.И. Филатов, ответственным секре­тарем - К.М. Болтушевич. Так заканчивается первый организационный этап развития физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами с ПОДА, и на смену ему приходит физическая культура и спорт инвалидов с нарушением органов опоры и движения.

По плану Федерации спорта инвалидов Ленинграда 1 августа 1981 г. состоялись Первые Ленинградские спортивные игры инвалидов с пора­жением опорно-двигательного аппарата на базе больницы № 40 г. Сестрорецка. В них приняло участие 79 человек, в основном из числа боль­ных, находящихся на лечении в больнице и институте.

Опыт проведения такого мероприятия, впервые имевшего место в стране, обсуждается на Первой научно-практической конференции «Физическая культура и спорт инвалидов» 23 ноября 1981 г. в ЛНИИ протезирования.

В Сестрорецке 11 марта 1982 г. проводятся и Первые зимние ленин­градские игры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппара­та, где участвуют 49 человек.

Вторые летние ленинградские игры инвалидов прошли 18 сентяб­ря 1982 г. на Олимпийском стадионе им В.И. Ленина. На старт вышло ИЗ участников. Впервые с ознакомительной целью были приглашены инвалиды из Таллина, делегация состояла из 5 человек; кроме них в состязаниях приняли участие представители Болгарии и Чехослова­кии, находившиеся на протезировании в институте. Был создан фильм «Мы не считаем себя инвалидами». С этого времени стали проводиться ежегодные традиционные соревнования инвалидов с ПОДА в Ленин­граде летом и зимой с приглашением всех желающих из различных республик, городов страны. Вначале это были соревнования только по легкой атлетике и плаванию, постепенно количество видов спорта уве­личивается. С 1985 г. в программу входят: стрельба из лука, стрельба, волейбол сидя, настольный теннис, шахматы. На эти соревнования съезжались инвалиды из Брянска, Москвы, Махачкалы, Таллина, Риги, Вильнюса, Омска, Новокузнецка, Киева, Минска,- Нальчика и дру­гих городов.

В Омске на базе медицинского института внутренние соревнования среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата прошли в 1982 г. Спортсмены Москвы первый раз приняли участие в ленинградских играх в 1986 г.

17-18 мая 1985 г. в Таллине прошел первый межреспубликанский симпозиум «Физкультура и спорт как средство физической, психологи­ческой и социальной реабилитации инвалидов с повреждением опор­но-двигательного аппарата». На нем присутствовал министр социально­го обеспечения Эстонской ССР товарищ Сарри, с докладом выступили представители Ленинграда, Таллина, Риги, Вильнюса, Сестрорецка, Москвы, Омска, Киева. Впервые была сделана попытка теоретического и научного обоснования физической культуры и спорта инвалидов. В работе симпозиума приняло участие 156 человек. На нем впервые ста­вится вопрос о создании соответствующей федерации в СССР, которая бы объединила усилия всех специалистов и заинтересованных лиц. Тем временем на местах создаются физкультурно-оздоровительные и спортив­ные клубы, центры инвалидов.

Инициативная группа в 1982 г. разрабатывает и подготавливает в Ленинграде проект Положения и Устава физкультурно-оздоровитель­ного клуба инвалидов, обсуждает его с эстонскими коллегами, а в 1983 г. Устав и Положени







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.