Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оценка знаний осуществляется по общим требованиям к выставлению оценки.





Цель

В процессе обучения студент должен получить базовое образование, обеспечивающее преемственность и возможность непрерывного образования, повышения профессионального уровня и практического мастерства.

Задачи изучения дисциплины

- Раскрытие основных методологических положений учебной дисциплины «Анатомия и физиология»;

- Изучение дисциплины позволяет приблизиться к решению задачи, направленной на грамотную интерпретацию уровня здоровья, выявив и обрисовав в этом процессе роль медицинского работника среднего звена.

 

 

Оценка знаний осуществляется по общим требованиям к выставлению оценки.

1. Оценка должна быть объективной.

2. Нарушение дисциплины не может быть причиной снижения оценки за знания.

3. Не допустимо выставлять оценку по установившейся традиции (отличник-двоечник).

4. При выставлении оценки преподаватель должен учитывать и поощрять успехи студентов.

5. Преподаватель, выставляя оценку, ее комментирует, отмечает недостатки и положительные моменты в ответе студента.

Могут быть выставлены разовые оценки за ответ. Но может ставиться оценка за всю работу студента на занятии. Это поурочный балл, который ставится в конце занятия.

Оценка "5" ставится, если студент:

1. Обстоятельно, с достаточной полнотой излагает соответствующую тему.

2. Дает правильные формулировки, точные определения и понятия терминов, обнаруживать полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры (не только из учебников, но и подобранные самостоятельно), правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

3. Уверенно и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполненных практических работ.

4. Свободно владеет речью, медицинской терминологией.

5. Практическая работа выполняется без ошибок.

Оценка "4" ставится, если студент:

1. Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметки "5", но допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.

2. Практическая работа имеет незначительное отклонение от нормы, студент сам может устранить допущенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если студент:

1. Знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке правил.

2. Допускает частичные ошибки.

3. Излагает материал недостаточно связанно и последовательно.

4. Практическая работа имеет существенные недостатки, неподдающиеся исправлению.

Оценка "2" ставится, если студент:

1. Обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами.

2. Практическая работа полностью не соответствует норме, не поддается

исправлению, работа не сдана в срок.

Видами текущего контроля для дисциплины «Анатомия и физиология человека» являются: выполнение контрольных, реферативных, самостоятельных, практических и лабораторных работ, составление и решение ситуационных задач, кроссвордов, тест-эталонных заданий с применением компьютера, работа над проектом.

Сроки сдачи результатов текущего контроля определяются календарным графиком учебного процесса по дисциплине.

Студент допускается к сдаче рубежного контроля при наличии положительной оценки «3», «4», «5» за текущий модуль.

Студент допускается к сдаче итогового контроля при наличии положительной оценки «3», «4», «5» за аттестованные 13 модулей. Итоговый контроль считается сданным в случае получения положительной оценки, поставленной преподавателем на экзамене. Итоговая оценка по дисциплине определяется по шкале оценки знания студентов.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ основной профессиональной образовательной программы для студентов отделения «Сестринское дело»

 

Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

1. Работа с учебно–методической литературой, электронными образовательными ресурсами.

2. Работа с Интернет-ресурсами.

3. Составление словаря медицинских терминов.

4. Работа с рисунками.

5. Подготовка мультимедийных презентаций по темам.

6. Решение тестовых заданий и ситуационных задач.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И КРАТКОЕ ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Практика №1

 

1. Ткани, определение, классификация.

2. Эпителиальная ткань, строение, положение, функции.

3. Соединительная ткань, классификация, строение, положение, функции.

4. Мышечная ткань, классификация, особенности строения, положение, функции.

5. Нервная ткань, особенности строения, положение, функции.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление дифференцированной таблицы по теме «Ткани».

2. Написание реферата на тему «Влияние фактора внешней среды на развитие организма человека».

 

Практика №2

1. Общие черты строения позвонка.

2. Особенности строения шейных, грудных, поясничных, крестцовых, копчиковых позвонков.

3. Соединение костей туловища: соединение тел позвонков, соединение дуг позвонков, соединение отростков позвонков.

4. Соединение позвоночника с черепом.

5. Соединение I и II шейных позвонков, строение, функции.

6. Ребра: истинные, ложные – строение. Грудина, строение, значение.

7. Соединение ребер с грудиной, с позвоночником, между собой. Обзор движений в этих соединениях.

8. Позвоночник в целом, изгибы позвоночного столба: физиологические и патологические.

9. Грудная клетка в целом: форма, величина, межреберные промежутки. Движения грудной клетки.

10. Мышцы и фасции спины, груди. Строение и функция.

11. Диафрагма, ее строение, топография и функция.

12. Мышцы живота. Топография передней стенки живота. Боковые, передние и задние мышцы живота, их строение.

13. Топографические образования живота: влагалище прямой мышцы живота, белая линия живота.

14. Паховый канал, его стенки, наружное и внутреннее кольца. Функциональное значение.

 

Самостоятельная работа:

1. Выполнение индивидуального задания по теме «Рентген-анатомия костей туловища и их соединений».

2. Подготовка реферативного сообщения по теме: «Клиническая морфология топографических образований живота».

3. Работа с дополнительной литературой.

 

Практика №3.

Скелет плечевого пояса и его назначение. Лопатка, ее края, поверхности, лопаточная ось, надостная подостная ямки, отростки, суставная впадина. Ключица, ее строение.

1. Скелет свободной части верхней конечности и особенности его строения. Плечевая кость. Лучевая кость. Локтевая кость. Морфология эпифизов. Строение костей кисти. Кисть в целом.

2. Соединение костей верхней конечности. Плечевой сустав. Локтевой сустав.

3. Соединение костей предплечья и кисти. Строение, особенности соединений, обзор движений в суставах. Скелет плечевого пояса и его назначение. Лопатка, ее края, поверхности, лопаточная ось, надостная и подостная ямки, отростки, суставная впадина. Ключица, ее строение.

4. Скелет свободной части верхней конечности и особенности его строения. Плечевая кость. Лучевая кость. Локтевая кость. Морфология эпифизов. Строение костей кисти. Кисть в целом.

5. Соединение костей верхней конечности. Плечевой сустав. Локтевой сустав.

6.,Соединение костей предплечья и кисти. Строение, особенности соединений, обзордвижений в суставах.

7. Мышцы плечевого пояса, плеча, предплечья и кисти, положение, особенности строения, топографии. Функция с изучением характера движений в суставах.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Чтение и обсуждение рентгеновских снимков.

2. Работа с дополнительной литературой.

 

Практика №4

1. Скелет и мышцы нижней конечности.

2. Понятие о тазовом поясе и его назначение. Тазовая кость. Морфология подвздошной, лонной и седалищной костей.

3. Особенности строения тазовой кости детского организма.

4. Таз в целом.

5. Скелет свободной части нижней конечности: бедренная кость, надколенник, кости голени, особенности их строения. Стопа, ее отделы. Стопа в целом.

6. Соединение костей таза. Таз в целом. Возрастные и половые особенности таза. Размеры женского таза.

7. Соединение костей свободной части нижней конечности: тазобедренный сустав, коленный сустав,

8. соединение костей голени и стопы – строение, особенности, обзор движений.

9. Мышцы нижней конечности (таза, бедра, голени, стопы), морфология и функция.

10. Топография таза: надгрушевидная и подгрушевидное отверстия, запирательный канал.

11. Топография нижней конечности: бедренный треугольник, подколенная ямка, мышечная и сосудистая лакуны.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Чтение и обсуждение рентгеновских снимков.

2. Создание мультимедийной презентации по теме: «Своды стопы».

 

Практика №5

 

1. Общие закономерности строения черепа.

2. Строение костей мозгового черепа.

3. Строение костей лицевого черепа.

4. Соединение костей лицевого и мозгового черепа – строение, особенности, обзор движений.

5. Череп в целом. Череп новорожденного и старческого организмов.

6. Мышцы головы: мимические и жевательные. Особенности строения и топографии.

7. Мышцы шеи: поверхностные, лежащие выше и ниже подъязычной кости, глубокие мышцы шеи, строение и функции.

8. Топография шеи: треугольники шеи, впередилестничное и межлестничное пространства.

9. Фасции шеи: поверхностная, поверхностный и глубокий (лопаточно-ключичный апоневроз), листки собственной фасции шеи, внутришейная и предпозвоночная фасции.

10. Межфасциальные пространства.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Создание дифференциальной таблицы «Соединение костей лицевого и мозгового черепа».

2. Создание сравнительной таблицы «Мышцы головы и шеи».

3. Зарисовка и обозначение в рабочей тетради анатомических образований треугольников и фасции шеи.

 

Практика №6

1. Органы дыхания, общий план строения.

1. Особенности строение стенки дыхательных путей.

2. Полость носа, строение, сообщение, функции.

3. Носоглотка, строение, функции.

4. Гортань, топография, строение: хрящи гортани, их соединение. Мышцы гортани. Полость гортани, ее отделы, голосовые складки. Голосовая щель, ее физиологическое и клиническое значение.

5. Трахея, топография, строение. Бифуркация трахеи.

6. Бронхи, бронхиальное дерево, строение, функция.

7. Плевра, висцеральные и париетальные листки. Полость плевры. Синусы плевры. Проекция границ плевры и легких на поверхности тела.

8. Средостение, определение. Органы переднего и заднего средостения. Сообщение средостения с клетчаточным пространством шеи.

9. Изучение физиологии дыхания.

Самостоятельная работа студентов:

1. Создание презентаций по теме: «Функциональная анатомия органов дыхания».

2. Составление тезисов лабораторных показателей оценки функционирования органов дыхания здорового человека.

3. Зарисовка схем строения бронхиального дерева и ацинуса с проведением анализа функционального значения.

 

Практика №7

1. Общий план строения органов пищеварения. Функции пищеварительного тракта.

2. Полость рта, стенки, отделы, строение десны, мягкого неба. Границы зева.

3. Зуб как орган, его отделы. Полость зуба, ее содержимое. Ткани зуба: дентин, цемент, эмаль, их свойства. Виды зубов – резцы, клыки, большие коренные зубы. Формула постоянных и молочных зубов, их прорезывание.

4. Язык, отделы. Слизистая оболочка: нитевидные, грибовидные, листовидные, желобоватые сосочки, положение, функции. Язычная миндалина. Мышцы языка.

5. Слюнные железы: околоушная, подъязычная, подчелюстная, их строение, топография, функции.

6. Глотка. топография глотки, полость глотки, ее отделы, сообщения глотки. Лимфоидное глоточное кольцо, его физиологическое и клиническое значение, функции глотки.

7. Пищевод – топография, отделы, строение стенки. Изучение анатомических и физиологических сужений пищевода, их клинического значения.

8. Желудок, топография, его отделы, строение стенки. Железы слизистой оболочки. Функция желудка.

9. Тонкая кишка: двенадцатиперстная, тощая, подвздошная, положение. Особенности строения слизистой, мышечной оболочки. Отношение к брюшине.

10. Толстая кишка: отделы, положение. Особенности строения оболочек стенки толстой кишки, отношение к брюшине.

11. Прямая кишка, ее топография, строение стенки, сфинктеры. Анальное отверстие.

12. Изучение проекции кишечника на переднюю брюшную стенку, различные варианты положения слепой кишки и червеобразного отростка. Клиническое значение.

13. Брюшина. Висцеральный и париетальный листки. Полость брюшины (половые особенности).

14. Отношение органов к брюшине, клиническое значение. Производные брюшины: связки, брызжейки, сальники.

15. Основные принципы строения железистых органов.

16. Изучение топографии печени, ее формы. Макро и микроскопическое строение, отношение к брюшине, функции. Значение воротной вены.

17. Желчный пузырь, его топография, строение. Желчные протоки.

18. Изучение топографии поджелудочной железы, отделов, строения, отношения к брюшине, экскреторная и инкреторная части.

19. Пищеварение, значение для организма. Учение И.П.Павлова о пищеварении. Функции пищеварительного тракта.

20. Ферменты, их определение, классификация.

21. Пищеварение в полости рта: состав и свойства слюны, механизм регуляции слюноотделения.

22. Акт глотания и жевания, механизм регуляции.

23. Пищеварение в желудке. Методы исследования.

24. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции.

25. Моторная и эвакуаторная функции желудка, ее регуляции.

26. Пищеварение в 12-ти перстной кишке. Состав и свойства сока поджелудочной железы.

27. Механизм регуляции панкреатической секреции. Состав и свойства желчи, механизм регуляции образования и выделения желчи.

28. Состав и свойства сока тонкого кишечника.

29. Пищеварение в толстой кишке. Состав и свойства толстого кишечника. Формирование и состав каловых масс. Моторная функция толстой кишки. Акт дефекации.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Демонстрация рентгенологических особенностей строения глотки, пищевода, желудка на рентгеновских снимках.

2. Демонстрация рентгенологических особенностей строения тонкой и толстой кишки.

3. Демонстрация и обоснование особенностей строения печени и поджелудочной железы на рентгеновских снимках.

4. Составление дифференциальной таблицы «Состав, свойства и механизм регуляции пищеварительных соков».

5. Зарисовка в рабочей тетради дольки печени и поджелудочной железы.

 

Практика №8

1. Выделение, определение. Значение для организма.

2. Почки, топография, форма, строение, отношение к брюшине, корковое и мозговое вещество.

3. Оболочки и фиксирующий аппарат почки.

4. Нефрон – структурно-функциональная единица почки. Особенности кровеносной системы почки.

5. Мочеточники, их форма, топография, отделы, сужения, строения стенки. Отношения к брюшине.

6. Мочевой пузырь, форма, топография, отделы, функция. Строение стенки. Треугольник дна мочевого пузыря.

7. Мочеиспускательный канал: женский и мужской, особенности их строения, форма, топография, функция, произвольный и непроизвольный сфинктеры мочеиспускания.

8. Строение мочеполовой диафрагмы.

9. Физиология выделения: органы выделительной системы, фазы образования мочи, состав первичной и конечной мочи.

10.Диурез, определение.

11. Регуляция мочеобразования и мочевыделения.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Зарисовка в рабочей тетради схемы строения нефрона.

2. Демонстрация и обоснование особенностей строения почки, мочеточника, мочевого пузыря на рентгеновских снимках.

 

Практика №9

1. Внутренние женские половые органы.

2. Яичники, их форма, топография, строение. Развитие фолликула. Развитие граафова пузырька.

3. Овариально-менструальный цикл. Возрастные особенности яичников. Функции яичников.

4. Матка, ее строение. Форма, топография, отношение к брюшине. Связки матки. Строение стенки матки. Физиологическое положение матки в малом тазу.

5. Маточные трубы, их строение, топография, функции.

6. Наружные женские половые органы: большие и малые срамные губы. Половая щель, преддверие влагалища, железы преддверия, клитор.

7. Женская промежность: мочеполовая диафрагма и тазовая диафрагма.

8. Мужская половая железа (яичко), ее строение, оболочки, функции.

9. Семявыносящий проток, положение, строение, функции.

10.Семенные пузырьки, их строение, положение, функции.

11.Семявыбрасывающий проток, образование.

12.Семенной канатик, его составные части.

13.Бульбоуретральные железы, положение, строение, функции.

14.Предстательная железа, строение, топография, функция.

15.Наружные мужские половые органы: мошонка, мужской половой член, топография, строение, функции.

16.Мужской мочеиспускательный канал, его части, сужение, расширение, строение, функции. Сфинктеры, изгибы. Клиническое значение.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Построение схемы развитие фолликула в яичнике с обоснованием функции.

2. Создание мультимедийной презентации по теме: «Женский половой цикл».

3. Построение схемы: оогенез.

4. Построение схемы развития сперматозоида.

5. Создание мультимедийной презентации по теме: «Мужской половой цикл».

6. Построение схемы: сперматогенез

 

Практика №10

1. Общий план строения и функции сердечно-сосудистой системы.

2. Строение стенки артерий, вен.

3. Топография сердца: положение, границы, взаимоотношение с другими органами.

4. Внешнее строение сердца, его основание, верхушка, поверхности, края, борозды.

5. Камеры сердца: предсердия, желудочки, их строение, циркуляция крови в сердце. Створчатые клапаны, полулунные клапаны.

6. Предсердно-желудочковые отверстия. Отверстия легочного ствола, аорты. Отверстия верхней и нижней полых вен. Отверстия легочных вен.

7. Строение стенки сердца: эндокард, миокард, эпикард. Околосердечная сумка, строение. Проводящая система сердца, строение. Функция. Свойства сердечной мышцы

8. Сосуды сердца (артерии и вены). Сердечный круг кровообращения.

9. Особенности движения крови по артериям. Величина кровяного давления в разных отделах сосудистого русла.

10. Особенности движения крови по венам. Величина кровяного давления в разных отделах сосудистого русла.

11. Артериальное давление, пульс, их определение, характеристика.

12. Фазы работы сердца. Сердечный цикл.

13. Тоны сердца, механизм их образования и выслушивания (проекция точек выслушивания тонов сердца на переднюю грудную стенку).

14. Физиологические данные сердца. Показатели оценки работы сердца.

15. Систолический и минутный объемы работы сердца.

16. Нейрогуморальная регуляция работы сердечно-сосудистой системы.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Построить, обосновать и зарисовать в рабочей тетради схемы кругов кровообращения и проводящей системы сердца.

2. Демонстрация проекции границ сердца на рентгеновских снимках.

3. Создание презентации на тему: «Ф.В. Овсяников - теория нейрогуморального механизма регуляции, функции кровеносных сосудов».

 

Практика №11

1. Аорта, ее отделы, положение. Ветви дуги аорты.

2. Артерии головы и шеи, их положение, ветви и области кровоснабжения.

3. Артерии верхней конечности. Их положения, ветви и области кровоснабжения. Ладонные артериальные дуги.

4. Грудная аорта, положение. Париетальные и висцеральные ветви, области кровоснабжения.

5. Брюшная аорта, ее положение. Париетальные и висцеральные ветви, области кровоснабжения.

6. Артерии таза: общие подвздошные артерии, наружная подвздошная артерия, внутренняя подвздошная артерия. Их ветви и области кровоснабжения.

7. Артерии нижней конечности, их положения и зоны кровоснабжения. Подошвенные артериальные дуги.

8. Определение пульса, оценка результата.

9. Определение кровяного давления, оценка результата.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление схем и таблиц по отделам большого круга кровообращения.

2. Работа с атласом по анатомии: зарисовка отделов большого круга кровообращения.

3. Составление словаря медицинских терминов.

 

Практика №12

1. Система верхней полой вены: вены головы и шеи, вены верхней конечности, вены грудной полости, их положение, основные притоки и области оттока венозной крови.

2. Система нижней полой вены: вены брюшной полости, вены нижней конечности, вены таза, их положение, основные притоки и области оттока венозной крови.

3. Система воротной вены, ее образование, положение и пути оттока венозной крови.

4. Вены малого круга кровообращения.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление схемы по отделам малого круга кровообращения.

2. Работа с атласом по анатомии: зарисовка отделов малого круга кровообращения.

3. Составление словаря медицинских терминов.

4. Создание презентации по теме: «Вены большого круга кровообращения».

 

Практика №13

1. Строение системы лимфообращения.

2. Состав лимфы, ее образование.

3. Функции лимфатической системы.

4. Строение стенки лимфатических сосудов. Отличие лимфатического капилляра от кровеносного.

5. Основные лимфатические сосуды и группы лимфоузлов.

6. Строение лимфатического узла, его функции.

7. Строение и функции селезенки.

8. Понятие иммунитета.

9. Центральные и периферические органы иммунной системы.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление схем и таблиц по лимфатической системе и органам иммунной системы.

2. Работа с атласам по анатомии: зарисовка отделов лимфатической системы и органов иммунной системы.

3. Создание мультимедийной презентации по теме: «Лимфатическая система».

4. Составление дифференцированных таблиц по темам: «Лимфатические протоки, стволы и дренируемые ими области тела», «Группы лимфатических узлов тела человека», «Пути оттока лимфы от внутренних органов».

 

 

Практика №14

1. Кровь – определение, физико-химические свойства.

2. Форменные элементы крови: эритроциты, их количество, строение, значение.

3. Гемоглобин, типы, функции, соединения гемоглобина.

4. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ).

5. Лейкоциты, количество, виды, лейкоцитарная формула, свойства, функции лейкоцитов.

6. Фагоцитоз. роль Т- и В- лимфоцитов в обеспечении иммунитета.

7. Тромбоциты, количество, свойства и функции.

8. Свертывающая и противосвертывающая системы крови.

9. Группы крови, состав групп крови, совместимость групп крови.

10. Понятие резус-фактора.

11. Понятие агглютинации, гемотрансфузии, гемокоагуляции.

12. Методики определения групповой принадлежности крови. Донор, реципиент.

13. Физиологические основы переливания крови.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Зарисовка в рабочей тетради форменных элементов крови с обоснованием морфологических и функциональных особенностей строения клеток.

2. Написание реферата по теме: «Причины резус-конфликта и АВО – конфликта», «Современные методы определения групповой принадлежности крови».

 

Практика №15

1. Иучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов головного мозга. Головной мозг – расположение, отделы и части.

2. Продолговатый мозг, топография, строение, функции.

3. Задний мозг, топография, строение, функции.

4. Средний мозг, топография, строение, функции.

5. Промежуточный мозг, топография, строение, функции.

6. Конечный мозг, топография, строение, функции.

7. Базальные ядра. Кора больших полушарий. Послойное строение коры. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна.

8. Экранный принцип функционирования коры. Функциональная единица коры (колонка). Условно-рефлекторная деятельность коры. Роль коры в удовлетворении потребности организма в адаптации человека.

9. Проекционные зоны коры: зрительная (затылочная доля), двигательная (передняя центральная извилина), кожной чувствительности (задняя центральная извилина), слуховая (верхняя височная извилина), речевая (средняя и нижняя лобные, верхняя височная и нижняя теменная извилины), вкусовая (нижняя часть задней центральной извилины). Принцип проекции в коре кожной чувствительности и произвольных движений правой и левой половин тела, головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Ассоциативные поля и их функции.

10. Оболочки мозга: твердая, паутинная, сосудистая.

11. Межоболочные пространства – эпидуральное, субдуральное, субарахноидальное – расположение, их содержимое.

12. Желудочки головного мозга. Ликвор – образование, движение, функции.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Зарисовка в рабочей тетради поперечных разрезов продолговатого, заднего, среднего мозга и обоснование функционального значения ядер и проводящих путей.

2. Зарисовка в рабочей тетради схем проводящих путей головного мозга.

 

Практика №16

1. Периферическая нервная система, общий план строения.

2. Образование спинномозгового нерва, его ветви и зоны иннервации.

3. Изучение шейного сплетения: формирование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

4. Изучение плечевого сплетения: формирование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

5. Изучение иннервации кожи верхней конечности.

6. Изучение поясничного сплетения: формирование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

7. Изучение крестцового сплетения: формирование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

8. Изучение иннервации кожи нижней конечности.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Работа с учебно–методической литературой, электронными образовательными ресурсами.

2. Работа с Интернет-ресурсами.

3. Построение схемы образования спинномозгового нерва и обоснование зон иннервации его ветвями.

4. Составление дифференцированной таблицы «Шейное и плечевое сплетение».

 

Практика №17

1. Общие принципы образования черепных нервов, их классификация.

2. Обонятельный нерв – I пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

3. Зрительный нерв - I I пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

4. Глазодвигательный нерв – III пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

5. Блоковый нерв – IV пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

6. Тройничный нерв – V пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

7. Отводящий нерв – VI пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

8. Лицевой нерв – VII пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

9. Преддверно-улитковый нерв – VIII пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

10. Языкоглоточный нерв – IX пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

11. Блуждающий нерв – X пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

12. Добавочный нерв – XI пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

13. Подъязычный нерв – XII пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Работа с Интернет-ресурсами.

2. Построение схемы образования черепных нервов и обоснование зон иннервации.

3. Составление схемы хода черепных нервов.

 

Практика №18

1. Общий план строения и классификация вегетативной нервной системы.

2. Структурно-функциональные особенности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

3. Структурно-функциональные особенности симпатического отдела вегетативной нервной системы.

4. Высшие вегетативные центры, их локализация, значение.

5. Медиаторы, определение, виды, функциональная роль.

6. Синергизм и относительный антагонизм влияние отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы.

7. Особенности строения рефлекторной дуги вегетативной нервной системы.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Работа с Интернет-ресурсами.

2. Составление и решение кроссвордов.

3. Составление схем и таблиц по теме: «Вегетативная нервная система».

4. Работа с атласом по анатомии: зарисовка частей вегетативной нервной системы.

 

Практика №19

1. Обонятельная сенсорная система: вспомогательный аппарат, обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы.

2. Вкусовая сенсорная система: вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и корковый центры вкуса.

3. Кожа, строение, функции, виды кожных рецепторов.

4. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и сальные железы.

5. Отделы и строение проприоцептивной сенсорной системы.

6. Корковые отделы анализаторов.

7. Орган зрения. Глазное яблоко, полюса. Экватор. Меридианы. Оси.

8. Оболочки глазного яблока. Их строение, функция.

9. Ядро глаза: передняя и задняя камеры, стекловидное тело, хрусталик, внутриглазная жидкость.

10. Вспомогательный аппарат органа зрения: мышцы, брови, веки, конъюнктива, жировое тело, слезный аппарат.

11. Проводящие пути органа зрения – II пара черепных нервов – зрительный нерв.

12. Корковый отдел зрительного анализатора.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Работа с атласам по анатомии: зарисовка органов вкуса, обоняния, осязания.

2. Составить рефлекторную дугу обонятельного, осязательного и болевого рефлексов.

3. Работа с учебно–методической литературой, электронными образовательными ресурсами.

4. Работа с Интернет-ресурсами.

5. Составление словаря анатомических терминов.

6. Написание рефератов по темам: «Анатомические структуры, обеспечивающие аккомодацию», «Теории, объясняющие восприятие цвета», «Аномалия рефракции глаза».

 

Практика №20

1. Анатомия наружного уха. Наружный слуховой проход. Ушная раковина. Барабанная перепонка. Строение, функция.

2. Анатомия среднего уха. Барабанная полость (слуховые косточки, слизистая оболочка), слуховая труба (слизистая оболочка, отверстия, отделы). Сосцевидный отросток (сосцевидные ячейки, сосцевидная пещера, сообщения с барабанной полостью).

3. Анатомия внутреннего уха. Костный лабиринт (преддверие, костные полукружные каналы, улитка, стержень, костная спиральная пластинка). Перепончатый лабиринт: эллиптический, сферический мешочки, улитковый проток (спиральный орган – рецепторный аппарат органа слуха).

4. Полукружные протоки. Эндолимфа. Перелимфа. Рецепторный аппарат органа равновесия: пятна и гребешки.

5. Проведение звука.

6. Вестибулярный анализатор, его роль в восприятии и оценки положения тела в пространстве.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Работа с атласам по анатомии: зарисовка органа слуха и равновесия.

2. Составить рефлекторную дугу слухового рефлекса.

3. Написание рефератов по темам: «Анатомические структуры, обеспечивающие звуковосприятие и звукопроведение», «Анализатор равновесия», «Анализатор вкуса и обоняния».

4. Создание мультимедийных презентаций «Слуховой анализатор».

5. Работа с Интернет-ресурсами.

6. Подготовка сообщений по темам: «Современные методы функциональной диагностики нарушений слуха», «Интероцептивный анализатор, его роль в поддержании постоянства внутренней среды организма».

7. Зарисовка в рабочей тетради проводящих путей органа слуха и равновесия.


СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

По теме: «КРОВЬ»

1. Какую группу протай можно перелить больному, если агглютинация его эритроцитов произошла в сыворотке I, II, III группах?

2. Какие изменения в составе плазмы; и крови могут наблюдаться при воспалительных реакциях и почему?

3. Количество тромбоцитов в крови 100 тыс. в мм. Какие изменения в системе свертывания следует ожидать у данного больного ипочему?

4. О чем может свидетельствовать появление большого количества би­лирубине в крови?

5. При исследовании групповой принадлежности крови у больного аг­глютинация возникла в сыворотке II и III групп и не возникла в сыворот­ке I группы. Ваш вывод?

6. Человек потерял 20% крови. Примерно какое количество эритроци­тов Вы определите у него через I час и через I сутки?

7. В семье трое детей и вое имеют кровь разной группы II, III, IV-Могут ли они быть родными братьями и сестрами или нет?

8. У женщины 3-я беременность закончилась рождением мертвого ре­бенка. Предыдущие заканчива

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.