|
РАСЧЕТ ТРУБОПРОВОДОВ ПРИ НЕИЗОТЕРМИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ ОДНОФАЗНОЙ ЖИДКОСТИ
Говоря об изотермическом движении однофазных жидкостей по трубопроводам, мы полагали, что температура, а следовательно, плотность и вязкость жидкости, остается неизменной на всем протяжении потока и в любой точке его поперечного сечения. Однако, реальные потоки жидкости или подогревают в различных печах или теплообменниках или их естественная теплота рассеивается в окружающей среде. При движении продукции скважины от забоя к устью и далее до установок подготовки нефти происходит постепенное понижение температуры и разгазирование флюидов (нефти и воды), транспортируемых по одному трубопроводу. С понижением температуры и разгазированием флюидов увеличивается вязкость нефти (эмульсии), понижается Re и, в конечном итоге, увеличивается гидравлическое сопротивление: t↓→ν↑→Rе ¯ →λ↑. Падение температуры и глубокое разгазирование особенно нежелательны для высоковязких и парафинистых нефтей. Также по этой причине транспортирование нефтей на месторождениях Севера должно осуществляться в газонасыщенном состоянии, чтобы снизить их вязкость, а следовательно, и потери от гидравлических сопротивлений. Последняя ступень сепарации в данном случае должна устанавливаться на центральном пункте сбора нефти или на НПЗ. Знание законов распределения температуры флюидов по длине нефтепровода необходимо как для проектировщиков нефтесборной системы, так и для эксплуатационников: для правильной расстановки подогревателей и настройки режима их работы. Для установления закона изменения температуры жидкости по длине трубопровода выделим на расстоянии X от начала трубопровода элементарный участок длиной dX и составим для него уравнение теплового баланса. Потери теплоты от элементарного участка dX в единицу времени в окружающую среду составят: (112) где – поверхность охлаждения элементарного участка, м; k - коэффициент теплопередачи от нефти в окружающую среду. При движении жидкости через рассматриваемый участок dX она охладится на dt oC и потеряет количество теплоты, равное: (113) - так как температура жидкости по мере удаления от начала трубопровода падает. При установившемся режиме потери теплоты жидкостью должны быть равны теплоте, отдаваемой ею в окружающую среду:
(114)
где k – коэффициент теплопередачи от нефти в окружающую среду, Вт/(м2 к); t - температура жидкости на расстоянии X от начала трубопровода; t0 - температура окружающей среды; d - внутренний диаметр трубопровода; G - массовый расход нефти, кг/с; CP - удельная массовая теплоемкость нефти, кДж/(кг град). При этом tH > t > t0. При стационарном режиме изменением k по длине трубопровода можно пренебречь. Интегрируя уравнение (114) получаем формулу Шухова для расчета температуры в любой точке трубопровода: (115) Это и есть закон распределения температуры жидкости по длине трубопровода. Температура в конечной точке трубопровода при x=l , (116) где Шу – параметр Шухова: (117) Если в трубопроводе охлаждается парафинистая нефть и выпадает парафин, то нужно учитывать скрытую теплоту кристаллизации парафина. Черникин В.И. предложил внести для этого изменения в параметр Шухова: (118) где k – скрытая теплота кристаллизации парафина, равная 226-230 кДж/кг; ε - относительное содержание парафина, выпадающего из нефти; T* - температура, при которой начинается выпадение парафина; Tε - температура, для которой известно ε. При снижении температуры и повышении вязкости нефти увеличивается работа как на преодоление внутреннего трения, так и трения между нефтью и стенкой трубы. Лейбензон Л.С. внес поправку в формулу Шухова, учитывающую работу трения потока жидкости, превращающуюся в теплоту. С учетом поправки Лейбензона формула записывается так: (119) где i – средний гидравлический уклон. Для нефти CP ~2,09 кДж/(кг град), для воды CP ~4,19 кДж/(кг град).
В неизотермическом трубопроводе в общем случае могут наблюдаться два режима течения: на начальном участке при сравнительно высокой температуре жидкости – турбулентный режим, а в конце- ламинарный. Температура, соответствующая переходу турбулентного режима в ламинарный, называется критической. Как определить ее? Критическое значение вязкости, при которой турбулентный режим переходит в ламинарный, определяется исходя из значения Reкр: (120) Вязкость жидкости можно вычислить по формуле Филонова П.А.: (121) где u– коэффициент крутизны вискограммы, 1/град. Проведем следующие преобразования уравнения (121) с учетом уравнения (120): Отсюда: (122) Обозначения: t - температура нефти, при которой требуется узнать вязкость, oC; tx - произвольная температура, выбранная в рабочем интервале температур; νx - кинематическая вязкость нефти при температуре tx. Если мы не располагаем экспериментальной кривой температурной зависимости вязкости, то для аналитического определения показателя крутизны вискограммы необходимо знать вязкость нефти ν1 и ν2 при двух температурах t1 и t2. Подставляя эти данные в уравнение (121) и логарифмируя его, получим: Вычитая из первого равенства второе, найдем: (123) Для ориентировочного определения вязкости нефтей в зависимости от их температуры и плотности можно пользоваться графическими зависимостями. Очевидно, что при tKP ≥ tH в трубопроводе только ламинарный режим, а при tKP ≤ tК - режим только турбулентный. При tH >tKP >tK в трубопроводе имеют место два режима. Длина турбулентного участка lt определится из формулы Шухова: (124) По этой же формуле определится длина ламинарного участка, заменяя tH на tKP - в числителе и tKP на tK - в знаменателе, а также KT на KЛ. Если в трубопроводе два режима, то температура потока в конце трубопровода: (67) Потерю напора на трение в неизотермическом трубопроводе определяют отдельно для ламинарного и турбулентного участков. Сумма - дает потерю напора для всего трубопровода: Потеря напора на трение в неизотермических условиях определяется по формуле: (126) где – потеря напора на трение при t = tH по всей длине соответствующего участка трубопровода; Δ - поправочный множитель, учитывающий неизотермичность потока вследствие падения температуры как по длине потока, так и радиусу трубы.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|