Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГДЗ Ладыженская Т.А Русский язык за 5 класс(Решебник)





Домашняя работа

по русскому языку за 5 класс

к учебнику «Русский язык. 5 класс» Т.А. Ладыженской и др., М.: «Просвещение»,2000г. учебно-практическое пособие

1. Каждый день с утра до вечера я общаюсь с родителями, учи­телями, друзьями и незнакомыми людьми, используя язык. Когда я читаю книгу, я тоже общаюсь с писателем, который рассказывает мне что-то при помощи языка. Телевидение и радио тоже исполь­зуют язык, чтобы сообщить мне что-нибудь.

2. 1) Русский язык - язык русского народа.

2) Русский язык - государственный язык всех народов, насе­ляющих Россию.

3) Русский язык - средство межнационального общения за рубе­жом.

4. При устном общении мы произносим слова и слышим их от собеседника. При письменном общении мы пишем и читаем слова.

5. Об устной речи и слушании говорится во 2, 3, 4, 5 и 8 посло­вицах. О письменной речи и чтении - в 1, 6 и 7 пословицах.

6. В этом тексте 3 предложения. В них говорится о красоте рус­ского языка, о том, что тот, кто любит свою страну, должен любить свой язык и постоянно ему учиться. Высказывание принадлежит писателю К.Г. Паустовскому.

7. В этом тексте 4 предложения.

8. Я очень люблю собак. Собаки - верные друзья человека. Собаку интересно воспитывать, обучать различным командам, играть с ней.

9. В 1 предложении 7 слов. Во 2 предложении 3 слова. В 3 пред­ложении 8 слов.

10. Прочесть запись было трудно, потому что слова написаны слитно.

1) Буря мглою небо кроет. 2) Уж небо осенью дышало.

11. Кот (3 звука). Лук (3 звука). Стакан (6 звуков). Стул (4 звука).

12. Первое высказывание относится к разговорному стилю. Вто­рое - к научному. Третье - к художественному.

пример научного текста: «Написания в словах по орфографиче­ским правилам или по традиции называются орфограммами» (Рус­ский язык. С.12).



Пример художественного текста:

Мороз и солнце - день чудесный.

Еще ты дремлешь, друг прелестный? (А.С. Пушкин)

13. «Пока!» и «Привет!» можно употреблять только в общении со сверстниками, а не со взрослыми.
14. В разговоре участвуют два человека. Скорее всего, они друг друга знают. Разговор происходит в лесу у костра. Отрывок относится к художественному стилю речи.
Аркадий Петрович Гайдар считал, что самое главное - всегда быть честным и храбрым, быть хорошим сыном своей страны. Он говорил, что никогда не надо скупиться.

Глаголы: удивился, испугался, рыбачил, не слыхивал, говорила, отпустил, сказал.

Уменьшительно-ласкательное значение суффикса: избушка, березка, беленький, грибок, ежик, ягодка.


Мальчик вбежал в класс. Кошка перебежала через дорогу. Мы записали домашнее задание.
19. В начале учебн[ого] год[а] мы дарим цветы учителям. Хорошо учиться в нов[oй] светл[oй] школ[e]! В нашем классе широки[e] окн[a]
20. По снег[ам], снежн[ые], снегир[и], снеговик[ам], у заснеженн[ой], в снежн[ом], снежк[и], снег[], снегурк[и].
Эти слова являются однокоренными, потому что в них корень -снег - имеет общее значение.


24. В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. Люблю грозу в начале мая.
25.

гласные без ударения гласные после шипящих и ц
Роса,весна, ледовый,катить,листок чулок,цирк, часы, щука, циркуль
стечение согласных конец слова
солнце, катушка, сережка, вкусный, лестница, опасный, пробка, молотьба дуб, морковь, плуг, огород, стриж, мороз, потоп, топот



35. Сидеть на стуле - седеть от старости; поласкать котенка -полоскать белье, спеши в школу - спиши с доски.
36. Велосипед, гимнаст, маршрут, кочевник.
37.
новинка готовить
местечко минута
далеко командир
накормить рисовать
долина помидоры
низина малина
берега картошка
пировать календарь
38. Удивительный урожай моркови и капусты, зеленая полоса картофельного поля, тяжелые колосья пшеницы, запах земляники, закаляться летом, спортивные достижения.
39. Дуб - дуба, улов - улова, круг - круга, год - годом, чиж - чижу, воз - воза;
трубка - трубочка, травка - травушка, беседка - беседовать; березка - березовый, косьба - косить, дорожка - дороженька.

40. луг - луга сосед - соседний
ошибка - ошибочный голод - голодный
обед - обедать труд - трудный
трубка - труба насмешка - смешной
утюг - утюги масштаб - масштабный

робкий - робость
ногти - ноготь

шефский. Сапог, поток, враг, друг, подвиг. Селедка, редкий, сладкий, меткий, молотьба. Ножка, бумажка, варежка, ладошка, рубашка. Указка, низкий, косьба, дерзкий, просьба.

43. Спелый плод - деревянный плот, одуванчиковый луг - лук меткого стрелка, гибкий прут - пруд с утками, тяжелый молот -юноша молод, древний род - зубастый рот.
44. В футболе, в хоккее, в баскетболе, в атлетике, на матч, первоклассным спортсменом, терзающие.
45. Баскетбол, кросс, теннис, фигура.
46. Сегодня мы встали рано. После завтрака мы взяли рюкзаки и фотоаппарат и поехали на вокзал. Мама купила в кассе билеты, и мы сели в первый вагон электрички. Через час мы сошли на маленькой станции. Наш маршрут проходил мимо шоссе, в сторону речки. Мы карабкались по высокому склону и чувствовали себя настоящими туристами. На поляне мы разожгли костер и сварили кашу в котелке. На ромашку села стрекоза, в бинокль ее можно было хорошо разглядеть. Мы пополнили нашу коллекцию камней и гербарий новыми экземплярами.

47. Местность (место), известный (вести), поздно (опоздать), счастливый (счастье), тростник (трость), сердце (сердечный), здравствуй (здоровье), звездный (звезда).
Сторожка (строжить), островки (острова), легкий (легонький), резкий (резок), вязкий (вязок), салазки (салазок), пловцы (пловец), робкий (робок), гибкий (гибок), жидкий (жидок), ловкий (ловок), бедняжка (бедняжечка).

49. Радостное пробуждение
В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев. Из-под камней выбегают зеленые ящерицы, они мигают сонными глазками. Сегодня будет жарко!
Над цветами кружатся золотые пчелы, жадно пьют сладкий мед. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрашены в цвет утренней зари. В кустах порхают веселые чижи. Мелькают ласточки и стрижи и звенят радостно и счастливо. Хорошо иметь быстрые легкие крылья!

50. шиповник начальный

жирный овчарка

животное щавель

сшить стучать

пищать

Чудеса, в нашу рощу, чужой, щупальце, чувствовать, прыгать с парашютом, строгое жюри.
51. Тонкая брошюра была прошита белыми нитками. Соревнования судило строгое жюри. Для страховки у парашютиста есть запасной парашют.

52. Аджика, бриджи, венчать, достопримечательность, ежиться, живопись, жидкий, жизнерадостный, заглохший, зажигалка.
Мы ели картошку с острой аджикой. На экскурсии нам показали достопримечательности нашего района. В зажигалке налита горючая жидкость.
53. Летом на реке
Мы идем на рыбалку. В чаще леса щебечут чижи, колышутся вершины сосен. А на речке дует свежий ветерок и стоит необычайная тишина. Мы закинули удочки и стали ждать. Сначала клевали только Но потом на крючок попались два леща и даже маленькая щучка! Мы возвращались домой и чувствовали себя счастливыми.

54. На стене висело загадочное объявление. Грузовик одолел крутой подъем и въезжал в ворота. По радио обещали серьезное похолодание и вьюгу.

55. Муравей - муравья - муравьи, ручей - ручья - ручьи; кол -колья, лист - листья, колос - колосья; собачий - собачье - собачья, медвежий - медвежья - медвежье; сбить - собью - собьёт, зашить -зашью - зашьёт, добиться - добьюсь - добьётся.

56.Отъехать, подъехать, объехать, уехать, въехать; изъездить, съездить; съежиться, поежиться; объявиться, появиться.

57. Серьезная опасность, объединиться с друзьями, письмо мальчика, объявить благодарность, счастливое детство, подъехать к мосту, люблю косьбу, съедобный гриб, взъерошенные воробьи, легкие облака, спускаться с парашютом, необъятные просторы, вьются над степью, журчание ручья.

60. Солнце вышло из-за туч. Из-под крыльца вылезла кошка. Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
61. 1) Из-под земли, из-под ворот, из-за дач.
2) Из глубин, из дворцов, из подворотни.
62. Весело летом на реке! Вася плавает кролем. Коля и Даша играют в мяч, и Дружок тоже прыгает за мячом. У Кати интересная книга, она не хочет играть. На другом берегу Петя рыбачит. Ребята постарше катаются на лодке, но грести им трудно из-за сильного течения.
63. Наступление вечера
Вечерело. Быстро сгущались сентябрьские сумерки. На высоком небе робко проступали первые звездочки. Деревья сливались в одну темную массу. Стояла тишина.

Лыжная прогулка
В тихий зимний день вхожу в лес на лыжах. Чистые сугробы лежат под деревьями. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью снега стволы молодых берез.
64. Мотор осекся и замолчал. Самолет стремительно понесся вниз. Падая, самолет задел верхушки сосен. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части. Но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкоплечую вековую ель, он соскользнул в глубокий сугроб. Это спасло ему жизнь.
65. Это было в сентябре. Из полынного островка выскочил русак и, как шар, покатился по полю. Ястреб кинулся на зайца. Русак быстро перевернулся на спину и ударил хищника задними лапами. Я затаил дыхание и стал наблюдать за поединком, не зная, что придумает косой при очередном нападении ястреба.
66. Изложение.
67. Существительные: школа, день, ученье.
Глаголы: просыпается, бьет, пришел.
Прилагательные: веселый, новый, школьный, у теплой.
Местоимения: мы, нам, я, ты.
Числительные: семь, двадцать пять, сто.
Наречия: отлично, привычно, быстро.
Частицы: не, ни, бы.
В стихотворении не названы предлог и союз.
Предлоги: с, за, на.
Союзы: и, а, но.

69. Вперед без страха и сомненья!
Был (где?) впереди, кинуться (куда?) назад, без страха и сомненья (куда?) вперед, сжимая (как?) крепко, шагнул (как?) тверже, прыгнуло (как?) вдруг, убегать (как?) страшней.

70. Быстро, но осторожно Владик и Толька перебегали дорожки, ныряли в чащу кустарника, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своем пути незамеченным. Вскоре они очутились высоко над берегом моря. Слева громоздились изрезанные ущельями горы. Справа торчали остатки невысокой крепости.

Ребята остановились. Было очень жарко. Торжественно гремел из-за пыльного кустарника мощный хор невидимых цикад. Внизу плескалось море. А кругом не было ни души.

Цикада - насекомое, обитающее в степях, в Крыму, на Кавказе.

71. Я стою на берегу моря в шторм. Высоко вздымаются волны. Они шумно бьются о камни. Вдали виднеется парус яхты. Справа сидят чайки на утесе. Слева плывут спасатели на катере.Резко налетает ветер. Становится прохладно.

72. Однажды в лагере наш отряд пошел в поход. Мы разделились на группы. Вася и Коля ставили палатку, Саша и Катя собирали дрова для костра, Оля и Миша чистили собранные грибы, а Лена варила кашу. Лене показалось, что мальчики слишком долго возятся с палаткой. Она посолила макароны и пошла им помогать. В это время Оля и Миша подошли к костру, чтобызасыпать грибы в котел. Они тоже решили посолить еду, а потом пошли играть в мяч. Катя принесла еще немного дров и тоже посолила макароны. Все стало понятно, когда мы сели ужинать. Все долго смеялись, а потом все равно съели пересоленный ужин. В лесу любая еда вкусна!

73. Стучит, бренчит, вертится, не говорит, а показывает (часы) -наст. вр.

Хмурилось, гремело, сверкало, разразилось (гроза) - прош. вр.

Течет, течет (наст. вр.) - не вытечет (буд. вр.); бежит, бежит (наст. вр.) - не выбежит (буд. вр.) (река). Сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и метет (погода осенью) - наст. вр. Сложу, вложу, за море пущу (буд. вр.) - и там говорит (наст. вр.) (письмо).

76. Прятаться, ждать, пробудить, запроситься, трепетать.

77. Не надо (что делать?) хвалиться, коли не знаешь, как хлеб (что делает?) родится. Нечего (что делать?) торопиться - не каша (что делает?) варится. Нужно (что сделать?) наклониться, чтобы из ручья воды (что сделать?) напиться. Ходит журавль по болоту, (что делает?) нанимается на работу. Тот труда (что делает?) не боится, кто умеет (что делать?) трудиться. Грамоте (что делать?) учиться -вперед (что сделает?) пригодится. За все (что делает?) берется, да не все (что делает?) удается.

Слова с безударной гласной в корне: хвалиться (хвалит), родится (род), торопиться (первая - непроверяемая, вторая - торопится), наклониться (наклон), воды (водный), по болоту (непроверяемая), на работу (непроверяемая), не боится (бойся), вперёд (спереди), пригодится (пригодный), удается (удался).

78. Свищет ветер под крутым забором, (что делает?) прячется в траву. А по двору метелица ковром шелковым (что делает?) стелется, но больно холодна. Полыхают зори, (что делают?) курятся туманы, над резным окошком занавес багряный. По лугу со скрипом (что делает?) тянется обоз - суховатой липой пахнет от колес. А рядом, у проталинки, в траве, между корней, бежит, (что делает?) струится маленький серебряный ручей. В темной роще на зеленых елях (что делают?) золотятся листья вялых ив. Выхожу я на высокий берег, где покойно (что делает?) плещется залив. (С. А. Есенин.)

79. Воскресная прогулка.

Первая часть (описание дороги): В прошлое воскресенье мы всем классом были на прогулке. До вокзала ехали на трамвае. На электричке добрались до деревни. Оттуда отправились к березовой роще.

Вторая часть (занятия в лесу): Остановились мы на небольшой полянке. Девочки занялись приготовлением пищи. Мальчики принесли сухих веток и развели костер. После обеда играли в волейбол, пели песни, собирали пестрые осенние листья, последние полевые цветы.

Третья часть (возвращение домой): Домой возвратились поздно.

Можно было не рассказывать так подробно о дороге в лес, зато в конце стоило бы написать, чем особенно запомнился этот день, какие впечатления оставил.

80. Замечательная прогулка

В прошлое воскресенье мы всем классом были на загородной прогулке. Дорога в лес была долгой, но веселой.

Вот наконец мы в березовой роще. Мы остановились на небольшой полянке. Светило мягкое осеннее солнце, дул прохладный ветерок. Мальчики принесли сухих веток и разожгли костер, а девочки стали готовить еду. После вкусного обеда все играли в волейбол, пели песни. Мне очень понравилось гулять по роще, любоваться осенней природой, собирать пестрые листья, последние полевые и лесные цветы.

Мы возвращались домой усталые, но чувствовали себя счастливыми. За этот день мы так много успели! Хочется поехать в лес еще.

81. Вести - ведешь, ведёт, ведём, ведёте, ведут; петь - поёшь, поёт, поём, поёте, поют; говорить - говоришь, говорит, говорим, говорите, говорят; молчать - молчишь, молчит, молчим, молчите, молчат.

83. погонишься - глагол, II спр., стоит в ед. ч., в буд. вр., во 2-м лице.

побеждает - глагол, I спр., стоит в ед. ч., в наст. вр., в 3-м лице.

бьют - глагол, I спр., стоит во мн. ч., в наст. вр., в 3-м лице.

84. Течешь, речка, не колыхнешься,

На крутой берег не взольешься,

На крутой берег не взольешься,

Желтым песком не возмутишься!

85. Во сне человек не слышит и не видит. Миша болеет и грустно смотрит в окно. Солдаты держат в руках автоматы.

86. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Волков (что делать?) бояться - в лес не ходить. В решете воду не удержишь. Лежа хлеба не добудешь. Сонливого не добудишься, ленивого не дошлёшься. Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, отрубишь- не приставишь. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. За все (что делать?) браться - ничего не сделать.Удержишь.

87. Кто? Ученик, школьница, дети, взрослые, учителя. Что? Парта, стол, окно, дверь, доска.

88. В свете (м. р., ед. ч.) есть иное диво (ср. р., ед. ч.):

Море (ср. р., ед. ч.) вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой (м. р., ед. ч.),

Хлынет на берег (м. р., ед. ч.) пустой,

Разольется в шумном беге (м. р., ед. ч.),

И очутятся на бреге (м. р., ед. ч.),

В чешуе (ж. р., ед. ч.), как жар (м. р., ед. ч.) горя,

Тридцать три богатыря (м. р., мн. ч.),

Все красавцы (м. р., мн. ч.) удалые,

Великаны (м. р., мн. ч.) молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька (м. р., мн. ч.) Черномор (м. р., ед. ч.).(А.С. Пушкин.)

89. Потому что на вопрос кто? отвечают одушевленные существительные (человек, собака, ребята), а на вопрос что? - неодушевленные (диван, стекло, земля).

90. Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись. Почин дороже дела. Суди о людях не по словам, а по делам. Устал, но не от дела, а от безделья. Пошло дело на лад, и сам тому рад. Не спеши языком, торопись делом.

Устал - глаг., I спр., стоит в ед.ч., в прош. вр., в м.р.

91. 1-е склонение: вода, земля, юноша.

2-е склонение: село, поле, стол, огонь.

3-е склонение: ночь, лень.

92. Первая часть (описание дома): Дом (2-е скл.) стоял в глухом, заброшенном саду (2-е скл.). Каждую ночь (3-е скл.) нас будил стук (2-е скл.) диких яблок (2-е скл.), падавших с веток (1-е скл.) на его тесовую крышу (1-е скл.). Дом (2-е скл.) был завален удочками (1-е скл.), дробью (3-е скл.), яблоками (2-е скл.) и сухими листьями (2-е скл.).

Вторая часть (занятия жильцов): Мы в нем только ночевали. Все дни (2-е скл.), от рассвета (2-е скл.) до темноты (1-е скл.), мы проводили на берегах (2-е скл.) бесчисленных озер (2-е скл.). Там мы ловили рыбу (1-е скл.).
Будил - глагол, II спр., в прош. времени, ед. ч., м.р.

93вещь товарищ
ночь (сушка) груш
молодежь сторож
дрожь этаж
помощь шалаш
речь ключ
рожь врач
дочь (постройка) дач
ложь (много) луж
дичь плащ
полночь лещ
мощь обруч
глушь еж
(из-за)туч
(много) задач
богач
чертеж
малыш
кирпич

Колосится золотая рожь. Темноту прорезал яркий луч маяка. Вертолет прилетел в таежную глушь.

94. 1-е скл.: без земли (Р. п.), к земле (Д. п.), о земле (П. п.).

2-е скл.: без стола (Р. п.), к столу (Д. п.), на столе (П. п.).

3-е скл.: без ночи (Р. п.), к ночи (Д. п.), о ночи (П. п.).

95. Выйти (1-е скл., Д. п.) к опушке; расположились (1-е скл., П. п.) на поляне; край (1-е скл., Р. п.) рощи; нет (3-е скл., Р. п.) тени; скрываться (3-е скл., П. п.) в поросли; запах (3-е скл., Р. п.) полыни; играют (3-е скл., П. п.) в зелени; купаются (2-е скл., П. п.) в блеске; радостно (2-е скл., П. п.) на сердце.

Играют - глагол, I спр., в наст. вр., вЗл., в ед.ч.

96. В (1-е скл., П. п.) охоте мне нравится элемент игры, (3-е скл., Р. п.) случайности; поэтому яине делал (1-е скл., Р. п.) попытки завести собаку. Покос продолжался около (1-е скл., Р. п.) недели. Я и отец жили тогда в хорошей (1-е скл, П. п.) палатке с костром, чайником, спали на свежем (2-е скл., П. п.) сене и удили рыбу. Кроме того, я ходил дальше, вверх по реке, верст за семь, где были озера в(2-е скл., П.п.) ивняке, и стрелял уток. Уток мы варили охотничьим способом, в гречневой (1-е скл,. П. п.) каше. Несмотря на мою действительную страсть к (1-е скл., П. п.) охоте, у меня никогда не было должной (1-е скл., Р. п.) заботы и терпения снарядиться как следует. (А.С. Грин.)
Варили - глагол, II спр., в прош. вр., во мн. ч.

97. В палатке (с чем?) с костром - сущ., ж. р., 1-е скл., стоит в Т.п., в ед. ч.

Озера (в чем?) в ивняке - сущ., м. р., 2-е скл., стоит в П. п., в ед. ч.

Не было (чего?) терпения - сущ., ср. р., 2-е скл., стоит в Р. п., в ед. ч.

98. Сад описан более ярко во втором тексте, потому что в нем есть прилагательные.Медоносные (какие?), соломенно-травянистым (каким?), пушистые (какие?), сиреневые (какие?).

99. На клумбе цветут огромные алые георгины. В саду пестреют разноцветные астры. Высокие гладиолусы похожи на стрелы. Кленовые листья осенью желтые и красные. Они похожи на ладошки с растопыренными пальцами.

100. В дальнем походе; с неожиданной радостью; на розоватых облаках; к раскидистой ели; на могучем дубе; под кудрявой березкой; из-за мрачной тучи.

На облаках - сущ., ср. р., 2-е скл., в П. п., во мн. ч.

Слышится - глагол, II спр. (искл.), в наст. вр., в 3 л., в ед. ч.

(Ветку) ели - сущ., ж. р., 3-е скл., в Р. п., в ед. ч.

102. Лесная птичка

Лес (И. п.) в полном смысле (П. п.) звенел. Я узнавал тонкий, острый свист (В. п.) синиц (Р. п.), клацанье (В. п.) дроздов (Р. п.), тревожные переклики (В. п.) сорок (Р. п.). Стройная, изящная птичка (И. п.) сидела на верхушке (П. п.) молодой ели (Р. п.), на ее светлом вертикальном побеге (П. п.), и заливалась так самозабвенно, что подпустила меня вплотную. А когда, наконец, заметила меня, то перелетела на соседнюю елочку (В. п.), опять на самую маковку (В. п.). Жаль, я не знал, что это за птичка (И. п.).(Переклики) сорок - сущ., ж. р., 1-е скл., в Р. п., во мн. ч.

103. Изящная (птичка) - прилаг., в ж. р., в И. п., в ед. ч.

Молодой (ели) - прилаг., в ж. р., в Р. п., в ед. ч.

На соседнюю (елочку) - прилаг., в ж. р., в В. п., в ед. ч.

104. Печальные поляны, печально льет.

105. Вдали раздавалась звонкая (какая) песня. Звонко (как) пели ребята.

106. На картине художника А. А. Пластова «Летом» мы видим двух крестьянских девочек. Они пошли в лес за грибами и ягодами. Ослепительно ярко светит солнце, поэтому девочки расположились в тени, под березками. Ветви деревьев склонились вниз, листья не колышутся, и мы видим, что стоит тихий, безветренный день. В тени трава сочная, изумрудная, а на солнечной поляне - светлая, выгоревшая. Девочки набрали полные корзины грибов и отдыхают.Одна из них прилегла поспать, другая плетет венок. В.п. П.п. П.п. Р.п. П.п.

Собака тоже устала, она положила голову на лапы. Мне очень понравилась эта картина.Она напоминает о лете и каникулах.

107. П.п. П.п. В.п.

Пахать землю, на соседнем огороде, участвовать в уборке урожая, выезжает на комбайне, в серьезной брошюре, раздаваться в вышине, соловьиную трель, налево по

Д.п. И.п. В.п. В.п. Р.п.

туристской тропе, продвигаться вперед сквозь чащу, жалеть ребенка, о неуклюжем косолапом медведе, трусливом зайце и ловкой обезьяне, по щучьему веленью, румяные яблоки на ветке, тяжелые колосья пшеницы.

На соседнем (огороде) - прил., в м. р., в П. п., в ед. ч.

108. О себе -я; в разговоре с товарищем - ты; о товарище - он, она.

109. Мы (И. п., мн. ч.), с ним (Т. п., ед. ч.), он (И. п., ед. ч.), я (И. п., ед. ч.), на ней (П. п., ед. ч.), с ним (Т. п., ед. ч.).

Местоимения с предлогами пишутся раздельно. С приятелем -сущ., м. р. в ед. ч., в Т. п., 2-е скл.

110. И вот она догадалась на прогулки брать меня (В. п.). Теперь ей (Д. п.) нужно было только увидеть цветок или, вернее, выбрать тот, который хочется сорвать: я а, бегавший возле нее (Р. п.), приводил в исполнение ее желания. В статье было написано, чтобы люди не сшибали ногами не нужные им (Д. п.) и даже вредные для них (Р.п.) мухоморы, но обходили бы их (В. п.) стороной, оставляя для больных лосей как, может быть, единственное лосиное лекарство. Для нас-то (Р. п.), конечно, мухомор ядовит, но пора нам (Д.п.) перестать мерить природу по себе. (В. А. Солоухин.)

111. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему (Д. п., ед. ч., м. р.) рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» На него (В. п., ед. ч., м. р.) старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела. Глядь: опять перед ним (Т. п., ед. ч., м. р.) землянка; на пороге сидит его старуха, а перед нею (Т. п., ед. ч., ж. р.) разбитое корыто.

Золотую (рыбку) - прилаг., в ж.р., в В. п., в ед. ч.

112. Ее (3-е л., В. п., ед. ч.), меня (1-е л., В. п., ед. ч.), тебя (2-е л., В. п., ед.ч.), мне (1-е л., Д. п., ед. ч.), вы (2-е л., И. п., мн. ч.), мне (1-е л., Р. п., ед. ч.), на вас (2-е л., В. п., ед. ч.), тебе (2-е л., Д. п., ед. ч.), ты (2-е л., И. п., ед. ч.), мы (1-е л., И. п., ед. ч.).

Прыгала и упала.

113. Интересная встреча

В прошлую субботу у нас в классе состоялась встреча с ветеранами труда. Мы пригласили на нее наших шефов и Витиного дедушку. Наш класс подготовил к этой встрече выставку сувениров, которые мы сделали сами. Наши поделки очень понравились гостям, а Витин дедушка сказал: «Среди вас не должно быть белоручек. Надо уметь все делать своими руками». Потом мы выступили с концертом, читали стихи и пели песни. Хочется еще раз устроить такую встречу.

114. Сочинение.

Летние радости

Когда я вспоминаю лето, то думаю только о хорошем и радостном.

В этом году я в первый раз поехал в лагерь. Сначала мне там не очень понравилось, я очень скучал по дому. Но потом я записался в авиамодельный кружок и перестал скучать. Там я подружился со многими ребятами. Но самое главное - я сделал настоящую модель самолета! Мы запускали свои модели с высокой горы, и они прекрасно летали. Еще мне запомнились спортивные соревнования -эстафета и волейбол. Наш отряд занял первое место по волейболу, и все очень радовались. Очень хочется поехать в лагерь следующим летом, встретиться там с друзьями.

115. Я люблю осень, даже самую позднюю, но не ту, которую любят все, я люблю не морозные, красные, ветреные дни; я люблю теплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.(С. Т. Аксаков.)

116. Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.(С.А. Есенин.)

117. Поздняя осень

С каждым днем ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом. Полотнища палатки чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря. Уже виднеются огромные очертания ив, уже меркнут звезды.(К. Г. Паустовский.)

118. Основная мысль: знаки препинания необходимы для правильного чтения и понимания текста.

Если писать без знаков препинания, смысл текста может исказиться. Недаром так трудно расшифровывать древние рукописи, ведь раньше на Руси писали без знаков препинания и без пробелов. Поэтому А. П. Чехов называл знаки препинания нотами при чтении.

119. В письменном русском тексте используется 10 знаков препинания. Все они изучаются в школе.

Мы пока познакомились со следующими знаками препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая.

120. Их он кормит и поит и ответ держать велит: «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?» «Здравствуй, князь ты мой прекрасный, что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» -говорит она ему.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идет, бочка по морю плывет. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

Князь - сущ., муж. р., 2-е скл., стоит в И. п., ед. ч.

125 Начало урока, читает книгу, интересная книга, стремиться к знаниям, компьютерный класс, беседовать с товарищем, посетить музей.
Урок, на уроке, читал, беседа, посещение, в музее, музейный, изредка, посещать.
Существительные: урок, книга, к знаниям, класс, с товарищем, беседа, музей.
Прилагательные: интересная, музейный, компьютерный. Глаголы: читает, стремиться, посещать.
Наречие: изредка.
Орфограммы в окончании: на уроке, читает, к знаниям, с товарищем, в музее.

129. После урока дежурный стирает записи с доски. Учитель вызвал меня к доске. Я долго стоял у доски. Девочка подошла к доске. Мы повесили таблицу на доску. Надо было сделать упражнение самостоятельно, а не списать с доски. Теперь мы разделим доску на две части. Все смотрели на доску. Отойди от доски, а то не видно задания.

131. Мастерить кораблик, много мусора, огорченная мама, навести порядок.
132. На футбольном матче.
Главное слово - (на) матче. На матче (каком?) футбольном. Футбольном - зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным., Зависимое слово выражено именем прилагательным и связано с главным при помощи окончания.
Смотрели внимательно.
Главное слово - смотрели. Смотрели (как?) внимательно. Внимательно - зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово выражено наречием и связано с главным по смыслу.
Хранить память.
Главное слово - хранить. Хранить (что?) память. Память - зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово выражено существительным в винительном падеже и связано с главным при помощи окончания.
133. Главная мысль: чем глубже человек познает родной язык, тем лучше он подготовлен к овладению другими языками.

Родной речью - овладел речью; ее красоты - не почувствовал красоты; родного слова - оттенки слова, к овладению языками -подготовлен к овладению.
Прилагательные: духовное, народная, недоступным, родной, родного.
134. На траве и кустах заблестела роса. Послышалось пение птиц. Я вышел из палатки и направился к реке. Прибрежные камыши изредка шуршат.

Утро. Рассвело незаметно. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река.
Заблестело - глаг., 2 спр., стоит в прош. вр., ж. р.

135. Вечер. Какая тишина! Светает.

Эти предложения выражают законченную мысль, имеют интонацию конца предложения, в конце стоят знаки завершения.

Вечер. Зажигаются первые звезды. Это восходит луна. Светает. Запели в роще птицы. От зари разливается яркий свет. Подул свежий ветерок. Взошло солнышко. На траве и кустах заблестели капельки росы.
Отчего розовеет горизонт на востоке?
Какая тишина! Как красив на рассвете лес!
Разливается - глаг., 1 спр., стоит в наст. вр., 3 л., ед. ч.
136. Смеркалось. На закате догорала заря. За лесом ее не было видно, но всюду чувствовалась борьба света с тьмою. Ночные тени успели прокрасться в лес и закутали в сумрак высокие кроны деревьев. Между ветвями деревьев виднелись звезды и острые рога полумесяца.
Светало. Костер догорал. Над рекою повис густой туман. Сквозь него неясно были видны горы. Веселые голоса, шутки, смех разносились далеко по долине. (В. К. Арсеньев.)
137. Сжатое изложение.
Пень-зазнайка

В лесу стоял большой пень. Заметил он, что все люди ему кланяются.

Возгордился старый пень и сказал деревьям, что он в лесу самый главный и они тоже ему кланяться должны. Но деревья продолжали стоять вокруг него молча и прямо.

Пень рассердился. Но тут прилетела маленькая синичка и объяснила пню, что люди вовсе уе кланяются ему, а ищут возле него опята.

140. Напиши бабушке письмо о своих делах в школе. Расскажи мне о прогулке в лес. Помой после ужина посуду.

142. Городской выставочный зал, рисунки на одну тему, сверкающая лестница, украшать гирляндами, портреты путешественников, кружки автомобилистов, увлекательные занятия, на художественной выставке, совет радиолюбителей, объединить по интересам, компьютерные игры, с радостным настроением, слышится издалека.
143. (устно).
144. 1) Руслан; 2) царь Салтан; 3) старуха; 4) купцы.
145. Кто взял мою ручку? Что мне нужно сделать? Как решать эту задачу? Когда будут каникулы? Сколько сегодня уроков? Куда пропал мой сосед? Почему мне нельзя погулять? Зачем нужно мыть руки?
146. - Ваша школа маленькая? - Нет, наша школа большая. -У вас в классе старые столы? -Нет, столы новые.-У вас в школе узкие коридоры? -Нет, коридоры широкие.
147. Паром.
Темной ночью в тарантасе
Едем с фонарем. (повеств.)
«Ася, спишь?» (вопр.) Не спится Асе! (воскл.)
Впереди паром! (повеств.)
Едем шагом (в гору тяжко),
В сонном поле гром. (повеств.)
«Ася, слышишь?» (вопр.) Спит бедняжка,
Проспала паром! (воскл.)
В темноте Ока блеснула
Жидким серебром ...(повеств.)
Ася глазки разомкнула.. .(повеств.)
«Подавай паром!» (побуд.)(М.И. Цветаева.)
148. (устно).
149. (устно).
150. (устно).
151. Между стволов сосен промелькнула белка. Куда она скрылась? Где ее домик? Кругом стоит тишина. Хорошо осенью в лесу! А сколько грибов! Но что это? Паучок уцепился за хрустальную паутинку и летит. Куда он летит? Где остановится? Счастливого тебе путешествия, паучок!

152. Здравствуй, родная школа! (побуд.) Веселый утренник. (повеств.)

Почему мне интересно на уроке математики? (вопр.)

153. Необычный день в школе

В День учителя мы пришли в школу пораньше, чтобы поздравить своих педагогов. А они нам и говорят, что сегодня все уроки будут вести старшеклассники! Мы удивились и даже не поверили. Но так и было! На уроке русского языка две девочки из десятого класса организовали у нас викторину. На математике девятиклассник Витя очень интересно объяснил нам новую тему. А на физкультуре весь восьмой класс учил нас играть в волейбол.

Наши учителя в это время пили чай в канцелярии и часто заглядывали к нам, потому что беспокоились. Но все было в порядке!

А после уроков мы все пошли в актовый зал на праздничный концерт. Мне очень понравилось, как прошел День учителя. Побольше бы таких необычных дней!

154. (отзыв).

155. Поднялась за рекой большая тёмная туча. Пронесся по лесным макушкам сильный ветер. Упали первые тяжелые капли. Вскоре хлынул тёплый проливной дождь.

156. Листья (сущ., И. п.) падают с кленов. Люди (сущ., И. п.) в парке ходят по золотому ковру. Ребятишки (сущ., И. п.) собирают красивые огненные листья в букеты. Я (мест., И. п.) прислушиваюсь. Листья (сущ., И. п.) падают не беззвучно. Я (мест., И. п.) слышу музыку листопада. Вот девочка (сущ., И. п.) подняла голову. Она (мест., И. п.) тоже слушает золотой хоровод. (В. М. Песков.)

157. 1) Но лето быстрое летит. 2) Блеснул мороз. И рады мы

Настала осень золотая. Проказам матушки зимы.

158. 1) Три девицы под окном









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.