|
Сущность и функции культуры.Парадигмы исследования к-ры.Сущность и функции культуры.Парадигмы исследования к-ры. Термин «культура» произошёл от латинского сu1-tura, что означает «возделывание», «обработка», «уход»;Впоследствии «культура» получило еще одно значение - «воспитание», «образование», «развитие». С этими двумя значениями слово «культура» вошло во все европ. языки. Культура - это сов-сть искусств. порядков и объектов, созд. людьми в дополнение к природным; -это мир «упорядоченных» коллективов людей, объед. Сист. отношений, опытом совместной жизнед-ти. Выделяется несколько классич. подходов к к-ре: деятельностный (культура - это специфически человеч. способ деятельности); аксиологический (культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми); исторический (культура есть продукт истории общ., развивается путём передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению); функц. (культура проявляет себя через функции, которые она выполняет в обществе); антропологический (культура включает в себя всё, что создано людьми и хар-т их жизнь в опред. исторических условиях); идеациональный (культура - это духовная жизнь общества); семиотический (культура - это сист. знаков); социологический (культура понимается как фактор организации общ. жизни, как сов.-ть идей, принципов, соц. институтов, обеспечивающих коллект. Деят-ть людей). Сущность культуры: Культура - это сист. внебиологически выработ.способов (нормы и образцы поведения, парадигмы мышления), благодаря кот.стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Виды к-ры: - фундаментальная (изучает феномены), - прикладная (проектирует, регулирует фундаментальные культурные процессы), - социальная (изучает человека как социальное сущ-во), - культурная (обычаи, формы, механизмы, становления норм), - историческая (изучает типологию исторического общества), - философская (роль культуры), - филологическая, - структурно-семиотическая. Функции культуры - это сов-ть ролей, которые выполняет к-ра по отнош. к сообществу людей, все функции культуры социальны, то есть обеспечивают коллективн.х-р жизнед-ти людей, опред. и коррелируют почти все формы инд. активности чел. в силу его связи с соц.окружением.1) Ф-ия трансляции соц. опыта (состоит в передаче социального опыта от поколения к поколению, от одной эпохи - к другой. 2) Ф-ия регулятивная (нормативная) (связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права) 3) Ф-ия познавательная (гносеологическая) (определяется способностью к-ры накапливать знания о мире, и формировать способы и механизмы познания мира). 4) Ф-ия ценностная (аксиологическая) (определяется способностью культуры формировать определённые ценностные потр-ти и ориентации. По их уровню и кач-ву люди судят о степени культурности человека. 5) Ф-ия коммуникативная – ф. связи и общения с помощью языка, символов, жестов. 2 Сущность дух.пр-ва.Опредмечивание и означивание в дух.пр. Под дух.пр-ом обычно понимается пр-во сознания в особой обществ.форме,осуществл-ое специализ.группами людей,кот.проф.заняты квалифиципрован.умствен.трудом.Продукт:идеи,теории,понятия,законы,дух.ценности,сами ндивиды и обществ.связи между ними. Виды: наука,ис-во,религия.(+политика,мораль,право). Опредмечивание-процесс,в кот.человеч.способоностипереходят в предмет и воплощаются в нем,благодаря чему предмет становится соц.-культурн. Означивание(распредмечивание)-процесс.в кот.св-ва,сущность предмета становятся достоянием человека,его способностей.Чел-к распредмечивает формы прошлой к-ры,природные явления. Духовная культура - это деятельность общества, связанная с пр-м, применением идей, идеалов и др духовных –нематериальных ценностей. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой. Воспитание определенного типа личности - главная цель в функционировании духовной культуры. Т.о. возможности дух. развития человека сопряжены с материально-техническим развитием и наоборот — уровень совершенства матер. Пр-ва зависит от возможностей духовного потенциала общества. Духовная к-ра включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов дух. деят-ти, а с другой — и саму духовную деят-ть. Артефакты дух. к-ры сущ-т в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения чел-ка, сложившиеся в конкретно-истор.соц. условиях. Это также нравственные, эстетич., религиозные или полит. идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Иногда духовную культуру делят на две сферы: 1) духовные качества человека и деятельность по их воплощению; 2) духовные ценности, получившие как бы самостоятельное существование в виде научных теорий, произведений искусства, норм права.
Сущность культурогенеза как процесса порождения новых культ.форм. Культурогенез - один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность к - процесс постоянного самообновления культуры. К - это порождение новых культурных форм и систем.Причина возникновения культурогенеза - необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деят-ти и социального взаимодействия. В культурогенезе выделяют следующие процессы: 1) генезис культурных форм и норм; 2) формирование новых культурных систем человеческих сообществ; 3) формирование новых межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем Генезис культ. форм структурируется на следующие фазы: 1)новаций; 2) создания новых культурных форм; 3) «конкурса» их функц. и технологич. эффективности и внедрения новых форм в соц. практику. Генезис социокультурных идей проходит следующие стадии: 1) вызревание «социального заказа» на новые виды деятельности; 2 практическое формирование технологий, приемов и навыков этих новых направлений в процессе разделения труда; 3) выделение субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики. Генезис этнокультурных систем, включает такие фазы: 1) появление факторов, локализующих группы людей на определенных территориях и стимулирующих повышение уровня их коллективного взаимодействия; 2) накопление истор. опыта их совместной жизнедеятельности; 3) аккумуляция этого опыта в ценностных ориентаци-ях и преобразование их в системы образов идентичности данных сообществ. Социальное и культурное. Социология культуры - одна из дисциплин цикла наук о культуре, раздел культурологии, особенностью которого является применение методов общей социологии к изучению культуры во всей полноте ее проявлений. Культурная изменчивость - свойство самообновления культуры, в т.ч. развитие, деградация. Причины культурной изменчивости: 1)адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; 2)необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; 3) творческая инициатива отдельных личностей. Изменчивость бывает: - прогрессивной, - деградирующей( связана с утратой функциональной эффективности тех или иных объектов и структур. Культ.застой. –сост.длитенльой неизменности,ограничиваются или запрещаются нововведения. Варваризация- культ.процесс в ходе кот.достигнуто духовн.содержание самой высокой пробы невольно разрушается и вытесняется эл-ми низшего содержания. Возникновение аномии( сост.разложения сист. ценностей.апатии,разочарования) Культура как основное понятие социологии культуры обладает следующими неотъемлемыми характеристиками)в усл.соц.культ.кризиса.ведет к варваризации. Культ.динамика может реализовываться поступательно, линейно и циклически. Культура обладает свойствами: 1) она искусственна, создана людьми, т. е. противостоит биологическому наследуемому от природы; 2)она всеобща в том смысле, что для социологического взгляда не существует некультурных взглядов, вкусов или вещей; любые верования, представления, разделяемые какой-либо группой людей, формируют конкретное культурное пространство; 3)культура возможна благодаря социальной коммуникации, т. е. именно посредством обмена идеями, оценками, знаниями между людьми возможно выполнение культурой своей основной функции - регуляции жизнедеятельности социума; 4) культура не есть застывший образец, она изменчива, развивается в ходе исторического процесса.
Мода как социальный феномен Феномен моды- это процесс соц. конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. В модной части социального пространства развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления идут гораздо медленнее. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они». Самоидентификация «Я модный человек» влечет за собой соответствующую динамич. потребит. практику: мониторинг модных, адаптацию модных новинок применительно к собственным телесным, интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям, управление собственным бюджетом и т.д. Самоидентификация «Я из тех, кто плюет на моду» влечет за собой практику игнорирования модных процессов, ориентацию на иные ценности: функц-ть, полезность, долговечность и т.д. Нет содержательных признаков, по которым можно опознать модные объекты. Сравните модные вещи этого года, прошлого десятилетия, столетия. Что общего в их форме, материале – ничего! Мода не имеет субстанции. Но на всех этапах ее сущ-ия ей присуще стремление обозначить границу между «нами» (модными) и «ими» (немодными). Мода – это процесс, кот. имеет тенденцию к постепенной институционализации. Она вкл. в себя прежде всего появление разнообр. профессионалов в обл. моды. Чем отличается модное поле от немодной части социального пространства? В модном поле доминируют две ценности – совр-ть и престижность. Они тесно переплетены в ед. целое, поэтому содержанием модного поля является престижная современность. Модный процесс – это производство символов престижной современности
14. Основания типологизации культур ы Историческая типология культуры — классифик. культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Методологич. основу классификации культур по историч. типу на всем протяжении их развития сост. различные концепции культ.-историч. процесса. К ним относятся: 1) эволюционные концепции, 2) формац. подход в отечеств. традиции; 3) циклический или цивилизационный подход. О. Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций), обладающих собственным стилем: 1-египетская, 2-индийская, 3-вавилонская, 4-китайская,5-греко-римская, 6-майя, 7-магическая (византийско-арабская), 8-фаустовская (западно-еврoпейская),9-русско-сибирская. Западная и Восточная типы культур. Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территор. расположение, но и хар-ку методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренч. установок, общ.-экономич. и политич.структур. В рамках мир.культуры Восток – это в 1 очередь, Китай, Индия, Япония, Персия; европ. культуры и преемственную ей византийскую относят к зап. культурам. Западная культура ориентирована на ценности технологич. развития, динамичный образ жизни, соверш-ние культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституц. формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Восток является воплощением некой иррациональности, трансцендентности, принимающего, женского принципа-начала, он никогда не отступал от заповедей существования в мире. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная к-ра нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная к-ра пошла по пути создания техники, посредующей отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина. Массовая культура. С завершением формирования индустр. Общ-ва связывают и становление массовой культуры. Предпосылками этого процесса выступили массовая миграция населения в города.Происходит резкий разрыв старых связей между людьми и поколениями, а монополия церкви и власти на управление сознанием людей подрывается. В соперничество за сознание человека вступают частные производители информации, товаров и услуг массового потребления. Это требовало создания канала трансляции знаний, установок и норм, а также социально-значимой информации широким массам населения, всей нации. Первым шагом стало введение всеобщего обязат. начального и ср. образования, затем развитие средств массовой информации, демократизация политич.процедур (выборы). Огромную роль сыграло изобретение кинематографа, фотографии, граммофонной записи, ставших основой массового искусства, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия. Современная массовая культура связана со средствами массовой информации, опосредована технич. Возможностями 2 половины 20в.В такой ситуации массмедиа - выступают и носителями культуры и средством манипулирования. Функц-сть культуры: ·обеспечение социализации человека. Через масс. культуру чел. учится новым способам регуляции своего поведения, новым ценностям и соц. ролям, необходимым стилям поведения и образу жизни, форме отношений между людьми, возможностям разрешения конфл. ситуации, · массовая культура удовлетворяет потр-ть в восстановлении сил и отвлекает индивида от интенсивной гонки жизни за успехом. Она складывается не только на основе развлекательно-религиозных форм искусства, спорта, игр, но и постоянно расширяющейся сферы потребления пищи, одежды, бытовой техники, предметов обихода, образования. Все поступает к человеку через механизм массовой культуры.
Сущность и функции культуры.Парадигмы исследования к-ры. Термин «культура» произошёл от латинского сu1-tura, что означает «возделывание», «обработка», «уход»;Впоследствии «культура» получило еще одно значение - «воспитание», «образование», «развитие». С этими двумя значениями слово «культура» вошло во все европ. языки. Культура - это сов-сть искусств. порядков и объектов, созд. людьми в дополнение к природным; -это мир «упорядоченных» коллективов людей, объед. Сист. отношений, опытом совместной жизнед-ти. Выделяется несколько классич. подходов к к-ре: деятельностный (культура - это специфически человеч. способ деятельности); аксиологический (культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми); исторический (культура есть продукт истории общ., развивается путём передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению); функц. (культура проявляет себя через функции, которые она выполняет в обществе); антропологический (культура включает в себя всё, что создано людьми и хар-т их жизнь в опред. исторических условиях); идеациональный (культура - это духовная жизнь общества); семиотический (культура - это сист. знаков); социологический (культура понимается как фактор организации общ. жизни, как сов.-ть идей, принципов, соц. институтов, обеспечивающих коллект. Деят-ть людей). Сущность культуры: Культура - это сист. внебиологически выработ.способов (нормы и образцы поведения, парадигмы мышления), благодаря кот.стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Виды к-ры: - фундаментальная (изучает феномены), - прикладная (проектирует, регулирует фундаментальные культурные процессы), - социальная (изучает человека как социальное сущ-во), - культурная (обычаи, формы, механизмы, становления норм), - историческая (изучает типологию исторического общества), - философская (роль культуры), - филологическая, - структурно-семиотическая. Функции культуры - это сов-ть ролей, которые выполняет к-ра по отнош. к сообществу людей, все функции культуры социальны, то есть обеспечивают коллективн.х-р жизнед-ти людей, опред. и коррелируют почти все формы инд. активности чел. в силу его связи с соц.окружением.1) Ф-ия трансляции соц. опыта (состоит в передаче социального опыта от поколения к поколению, от одной эпохи - к другой. 2) Ф-ия регулятивная (нормативная) (связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права) 3) Ф-ия познавательная (гносеологическая) (определяется способностью к-ры накапливать знания о мире, и формировать способы и механизмы познания мира). 4) Ф-ия ценностная (аксиологическая) (определяется способностью культуры формировать определённые ценностные потр-ти и ориентации. По их уровню и кач-ву люди судят о степени культурности человека. 5) Ф-ия коммуникативная – ф. связи и общения с помощью языка, символов, жестов. 2 Сущность дух.пр-ва.Опредмечивание и означивание в дух.пр. Под дух.пр-ом обычно понимается пр-во сознания в особой обществ.форме,осуществл-ое специализ.группами людей,кот.проф.заняты квалифиципрован.умствен.трудом.Продукт:идеи,теории,понятия,законы,дух.ценности,сами ндивиды и обществ.связи между ними. Виды: наука,ис-во,религия.(+политика,мораль,право). Опредмечивание-процесс,в кот.человеч.способоностипереходят в предмет и воплощаются в нем,благодаря чему предмет становится соц.-культурн. Означивание(распредмечивание)-процесс.в кот.св-ва,сущность предмета становятся достоянием человека,его способностей.Чел-к распредмечивает формы прошлой к-ры,природные явления. Духовная культура - это деятельность общества, связанная с пр-м, применением идей, идеалов и др духовных –нематериальных ценностей. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой. Воспитание определенного типа личности - главная цель в функционировании духовной культуры. Т.о. возможности дух. развития человека сопряжены с материально-техническим развитием и наоборот — уровень совершенства матер. Пр-ва зависит от возможностей духовного потенциала общества. Духовная к-ра включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов дух. деят-ти, а с другой — и саму духовную деят-ть. Артефакты дух. к-ры сущ-т в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения чел-ка, сложившиеся в конкретно-истор.соц. условиях. Это также нравственные, эстетич., религиозные или полит. идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Иногда духовную культуру делят на две сферы: 1) духовные качества человека и деятельность по их воплощению; 2) духовные ценности, получившие как бы самостоятельное существование в виде научных теорий, произведений искусства, норм права.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|