|
ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСтр 1 из 7Следующая ⇒ Введение
Конституционное (государственное) право Российской Федерации является ведущей отраслью российского права, что объективно вытекает из тех общественных отношений, которые регулируются Конституцией – основным законом общества и государства. Поэтому и в учебном процессе курс конституционного права рассматривается как основополагающий в ряду других учебных дисциплин. При изучении данного курса студентам необходимо: во-первых, глубоко усвоить конституционные нормы, которыми регулируются важнейшие сферы общественной и государственной жизни нашей страны; во-вторых, знать федеральные конституционные и федеральные законы, регулирующие государственно-правовые отношения и выступающие наряду с Конституцией Российской Федерации важнейшими источниками конституционного права; в-третьих, знать законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют многие сферы государственно-правовой жизни в регионах; в-четвертых, проработать учебную и научную литературу по данной дисциплине. Именно на такое усвоение материала по курсу «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» нацелены предлагаемые программа, тематика практических занятий и контрольных работ, в соответствии с которыми и будет строиться курс лекций и практических занятий. Успешное изучение учебной дисциплины конституционного (государственного) права РФ предполагает не только освоение лекционного материала и закрепление его на практических занятиях, но и самостоятельную работу над конституционным законодательством, умение применять системный и сравнительный методы исследования предмета, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах. 1. Цели освоения учебной дисциплины
1.1. Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых конституционным правом: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая.
1.2. Целью учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» является формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для: осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления; осуществления правозащитной деятельности; осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам основ конституционного строя, основ правового положения личности, государственного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; толкования и применения Конституции РФ; преподавания основ конституционного права в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
1.3. Бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией конституционно-правовых норм; участие в разработке и экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления – источников конституционного права; властно-организационная и правоприменительная деятельность в сфере государственной власти и местного самоуправления, разработка и экспертиза соответствующих правоприменительных актов; правозащитная деятельность, обжалование действий (бездействия), незаконных правовых актов органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; консультирование граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод; консультирование органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в области конституционного права; участие в конституционно-правовых отношениях, обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности; преподавание основ конституционного права.
1.4. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций по учебной дисциплине «Конституционное (государственное) право Российской Федерации».
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
2.1. Учебная дисциплина ««Конституционное (государственное) право Российской Федерации» относится к базовой части профессионального цикла ООП.
2.2. Изучению конституционного права предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками. Общенаучной основой изучения конституционного права является философия, логика, экономика и социология. Студенты должны уметь применять знания в области философии, социологии, логики, экономики в конституционном праве, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Предшествующие знания по дисциплине «Профессиональная этика» помогут студенту овладеть навыками оценки конституционно-правовых фактов и явлений с этической точки зрения. Кроме того до начала занятий по конституционному праву студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию. Теоретико-правовой основой конституционного права служат теория и история государства и права. «Входными» знаниями, необходимыми для овладения знаниями и навыками практической деятельности в области конституционного права, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника. Важное значение имеют исторические знания основных этапов конституционно-правового развития России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных государственно-правовых ситуациях. 2.3. Взаимосвязь с последующими дисциплинами Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста. «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» вооружает студентов: · способностью соотносить нормы других отраслей права с Конституцией Российской Федерации, выявлять правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации; применять нормы Конституции Российской Федерации; · способностью толковать нормы конституционного права с учетом базовых конституционных принципов; · способностью руководствоваться конституционными ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению конституционализма и конституционной законности; · навыками учета и систематизации правовых позиций Конституционного Суда РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях; · основываться на конституционных принципах при решении экономико-правовых, финансово-правовых и иных вопросов.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины В результате освоения дисциплины бакалавр должен: 1.4.1. Знать: общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве; специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений; источники конституционного права, их соотношение по юридической силе; значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития; значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации; основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности; федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления. 1.4.2. Уметь: ● обобщать полученные знания в области конституционного права; ● правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике; ● правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений; ● анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права; ●толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования; ● анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности; ● принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права; ● применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления. 1.4.3. Обладать следующими общекультурными компетенциями: · осознавать значимость конституционных ценностей для государства и общества; · осознавать социальную значимость своей будущей профессии для развития российского конституционализма; · развивать свой интеллектуальный уровень, основываясь на знаниях конституционного права; · быть готовым к самостоятельному обучению методам исследования конституционно-правовых явлений и процессов; · соблюдать принципы этики юриста; · анализировать современные конституционно значимые проблемы и процессы; · логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; профессиональные компетенции: · использовать теоретические знания о конституционно-правовых нормах и отношениях на практике; · устанавливать соотношение конституционно-правовых норм по юридической силе, определять их место в иерархии правовых норм; · оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, компетентно аргументировать свою позицию; · выявлять основные проблемы конституционно-правового регулирования и предлагать пути их решения; · участвовать в разработке проектов нормативных и правоприменительных актов по вопросам конституционного права, составлять юридические документы; · осуществлять экспертно-консультационную деятельность по вопросам конституционного права, в том числе проводить экспертизу конституционно-правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных положений; · демонстрировать знание решений Конституционного Суда Российской Федерации и навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации; · преподавать основы конституционного права на необходимом теоретическом и методическом уровне.
4. Структура учебной дисциплины
(для очной формы обучения студентов)
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел II ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел Ш ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ Раздел IV ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ Раздел V СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часа; в т.ч. трудоемкость экзамена – ------------------------ часов.
Всего аудиторных часов – 104 час. (из них: лекции - 54 час., практические занятия – 72 час.) 1 семестр. Лекции – 36 часа, практические занятия – 36 час. 2 семестр. Лекции – 18 часов, практические занятия - 36 час.
5. Содержание дисциплины (программа курса) Раздел I Раздел II Раздел Ш Раздел IV Раздел V Образовательные технологии
Для освоения бакалаврами учебной дисциплины «Конституционное право РФ», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие образовательные технологии: • лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации; • лекции - электронные презентации; • дискуссия; • мозговой штурм; • работа в малых группах; • презентация; • демонстрация; • выполнение эссе; • составление юридического документа; • комментирование научной статьи; • подготовка обзора научной литературы по теме; • составление рецензии на книгу (статью); • подготовка обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека по отдельным проблемам; • комментирование ответов студентов; • творческие задания; • решение задач; • анализ конкретных ситуаций; • составление резюме; • Сократов метод; • «мини-конференция»; • «круглый стол»; • интервьюирование; • составление таблиц и схем; • встречи с представителями государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений; • тестирование; • ролевая игра и др.
14. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Тематика заданий разрабатывается вузом на основе фонда оценочных средств. Текущий контроль успеваемости осуществляется в следующих формах: • опрос; • проверка выполнения самостоятельных работ; • решение практических и ситуационных задач; • демонстрация презентаций; • терминологический диктант; • тестирование.
Интернет-ресурсы
http://президент.рф – Президент Российской Федерации http://www.duma.gov.ru - Государственная Дума Федерального Собрания РФ http://council.gov.ru - Совет Федерации Федерального Собрания РФ news.kremlin.ru – «Президент России / События» constitution.kremlin.ru – Конституция Российской Федерации flag.kremlin.ru – государственная символика России http://www.government.ru/ - Правительство Российской Федерации http://www.minjust.ru - Министерство юстиции Российской Федерации http://www.cikrf.ru/ - ЦИК России http://ombudsmanrf.org/ - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html - субъекты Российской Федерации в сети Ин-тернет http://www.constlaw.ru/ - Интернет-ресурс кафедры конституционного и муниципального права России МГЮА
16. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Материально-техническое обеспечение учебного процесса указывается в рабочей программе учебной дисциплины в рамках материально-технической базы вуза, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр) _____________________________________________________________________
Разработчик: ГОУ ВПО «СыктГУ» К.ю.н., доцент Плоцкая О.А.
Карта Введение
Конституционное (государственное) право Российской Федерации является ведущей отраслью российского права, что объективно вытекает из тех общественных отношений, которые регулируются Конституцией – основным законом общества и государства. Поэтому и в учебном процессе курс конституционного права рассматривается как основополагающий в ряду других учебных дисциплин. При изучении данного курса студентам необходимо: во-первых, глубоко усвоить конституционные нормы, которыми регулируются важнейшие сферы общественной и государственной жизни нашей страны; во-вторых, знать федеральные конституционные и федеральные законы, регулирующие государственно-правовые отношения и выступающие наряду с Конституцией Российской Федерации важнейшими источниками конституционного права; в-третьих, знать законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют многие сферы государственно-правовой жизни в регионах; в-четвертых, проработать учебную и научную литературу по данной дисциплине. Именно на такое усвоение материала по курсу «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» нацелены предлагаемые программа, тематика практических занятий и контрольных работ, в соответствии с которыми и будет строиться курс лекций и практических занятий. Успешное изучение учебной дисциплины конституционного (государственного) права РФ предполагает не только освоение лекционного материала и закрепление его на практических занятиях, но и самостоятельную работу над конституционным законодательством, умение применять системный и сравнительный методы исследования предмета, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах. 1. Цели освоения учебной дисциплины
1.1. Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых конституционным правом: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая.
1.2. Целью учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» является формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для: осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления; осуществления правозащитной деятельности; осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам основ конституционного строя, основ правового положения личности, государственного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; толкования и применения Конституции РФ; преподавания основ конституционного права в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
1.3. Бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией конституционно-правовых норм; участие в разработке и экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления – источников конституционного права; властно-организационная и правоприменительная деятельность в сфере государственной власти и местного самоуправления, разработка и экспертиза соответствующих правоприменительных актов; правозащитная деятельность, обжалование действий (бездействия), незаконных правовых актов органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; консультирование граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод; консультирование органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в области конституционного права; участие в конституционно-правовых отношениях, обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности; преподавание основ конституционного права.
1.4. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций по учебной дисциплине «Конституционное (государственное) право Российской Федерации».
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
2.1. Учебная дисциплина ««Конституционное (государственное) право Российской Федерации» относится к базовой части профессионального цикла ООП.
2.2. Изучению конституционного права предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками. Общенаучной основой изучения конституционного права является философия, логика, экономика и социология. Студенты должны уметь применять знания в области философии, социологии, логики, экономики в конституционном праве, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Предшествующие знания по дисциплине «Профессиональная этика» помогут студенту овладеть навыками оценки конституционно-правовых фактов и явлений с этической точки зрения. Кроме того до начала занятий по конституционному праву студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию. Теоретико-правовой основой конституционного права служат теория и история государства и права. «Входными» знаниями, необходимыми для овладения знаниями и навыками практической деятельности в области конституционного права, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника. Важное значение имеют исторические знания основных этапов конституционно-правового развития России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных государственно-правовых ситуациях. 2.3. Взаимосвязь с последующими дисциплинами Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста. «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» вооружает студентов: · способностью соотносить нормы других отраслей права с Конституцией Российской Федерации, выявлять правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации; применять нормы Конституции Российской Федерации; · способностью толковать нормы конституционного права с учетом базовых конституционных принципов; · способностью руководствоваться конституционными ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению конституционализма и конституционной законности; · навыками учета и систематизации правовых позиций Конституционного Суда РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях; · основываться на конституционных принципах при решении экономико-правовых, финансово-правовых и иных вопросов.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины В результате освоения дисциплины бакалавр должен: 1.4.1. Знать: общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве; специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений; источники конституционного права, их соотношение по юридической силе; значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития; значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации; основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности; федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления. 1.4.2. Уметь: ● обобщать полученные знания в области конституционного права; ● правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике; ● правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений; ● анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права; ●толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования; ● анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности; ● принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права; ● применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления. 1.4.3. Обладать следующими общекультурными компетенциями: · осознавать значимость конституционных ценностей для государства и общества; · осознавать социальную значимость своей будущей профессии для развития российского конституционализма; · развивать свой интеллектуальный уровень, основываясь на знаниях конституционного права; · быть готовым к самостоятельному обучению методам исследования конституционно-правовых явлений и процессов; · соблюдать принципы этики юриста; · анализировать современные конституционно значимые проблемы и процессы; · логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; профессиональные компетенции: · использовать теоретические знания о конституционно-правовых нормах и отношениях на практике; · устанавливать соотношение конституционно-правовых норм по юридической силе, определять их место в иерархии правовых норм; · оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, компетентно аргументировать свою позицию; · выявлять основные проблемы конституционно-правового регулирования и предлагать пути их решения; · участвовать в разработке проектов нормативных и правоприменительных актов по вопросам конституционного права, составлять юридические документы; · осуществлять экспертно-консультационную деятельность по вопросам конституционного права, в том числе проводить экспертизу конституционно-правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных положений; · демонстрировать знание решений Конституционного Суда Российской Федерации и навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации; · преподавать основы конституционного права на необходимом теоретическом и методическом уровне.
4. Структура учебной дисциплины
(для очной формы обучения студентов)
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел II ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел Ш ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ Раздел IV ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ Раздел V СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часа; в т.ч. трудоемкость экзамена – ------------------------ часов.
Всего аудиторных часов – 104 час. (из них: лекции - 54 час., практические занятия – 72 час.) 1 семестр. Лекции – 36 часа, практические занятия – 36 час. 2 семестр. Лекции – 18 часов, практические занятия - 36 час.
5. Содержание дисциплины (программа курса) Раздел I ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|