|
Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии.Стр 1 из 7Следующая ⇒ Факультета 1) Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии. 2) Функции философии. 3) Мировоззрение и его типы. 4) Мифологическое мировоззрение. Структура мифа. Мифологическая картина мира 5) Религиозное мировоззрение. Религия как форма общественного сознания. Роль слова -символа в религии. 6) Научное мировоззрение. Понятие научной картины мира. Становление механистической картины мира в 17 веке. 7) Понятие философского идеализма и материализма. Энгельс об основном вопросе философии. 8) Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика. 9) Основные философские школы Древнего Китая и Древней Индии. 10) Философия Древней Греции (общая характеристика). 11) Движение древнегреческого сознания от Мифа к Логосу как процесс формирования теоретического знания и «любви к мудрости» 12) Философия Древней Греции Проблема первоначала (архэ.) 13) Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике. 14) Платон и Аристотель как представители классической античной философии. 15) Философия эпохи эллинизма. Основные проблемы, школы и представители. 16) Характеристика основных этапов, принципов и проблем средневековой философии. 17) Основные проблемы средневековой патристики. 18) Проблематика средневековой схоластики. 19) Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика. 20) Достижения натурфилософии Ренессанса. 21) Гуманизм как направление в философии Ренессанса. 22) Социальная философия Ренессанса. 23) Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Ф. Бэкон, Р. Декарт. 24) Немецкая классическая философия и ее представители. Проблема субъектно-объектных отношений. 25) Философия И.Канта. 26) Философия Г.Гегеля. 27) Философия К. Маркса и ее эволюция. Проблема отчуждения. 28) Основные направления и школы современной западной философии (философия жизни, феноменология, герменевтика, структурализм, философская антропология и др.) 29) Позитивизм. Основные проблемы и этапы его развития. 30) Русская философия. Истоки русской философии. Русское Просвещение. Русская философия 19 века. 31) Русская религиозная философия 20 века. 32) Философская проблема бытия. Основные формы бытия. Проблема бытия в истории философии. 33) Философское учение о материи и атрибутах ее существования. 34) Движение как способ существования материи. Диалектическое единство движения и покоя, изменчивости и устойчивости. Философское учение о единстве и многообразии мира, о его конечности и бесконечности. 35) Философское учение о пространстве и времени. 36) Основные законы и принципы диалектики. 37) Сущность и происхождение сознания. Структура и источник сознания. Язык и его функции. 38) Основные проблемы философской гносеологии. Познавательные способности человека. 39) Учение об истине в современной философии. Формы истины. Истина, заблуждение, ложь. 40) Проблемы философской антропологии. 41) Понятие социальной философии. Предмет и функции социальной философии. История социальной философии. Основные проблемы. 42) Общество как система. Структурные составляющие общественной целостности. Объективное и субъективное в общественном развитии. Понятие социальной закономерности. 43) Цивилизация и культура. Культура как мера освоения человеком себя и природы. Культура материальная и духовная, их диалектическое единство. 44) Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы. Общественное и индивидуальное сознание. Общественная психология и общественная идеология. 45) Сущность и предназначение техники. Техника и научно-технический прогресс. Техника и человек. 46) История и философия техники. 47) Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт. Классификация наук. Структура научного знания. Основные стадии исторического развития науки. Научное и вненаучное знание. 48) Глобальные проблемы современности и их характеристика. Будущее человечества. Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии. Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию. Философия включает в себя: – учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика); – о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории); – учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); – теорию познания; – проблемы теории познания и творчества; – этику; – эстетику; – теорию культуры; – свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии. Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.
2. Функции философии.
Функции философии: – мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира); – методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком); – прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); – критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям); – аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.); – социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
Мировоззрение и его типы. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Выделяют две стороны мировоззрения – эмоционально-психологическую и интеллектуально-рациональную. Эмоционально-психологическая сторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя ее как пессимистическую или оптимистическую. Интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности. Мировоззрение конкретного человека зависит как от объективных, так и субъективных факторов – его принадлежности к определенной социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения. Существуют следующие типы мировоззрения: 1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире; 2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения; 3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
4. Мифологическое мировоззрение. Структура мифа. Мифологическая картина мира
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением. Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой. Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека. Структура мифа: – познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.; – предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы; – практический компонент – миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п. В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов: – как возник мир; – как он развивается; – что такое жизнь; – что такое смерть и др. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология – начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
5. Религиозное мировоззрение. Религия как форма общественного сознания. Роль слова -символа в религии. Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное. Религия – мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности – мифологическое миродействие и миропонимание. По Канту, религия – это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Вера дается Богом человеку: – через воспитание в условиях религиозной семьи; – обучение в школе; – опыт жизни; – силу разума, постигающего Бога через проявление его творений. Свобода религиозных убеждений – одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли.
6. Научное мировоззрение. Понятие научной картины мира. Становление механистической картины мира в 17 веке. Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена. Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: – является ли философия наукой; – взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; – соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук – конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций. Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует: – на первоначальные позиции ученого; – его отношение к миру и познанию; – на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.). Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить: – на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.; – отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. В науке различают: – эмпирический уровень исследования – направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения; – теоретический уровень исследования – сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез. Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки. Идеалы науки – это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.
Философии. Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны. 1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир. С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса Ф в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм б) идеализм в) дуализм. Материализм — Ф-ое направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм — Ф-ое направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм Ф-ое направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени) Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма) 1. Наивный материализм древних. Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит — огонь, Фалес — вода, Анаксимен — воздух, Демокрит — атомы и пустота.) 2. Метафизический — материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма — вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же как печень выделяет желчь» Метафизические материалисты конца 18 века (Дидро, Маметри, Гельвецкий) 3. Диалектический материализм. (Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь. Разновидности Идеализма: 1. Объективный идеализм — система взглядов в которой в качестве первоосновы мира утверждается некое всеобщее духовное начало (идея, мировой дух, абсолютная идея). 2. Субъективный идеализм — система взглядов на мир человека, которое в качестве исходного начала берет одно из систем человеческого сознания (ощущение, восприятие, понятие).
Философия И.Канта. Иммануил Кант (1724–1804) является родоначальником немецкой классической философии. Все его творчество делится на два периода: докритический, в котором он занимается в основном проблемами естествознания и проводит идею о развитии в природе, и критический, в котором главной его задачей являлось исследование возможностей познающего разума. В критическом периоде наиболее важными произведениями Канта являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Гносеологические взгляды Канта включают в себя анализ трех ступеней познания. В работе «Критика практического разума» Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание остается недоступным познающему разуму. Так на первой ступени познания уже возникает понятие «вещи в себе». Вторую ступень познания Кант анализирует в работе «Критика способности суждения». Он проводит мысль о том, что абстрактное мышление, оперируя общими понятиями, прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов, следовательно, и здесь эта сущность остается непознаваемой, ибо общие понятия, по мнению философа, возникают до опыта, априорно, и не имеют связи с объективным миром. Третью ступень познания Кант рассматривает в книге «Критика чистого разума» (эта книга произвела революцию в философии). В ней мыслитель анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия Кант называл «антиномиями», включающими в себя взаимоисключающие суждения, каждое из которых может быть доказано как истинное. Кант привел 4 примера таких антиномий (каждое из которых содержит тезис и антитезис): 1) «Мир имеет начало во времени и ограничен только в пространстве» (тезис); «Мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве. Он бесконечен в пространстве и во времени» (антитезис); 2) каждая сложная субстанция и состоит, и не состоит из простых частей; 3) существуют два рода причинности – один соответствует законам природы, другой – свободе (тезис); существует одна причинность, соответствующая законам природы (антитезис); 4) существует и не существует абсолютно необходимое существо. Таким образом, Кант явился представителем агностицизма. Кант родился, прожил всю свою жизнь и умер в Кенигсберге. После окончания Кенигсбергского университета Кант некоторое время работал домашним учителем в домах прусских аристократов. Позднее он вернулся в университет, чтобы занять должность приват-доцента, а позже – профессора логики и метафизики. Кант продолжал писать и исправлять свои теории вплоть до своей смерти в возрасте 80 лет, в самом начале нового века. И хотя он никогда не покидал своего родного Кенигсберга, его разум преодолел пространство и время и оставил неизгладимый след в мышлении своей цивилизации.
Философия Г.Гегеля. Развитие немецкой классической философии достигает своих вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). Основными его работами являются: «Феноменология духа», «Науки логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по философии истории», «Лекции по истории философии» и др. Гегель – философ-идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат ее развития. «Абсолютная идея» в своем движении проходит три ступени: 1) идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания. Этот процесс Гегель рассматривает в «Науке логики»; 2) идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире – в природе. Эту ступень философ рассматривает в «Философии природы»; 3) развитие идеи завершается полным совпадение «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля, – «абсолютным знанием». Эта третья ступень развития идеи показана Гегелем в «Философии духа». Задача философии, согласно философу, в том и состоит, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения идеи как реально существующей активной силы. Для этого необходимо видеть источник развития, который заключается в наличии противоречивых сторон в каждом явлении и предмете, результатом столкновения которых и является их самодвижение. Гегель обосновал основные диалектические законы развития: закон единства и борьбы противоположностей; взаимоперехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания. Общественные взгляды Гегеля: 1) человеческое общество является высшей ступенью развития духа. В сфере всемирной истории дух реализует себя, ввиду чего вся история человеческого общества выступает необходимой и закономерной. Отсюда вытекает и его знаменитое изречение: «Все действительное разумно, все разумное действительно» как воплощение абсолютного духа. Консерватизм такой позиции проявился в утверждении, что прусские государственные порядки вместе с монархией являются высшим проявлением и воплощением абсолютного духа; 2) Гегель стремился обосновать особое положение германцев во всемирной истории как носителей абсолютного духа. В полном соответствии с этим националистическим принципом Гегель в «Философии права» возвел немцев в ранг господ, а все другие народы низвел до роли рабов; 3) с особым пренебрежением относился Гегель к славянским народам, считая, что славянская нация «до сих пор не выступала как самостоятельный момент в ряде обнаружений разума в мире»; 4) Гегель видел высокое назначение войн в том, что они сохраняют нравственное здоровье народов и предохраняют их от гниения, «которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира».
Основные формы бытия. Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах: 1) материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит; 2) идеалистической. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложены сознание и душа человека. Бытие человека: 1) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь); 2) специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум). Бытие духовного, идеального: 1) индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция; 2) объективно существующее духовное - то, что материализовано в культуре. Бытие социальное: 1) бытие человека; 2) бытие человека в обществе.
Факультета 1) Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии. 2) Функции философии. 3) Мировоззрение и его типы. 4) Мифологическое мировоззрение. Структура мифа. Мифологическая картина мира 5) Религиозное мировоззрение. Религия как форма общественного сознания. Роль слова -символа в религии. 6) Научное мировоззрение. Понятие научной картины мира. Становление механистической картины мира в 17 веке. 7) Понятие философского идеализма и материализма. Энгельс об основном вопросе философии. 8) Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика. 9) Основные философские школы Древнего Китая и Древней Индии. 10) Философия Древней Греции (общая характеристика). 11) Движение древнегреческого сознания от Мифа к Логосу как процесс формирования теоретического знания и «любви к мудрости» 12) Философия Древней Греции Проблема первоначала (архэ.) 13) Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике. 14) Платон и Аристотель как представители классической античной философии. 15) Философия эпохи эллинизма. Основные проблемы, школы и представители. 16) Характеристика основных этапов, принципов и проблем средневековой философии. 17) Основные проблемы средневековой патристики. 18) Проблематика средневековой схоластики. 19) Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика. 20) Достижения натурфилософии Ренессанса. 21) Гуманизм как направление в философии Ренессанса. 22) Социальная философия Ренессанса. 23) Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Ф. Бэкон, Р. Декарт. 24) Немецкая классическая философия и ее представители. Проблема субъектно-объектных отношений. 25) Философия И.Канта. 26) Философия Г.Гегеля. 27) Философия К. Маркса и ее эволюция. Проблема отчуждения. 28) Основные направления и школы современной западной философии (философия жизни, феноменология, герменевтика, структурализм, философская антропология и др.) 29) Позитивизм. Основные проблемы и этапы его развития. 30) Русская философия. Истоки русской философии. Русское Просвещение. Русская философия 19 века. 31) Русская религиозная философия 20 века. 32) Философская проблема бытия. Основные формы бытия. Проблема бытия в истории философии. 33) Философское учение о материи и атрибутах ее существования. 34) Движение как способ существования материи. Диалектическое единство движения и покоя, изменчивости и устойчивости. Философское учение о единстве и многообразии мира, о его конечности и бесконечности. 35) Философское учение о пространстве и времени. 36) Основные законы и принципы диалектики. 37) Сущность и происхождение сознания. Структура и источник сознания. Язык и его функции. 38) Основные проблемы философской гносеологии. Познавательные способности человека. 39) Учение об истине в современной философии. Формы истины. Истина, заблуждение, ложь. 40) Проблемы философской антропологии. 41) Понятие социальной философии. Предмет и функции социальной философии. История социальной философии. Основные проблемы. 42) Общество как система. Структурные составляющие общественной целостности. Объективное и субъективное в общественном развитии. Понятие социальной закономерности. 43) Цивилизация и культура. Культура как мера освоения человеком себя и природы. Культура материальная и духовная, их диалектическое единство. 44) Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы. Общественное и индивидуальное сознание. Общественная психология и общественная идеология. 45) Сущность и предназначение техники. Техника и научно-технический прогресс. Техника и человек. 46) История и философия техники. 47) Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт. Классификация наук. Структура научного знания. Основные стадии исторического развития науки. Научное и вненаучное знание. 48) Глобальные проблемы современности и их характеристика. Будущее человечества. Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии. Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию. Философия включает в себя: – учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика); – о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории); – учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); – теорию познания; – проблемы теории познания и творчества; – этику; – эстетику; – теорию культуры; – свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии. Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.
2. Функции философии.
Функции философии: – мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира); – методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком); – прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); – критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям); – аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.); – социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
Мировоззрение и его типы. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Выделяют две стороны мировоззрения – эмоционально-психологическую и интеллектуально-рациональную. Эмоционально-психологическая сторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя ее как пессимистическую или оптимистическую. Интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности. Мировоззрение конкретного человека зависит как от объективных, так и субъективных факторов – его принадлежности к определенной социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения. Существуют следующие типы мировоззрения: 1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире; 2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|