Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации





 

Обратимся к особенностям налогообложения малых предприятий. НК РФ[4]устанавливая общий режим налогообложения, предусматривает также возможность применения отдельными хозяйствующими субъектами специальных режимов налогообложения. При этом для субъектов малого и среднего предпринимательства наиболее актуальные такие режимы, как УСН и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).

В гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), закрепляется упрощенная система налогообложения (далее – УСН), предусмотренную для малых форм предпринимательской деятельности, также устанавливает собственные критерии определения малого предпринимательства. Так, организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей[5].

Не вправе применять УСН индивидуальные предприниматели и организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек, организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб., а также иные организации и индивидуальные предприниматели, указанные в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

На практике субъекты малого предпринимательства часто применяют УСН, которая предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Иные налоги (транспортный налог, земельный налог) уплачиваются ими в соответствии с общим режимом налогообложения.

Переход к УСН осуществляется организациями добровольно. Вместе с тем не все субъекты малого предпринимательства обладают правом перехода на УСН. Перечень организаций, которым запрещено применять УСН, закреплен ст. 346.12 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 346.11 НК РФ установлена добровольность перехода организациями и индивидуальными предпринимателями к УСН и возврат к общему режиму налогообложения. Однако п. 4 ст. 346.13 НК РФ предусматривает изъятие из указанного правила: если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 20 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Кроме того, п. 7 ст. 346.13 НК РФ ограничивает право перехода на УСН для тех налогоплательщиков, которые перешли с УСН в связи с утратой права ее применения на общий режим налогообложения: новый переход на УСН может быть осуществлен не ранее чем через один год после того, как налогоплательщик утратил право на применение УСН.

В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ малые предприятия, находящиеся на специальном налоговом режиме - УСН, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако, как свидетельствует практика, эту возможность предприятия используют редко по ряду причин.

1. Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, не освобождаются от обязанностей налогового агента. Они должны вести учет доходов работников, исчисления и уплату налога на доходы физических лиц, а также вести учет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в разрезе страховых и накопительных взносов - их начисление и уплату по каждому конкретному работнику. Кроме того, они обязаны представлять отчетность по перечисленным налогам и взносам.

2. Без ведения бухгалтерского учета невозможно получить информацию о состоянии расчетов с покупателями и поставщиками, дебиторской и кредиторской задолженности, отгруженной, но не оплаченной продукции и т.п. Более того, если в течение года доход малого предприятия превысит 15 млн. руб. или предприятие примет решение через год вернуться к обычной системе налогообложения (что на практике встречается часто), бухгалтерский учет придется восстанавливать.

3. В случае выплаты дивидендов придется определять сумму прибыли и сумму чистых активов, что без учета и выведения остатков по счетам и определения финансовых результатов сделать невозможно. Целесообразно бухгалтерский учет организовать по УСН в соответствии с Методическими рекомендациями для субъектов малого предпринимательства.

Преимуществами УСН, по сравнению с общей системой, являются значительное сокращение документооборота, снижение затрат на ведение налогового учета, а в ряде случаев и уменьшение величины взимаемых налогов[6].

Кроме того, как было справедливо отмечено в юридической литературе указанные в п. 2 ст. 346.11 НК РФ налоги - налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и налог на имущество организаций - являются наиболее сложными для применения налогами, определяют основную налоговую нагрузку и по ним требуется ведение сложного бухгалтерского и налогового учета[7]. Соответственно, замена уплаты этих налогов уплатой единого налога составляет суть УСН.

Упрощение порядка ведения бухгалтерского и налогового учета позволяет субъектам малого предпринимательства уменьшить затраты на оплату труда работников за счет сокращения числа бухгалтеров. Как показывает практика, с ведением бухгалтерского и налогового учета на микропредприятиях способен справиться один бухгалтер со средним специальным образованием.

Однако нельзя не отметить значительное число закрепленных НК РФ ограничений, которые сужают круг субъектов, имеющих право применять УСН. Во многом это обусловлено также обязательным характером применения другого специального режима налогообложения, а именно единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) - для организаций и индивидуальных предпринимателей, действующих в сферах, перечисленных в ст. 346.26 НК РФ, которые являются наиболее привлекательными для субъектов малого и среднего бизнеса.

Таким образом, по сравнению с общим режимом, УСН имеет ряд преимуществ:

1. Число налогов становится меньше.

2. Вместо ряда налогов: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, Единый социальный налог (далее - ЕСН).

3. Вместо налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплачивается единый социальный налог.

4. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, не являются плательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), ЕСН, НДС; налоговая отчетность предоставляется реже - не ежеквартально, а только один раз в год - по итогам налогового периода; существенно снижается документооборот; за счет возможности выбирать объект налогообложения и добровольного характера выбора самой УСН появляется возможность прогнозировать и планировать налоговую нагрузку. Особенность ЕНВД состоит в том, что налоговая база определяется на основе нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, к которой применяются корректирующие коэффициенты. В основу расчета налоговой базы положены не экономические, а физические показатели сферы деятельности организации, переходящей на уплату ЕНВД, такие как количество работников, площадь помещения, количество транспортных средств, количество торговых мест и др. Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от УСН, ЕНВД является обязательным к применению для тех субъектов малого предпринимательства, которые подпадают под действие соответствующего законодательства.

ЕНВД может применяться по решению субъекта РФ в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Так, система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Необходимо подчеркнуть, что, так как НК РФ не закрепляет требований к численности работников для предприятий, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, такой режим налогообложения могут использовать как малые, так и средние предприятия, осуществляющие один из перечисленных видов деятельности.

Предприятиям, уплачивающим ЕНВД, необходимо вести бухгалтерский учет. Это требование распространяется и на предприятия, применяющие два специальных налоговых режима - УСН и ЕНВД. В соответствии с письмом Департамента налоговой политики Минфина России от 26.03.2004 № 04-02-03/69 ведение бухгалтерского учета, составление и представление отчетности обязательно по всему предприятию в целом.

В результате исследования вопросов, связанных с налогообложением субъектов малого предпринимательства, можно сделать вывод о том, что в настоящее время необходимо развивать меры государственной поддержки малого предпринимательства в налоговой сфере. Помимо предоставления возможности использовать УСН, в современных условиях целесообразно снижать налоговые ставки для хозяйствующих субъектов, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства. Необходимо также уменьшить налоговое бремя для микропредприятий в первые годы их деятельности. В настоящее время малые предприятия в целях уменьшения налоговых платежей могут воспользоваться льготами, предусмотренными гл. 9 НК РФ (отсрочка, рассрочка по уплате налогов или сборов, инвестиционный налоговый кредит или налоговый кредит). Однако такими мерами поддержки вправе воспользоваться также иные организации в случаях, предусмотренных НК РФ.

Таким образом, субъекты малого предпринимательства при осуществлении хозяйственной деятельности могут применять общую систему налогообложения либо специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход).

Вместе с тем и в налоговой сфере существует ряд проблем, препятствующих развитию малого бизнеса. В первую очередь это проблемы, которые возникают при применении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД). Одна из них заключается в том, что базовая доходность определяется, по сути, методом проб и ошибок. По ряду видов деятельности она существенно завышается, что приводит к фактической неспособности индивидуальных предпринимателей уплачивать налоги. Видится необходимым переходить на определенные методики, позволяющие объективно оценивать базовую доходность, так как от объективности установления данного параметра напрямую зависит размер уплачиваемого предпринимателями налога.

Серьезные проблемы возникают при применении упрощенной системы налогообложения, если принят соответствующий закон на территории субъекта РФ, индивидуальные предприниматели могут перейти на уплату патента и налоги при этом поступают в основном в бюджеты субъектов Российской Федерации. Если же такого закона нет или индивидуальный предприниматель не захотел перейти на патент (что маловероятно, так как на практике стоимость патентов намного ниже рассчитанного ЕНВД), то при уплате им ЕНВД основная часть налога идет в местный бюджет. При этом данные режимы налогообложения являются практически идентичными с точки зрения особенностей налогообложения, при этом некоторые виды деятельности могут подпасть как под обложение ЕНВД, так и под применение патентной системы. Здесь возникает некий конфликт интересов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и, по-видимому, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства.

Следующая группа проблем связана с применением единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН). Почему так мало сельскохозяйственных производителей перешли на уплату этого налога? Ответ прост: необходимость ведения особого учета доходов и расходов, более сложный расчет налогооблагаемой базы и другие, не решенные до настоящего времени проблемы[8].

Выступая на Всероссийском форуме в Краснодаре по малому и среднему предпринимательству в начале 2009 года, премьер-министр Путин пообещал увеличить вдвое - до 60 млн. руб. - размер оборота, позволяющего предпринимателям применять упрощенную систему налогообложения (15% с прибыли или 6% с оборота). Сейчас лимит - 30,76 млн. руб., на этом льготном режиме работают порядка 35% малых предпринимателей.

Принятый вариант стал компромиссным: ранее Минэкономразвития предлагало поднять планку до 100 млн. руб., но Минфин противостоял увеличению порога. В результате выбрали порог в 60 млн. руб., но без его нынешней ежегодной индексации на размер инфляции.

В.В.Путин высказал опасения, что компании будут дробить бизнес, чтобы вписаться в новые показатели, но поскольку правительство расценивает меру как антикризисную, то идет на риск сознательно.

Увеличение порога поддержит малые предприятия в кризис, но до европейского уровня нам пока далеко: там к малым предприятиям относят компании с оборотом в несколько десятков миллионов евро.

В то же время Путин В.В. пообещал, что к налогообложению малого бизнеса власти вернутся через три года, в том числе для того, чтобы уйти «от разного рода непрозрачных схем». Первый вице-премьер Игорь Шувалов добавил, что в будущем специальные режимы могут быть отменены и заменены системой грантов и субсидий. Таким образом, своего решения требует целый круг вопросов в отношении налогообложения предпринимателей в Российской Федерации, прежде всего, направленных на обеспечение стабильности данной сферы правоотношений.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.