Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел I. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ





Овидий

alma mater

Москва

Издательство

УДК 008(075)

ББК 71.0.я73

Р15

 

 

Оглавление. 4

Предисловие. 6

Раздел первый. Сущность и предназначение культуры.. 7

Глава 1.Кулътура как предмет культурологии. 7

1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека. 7

1.1. Понятие символа. Символические формы культуры. 8

1.2. Человек как творец и творение культуры.. 9

1.3. Диалог культур. 9

1.4. Основные формы духовной культуры.. 10

2.Культурология как гуманитарная наука. 11

2.1. Истоки культурологии как науки. 11

2.2.Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога кулътур. 11

ЛИТЕРАТУРА.. 12

Глава 2.Основные школы и концепции культурологии. 12

1. Философия Гегеля как теория культуры.. 12

2. Философия культуры Освальда Шпенглера. 14

3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева. 17

3.1.Свободный человеческий дух как творец культуры. 17

3.2. Свободныйдух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества. 17

4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда. 18

5.Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга. 20

5.1. Коллективное бессознательное и его архетипы.. 20

5.2. Культура и проблема целостности человеческой души. 21

6.«Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби. 22

7.Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин) 23

8.Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.) 24

9.Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк). 25

ЛИТЕРАТУРА.. 26

Глава 3.Кулътура как система. 26

1. Структурная целостность культуры.. 27

1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек — системообразующий фактор в развитии культуры.. 27

1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность. 28

2. Многомерность культуры как системы.. 31

2.1. Предназначение культуры.. 31

2.2.Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека. 32

2.3. Взаимоотношение культуры и общества. 33

ЛИТЕРАТУРА.. 36

Глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства. 37

1. Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры.. 37

2.Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии 40

3.Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях 41

ЛИТЕРАТУРА.. 43

Глава 5. Массовая и элитарная культура. 43

1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры.. 43

2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры.. 44

3. Философские основы массовой культуры.. 45

ЛИТЕРАТУРА.. 48

Глава 6. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре 49

1. Понятия «идеология» и «гуманизм» в современной социальной философии и культурологии. 49

2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры.. 50

3.Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций. 52

ЛИТЕРАТУРА.. 54

Раздел второй. Развитие мировой культуры.. 54

Глава 1. Миф как форма культуры.. 54

1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа. 54

2. Миф и магия. 56

3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы.. 57

ЛИТЕРАТУРА.. 58

Глава 2. Кулътура Древнего Востока. 59

1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. 59

1.1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур. 59

1.2. Миф, природа и государство в культурах Древнего Востока. 60

1.3.Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.. 62

1.4. Даосизм: свобода как растворение в природе. 63

1.5. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия. 64

ЛИТЕРАТУРА.. 70

Глава 3. История античной культуры.. 70

1. Характерные черты древнегреческой культуры.. 70

2. Основные этапы развития, эллинской художественной культуры.. 74

3. Художественная культура Древнего Рима. 77

ЛИТЕРАТУРА.. 80

Глава 4. Xристианство как духовный стержень европейской культуры.. 80

1. Коренное отличие христианства от языческих верований. 81

2. Исторические предпосылки христианства. 81

3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы.. 81

4. Почему христианство стало мировой религией. 83

5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди. 83

5.1. Противоречие между Духом и миром.. 83

5.2. Парадоксы христианской морали. 84

6. Значение христианства для развития европейской культуры.. 85

Литература. 85

Глава 5. Кулътура Западной Европы в средние века. 85

1. Периодизация средневековой культуры.. 86

2. Христианское сознание — основа средневекового менталитета. 87

3. Научная культура в средние века. 88

4. Художественная культура средневековой Европы.. 89

4.1. Романский стиль. 89

4.3. Средневековая музыка и театр. 91

5. «Духовные леса» культуры Нового времени. 93

ЛИТЕРАТУРА.. 93

Глава 6. Кулътура западно-европейского Возрождения. 93

1. Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения. 93

2. Отношение к античной и средневековой культуре. 95

3. Особенности художественной культуры Ренессанса. 96

3.1.Итальянское Возрождение. 97

3.2. Северное Возрождение. 98

ЛИТЕРАТУРА.. 98

Глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение. 99

1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации. 99

2. Духовная революция Мартина Лютера. 100

3.Духовные основы новой морали: Труд как «мирская аскеза». 101

4. Свобода и разум в протестантской культуре. 101

ЛИТЕРАТУРА.. 103

Глава 8. Кулътура эпохи Просвещения. 103

1. Основные доминанты культуры европейского просвещения. 103

2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия. 104

3. Расцвет театральной и музыкальной культуры.. 105

4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей. 106

ЛИТЕРАТУРА.. 108

Глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления. 108

1. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры 108

2.Диалог культур как средство преодоления их кризиса. 111

ЛИТЕРАТУРА.. 112

Глава 10. Xудожественная культура XX века: модернизм и постмодернизм.. 112

1. Мировоззренческие основания модернистского искусства. 112

2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма. 113

3. Попытки создания синтетических форм искусства. 119

4. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов XX века. 120

ЛИТЕРАТУРА.. 121

Раздел третий. Основные этапы развития культуры России. 121

Глава 1. Становление культуры России. 121

1. Языческая культура древних славян. 122

2. Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры.. 123

3. Культура Киевской Руси. 125

ЛИТЕРАТУРА.. 127

Глава 2. Расцвет российской культуры.. 128

1. Культура Московского царства (XIV—XVII вв. ) 128

2. Культура императорской России (начало XVII — конец XIX века) 132

ЛИТЕРАТУРА.. 135

Глава 3. «Серебряный век» российской культуры.. 135

1. Особенности русской культуры на «стыке веков». 135

2. Художественная культура «серебряного века». 136

ЛИТЕРАТУРА.. 140

Uлава 4. Советский период развития культуры России. 141

1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре. 141

2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России. 142

4. Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России. 144

5. Советская культура 80-х годов XX века. 145

ЛИТЕРАТУРА.. 145

Глава 5. Охрана национального культурного наследия. 146

1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия 146

2. Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия. 147

3. Возрождение религиозно-культовой культуры.. 148

4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России». 149

5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России. 150

ЛИТЕРАТУРА.. 151

Заключение. 151

 

Рецензенты: Титов С. Н.,

доктор философских наук,

профессор кафедры философии

Воронежского государственного университета; кафедра истории и теории культуры Воронежского государственного педагогического университета

На обложке: фрагмент картины художника Ж.Б.С.Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства»

Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.

К 90

ISBN 5-88860-046-6

Пособие написано в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гума­нитарные и социально-экономические дисциплины». В нем рассматрива­ется сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной куль­туры, сохранение мирового и национального культурного наследия.

Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, тех­никумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

Без объявления ISBN 5-88860-046-6

ББК 71.0.я73

I A.A. Радугин, 2001

Оглавление

10 Предисловие

Литература

Аверинцев С. С Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1977. Боннар А. Греческая цивилизация: От Антигоны до Сократа. — М.. 1992. Гайденко II. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. — М.. 1980.

Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.): Формирование науч­ных программ Нового времени. — М.. 1987.

Косарева Л. С. Социокультурный генезис науки Нового времени. — М.. 1989. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Мистическое бо­гословие.— Киев, 1991.

Лосский В. Догматическое богословие // Мистическое богословие. — Киев, 1991. Меиь А. История религии. В 7 тт. — М., 1992. Т. V: Вестники Царства Божия: Биб­лейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII—IV вв. до н.:з.). Мень А. История религии. В 7 тт. — М., 1993. Т. VI: На пороге Нового Завета: От эпо­хи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. Меиь А. История религии. В 7 тт. — М., 1992. Т. VII: Сын Человеческий. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М., 1989. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. I. — М., 1993. Штаерман Е. М. (с использованием материалов С. С. Аверинцева) Идеология по­здней Римской империи // История Древнего мира. Упадок древних сообществ. 2-е изд.. испр. — М., 1983.

Овидий

alma mater

Москва

Издательство

УДК 008(075)

ББК 71.0.я73

Р15

 

 

Оглавление. 4

Предисловие. 6

Раздел первый. Сущность и предназначение культуры.. 7

Глава 1.Кулътура как предмет культурологии. 7

1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека. 7

1.1. Понятие символа. Символические формы культуры. 8

1.2. Человек как творец и творение культуры.. 9

1.3. Диалог культур. 9

1.4. Основные формы духовной культуры.. 10

2.Культурология как гуманитарная наука. 11

2.1. Истоки культурологии как науки. 11

2.2.Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога кулътур. 11

ЛИТЕРАТУРА.. 12

Глава 2.Основные школы и концепции культурологии. 12

1. Философия Гегеля как теория культуры.. 12

2. Философия культуры Освальда Шпенглера. 14

3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева. 17

3.1.Свободный человеческий дух как творец культуры. 17

3.2. Свободныйдух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества. 17

4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда. 18

5.Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга. 20

5.1. Коллективное бессознательное и его архетипы.. 20

5.2. Культура и проблема целостности человеческой души. 21

6.«Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби. 22

7.Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин) 23

8.Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.) 24

9.Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк). 25

ЛИТЕРАТУРА.. 26

Глава 3.Кулътура как система. 26

1. Структурная целостность культуры.. 27

1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек — системообразующий фактор в развитии культуры.. 27

1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность. 28

2. Многомерность культуры как системы.. 31

2.1. Предназначение культуры.. 31

2.2.Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека. 32

2.3. Взаимоотношение культуры и общества. 33

ЛИТЕРАТУРА.. 36

Глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства. 37

1. Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры.. 37

2.Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии 40

3.Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях 41

ЛИТЕРАТУРА.. 43

Глава 5. Массовая и элитарная культура. 43

1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры.. 43

2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры.. 44

3. Философские основы массовой культуры.. 45

ЛИТЕРАТУРА.. 48

Глава 6. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре 49

1. Понятия «идеология» и «гуманизм» в современной социальной философии и культурологии. 49

2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры.. 50

3.Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций. 52

ЛИТЕРАТУРА.. 54

Раздел второй. Развитие мировой культуры.. 54

Глава 1. Миф как форма культуры.. 54

1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа. 54

2. Миф и магия. 56

3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы.. 57

ЛИТЕРАТУРА.. 58

Глава 2. Кулътура Древнего Востока. 59

1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. 59

1.1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур. 59

1.2. Миф, природа и государство в культурах Древнего Востока. 60

1.3.Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.. 62

1.4. Даосизм: свобода как растворение в природе. 63

1.5. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия. 64

ЛИТЕРАТУРА.. 70

Глава 3. История античной культуры.. 70

1. Характерные черты древнегреческой культуры.. 70

2. Основные этапы развития, эллинской художественной культуры.. 74

3. Художественная культура Древнего Рима. 77

ЛИТЕРАТУРА.. 80

Глава 4. Xристианство как духовный стержень европейской культуры.. 80

1. Коренное отличие христианства от языческих верований. 81

2. Исторические предпосылки христианства. 81

3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы.. 81

4. Почему христианство стало мировой религией. 83

5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди. 83

5.1. Противоречие между Духом и миром.. 83

5.2. Парадоксы христианской морали. 84

6. Значение христианства для развития европейской культуры.. 85

Литература. 85

Глава 5. Кулътура Западной Европы в средние века. 85

1. Периодизация средневековой культуры.. 86

2. Христианское сознание — основа средневекового менталитета. 87

3. Научная культура в средние века. 88

4. Художественная культура средневековой Европы.. 89

4.1. Романский стиль. 89

4.3. Средневековая музыка и театр. 91

5. «Духовные леса» культуры Нового времени. 93

ЛИТЕРАТУРА.. 93

Глава 6. Кулътура западно-европейского Возрождения. 93

1. Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения. 93

2. Отношение к античной и средневековой культуре. 95

3. Особенности художественной культуры Ренессанса. 96

3.1.Итальянское Возрождение. 97

3.2. Северное Возрождение. 98

ЛИТЕРАТУРА.. 98

Глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение. 99

1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации. 99

2. Духовная революция Мартина Лютера. 100

3.Духовные основы новой морали: Труд как «мирская аскеза». 101

4. Свобода и разум в протестантской культуре. 101

ЛИТЕРАТУРА.. 103

Глава 8. Кулътура эпохи Просвещения. 103

1. Основные доминанты культуры европейского просвещения. 103

2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия. 104

3. Расцвет театральной и музыкальной культуры.. 105

4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей. 106

ЛИТЕРАТУРА.. 108

Глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления. 108

1. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры 108

2.Диалог культур как средство преодоления их кризиса. 111

ЛИТЕРАТУРА.. 112

Глава 10. Xудожественная культура XX века: модернизм и постмодернизм.. 112

1. Мировоззренческие основания модернистского искусства. 112

2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма. 113

3. Попытки создания синтетических форм искусства. 119

4. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов XX века. 120

ЛИТЕРАТУРА.. 121

Раздел третий. Основные этапы развития культуры России. 121

Глава 1. Становление культуры России. 121

1. Языческая культура древних славян. 122

2. Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры.. 123

3. Культура Киевской Руси. 125

ЛИТЕРАТУРА.. 127

Глава 2. Расцвет российской культуры.. 128

1. Культура Московского царства (XIV—XVII вв. ) 128

2. Культура императорской России (начало XVII — конец XIX века) 132

ЛИТЕРАТУРА.. 135

Глава 3. «Серебряный век» российской культуры.. 135

1. Особенности русской культуры на «стыке веков». 135

2. Художественная культура «серебряного века». 136

ЛИТЕРАТУРА.. 140

Uлава 4. Советский период развития культуры России. 141

1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре. 141

2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России. 142

4. Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России. 144

5. Советская культура 80-х годов XX века. 145

ЛИТЕРАТУРА.. 145

Глава 5. Охрана национального культурного наследия. 146

1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия 146

2. Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия. 147

3. Возрождение религиозно-культовой культуры.. 148

4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России». 149

5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России. 150

ЛИТЕРАТУРА.. 151

Заключение. 151

 

Рецензенты: Титов С. Н.,

доктор философских наук,

профессор кафедры философии

Воронежского государственного университета; кафедра истории и теории культуры Воронежского государственного педагогического университета

На обложке: фрагмент картины художника Ж.Б.С.Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства»

Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.

К 90

ISBN 5-88860-046-6

Пособие написано в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гума­нитарные и социально-экономические дисциплины». В нем рассматрива­ется сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной куль­туры, сохранение мирового и национального культурного наследия.

Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, тех­никумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

Без объявления ISBN 5-88860-046-6

ББК 71.0.я73

I A.A. Радугин, 2001

Оглавление

10 Предисловие

Раздел I. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

12 глава 1. Культура как предмет культурологии

1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека

2. Культурология как гуманитарная наука

22 глава 2. Основные школы и концепции культурологии

1. Философия Гегеля как теория культуры

2. Философия кулътуры Освальда Шпенглера

3. Человек, творчество, культура

в философии Бердяева

4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда

5. Культура и коллективное бессознательное:

концепция К. Г. Юнга

6. «Вызов и Ответ» — движущая пружина

в развитии культуры: концепция А. Тойнби

7. Ценность как основополагающий принцип культуры

(П. А. Сорокин)

8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.)

9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк)

50 глава 3. Культура как система

1. Структурная целостность культуры

2. Многомерность культуры как системы

70 глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства

1. Понятие культуры предприятий.

Ценностный аспект организационной культуры

2. Основные элементы и особенности функционирования

знаково-символической системы на предприятии

3. Типология организационной культуры.

Состояние организационной культуры

на российских предприятиях

83 глава 5. Массовая и элитарная культура

1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры

2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры

3. Философские основы массовой культуры 4. Элитарная культура как антипод массовой культуры

94 глава 6. Взаимоотношения идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре

1. Понятия «идеология» и «гуманизм»

в современной социальной философии и культурологии

2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических

тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры

3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.