Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура и использование классификатора в управлении инновациями.





В классификаторе имеются два уровня.

1. Базовые признаки объектов классификации.

2. Группировка типологических понятий по базовым признакам.

Базовые признаки объектов классификации подразделя­ются на три группы. В первую группу включены новации (новшества), во вторую – инновационные процессы, и третью - нововведения. В каждой группе выделены свои подгруппы базовых признаков классификации. Например, новации (новшества) детализированы признаками, ха­рактеризующими степень новизны, а также инноваци­онный потенциал.

Группировка основных типологических понятий по ба­зовым признакам раскрывает общее систематизирован­ное знание инноватики, дифференцированное в соответ­ствии с установленными принципами классификации.

В классификаторе новаций, инновационных процессов и нововведений всем базовым признакам и типологическим понятиям присвоены двузначные и трехзначные цифровые индексы в соответствии с их смысловым содержанием, Поэтому классификатор можно использовать как словарь терминов систематизированного знания по инноватике. На основе классификатора-словаря в подразделениях, за­нимающихся управлением инновациями, заносят в память ЭВМ информацию, раскрывающую через типологические понятия базовые признаки новаций, инновационных про­цессов инововведений. Накопление информационных дан­ных в памяти ЭВМ о практике инновационной деятельно­сти позволит использовать их при принятии управленчес­ких решений как по инвестициям в инновации, так и при организации инновационных процессов. Интересы, оп­ределяющие отношение предпочтения в обширном мно­жестве состояний управляемой системы, составляют сущ­ность управления инновациями. 14. Особенности принятия решений в управлении инновациями.

Для управления инновациями важны промежуточные ре­зультаты инновационной деятельности. Следует учитывать Проблемный характер ситуаций, конкуренцию и рисковую. среду инноваций. Принятие решений я управлении инновациями должно привести к достижению таких результатов, которые, как минимум, обеспечили бы возвратность инве­стиций и получение прибыли, достаточной для полномасш­табных воспроизводственных процессов в экономике.

Информацию для управления инновациями обеспечивает применение графоаналитического метода отображения ин­новационной деятельности циклом работ «Идеи→предложения→проекты→программы». Решения принимаются с учетом постепенного уменьшения неопределенности в достижении целей инновации. На начальной стадии работ ин­формация для принятия решений носит альтернативный характер и предопределяет целесообразность конкурсного проведения НИОКР

На стадии осуществления программы технологического ос­воения производства новой продукции, где инвестиции во много раз превышают затраты на НИОКР, решения дета­лизируются по отдельным программам работ.

15. Планирование технологического освоения производства новой продукции Затраты на технологическое освоение производства но­вой продукции значительно превышают расходы на ис­следования и разработки. Положительное решение об ин­вестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расчетами по коммерциализации новой продукции. В за­висимости от принятого решения о масштабности освое­ния производства новой продукции проектируется соот ветствующий тип производства, планируется его техно­логическая подготовка. Каждому типу производства не­обходим определенный уровень технологического осна­щения. Чем выше объемы производства, тем ниже себес­тоимость выпускаемой продукции, что существенно вли­яет на ее конкурентоспособность. В связи с большими объемами предстоящих работ и круп­ными затратами принято применять программно-целевой метод планирования технологической подготовки и освоения производства новой продукции. В процессе про­граммно-целевого планирования строится «дерево» целей и решений по наиболее существенным промежуточным направлениям работ, связанных с достижением конеч­ной цели. Затем разрабатывается целевая научно-технологическая программа, работы которой имеют строго ори ентированный характер. Наиболее важные промежуточные результаты по целевой научно-технологической программе выделяют в отдель­ные подпрограммы:1. Подпрограмма проведения проектно-технологических работ по подготовкепроизводства продукции;2. Подпрограмма по выполнению строительно-монтажных работ (СМР);3. Подпрограмма проектирования и изготовления нестандартногооборудования и оснастки;4. Подпрограмма технологического освоения производства новой продукциидо предусмотренною проектного уровня. По каждой подпрограмме строятся локальные сетевые гра­фики, которые затем сшивают в общий сетевой график це­левой научно-технологической программы. 16. Ценностный аспект нововведений. Осознание ценности новых продуктов, технологий и услуг происходит на практике. Она определяется их вовлеченнос­тью в сферы человеческой деятельности, товарно-денеж­ных отношений, перспективами социально-экономическо­го развития общества в целом. Новые методы удовлетворе­ния насущных потребностей появляются в результате поис­ковых НИР, проводимых с целью практического освоения научного потенциала теоретических знаний и открытий. Однако они, как известно, не имеют рыночной стоимости и несопоставимы с денежным эквивалентом. На это обра­щал внимание основатель кибернетики Н. Винер: «Совре­менное общество оценивает стоимость идей в долларах и центах, хотя их ценность гораздо долговечнее ценности де­нег. Открытие, которое, быть может, только через пятьде­сят лет даст что-нибудь практике, почти не имеет шансов оказаться выгодным для тех, кто оплачивал всю работу, проделанную ради того, чтобы оно совершилось». Учитывая, что наука стала теоретической основой матери­ального производства, а конкурентоспособность товаров в значительной мере определяется их наукоемкостью, госу­дарственная поддержка науки как особого звена в обще­ственном производстве является одним из главных факто­ров регулирования рыночных отношений. В то же время по­вышаются требования к прикладным НИОКР. Здесь оцени­вают вещественные проявления результатов через конкурентоспособность образцов новой продукции на основе ра­дикальных изобретений. При этом возрастает значение ин­теллектуальной собственности, своевременное закрепление которой патентами стимулирует достижение высокихко­нечных результатов, на что направлена, в частности, орга­низация конкурсного выполнения работ. Понятие конкурса означает столкновение интересов и рав­носильно развитию эффективной конкуренции. 17. Разработка программ и проектов нововведений. Проектное управление инновациями означает переход от функционального к стратегическому мышлению ру­ководителей и исполнителей. Для этого требуется не ме­неджер, а лидер, который может объединить и повести за собой сотрудников инновационного процесса (команду единомышленников). Лидер вскрывает глубину кризис­ной ситуации и выдвигает концепцию развития органи­зации. Команде предоставляются широкие полномочия по решению закрепленных за ней вопросов и использо­ванию ресурсов. При этом лидеры уделяют внимание преобразованию структуры организации как необходи­мому условию для последующего успеха. Современные подходы к реализации проектов имеют па­раллельно-итерационный (перекрестный) характер, позво­ляющий осуществить сжатие процесса инноваций во време­ни. На уровне организации каждый проект конкретизирует­ся в определенную проблему, решаемую в системе программ­но-целевого управления федеральными, президентскими, региональными и другими целевыми комплексными про­граммами (ЦКП). Процесс разработки ЦКП базируется на таких понятиях и принципах программно-целевого плани­рования, как целенаправленность, системность, комплек­сность и обеспеченность финансовыми, трудовыми и дру­гими ресурсами. При этом большое внимание уделяется своевременности достижения приоритетного результата ЦКП. 18.Формирование конкурентной среды. В условиях монополии крупных научно-технических орга­низаций в нашей странепонятие «конкуренция» воспри­нималось как негативное явление, чуждое принципам мно­голетней практики соревнования. Принципы соревнования не учитывали наличие интеллектуальной собственности в отличие от общенародной или государственной. Соревно­вание базировалось на гласности, сравнимости получаемых результатов и всегда противопоставлялось конкуренции. Монопольное положение организаций промышленности обеспечивалось системой распределения неконкурентоспо­собной продукции по потребителям, что не способствовало развитию конкурентной среды В то же время конкуренция как явление не отрицалась в сфере создания оборонной техники. В этой сфере домини­ровала форма неценовой конкуренции, выразителем кото­рой являлось техническое превосходство оборонной про­дукции в сравнении с зарубежными аналогами. Для этого организациям оборонного комплекса создавались со сторо­ны государства благоприятные социально- экономические ус­ловия с обеспечением всеми необходимыми ресурсами. Формирование конкурентной среды в рыночных условиях хозяйствования тесно связано с дальнейшим развитием до­говорных отношений между субъектами инновационной деятельности. На основе договоров большинство приклад­ных НИР и особенно ОКР стало приобретать товарную форму, непосредственно влияя на ценностный аспект но­вовведений. При этом конкуренция возникает в результа­те конкурсного выполнения исследований и разработок, когда оцениваются такие, например, составляющие ин­новационной деятельности, как неординарные изобрете­ния или полезные модели. Впоследствии влияние конкурс­ного решения имеющихся проблем получает объективную оценку при коммерциализации осваиваемой в производ­стве новой продукции, ее реализации как товара. 19.Организация конкурсного выполнения НИОКР Данные о фактической результативности работы научно-технических организаций с экспертными их уточнениями на перспективный период времени дают возможность по­тенциальному инвестору провести конкурсное выполнение НИОКР. Развитие договорных отношений в инновацион­ной деятельности между заказчиком и исполнителями ра­бот позволяет осуществить оценку промежуточных резуль­татов по окончании прикладных НИР, включая начальные этапы ОКР. Это необходимо для того, чтобы уменьшить экономический риск инвестора (заказчика). Оценка прово­дится по окончании эскизно-технического проектирования, что должно быть предусмотрено заказчиком в договоре. Вероятность получения положительных результатов при конкурсном решении проблемырассчитывается по фор­муле сложения (объединения) событий, направленных на достижение общей цели. В случае если в конкурсном выполнении вариантов работ участвуют три научно технические организации, то ве роятность получить положительные результаты оценива­ется по формуле: Дальнейшее увеличение числа конкурирующих вариан­тов экономически нецелесообразно. Расчеты показывают, что дополнительные затраты на разработку, например, четвертого и пятого вариантов не дают существенного по вышения вероятности достижения заданной цели. Следо­вательно, инвестиции в НИОКР достаточно ограничить тремя конкурирующими вариантами. При этом органи­зация конкурсного выполнения прикладных НИР и на­чальных этапов ОКР по трем вариантам более предпоч­тительна, чем по двум. Научно-технические организации, чьи варианты работ не выдержали конкурсного отбора, утрачивают возможность продолжения ОКР в выбранном направлении решения имеющейся проблемы. Промежуточные результаты отсе­янных по конкурсу двух вариантов оплачены заказчиком по фактическим затратам, как это было предусмотрено договорами. В дальнейшем этим организациям потребуется находить нового заказчика или же привлекать заемные сред­ства для инновационной деятельности. 20.Развитие конкуренции в инновационной деятельности. К приоритетным направлениям в инновационной дея­тельности относятся информационные технологии и электроника, робототехнические системы, лазерная тех­ника, новые материалы, аэрокосмические комплексы, во­локонно-оптические средства связи, прецизионные и плазменные технологии. Развитие конкуренции на конкурсных началах в наукоем­ких отраслях промышленности дает возможность суще­ственно повысить результативность инновационной дея­тельности. Организация конкурсного выполнения работ по­степенно ликвидирует условия, при которых оплата труда в научно- технических организациях осуществлялась не по результатам работы, а по затратам. Конкурсы и связанная с ними конкуренция повышают наукоемкость научно-тех­нических решений путем прямых инвестиций в создание полезных моделей и изобретательскую деятельность. Наукоемкость продукции определяется количественно че­рез удельный вес (долю) затрат на НИОКР в стоимости товара, а также через число изобретений, реализующих идею нового метода удовлетворения потребностей общественно­го производства Известно, что после эскизно-технического проектирова­ния следует этап разработкирабочей конструкторской до­кументации, изготовления и испытания опытных образ­цов новых изделий. На их выполнение требуются ресур­сы, значительно превышающие затраты по прикладным НИР и эскизно-техническому проектированию. В этой связи прекращение финансирования работ, не прошед­ших конкурс, позволит избежать заведомо бесполезных затрат на разработку рабочей конструкторской докумен­тации, изготовление и испытание опытных образцов. В конечном итоге развитие конкуренции в инновационной деятельности приводит к горизонтальнойинтеграции НИОКР, что представляет собой одно из главных направ­лений организации инновационной активности на совре­менном этапе развития общественного производства. 21. Оценка значимости организационно-экономических новаций. В условиях углубления рыночных отношений многие орга­низационно-технические мероприятия представляют со­бой новации, которые ранее почти не проявлялись. К ним в первую очередь относится организация инновационной деятельности на конкурсной основе, а также придание результатам НИОКР формы товара, организация оплаты труда не по затратам, а по результатам, договорные ог­раничения при финансировании отдельных этапов ОКР и другие новации. Все они непосредственно связаны с развитием конкуренции, что повышает их экономичес­кую и социальную значимость. В результате конкурсного выполнения прикладных НИР и начальных этапов ОКР увеличивается наукоемкость на­учно-технических нововведений и изменяется структура затрат в цикле работ по созданию новых продуктов, тех­нологий и услуг. Соответственно уменьшается доля затрат на разработку рабочей конструкторской документации, изготовление и испытания опытных образцов изделий. Росту результативности работы научно-технических орга­низаций способствует ликвидация на основе конкурсов ус­ловий, при которых допускалось конструирование и изго­товление опытных образцов по заведомо неперспективнымнаправлениям инновационной деятельности. Особенно ве­лики затраты на изготовление опытных образцов по срав­нению с разработкой рабочей конструкторской документа­ции. Практическая значимость организационно- экономичес­ких новаций, вызнанных развитием конкуренции, сводит до минимума такого рода затраты. Прав был классик рус­ской литературы: наука действительно сокращает нам «опыты быстротекущей жизни». 22. Понятие, виды и особенности инновационных стратегий. Инновационная стратегия - одно из средств достиже­ния целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рын­ка, потребителей. Стратегии вообще, и инновационные в частности, на­правлены на развитие и использование потенциала орга­низации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внут­ренней среды предприятия*. Инновационными стратеги­ями могут быть: инновационная деятельность организа­ции, направленная на получение новых продуктов, тех­нологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к но­вым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию тра­диционных ресурсов. Таким образом, относительно внут­ренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп: - продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направлен­ные на создание и реализацию новых изделий, техноло­гий и услуг - функциональные (научно-технические, про­изводственные, маркетинговые, сервисные); ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материаль­но-технические); - организационно-управленческие (техно­логии, структуры, методы, системы управления). Это спе­циальные инновационные стратегии. Теория и практика стратегического и проектного управ­ления выработали ряд универсальных стратегий, получив­ших широкую известность. Такие стратегии обычно на­зывают «базовыми» или «эталонными». Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также «стратегиями развития» или «стра­тегиями роста» фирмы. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы:1. стратегии интенсив­ного развития;2. стратегии интеграционного развития; стра­тегии диверсификационного развития;3. стратегии сокра­щения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отража­ют общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий. Инновационные стратегии создают особо сложные усло­вия для проектного, фирменного и корпоративного уп­равления. К таким условиям относятся:• повышение уровня неопределенности результатов• повышение инвестиционных рисков проектов• усиление потока изменений в организации в связи с инновационнойреструктуризацией. • усиление противоречий в руководстве организации. 23. Типы инновационного поведения фирм. В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие научно-методологические основы проектирования конкурентоспособных промышленных структур. В основу при этом кладется так называемый биологический подход к класси­фикации конкурентного поведения, предложенный рос­сийским ученым Л.Г. Раменским, и используемый специ­алистами для классификации компаний и соответствую­щих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стра­тегическое поведение можно подразделить на четыре вида: 1) виолентное, характерное для крупных компаний, осу­ществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой про­дукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним мож­но отнести крупные комплексы оборонной и гражданс­кой промышленности; 2) патиентное, заключающееся в приспособлении к уз­ким сегментам широкого рынка (нишам) путем специа лизированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками; 3} эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка; 4) коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освое­нии новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоямпотребителей. Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т.д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевин-келя хорошо сочетаютсямежду собой. 24. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка. Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой и, естественно, им свой­ственно силовое конкурентное и инновационное поведе­ние на рынке, которое принято называть виолентным. Фирму, ведущую себя таким образом, называют виолентом. Эти фирмы обладают крупными размерами, большой чис­ленностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к мас­совому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Их постоянная проблема -- загрузка мощностей. Продукция виолентов обладает высоким качеством, свя­занным с высоким уровнем стандартизации, унифика­ции и технологичности, низкими ценами, свойственны­ми массовому производству. Многие виоленты представ­ляют собой транснациональные компании, создают олигополистический рынок. Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т.д. Четко их типы можно выделить лишь по этапам эволюционного разви­тия виолентов в зависимости от динамики развития: 1. «гордый лев» -- тип виолентов, для которых характерен самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы: «лидеров», «вице-лидеров» и остальных; 2. «могучий слон» - тип с менее динамичным развитием, расширенной диверсификацией компенсации за потерю позиции лидера в отрасли; 3. «неповоротливый бегемот» - тип виолснтов, утративших динамику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией и распыливших силы. Фирмы-патиенты («хитрые лисы») могут быть разных раз­меров: малые, средние и даже изредка крупные. Патиентная стратегия - это стратегия дифференциации продукции и занятия своей ниши, узкого сегмента рынка. В патиентной (нишевой) стратегии четко прослеживаются две со­ставляющие подстратегии: ставка на дифференциацию продукта; необходимость сосредоточить максимум усилий на узком сегменте рынка. Дифференциация продукции - - шаг навстречу тому по­требителю, которому не нужна массовая стандартная про­дукция. Она позволяет также патиенту открыть свое дело по производству дифференцированной продукции. При этом патиент использует различия в качестве товара, сервисе и рекламе. При специализированном производстве запас конкурен­тоспособности товара возникает в основном благодаря вы­сокой потребительской ценности товара. Патиенту при­ходится точно определять и обеспечивать ее. 25. Стратегии инновационных исследовательских организаций. Фирмы-эксплеренты - в основном небольшие организа­ции. Их главная роль в экономике - инновационная, со­стоящая в создании радикальных, «прорывных» нововве­дений: новых продуктов и новых технологий во всех от­раслях народного хозяйства. Как создатели радикальных но­вовведений фирмы-эксплеренты, или так называемые «хит­рые лисы» отличаются своей целеустремленностью, пре­данностью идее, высоким профессиональным уровнем со­трудников и лидера, большими расходами на НИОКР. В России питомником фирм-эксплсрснтов является обо­ронный комплекс. Даже спустя 10 лет после начала кон­версии оборонные предприятия просто начинены различ­ными технологическими разработками, с помощью ко­торых можно революционизировать многие отрасли про­изводства. Об этом убедительно свидетельствуют много­численные награды, получаемые россиянами на между­народных научно-технических ярмарках, «утечка мозгов» за границу. Фирма-эксплерент в своем развитии сначала создается или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идеей, не отличается от множества других мелких и средних фирм. Однако она ведет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Все средства, по большей части привлеченные, тратятся на ОКР. На ры­нок первоначально ничего не поставляется. Заметим, что инновационный бизнес - это не занятие чистой наукой или изобретательством, хотя все это важно. Деятельность фирмы подчинена главной задаче - подготовке конкурен­тоспособного нового товара. И этот подготовительный, по существу дорыночный этап, имеет скрытый характер. На первом этапе фирмы-пионеры, берущиеся за трудное и рискованное дело внедрения или коммерциализации открытия и изобретения, бедны и слабы, нуждаются в поддержке. В последние десятилетия, когда появились тех­нологические центры и парки, венчурный капитал, си­туация изменилась к лучшему. Поддержка фирм-экспле-рентов приняла организованный характер. Неизбежный при финансировании эксплерентов инновационный риск снижается спомощью различных способов. Для большинства эксплерентов поиск нового товара окан­чивается неудачей. Те же, кто удачно воплотил идею, всту­пают во второй этап развития — период бурного подъема. С чем связан стремительный рост эксплерентов на этапе вывода нового товара на рынок? Вес дело в потребительс­кой ценности нового товара. Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми, проблемы по­требителей или открывают перед ними новые возможности. При этом потребительская ценность нового товара оказы­вается очень велика, так как формируется путем сравнения с суммой затрат на старые товары, которыепришлось бы понести, чтобы достичь того же результата, какой обеспе­чивает новый товар. Это общее свойство так называемых прорывных инноваций. Поэтому относительно высокая цена нового товара обычно много ниже потребительской ценно­сти. Новинка обретает очень высокую конкурентоспособ­ность.У производителя появляется возможность быстро нара­щивать объемы продаж и получать высокую прибыль (по­добный анализ причин успеха новых товаров на рынке впервые проделал К. Маркс). В настоящее время к отличие от того, что было сто лет назад, немногие компании-эксплеренты проходят все ис­пытания конкурентной борьбы и становятся крупными специализированными фирмами, или новыми лидерами. При все более узком круге радикально обновляющихся отраслей шансов выжить у эксплерентов немного.Чтобы успешно действовать на рынке после того, как новый то­вар стал массовым, эксплерент должен переродиться, т.е. сменить стратегию. Он должен либо сформировать чет­кую специализацию (патиентная стратегия), либо осуще­ствитьмасштабные инвестиции в производство, управ­ление и сбытовую сеть (виолентная стратегия). 26.Стратегии малого бизнеса. Мелкий бизнес важен не только своей многочисленнос­тью, но и способностью решать функциональные задачи, выдвигаемые экономикой: 1. обслуживать локальные потребности; 2. выполнять производственные функции на уровне деталей и повышать эффективность крупного производства; 3. наполнять инфраструктуры производственных процессов; 4. стимулировать предприимчивость граждан страны; 5. повышать занятость населения, особенно в непромышленных населенных пунктах. В современном развитии экономики платежеспособный спрос далеко не автоматически рождает предложение. Про­изводство избирательно, поскольку экономически оправдано при достаточном уровне рентабельности и соблю­денииопределенных условий. Многие потенциальные по­требители остаются неудовлетворенными. Мелкие фирмы, удовлетворяя локальный и узкогрупповой или даже ин­дивидуальный спрос, тем самым связывают экономику на всемпространстве. Они берутся за вес, что не вызыва­ет интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвал!' «коммутантами». Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диффузии нововве­дений, с другой - их рутинизации. Инновационный про­цесс таким образом расширяется и ускоряется. Мелкие фирмы активно содействуют продвижению новых продуктов и технологий, в массовом порядке созда­вая на их основе новые услуги. Это ускоряет процесс диф­фузии нововведений. Коммутанты также активно участвуют в процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитацион­ной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий. 27. Специфика российских инновационных стратегий. Отечественные виоленты - это конечные производители сложной системной, наукоемкой продукции, имеющие масштабные и стабильные рынки сбыта. Самые важные недостатки наших виолентов в соревновании с западны­ми фирмами – узкий производственный фокус и чрез­мерное количество однопрофильных предприятий. Организациям-виолентам присущи две зоны конкурен­ции: производство традиционной продукции и иннова­ционная стратегия - производство новой продукции. Виоленты должны ориентироваться на рынки мас­сового спроса, на которые поставляется стандартизован­ная продукция. Большое значение для обеспечения кон­курентных преимуществ имеет снижение издержек за счет эффекта масштаба и посредством формирования спросовых предпочтений потребителей благодаря рекламным кампаниям. Наконец, фирме-виоленту нужно иметь проч­ную репутацию в финансово-банковских кругах, позво­ляющую вести агрессивную инвестиционную политику (непрерывные вложения в НИОКР, покупка компаний-конкурентов и субподрядчиков и т.д.). 28. Концепция проектирования инновационных преобразований. Последовательность выбора и реализации инновационной стратегии I. Этап постановки цели: (миссия,цель)II. Этап стратегического анализа: (анализ внутр. и внеш. среды)III.Этап выбора инновационной стратегии: (оценка альтернативных стратегий, выбор оптимальной)IV. Этап реализации инновационной стратегии: (разработка проекта, плана, контроль, оценка эфективности) Инновационные преобразования Избранная инновационная стратегия развития предпри­ятия должна быть реализована. Процесс реализации лю­бой инновационной стратегии вызывает лавину последу­ющих нововведений. Например, решение о переходе на новую технологию выд­вигает требования по обновлению состава и использованию ресурсов (материально-технических,информационных, трудовых, финансовых), перепроектированию (инжинирин­гу) всех основных и вспомогательных деловых процессов по стадиям жизненного цикла изделия (НИОКР, произ­водство, реализация продукции, обслуживание потребите­лей), приводит к нововведениям в системе и аппарате уп­равления, организационной структуре.Этот поток изменений коренным образом преобразует состояние организации, позволяет ей адаптироваться к внедряемой инновации. От инновационной стратегии к инновационному проекту Поток инновационных преобразований, вызываемых пе­реходом на новую технологию, предусматривается в виде инновационного проекта и инновационной программы. В инновационном проекте содержится перечень мероприя­тий - локальных проектов, в совокупности обеспечиваю­щих адаптацию к инновации. Комплекс преобразований имеет следующее содержание.I. Блок изменений результатов деятельности:1) конструктивно новая или обновленная продукция с новыми характеристиками, новый портфель продукции, новые отрасли/подотрасли и новые рынки;2) новые услуги клиентам и потребителям новой продукции предприятия;3) новые экономические и социальные результаты деятельности организации. II. Блок изменений в ресурсах: (материально-техническая база, информация, трудовые ресурсы, финансы) III. Блок изменений в деловых процессах: (процессы НИОКР, производства, реализации, обслуживания) IV. Блок изменений в системе управления V. Блок изменений в организационной структуре: (новые функции, структурные звенья, связи) Инновационная программа Состав мероприятий и локальных проектов, заключенных в инновационном проекте, после решения вопросов инвес­тирования формируют в виде плана, а чаше инновацион­ной программы. В программе данные мероприятия фор­мулируются в виде работ со своими сроками, исполни­телями и финансовыми затратами. 29. Показатели инновационной деятельности организации. В России с учетом рыночных преобразований статистика инноваций начинается с 1994 г. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных организаций, включает 10 разделов. Показатели, наиболее широко применяемые в отечествен­ной и зарубежной практике и характеризующие инноваци­онную активность организации, ее инновационную кон­курентоспособность, можно разбить на следующие груп­пы: затратные; временные; обновляемости; структурные. Затратные показатели: 1) удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;2) удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;3) затраты на приобретение инновационных фирм;4) наличие фондов на развитие инициативных разработок. Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса; 1) показатель инновационности ТАТ;2) длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);3) длительность подготовки производства нового продукта;4) длительность производственного цикла нового продукта. Показатели обновляемости: 1) количество разработок или внедрений нововведений продуктов и нововведений-процессов;2) показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);3) количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);4) объем экспортируемой инновационной продукции;5) объем предоставляемых новых услуг. Структурные показатели: 1) состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно- технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательские комплексы);2) состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;3) численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;4) состав и число творческих инициативных временных бригад, групп. 30. Формы инновационного менеджмента. 31. Инновационные цели Понятие инновационной цели. Для достижения цели разви­тия организации вырабатывается инновационная стратегия*, реализации которой в свою очередь требует целевого управ­ления инновацией, то есть формулирования инноваци­онной цели. Инновационными целями могут быть требования: о со­здании нового продукта; о переходе на новую техноло­гию; о подготовке новой услуги; о переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую оргструктуру. Формулирование инновационной цели. При формулиро­вании инновационных целей и стратегий имеются прин­ципиальные различия. Первые определяются как векторы развития, а вторые - как направления действий (то есть направления использования ресурсов) по данному век­тору и способы подготовки и использования ресурсов. Однако цель и стратегия связаны одной логической цепочкой: стратегия есть средство достижения цели более высокого уровняуправления. Реализация стратегии тре­бует ее формулировки как цели. В большинстве случаев хорошая формулировка цели от­вечает следующим признакам:1) начинается с глагола в неопределенной формы в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия («разработать», «улучшить», «уменьшить», «довести», «повысить» и т.п.);2) конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях и возможность измерения количественных показателей, что необходимо для подтверждения факта достижения цели 3) конкретизирует заданный срок достижения дели 4) конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на выделяемые ресурсы («на реализацию программы выделить не более... денежных единиц)5) оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали - - «почему» и «как» это должно быть сделано.6) утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе, доведена до исполнителя. Инновационные цели могут





ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.