|
Судебная власть в Российской Федерации
• Судебная власть: понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти • Суд как государственный орган власти • Судебная система в РФ • Прокуратура РФ, направления прокурорской деятельности
Центральное место в деятельности государства, его органов занимает выполнение задач и функций по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и правонарушениями. Об этих задачах, функциях государственного аппарата говорится в той или иной форме в ст. 2, 7; ст. 45, ч. 1; ст. 71, п. «в»; ст. 72, п. «б»; ст. 114, п. «е» Конституции РФ. В частности, в ст. 2 в качестве основы конституционного строя России утверждается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Эта же идея содержится в ст. 45, ч. 1: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно все граждане имеют возможность отстаивать всеми законными способами свои права и свободы (ст. 45, п. 2), активно добиваться выполнения госорганами возложенных на них полномочий (ст. 32, 33), всемерно содействовать им в этом. Подавляющее большинство госорганов и граждан функции по охране правопорядка и законности выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач. Мы же рассмотрим здесь ту ветвь власти и те органы, которые существуют только или главным образом для выполнения государственной обязанности — охраны правопорядка. Правопорядок, установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности, отношений государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России, в значительно большей мере, чем другие ветви госвласти, может и должна охранять судебная власть. Судебная власть — это право, возможность и способность специально создаваемых государственных учреждений — судов оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы конкретно-определенными юридическими мерами, установленными законами. Из этого определения следует, что: 1) судебная власть может реализоваться только специально создаваемыми госучреждениями — судами; 2) у этих госорганов есть свой, присущий только им способ воздействия — судебное разбирательство при принятии общеобязательного судебного решения; 3) применяют они конкретно-определенные, зафиксированные в законе средства, меры воздействия. Усмотрение, произвольность в решении судебных дел не допускаются. Указанные признаки взаимозависимы, взаимосвязаны и только в совокупности отражают сущность судебной власти. Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как госоргану («судебная власть — это суд» — тезис неверный). Свидетельством низкого уровня правовой культуры является отождествление судебной власти с должностными лицами, работающими в судебных учреждениях. Власть олицетворяют не лица, а осуществляемые, исполняемые ими функции и полномочия, соответствующие должности. Ошибкой будет и сведение судебной власти к какому-то одному из видов судебной деятельности. Судебная власть — полифункциональна. Правосудие — важнейшая функция, доминирующая — «правосудие осуществляется только судом» (ст. 118 Конституции РФ), но не единственное проявление судебной власти. Судебная власть и правосудие — понятия родственные, но не тождественные. Важной общественно значимой задачей судебной власти является сдерживание, уравновешивание двух других ветвей власти в соответствии с принципом разделения государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). В рамках этой задачи для правоприменительной практики характерна и такая функция судебной власти, как ограничение и контроль за деятельностью госорганов по исполнению законов, реализации интересов общественных организаций и граждан. В качестве одной из функций судебной власти может рассматриваться толкование правовых норм. Формой толкования права являются решения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Верховного Суда РФ, издаваемые в виде постановлений данных судов и обязательные не только для судебных, но и для всех иных госорганов, юридических и физических лиц как участников правоотношений. Функцией судебной власти является официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. Так, только суд может признать умершим безвестно отсутствующее лицо, установить наличие родственных и фактических брачных отношений. Перечисленные функции судебной власти носят внешний характер. Наряду с ними могут быть выделены и внутренние функции, обращенные главным образом к системе судебных органов. В их числе: судебный надзор за решением судов, судебное управление, рассмотрение дисциплинарных проступков судей и др. Судебная власть имеет статус независимой от других ветвей госвласти (ст. 120 Конституции РФ), осуществляется только при опоре на закон и подчинении только закону. Независимость судебной власти обеспечивается финансированием из федерального бюджета (отдельной строкой), несменяемостью и неприкосновенностью судей (ст. 121, 122 Конституции РФ). Упомянутые в определении понятия судебной власти «возможность и способность» — это те многогранные полномочия судов, через которые и реализуется судебная власть. Большое социальное значение имеет каждое из судебных полномочий: • конституционный контроль; • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц; • обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов; • разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственным судам; • разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики; • участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества. Указанные полномочия тесно связаны с правосудием, содействуют его надлежащему осуществлению и подкреплены правом судебных органов на средства принуждения к исполнению принимаемых ими решений. Законодательство предусматривает такие меры, как принудительный привод в суд (при уклонении от явки), денежные взыскания, штрафы в разных размерах (при уклонении от выполнения решений суда), уголовное наказание (при определенных в законах обстоятельствах), т.е. самые различные меры ответственности за невыполнение судебных решений как общеобязательных. Судебная реформа в России, начавшаяся в переходный период, имеет следующее содержание. 1. Принятие конкретных мер, связанных с повышением авторитета судов: существенное расширение судебных полномочий, совершенствование порядка подбора и формирования судейского корпуса, создание условий его независимости, повышение материальной обеспеченности, установление ответственности за неуважение к суду. 2. Наделение судов правом осуществлять контроль за законностью и обоснованностью действий правоохранительных органов, призванных заниматься выявлением и раскрытием преступлений, в первую очередь в тех случаях, когда есть опасность ограничения конституционных прав и свобод граждан. Общие и военные суды могут проверять законность и обоснованность задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, ареста, продления его срока, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища и т.д. В этом просматривается общественное признание статуса судов как вершины пирамиды правоохранительных органов. 3. Широкое привлечение судов к контролю за решениями и действиями органов, осуществляющих другие ветви государственной власти и местного самоуправления. Признание высокой социальной значимости судебной власти проявилось весьма недвусмысленно и в том, что в сфере ее деятельности оказался конституционный контроль. 4. Ориентация всех судов на непосредственное применение Конституции РФ, особенно тогда, когда тот или иной закон не соответствует ее предписаниям. В октябре 1995 г. Верховный Суд РФ своим постановлением дал разъяснение судам относительно прямого применения Конституции РФ. Суд — специфический орган государственной власти. Специфика проявляется не только в специфике судебных полномочий и сопровождающих их средств юридического воздействия, но также в порядке формирования судов. Суды всех видов и уровней образуются с соблюдением установленной законом процедуры. Цель данной меры (это одно из направлений судебной реформы) — установить систему гарантий, предупреждающих проникновение в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей и обеспечивающих беспристрастный отбор судей, способных профессионально грамотно и честно разрешать отведенные к их ведению дела. Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его функциональной деятельности установлены особые правила и процедура. К настоящему времени сложились несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним относятся судопроизводства: 1) конституционное; 2) гражданское; 3) арбитражное; 4) уголовное; 5) административное. Все указанные виды судопроизводств, т.е. особые правила, процедуры судов, осуществляются при соблюдении следующих принципов: • коллегиальности рассмотрения дел, что не исключает в специально предусмотренных законом случаях единоличное рассмотрение; • состязательности и равноправия сторон, что подкрепляется конституционными положениями о презумпции невиновности в уголовном процессе и праве на квалифицированную юридическую помощь; • гласности и равенства всех перед законом и судом.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|