Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 9. Собрание сведений об источниках архивного фонда Башкортостана с древнейших времен до 1755 года нашей эры.





Глава 9. Собрание сведений об источниках архивного фонда Башкортостана с древнейших времен до 1755 года нашей эры.

Это научно-популярное издание, являясь первой подобной книгой по тюркскому и башкирскому архивоведению, не может позволить себе размещение только субъективного мнения одного автора. Хотя и автор издал более чем сорок книг (список прилагаю ниже), которые посвящены поднимаемому вопросу, он считает не допустимым нарушения общего принципа комплексности в научных исследованиях. Посему, девятую главу настоящей книги я оформляю в виде только как «Собрание сведений об источниках архивного фонда…», так как принятие коллегиального научного решения по аспектам вопросов архивоведения еще только предстоит перед гуманитарной научной общественностью РФ.

Издания автора по вопросам образования архивного фонда Башкортостана.

1. «Не называйте истину сказкой!». (На башкирском языке). Исянгулово. «Издание Зианчуринской районной библиотеки». 2006 год.

2. «Башкироведение». (Одна статья в составе книги). Уфа. «Гилем». 2005.
3. «Справочник по башкирским письменным памятникам» (В соавторстве с Зианбердиным Р.И). Исянгулово. «ГУП Зианчуринская типография». 2006.
4. «Справочник по родовым тамгам башкир Зианчуринского района Республики Башкортостан». Исянгулово. «Издание Зианчуринского историко-краеведческого музея». 2007 год.
5. «Габдуллин Салахатдин Кутлахмат улы. Метрическая книга Оренбургской губернии Орского уезда деревни Бикбердиной». (В соавторстве с Акчуриной Г.А. Средства были выделены Акчуриной Г.А.). Исянгулово «Издание Зианчуринского историко-краеведческого музея». 2007.
6. «Справочник по тактике тюркских народов России». (В соавторстве с Акбашевой М.А.). Исянгулово. «Издание Зианчуринской центральной районной библиотеки». 2007 год.
7. «Справочник по теории государства и права в Башкортостане в 1740-1917 годах». Исянгулово. 2007.
8. «Сохранные экземпляры мечетных книг Зианчуринского района. Часть 1 Села Бикбау, Умбэт, Элмаля». Исянгулово.2007.
9. «Справочник по башкирской национальной мелодии Кукушка». Исянгулово. 2007.
10. «Манкяба. (Портфолио)». Исянгулово. 2007.
11. «Хэкикэтте экиэт тимэгез! Беренсе олош». Исянгулово. 2007.
12. «История села Урген с древнейших времен до 17-го года 20 века. Части 1 и 2». Исянгулово. 2007.
13. «Каталог башкирских граффити. 28-ая книга». Исянгулово. 2007.
©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

14. «Справочник по теории государства и права в Башкортостане в 1016-1220 годах». Исянгулово. 2007.
15. «Математические модели распознавания алфавитов древнебашкирских текстов». Исянгулово. 2007.
16. «Идентификация письменности Калмашской плиты. Исследования грамматических и морфологических особенностей языка и датировка». Исянгулово. 2007.
17. «Не называйте истину сказкой!». Исянгулово. «Китап». 2007.
18. «Сулпылар-Утерянные ценности». Исянгулово. 2008.
19. «Зианчуринская метрика. Томы 1 и 2». Исянгулово. «Китап». 2008.
20. «Комментарии опубликованному Н.Зариповым и Г.Шафиковым эпосу «Идиге и Мурадым» и опубликованному М.Ахметзяновым «Шэжэрэ-родословной Идиге». Исянгулово. 2008.
21. «Каталог башкирских граффити. 29-ая книга». Исянгулово. 2008.
22. «О башкирской музыке». Исянгулово. 2009.
23. «Каталог башкирских граффити. 30-ая книга» (В соавторстве с Тутаевым И.А.). Исянгулово. 2009.
24. «Алифба сити». Исянгулово.2009.
25. «Дин тарихы. Соран пэйгэмбэр мэзхэбе тарихына кагылышлы белешмэ сыганактар». Исянгулово. 2009.
26. «Дин тарихы. Мэхмут Кашгарлынын «Дивани лугэт эт турки» китабы». Исянгулово. 2009.
27. «Иршаднамэ. Томы 1; 2; 3». Исянгулово, 2009.

28. «Каталоги башкирских граффити. 31-ая книга». (В соавторстве с Абдуллиным Р.А. и Мухаметовым А.А.). Исянгулово. 2010.
29. «Окаменелости из западных склонов Южного Урала найденные в Зианчуринском районе Башкортостана». Исянгулово. 2010.
30. «Методические рекомендации по учету, комплектованию и хранению экспонатов фонда древних актов Башкортостана в музеях действующих на общественных началах». Исянгулово. 2010.
31. «Иршаднама. Том 4» (проект исламской диссертации).. Исянгулово, 2010 год.

32. «Иршаднама. Том 5». (проект исламской диссертации). Исянгулово, 2010 год.

33. «Иршаднама. Том 6». (проект исламской диссертации). Исянгулово, 2010 год.

34. «Иршаднама. Том 7». (проект исламской диссертации). Исянгулово, 2011 год.

35. «Зианчуринская метрика. Том 3» (в соавторстве). Исянгулово, 2011 год.

36. «Иршаднама. Том 8». (проект исламской диссертации). Исянгулово, 2012 год

 

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

37. «Иршаднама. Том 9». (проект исламской диссертации). Исянгулово, 2012 год

38. «Иршаднама. Том 10». (проект исламской диссертации). Исянгулово, 2012 год

39. «Зианчуринская метрика. Том 4» (в соавторстве). Исянгулово, 2012 год.

40. «Зианчуринская метрика. Том 5» (в соавторстве).. Исянгулово, 2012 год.

41. «Зианчуринская метрика. Том 6» (в соавторстве).. Исянгулово, 2013 год.

42. «Иршаднама. Том 11». (проект исламской диссертации). Исянгулово, 2013 год

43. «Путеводитель по башкирским древностям». Исянгулово, 2013.

Интернет-издания и сайты.

1).Виртуальный архив древних актов Башкортостана (ВАДАБ)
http://vk.com/club54956707
2).Отделы ВАДАБ по направлениям исследований:
1. http://vk.com/club61428806 - Монеты, банкноты, платежные жетоны, таможенные бирки, награды Башкортостана
1. http://vk.com/club61428749 - Сулпы и кумбазы Башкортостана
2. http://vk.com/club61429586 Тексты на предметах
3. http://vk.com/club61428867 - Кодикология в Башкортостане
4. http://vk.com/club61428781 -Нотные книги Башкортостана
5. http://vk.com/club61429559 -Наскальные письмена Башкортостана
6. http://vk.com/club61429514 -Географические указатели Башкортостана
7. http://vk.com/club61428829 -Эпитафии Башкортостана
8. http://vk.com/club61434318 -Письма Башкортостана
9. http://vk.com/club61428836 -Печати, штампы и перстневые печатки Башкортостана
10. http://vk.com/club61428878 -Тамги Башкортостана
11. http://vk.com/club61434427 -Жалованные грамоты, пайцза и шэжэрэ Башкортостана
3) Филиалы ВАДАБ по районам Республики Башкортостан:
1. http://vk.com/btarih (Белорецкий филиал ВАДАБ).
2. https://vk.com/club94592152 (Учалинский филиал ВАДАБ).
3. https://vk.com/club94924440 (Бурзянский филиал ВАДАБ).
4. https://vk.com/club79606851 (Зианчуринский филиал ВАДАБ).
5. https://vk.com/club94970701 (Уфимский филиал ВАДАБ).
6. http://vk.com/club96341945 (Илишевский филиал ВАДАБ).
7. https://vk.com/club95042907 (Хайбуллинский филиал ВАДАБ).
8. http://vk.com/club95094060 (Стерлитамакский филиал ВАДАБ).
9. https://vk.com/club95237005 (Мишкинский филиал ВАДАБ).
10. https://vk.com/club95043547 (Ишимбайский филиал ВАДАБ).
11. http://vk.com/club95094199 (Баймакский филиал ВАДАБ).
12. https://vk.com/club95044926 (Абзелиловский филиал ВАДАБ).
©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

13. http://vk.com/club99065412 (Аскинский филиал ВАДАБ).
14. https://vk.com/club95094634 (Бирский филиал ВАДАБ).
15. https://vk.com/club95064487 (Кугарчинский филиал ВАДАБ).
16. https://vk.com/club95065098 (Мелеузовский филиал ВАДАБ).
17. https://vk.com/club95163060 (Шишминский филиал ВАДАБ).
18. https://vk.com/club95065213 (Зилаирский филиал ВАДАБ).
19. https://vk.com/club95065352 (Салаватский филиал ВАДАБ).
20. http://vk.com/club96341377 (Архангельский филиал ВАДАБ).
21. https://vk.com/club95064321 (Караидельский филиал ВАДАБ).
22. http://vk.com/club96342654 (Нуримановский филиал ВАДАБ).
23. https://vk.com/club94991963 (Куюргазинский филиал ВАДАБ).
24. https://vk.com/club95094152 (Чекмагушевский филиал ВАДАБ).
25. https://vk.com/club95163098 (Буздякский филиал ВАДАБ).
26. http://vk.com/club96339362 (Стерлибашевский филиал ВАДАБ).
27. https://vk.com/club95064196 (Давлекановский филиал ВАДАБ).
28. https://vk.com/club95064039 (Альшеевский филиал ВАДАБ).
29. http://vk.com/club96340589 (Федоровский филиал ВАДАБ).
30. https://vk.com/club95163163 (Кушнаренковский филиал ВАДАБ).
31. http://vk.com/club96343495 (Белебеевский филиал ВАДАБ).
32. https://vk.com/club95162983 (Благоварский филиал ВАДАБ).
33. https://vk.com/club95163034 (Иглинский филиал ВАДАБ).
34. http://vk.com/club117739305 (Кигинский филиал ВАДАБ).
35. http://vk.com/club121316334 (Калтасинский филиал ВАДАБ).
36. http://vk.com/club121316389 (Бураевский филиал ВАДАБ).
37. http://vk.com/club121315306 (Аургазинский филиал ВАДАБ).
38. http://vk.com/club121315219 (Дуванский филиал ВАДАБ).
39. http://vk.com/club121314980 (Янаулский филиал ВАДАБ).
40. http://vk.com/club121315070 (Мечетлинский филиал ВАДАБ).
41. http://vk.com/club121314841 (Шаранский филиал ВАДАБ).
42. http://vk.com/club121321054 (Бакалинский филиал ВАДАБ).
43. http://vk.com/club121320904 (Белокатайский филиал ВАДАБ).
44. http://vk.com/club121321417 (Ермекеевский филиал ВАДАБ).
45. http://vk.com/club121321333 (Дюртюлинский филиал ВАДАБ).
46. http://vk.com/club121321230 (Благовещенский филиал ВАДАБ).
47. http://vk.com/club121321484 (Краснокамский филиал ВАДАБ).
48. http://vk.com/club121321558 (Миякинский филиал ВАДАБ).
49. http://vk.com/club121321736 (Туймазинский филиал ВАДАБ).
50. http://vk.com/club121321639 (Татышлинский филиал ВАДАБ).

3). Родственные виртуальные архивы древних актов субъектов РФ и исторических земель:
https://vk.com/club95261712 (Материалы по истории Булгарии Волжской).
©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

https://vk.com/club95243543 (Материалы по истории Биармы-Перми).
https://vk.com/club95243713 (Материалы для истории Оренбуржья).
https://vk.com/club95243634 (Материалы для истории Челябы).
http://vk.com/club104403236 «Истории Кубани и Северного Кавказа».
http://vk.com/club104403426 «Истории земель Войска Донского».
https://vk.com/club95249825 (Материалы по истории Кургана).
http://vk.com/club104403657 «Истории Западной Сибири».
http://vk.com/club121775020 «Истории Казахстана\\Казах иле тарихы»

Комментарии

28 Хунну есть древнее народное имя монголов. Китайцы, при голосовом переложении сего слова на свой язык, употребили две буквы: Хун злой, ну невольник. Но монгольское слово Хунну есть собственное имя, и значения китайских букв не имеет.

29 В Хань-шу Инь-и, замечания на историю Дома Хань, сказано: Хун-ну Шы-Цзу: что зн. родоначальник хуннов.

30 Тхан есть государь Яо, Юй есть государь Шунь, прозванные так от уделов, вначале им данных. Первый вступил на престол империи в 2357, второй в 2255 году до Р. X.

31 Цаинь Чжо пишет: "во времена государя Яо назывались Хунь-юй, при династии Чжеу Хяньюнь, при династии Цинь Хунну "; т. е. Хуньюй, Хяньюнь, и Хунну суть три разные названия одному и тому же народу, известному ныне под названием монголов.

32 Короткое копье с железною ручкою, по-кит. Шянь.

33 В Истории династии Хань сказано: Шаньюй прозывается Луань-ди.

34 Под законом дао разумеется порядок и благоустройство в государств[енном] управлении.

35 Сюй Гуан пишет: это праправнук князя Хэу-ги.

36 Сюй Гуан пишет: потомок князя Гун-лю в девятом колене.

37 Шы гу пишет: Си-бо Чан есть Вынь-ван, Гуань-и суть Гуань жуны; еще называются Гуань-и [в китайском написании разные иероглифы].

38 Название двух рек. См. в Географ, указателе Ло-шуй и Гин-шуй.

39 Шень-хэу кит. слова, знач. Шень-князь, т. е. князь удела Шень. В. [Великий] князь был женат на его дочери, которую оставил для наперстницы Бао-сы.

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

40 Вэй-шйо пишет: после Жуны поселились при этой горе и потому были названы Ли-жун.

42 Сян есть имя, Гун название княжеского достоинства, полученного им за отражение Жунов.

42 Составлявших имперский Сейм, членами коего были только ближайшие родственники великокняжеского Дома и потомки древнейших китайских государей.

43 Сюй Гуан пишет: Лу-хунь еще назывался Лу-и, т. е. городок Л у.

44 Вэй-хой-фу в губ. Хэ-нань.

45 Здесь опущено пять стихов из Мао-шы, из коих видно, что Монголы были прогнаны от Желтой реки на север до Ордоса.

46 Сюй Гуан пишет: Ин в Си-хэ, Ло протекает между Шан-тюнь и Пхын-юй.

47 Сии три поколения обитали в областях Гун-чан-фу и Лань-чжеу-фу и принадлежат к смешанным монголо-тангутским поколениям.

48 Сюй Гуан пишет: в Ань-дин.

49 Сюй Гуан пишет: в Бэй-ди.

50 Линьгу и Лэуфань кочевали на землях от Ордоса на восток, столица Лэуфаньского нязя находилась в городке, лежавшем в 40 с небольшим ли от города Дай-чжеу на восток.

51 Шы-гу пишет, что поколения Дун-ху и Шань-жун суть предки Дома Ухуань, впоследствии сделавшегося известным под названием Сяньби.

52 Фу Цянь пишет: с матерью В. [Великого] князя Чжао Ван.

53 Сюань есть посмертное наименование, Тхай-хэу вдовствующая государыня.

54 Хань Чжао пишет: название места в Шан-Гу.

55 Три звена древней Великой стены, основанные тремя царствами: Цинь, Чжао и Янь задолго до построения Великой стены полководцем Мын Тьхань, простирались от юго-восточного угла Ордоса на восток

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

до реки Ляо-хэ. Два западные звена лежали по южную сторону гор, окружающих Ордос, по направлению левого берега Желтой реки».

Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

 

младшего: почему отправил Модэ в Юечжы заложником. Как скоро Модэ прибыл в Юечжы, Тумань тотчас произвел нападение на Юечжы. Юечжы хотел убить Модэ, но Модэ украл аргамака у него, и ускакал домой. Тумань счел его удальцом, и отделил ему в управление 10.000 конницы. 60 Модэ сделал свистунку 61 и начал упражнять своих людей в конном стрелянии из лука с таким приказом: всем, кто пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, отрубят голову; кто на охоте пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, тому отрубят голову. Модэ сам пустил свистунку в своего аргамака. Некоторые из приближенных не смели стрелять, и Модэ немедленно нестрелявшим в аргамака отрубил головы. Спустя несколько времени Модэ опять сам пустил свистунку в любимую жену свою, некоторые из приближенных ужаснулись, и не смели стрелять. Модэ и сим отрубил головы. Еще по прошествии некоторого времени Модэ выехал на охоту и пустил свистунку в Шаньюева аргамака. Приближенные все туда же пустили стрелы. Из сего Модэ увидел, что он может употреблять своих приближенных. Следуя за отцом своим Шаньюем Туманем на охоту, он пустил свистунку в Туманя; приближенные также пустили стрелы в Шаньюя Туманя. Таким образом Модэ, убив Туманя, предал смерти мачеху с младшим братом и старейшин, не хотевших повиноваться ему, и объявил себя Шаньюем. 62

I. Шаньюй Модэ. В то время, как Модэ вступил на престол, [дом] Дун-ху был в силе и цветущем состоянии. Получив известие, что Модэ убил отца и вступил на престол, Дун-ху отправил к нему посланца сказать, что он желает получить тысячелийного коня, 63 оставшегося после Туманя. Модэ потребовал совета у своих вельмож. Вельможи сказали ему: тысячелийный конь есть сокровище у хуннов. Не должно отдавать. К чему, сказал им Модэ, живучи с людьми в соседстве, жалеть одной лошади для них? И так отдали тысячелийного коня. По прошествии некоторого времени Дун-ху полагая, что Модэ боится его, еще отправил посланца сказать, что он желает получить от Модэ одну из его Яньчжы. Модэ опять спросил совета у своих приближенных. Приближенные с негодованием сказали ему: Дун-ху есть бессовестный человек; требует Яньчжы. Объявить ему войну. Модэ сказал на это: к.чему, живучи с людьми в соседстве, жалеть одной женщины для них? И так взял свою любимую Яньчжы и отправил кДун-ху. Владетель в Дун-ху еще более возгордился. В хуннуских владениях от Дун-ху на запад есть полоса земли на 1.000 ли необитаемая. 64 На ней только по границе с обеих сторон были караульные посты. Дун-ху отправил посланца сказать Модэ, что лежащая за цепью обоюдных пограничных караулов полоса брошенной земли, принадлежащая хуннам, 65 не удобна для них, а он желает иметь ее. Модэ спросил совета у своих чинов, и они сказали: это неудобная земля;

Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

можно отдать и не отдавать.Модэ в чрезвычайном гневе сказал: земля есть основание государства; как можно отдавать ее? Всем, советовавшим отдать землю отрубил головы. Модэ сел верхом на лошадь, и отдал приказ -- отрубить голову каждому, кто отстанет. После сего он пошел на восток и неожиданно напал на Дун-ху. Дун-ху прежде пренебрегал Модэ и потому не имел предосторожности. Модэ, прибыв с своими войсками, одержал совершенную победу, уничтожил Дом Дун-ху, овладел подданными его, скотом и имуществом. По возвращении он ударил на западе на Юечжы и прогнал его, на юге покорил Ордосских владетелей Лэуфань и Байян, и произвел поиски на Янь и Дай; обратно взял все земли, отнятые у хуннов полководцем Мын Тьхянь, и вступил с Домом Хань в границы в Ордосе, при Чао-на и Лу-ши; 66 после сего снова произвел поиски на Янь и Дай. -- В сие время войска Дома Хань были в борьбе с Хян-юй; 67 Срединное царство изнемогло под тяжестью войны; и это обстоятельство дало Модэ возможность усилиться. Он имел под собою более 300 т. войска. -- От Шунь-вэй до Туманя -- в продолжение слишком тысячи лет -- Дом Хуннов то возвышался, то упадал, то делился, то разсевался: и посему порядок прежнего преемственного наследования у них невозможно определить. При Модэ Дом Хуннов чрезвычайно усилился и возвысился; покорив все кочевые племена на севере, на юге он сделался равным Срединному Двору; почему названия наследственных государственных чинов можно еще описать. Установлены были: 1) Восточный и Западный Чжуки-князь; 68 2) Восточный и Западный Лули-князь; 69 3) Восточный и Западный великий предводитель; 70 4) Восточный и Западный великий Дуюй; 71 5) Восточный и Западный великий Данху; 72 6) Восточный и Западный Гуду-хэу. 73 У хуннов мудрый называется Чжуки; почему наследник престола всегда бывает Восточным Чжуки-князем. От Восточного и Западного Чжуки-князей до Данху, высшие имеют по 10 т., а низшие по нескольку тысяч конницы. Всего двадцать четыре старейшины, которые носят общее название темников. 74 Вельможи вообще суть наследственные сановники. Хуянь, Лань 75 и впоследствии Сюйбу суть три знаменитые Дома. Князья и предводители Восточной стороны занимают Восточную сторону против Шан-гу и далее на восток до Су-мо и Чао-сянь; князья и предводители Западной стороны занимают западную сторону против Шан-гюнь и далее на запад до Юечжы, Ди и Кянов. Шань-юева орда находилась прямо против Дай и Юнь-чжун. 76 Каждый имел отдельную полосу земли, и перекочевывал с места на место, смотря по приволью в траве и воде. Восточный и Западный Чжуки-князья, Восточный и Западный Лули-князья считались самыми сильными владетелями. Восточный и Западный Гуду-хэу были их помощниками в управлении. 77 Каждый из 24 старейшин -- для исправления дел, поставляет у себя тысячников, сотников, десятников. Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

Низшие князья поставляют у себя Ду-юй, Данху и Цзюйкюев. 78 В первой луне нового года старейшины не в большом числе съезжаются в храм при Шаньюевой орде. 79 В пятой луне все собираются в Лун-чен, где приносят жертву своим предкам, небу, земле и духам. Осенью, как лошади разжиреют, все съезжаются обходить лес, причем производят поверку людей и скота. Законы их: извлекшему острое оружие и фут 80 -- смерть; за похищение конфискуется семейство, за легкие преступления надрезывается лицо, а за важные -- смерть. Суд более десяти дней не продолжается. В целом государстве узников бывает несколько десятков человек. Шаньюй утром выходит из лагеря покланяться восходящему солнцу, ввечеру покланяться луне. Он сидит на левой стороне лицом к северу. Дни уважаются первые в месяце под названиями Сюй и Сы, в первый раз в месяце встретившиеся под сими буквами. Покойников 81 хоронят в гробе; употребляют наружный и внутренний гробы; облачение из золотой и серебряной парчи и меховое; но обсаженных деревьями кладбищ и траурного одеяния не имеют. Из приближенных вельмож и наложниц соумирающих бывает от ста до нескольких сот человек. 82 Предпринимают дела, смотря по положению звезд и луны. К полнолунию идут на войну; при ущербе луны отступают. Кто на сражении отрубит голову неприятелю, тот получает в награду кубок вина, и ему же предоставляется все полученное в добычу. Пленные и мужчины и женщины поступают в неволю; 83 и посему на сражении каждый воодушевляется корыстью. Искусно заманивают неприятеля, чтоб обхватить его: почему, завидев неприятеля, устремляются за корыстью подобно стае птиц; а когда бывают разбиты, то подобно черепице рассыпаются, подобно облакам рассеваются Кто убитого привезет с сражения, тот получает все имущество его. Впоследствии на севере они покорили владения Хуньюй, Кюеше, Динлин, 84 Гэгунь и Цайли; посему-то старейшины и вельможи повиновались Модэ-Шаньюю и признавали его мудрым. 85 В сие время, 201, Дом Хань только что утвердил спокойствие в Срединном государстве, и перевел князя Хань Синь в Дай с пребыванием в Ма-и. Хунны в больших силах осадили Ма-и, и князь Хань Синь покорился им. 86 Хунны, получив Хань Синь, потянулись с войском на юг; перешед через хребет Гэучжу, они осадили Тхай-юань, и подошли к Цзинь-ян. Гао-ди сам повел войско против них, 200. Зимою случились сильные морозы и снега. Около трети из ратников отморозили пальцы урук. 87 Почему Модэ притворился побежденным, и, отступая, заманивал гнавшееся за ним китайское войско. Модэ скрыл отборные войска, а выставил одни слабые: почему все китайское войско, состоявшее из 320 т. наиболее пехоты, устремилось за ним. Гао-ди прежде других прибыл в Пьхин-чен; а пехота еще не вся пришла. Модэ с 400т. отборной конницы Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

окружил Гао-ди в Бай-дын. 88 В продолжение семи дней китайское войско не могло доставить осажденным съестных припасов. Конница у хуннов на западной стороне имела белых, на восточной серых, на северной вороных, на южной рыжих лошадей. Гао-ди отправил лазутчиков подкупить Яньчжы. Яньчжы сказала Модэ: два государя не должны стеснять друг друга. Ныне ты, приобрев земли Дома Хань, не можешь жить на них; сверх сего государь Дома Хань есть человек умный. 89 Обдумай это, Шаньюй. Модэ назначил время, в которое Ван Хуан и Чжао Ли, предводители князя Хань Синь, должны были придти к нему, и не пришли: почему начал подозревать, что они вступили в договор с Домом Хань; сверх сего принял в соображение слова своей Яньчжы. И так он открыл в одном углу проход: Гао-ди отдал своим войскам приказ -- с натянутыми в стороны луками идти прямо чрез открытый угол, и сим образом соединился с главными силами. Модэ пошел в обратный путь. Гао-ди также прекратил войну и отправил Лю Гин заключить договор, основанный на мире и родстве. 90

Историческое пополнение. Гао-ди, он же Гао-хуан-ди и Гао-цзу, основатель династии Хань, прозывался Лю, по имени Ван, по проименованию Цзи. Родился в нынешней губернии Гян-су в области Сюй-чжеу-фу. Он имел орлиный нос, широкий лоб, был прост и одарен обширным соображением.

Впоследствии князь Хань Синь, занявший место полководца у хуннов, Чжао Ли и Ван Хуан несколько раз нарушали договор, опустошали области Дай и Юнь-чжун. Спустя несколько времени Чень Хи, 91 подняв бунт и соединившись с Хань Синь, умышлял произвести нападение на Дай. Китайский Двор выставил войско под предводительством полководца Фань Кхуай, который обратно взял Дай, Яй-мынь и Юнь-чжун; но не выступал за границу. В сие время военачальники Дома Хань один за другим передавались хуннам; почему Модэ часто приходил грабить страну Дай, и это беспокоило Дом Хань.

Историческое пополнение. В это время Лю Гин подал следующий голос: спокойствие в Империи только что восстановлено; войска изнурены войною, и оружием подчинить хуннов невозможно. Модэ убил отца, женился на мачихе, и силою наводит страх; убедить его милостью и справедливостью невозможно; а можно упрочить это дело хитростью, и даже потомков его сделать вассалами. Если выдать за него старшую царевну, то он непременно полюбит ее и возведет вЯньчжы; сын от нее непременно будет наследником престола. По временам года будем посылать наведываться и внушать им правила благоприличия.

Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

Модэ при жизни своей будет сыном и зятем, а по смерти его Шаньюем будет внук по дочери. Сим образом без войны можно покорить их. Хорошо, сказал император и хотел отправить старшую царевну; но Люй-хэу воспротивилась. И так дочь придворного вельможи выдали за Шаньюя с титулом царевны. Лю Гин послан для заключения договора о мире и родстве. Ганму 198 год.

198 Гао-ди отправил, 198, Лю Гин препроводить княжну своего Дома с названием царевны в Яньчжы Шаньюю с ежегодным определенным количеством шелковых тканей, хлопчатки, вина, риса и разных съестных вещей, и постановить в договоре считаться братьями, 92 на основании мира и родства. Это несколько приостановило Модэ.

Впоследствии Лу Гуань, владетель княжества Янь, взбунтовался и с несколькими тысячами своих сообщников, поддавшись хуннам, начал обеспокоивать земли от Шан-гу на восток, 195. Наконец, Гао-цзу преставился, 195. В царствование императрицы Хяо-хой Люй Тхай-хэу 93 Дом Хань только что утвердился: почему хунны гордились, Модэ послал к императрице Гао-хэу письмо, 192, написанное в дерзких выражениях.

Историческое пополнение. Модэ отправил посланника к Гао-хэу с письмом следующего содержания: "сирый и дряхлый государь, рожденный посреди болот, возросший в степях между лошадьми и волами, несколько раз приходил к вашим пределам, желая прогуляться по Срединному царству. Государыня одинока на престоле; сирый и дряхлый также живет в одиночестве. Оба государя живут в скуке, не имея ни в чем утешения для себя. Желаю то, что имею, променять на то, чего не имею". 94 Гао-хэу пришла в сильный гнев, и позвала к себе министров; она полагала казнить посланника и объявить войну хуннам. Дайте мне сто тысяч войска, сказал Фань Кхуай, и я вдоль и поперек пройду земли хуннов. Но Ги-бу сказал на это: надобно отрубить голову Фань Кхуай. Когда Чень-хи возбунтовался в Дай, тогда китайское войско состояло из 320.000 и Фань Кхуай был верховным предводителем. В то время хунны окружили Гао-ди в Пьхин-чен и Фань Кхуай не в силах был избавить его. В Империи в песнях пели: под городом Пьхин-чен подлинно было горько; семь дней не имели пищи, не могли натягивать лука. Ныне отголосок этой песни еще слышен; раненые только начинают приподниматься, а Фань Кхуай хочет снова потрясти Империю. Сверх сего кочевые иноземцы подобны птицам и зверям; 95 их добрыми словами не следует восхищаться; их обидными словами не следует огорчаться. Хорошо, сказала Гао-хэу, и приказала Чжан Цзэ написать следующий ответ: Шаньюй не забыл ветхой столицы 96 и удостоил ее письмом. Ветхая столица пришла в страх, и, вычисляя дни, заботится о себе.

Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

Она состарелась, силы ослабели; волосы линяют, зубы выпадают; в ходутеряет размер в шагах. Шаньюй ослышался, а этим нельзя запятнать себя. Ветхая столица не сделала преступления; надлежит оказать ей снисхождение. Имею представить тебе две царские колесницы и две четверни лошадей. Модэ по получении письма еще отправил посланника принести благодарность и сказать, что он еще не имел случая видеть вежливость Срединного государства. К счастию государыня извинила его. (Заимствовано из истории старшей династии Хань).

Гао-хэу думала объявить ему войну, но полководцы сказали ей, что покойный Гао-ди был умный государь и воин, но и он стеснен был под городом Пьхин-чен. И так Гао-хэу удержалась, и подтвердила мир и родство с хуннами. Хяо Вынь-ди, по вступлении на престол, 179, опять подтвердил договор о мире и родстве, но в пятой луне третьего лета, 177, хуннуский западный Чжуки-князь перевел свои кочевья в Ордос, и начал разорять границу в области Шан-гюнь; инородцы убивали и в плен уводили жителей. Почему Хяо-Вынь-ди указал министру Гуань Ин с 85.000 конницы и колесниц идти в Гао-ну против западного Чжуки-князя, но западный Чжуки-князь ушел за границу. Вынь-ди предпринял путешествие в Тхай-юань; но в это самое время Цзи-бэй Ван взбунтовался. 97 Вынь-ди возвратился и отозвал войска, посланные на хуннов. В следующий год, 176, Шаньюй прислал китайскому Двору письмо 98 следующего содержания: "поставленный небом хуннуский Великий Шаньюй почтительно вопрошает 99 Хуан-ди [император (китайский)] о здравии. В прошлое время Хуан-ди писал о мире и родстве. Дело сие, к взаимному удовольствию, кончено согласно с содержанием письма. Китайские пограничные чиновники оскорбляли западного Чжуки-князя, и он без представления (ко мне) по совету Илу-хэу Наньчжы и прочих вступил в ссору с китайскими чиновниками, нарушил договор, заключенный между двумя государями, разорвал братское родство между ними, и поставил Дом Хань в неприязненное положение с соседственною державою. Получено от Хуан-ди два письма с выговорами, но посланный с ответным письмом еще не прибыл, а китайский вестник не возвратился, и это было причиною взаимных неудовольствий между двумя соседственными державами. Как нарушение договора последовало от низших чиновников, 100 то западного Чжуки-князя в наказание отправили на запад на Юечжы. По милости Неба, ратники были здоровы, кони в силе; они поразили Юечжы. Предав острию меча или покорив всех, утвердили Лэулань, Усунь, Хусе и 26 окрестных владений. 101 Жители сих владений поступили в ряды Хуннуских войск, и составили один дом.

Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

По утверждении спокойствия в северной стране желаю, прекратив войну, дать отдых воинам и откормить лошадей; забыть прошедшее и возобновить прежний договор, чтобы доставить покой пограничным жителям, как было вначале

Пусть малолетные растут, а старики спокойно доживают свой век, и из рода в род наслаждаются миром. Но как еще не получено мнение Хуан-ди, то отправляя Лан-чжун 102 Сидуцяня с письмом, осмеливаюсь с ним представить одного верблюда, двух верховых лошадей и две четверни. Если не угодно Хуан-ди, чтоб хунны приближались к границам, то надобно предписать чиновникам и народу селиться подалее от границы". 103 Посланный по прибытии тотчас был обратно отправлен и в шестой луне приехал в Чайвань. 104 По получении сего письма при китайском Дворе держали совет: что выгоднее, война или мир и родство? Государственные чины были того мнения, что с торжествующим неприятелем, недавно победившим Юечжы, трудно воевать; сверх того, земли хуннов, состоящие из озер и солончаков, неудобны для оседлой жизни, почему считали выгоднее держаться мира и родства. Хяо Вынь-ди согласился на их мнение, и в шестое лето, переднего счисления, 105, отправил к хуннам письмо следующего содержания: 174 "Хуан-ди почтительно вопрошает хуннуского великого Шаньюя о здравии. В письме доставленном мне Лан-чжун Сидуцянем сказано: Западный Чжуки-князь без дозволения, а по совету Илу-хэу Наньчжы нарушил договор, заключенный между двумя государями, прервал братское согласие между ними, и поставил Дом Хань в неприязненное положение с соседственною державою. Но как нарушение договора последовало от низших чиновников, то Западный Чжуки-князь в наказание послан был на Запад на Юечжы, и он покорил сие владение Теперь желательно прекратив войну, дать отдых воинам и откормить лошадей; забыть прошедшее, и подтвердить прежний договор, чтоб доставить пограничным жителям спокойствие; пусть малолетные растут, а старики спокойно доживают свой век, и из рода в род наслаждаются миром. Я очень одобряю это: ибо так мыслили древние святые государи. Дом Хань договорился с Домом хуннов быть братьями, и потому посылает Шаньюю чрезвычайное количество даров. Нарушение договора и разрыв братского согласия всегда происходили со стороны хуннов. Впрочем, как дело Западного Чжуки-князя уже покрыто прощением, то прошу Шаньюя не простирать гнева далее; и если Шаньюй желает поступать согласно с содержанием письма, то пусть объявит своим чиновникам не нарушать договора, а действовать согласно с письмом Шаньюя. Посланный сказывал, что Шаньюй лично предводительствовал в Западной войне и переносил великие трудности.

Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

Почему посылаю надеваемый 106 вышитый кафтан на подкладке, длинный парчевой кафтан, золотой венчик для волос, пояс золотом оправленный и носороговую пряжку к поясу золотом оправленную, 10 кусков вышитых шелковых тканей, 30 кусков камки, и 40 кусков шелковых тканей, темномалинового и зеленого цвета. 107 Отправляю сановника для личного представления". Вскоре после этого Модэ умер, 174. Сын его Гиюй поставлен под наименованием Лаошан 108 Шаньюя.

Историческое примечание. Модэ известен в азиятских историях под громким именем Огуз-хана, сына Караханова. Хондемир пишет, что Карахан, кочевавший на Каракуме, 109 узнав, что сын его поклоняется богу по новой вере, пошел на него войною, с намерением убить его: но правоверная жена Огуз-Ханова немедленно известила его о том. Карахан погиб в сражении; а Огуз-хан приняв престол по нем, и в течение 73 лет своего царствования покорил весь Тюркистан. -- Абюль-кази-Хан, в своей истории о Тюркских племенах, также представляет Огуз-хана образцом правоверия. Он пишет, что Кара-хан, отец Огуз-ханов, предпринял убить сына своего за введение новой веры, и в то время, когда Огуз Хан был на охоте, пошел на него с многочисленным войском, но не смотря на то проиграл сражение, и на побеге умер от раны стрелою. Огуз-хан, объявив себя ханом, во-первых, пошел войною на Татар-хана [Дунху], который кочевал близ границы Китая и победил его; потом покорил Китайскую Империю, город Чжурчжут и Тангутское царство; после сего завоевал все владения, лежащие от Монголии на юг до Индии, на запад до Каспийского моря. -- Не смотря на несходство собственных имен, исторический очерк Модэ Шаньюя под именем Огуз-хана и порядок главных событий во времени довольно верны, особенно у Абюль-кази-Хана. И по китайской истории Модэ покорил восточных монголов; после сего подчинил себе Китай и Тангут, и потом покорил весь Тюркистан от Хами до Каспийского моря».

Комментарии:

56 В Хань-шу Инь-и сказано: Шаньюй значит величайший, на кит. Сян-тьхань.

57 Томань близко к монгольскому слову Тумынь 10.000 с калмыцкого произношения Тюмень.

58 Из сего места ясно видно, что Дом Хунну в южной Монголии владел пространством земель от Калгана к западу включительно с Ордосом, а в северной Монголии принадлежали ему Халкаские земли к западу.

Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

59В тексте Мао-дунь. Лю Во-чжуан пишет: Маодунь выговаривается Мо-дэ. Ган-му 201 год до Р. X. -- Модэ близко к монгольскому слову Модо, лес.

60 Т. е. дал ему в удел 10 т. юрт, или семейств.

61 Хань Чжао пишет: свистункою называется стрела, на полете производящая свист.

62 Сюй-гуан пишет: это случилось в 1-е лето Эр-ши (т. е. второго колена, в 209 году до Р. X.).

63 На кит. Цянь-ли-ма. что знач. тысячелийный конь, т. е. могущий пробегать по 1000 ли в день.

64 Песчаная степь в Монголии от Калгана на юго-запад.

65 Фу-кянь пишет: караульные посты суть землянки для караулов.

66 Сюй Гуан пишет: в Шан-гюнь.

67 Хян-юй, он же Хан-цзи, соперник полководца Лю Бань, основателя династии Хань, родился в губ. Гян-су в области Хуай-ань-фу. Он ростом был восьми футов я обладал необыкновенною силою.

68 На кит. Хянь-еан. Хотя здесь слова Восточный и Западный заимствованы от стран света, но вместе с тем содержат в себе смысл слов Старший и Младший. И в Монголии, так как в Китае, левая сторона считается старшею. [Левая или восточная сторона. Восточной стороной считается левая, потому что кочевник садится на юг, в какую сторону обращен и вход в юрту; у китайцев ныне почетной стороной считается южная, но в древности восточная, и китайцы садились лицом на восток.]

69 Лули монг. слово, значение неизвестно.

70 На кит. Да-гян.

71 На кит. Да-дуюй.

72 Значение слова Данху неизвестно.

73 Гуду суть вельможи не из Шаньюева рода. П. И.

74 На кит. Вань-ки, что зн[ачит] 10 000 конницы.

Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

75 Хуянь и Сюйбу всегда были в брачном родстве с Шаньюем. Сюйбу имел должность государственного Судьи. П. И. Обычай брать для Хана девиц постоянно из одних домов сохраняем был и в Чингис-хановом доме. П. И.

76 Монголия от востока к западу разделена была на три части. Впоследствии сие политическое разделение Монголии долго соблюдалось.

77 Из сего разделения явствует, что члены Хуннуского царствующего Дома не имели родовых, т. е. отделенных в потомственное владение, уделов, а уделы давались каждому с должностью, соответствующею степени его родства с царствующим Домом: по смерти же удел переходил к тому, кому по степени родства получить должность следовало.

78 И ныне Монгольские князья имеют такое же право поставлять чиновников у себя, исключая Тосалакчи, которых император утверждает.

79 Орда есть монгольское слово Ордо, значит местопребывание, ставка Хана. Китайцы па своем языке выражают с







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.