Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Патологические формы взаимодействия личности и культуры





Последние три десятилетия XX в. характеризуются изменением экономических, социальных, технических основ общества. Важнейшим средством влияния на развитие личности становятся средства массовой коммуникации. Фундаментальным образом меняются способы передачи социального опыта. Локальные темы становятся глобальными, расширяются способы видения, доступ к различным формам культуры, коллективному знанию.

Однако глобализация культуры может привести к одностороннему развитию. Результатами становятся культурный шок, маргинальная личность, нарциссическая личность, замкнутость в субкультурах, неспособность индивида справиться с нараста­ющим потоком знаний, патологические формы виртуализма.

Культурный шок

Культурный шок возникает, когда знакомые факторы, помогающие индивиду

действовать, исчезают и на их месте появляются новые. Все меньше сфер жизни

подчиняется стабильным нормам поведения.

Маргинальная личность - человек переходного этапа, не сумевший порвать с прошлым и

не нашедший себя в будущем. Он на рубеже двух культур и окончательно не решил, с

какой из них себя идентифицировать.

Нарциссическая личность

Нарциссическая личность — человек, занятый исключительно собой. В ситуации риска, связанной с глобальными проблемами современности, непредсказуемостью общест­венного развития и сложностями освоения множества образцов современной культуры, человек уходит от ответственности, занимается исключительно собой. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение вопросов об источниках творчества, взаимодействии личности и общественного и культурного окружения, свободы и ответственности личности.

Главной темой будущего должна стать тема места человека в новом мире, его осознанного права и ответственного выбора.

Инкультурация

Инкультурация - это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм,

практических рекомендаций в повседневной жизни. Практика - основа человеческого

самоутверждения в истории. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в

группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы прежде всего в языке - в устной и

письменной речи, письме и чтении.

Инкультурация предполагает наличие таких социально-культурных элементов, как

лингвистическая система, ценностно-смысловые ориентиры, процедуры развития

творческой деятельности, совокупность накопленных достояний в культуре.

Первым условием инкультурации должно быть самоутверждение человека во времени.

Для этого ему необходимо

присваивать полученные умения, способности, готовить возможности для творчества и

таким образом обретать определенную независимость от природных, общественных

условий в постоянно меняющихся обстоятельствах.

Это покорение времени человеком происходит через создание автономного культурного

пространства.

Вторым условием «завоевания» культуры становится присвоение различных способов

видения. Иметь возможность видеть - значит иметь возможность предсказывать путем

«чтения» пространства.

Но наиболее важным в этом процессе для современного человека становится овладение

знанием.

Социализация

Социализация - это процесс выработки человеком социальных норм и правил общества, чтобы стать активным, полноценным членом общества, сформировавшейся личностью. В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача ему основных форм социокультурного опыта.

В семье, в школе, в высшем учебном заведении индивид осваивает необходимые навыки, приобретает знания, приобщается к культурным нормам и традициям. Социализация -это также имитация, идентификация индивида с Другими.

Другими могут быть родители, учителя, сверстники, любимые актеры, литературные персонажи, герои телевизионных передач и т.д.

Существует множество разных трактовок процесса социализации. Французский социолог Г. Тард считал, что в основе социализации лежит принцип подражания. Американский со­циолог Т. Парсонс видел в нем процесс интернациализации общественных норм, вбирание информации о значимых Других. Американский социолог Дж. Смелзер отмечал, что социализация это приобретенный людьми опыт и осознанные ценности, требуемые для их социальных ролей. Социализация дает человеку возможность взаимодействовать с другими людьми, а также способствует передаче опыта от поколения к поколению.

В социализации видели непрерывный процесс (Дж. Мид), ответ на кризис (3. Фрейд), постоянный рост (Э. Эриксон).

В процессе социализации личностная, или частная, и социальная сферы находятся в постоянном взаимодействии, взаимоопределении. Частная сфера (система личностных взаимоотношений) выражает общественное (публичное) мнение, вступая с общественными институтами в публичные диалогические отношения (Ю. Хабермас). Следует всегда помнить, что процесс социализации в итоге всегда становится процессом самоопределения.

В каждом обществе и культуре постепенно формируется определенный процесс социализации личности. Особенности типов социализации зависят от исторически-конкретной структуры общества и от типа культуры. Можно выделить особенности

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

социализации в первобытно-общинном, античном, феодально-европейском, крепостнически-восточном, капиталистическом, социалистическом обществах. Их также можно выявить в восточных, европейских, российской, американской, африканской культурах и др. Налицо особенности социализации в традиционном, индустриальном, постиндустриальном обществах.

Рассмотрим последний вариант типов социализации более подробно, так как на его примере можно выявить и в сжатой форме показать историческое развитие типов социализации. Сделаем это на примере института детства и юношества. В традиционном обществе практически не существовало специализированных институтов социализации. Примитивный человек не делает ничего такого, чего бы не делали его предки. Повторение действий в точности, до мельчайших деталей - такова схема его поведения. В этом был свой смысл. Молодой человек наследует от своих предков трудовые навыки и способности, которые с великим трудом приобретены ранее, годами уясняет себе полезность работ, начинает смутно ощущать свою связь с культурой прошлого. Это вырабатывает у него способность добровольно и свободно выполнять общественно необходимые работы. Накопление опыта и правил создает возможность прогресса в развитии культуры.

Но постепенно изменения, связанные с процессом индивидуализации, специализации в культуре, касаются и семьи. Они модифицируют отношения внутри семьи как той главной среды, в которой оформляется индивидуальность. Это относится к изменениям в отношении к детям. На детей начинают обращать внимание в связи с необходимостью формировать судьбу каждого.

Сначала в античной культуре, позже при монастырях в Средневековье, затем в эпоху Возрождения создаются школы. Уже в XVI в. появляются две концепции детства. В первой ребенок рассматривается как очаровательное существо, нуждающееся в защите и воспитании, во второй- как несформированное создание, имеющее потенциал стать хорошим или плохим, а взрослые должны заботиться о том, чтобы он вырос хорошим. Отсюда необходимость создания социальных институтов, выполняющих эту функцию. С появлением и распространением печатной продукции внимание к детству усиливается. Печатное слово, литература сделали ребенка ребенком, разделив мир взрослых и детей. Чтобы прочесть книгу, требуется овладение специальным кодом - чтением. Для этого необходимо развитие специальных навыков. Мальчиков в XVII в. отдают в школы с целью обучения с помощью символов.

Внимание к внутреннему миру обусловливает новые требования к воспитанию детей. Например, пуританская идеология воспитания ребенка сводилась к тезису о том, что дети изначально безнравственны и нуждаются в строгой опеке. Естественное Я - враг истинного Я. Чтобы воспитать религиозного человека, надо сломать его волю. Для этого была выработана четкая программа, сводившаяся к строгому послушанию и подчинению воле родителей. Дети вырастают в изолированных семьях, в которых культивируется авторитет родителей. Основной ценностью считается труд. Самодисциплина, разумность, рациональность, преодоление собственных импульсов к лени, греху, поиску легкой жизни - основные ценности процесса воспитания.

К XVIII в. с развитием индустриального общества оформляется интерес к детству как особому этапу жизнен-

ного пути. Создаются различные философские и религиозные доктрины, стремящиеся

спасти детские души. Дж. Локк и Ж.Ж. Руссо определили детство как уникальный этап

человеческой жизни.

С XVIII в. распространяется так называемый навязчивый стиль воспитания ребенка.

Полный контроль, тренировка воли, подготовка к будущей жизни — неотъемлемые

ценности быстро набирающего темпы и власть процесса обучения.

В условиях возрастания значения субъективного фактора общества и недостаточной

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

эффективности прежних механизмов социализации рождается новый институт — всеобщая и обязательная школа.

В XIX в. впервые появляются концептуальные подходы к исследованию юношества как особой жизненной категории. Юношество — особое время для истории. Переход от детства к взрослой жизни, выбор основных ценностей, а также карьеры происходят в этот важнейший для жизненного пути период. Категория «юношество» возникает в период 1870—1900 гг.

Социальный и экономический статус юношей и девушек изменился в сторону большей зависимости от взрослых, меньшей ответственности, но в то же время и необходимости выбирать из достаточно большого спектра возможностей. Таким образом, юношество стало стадией наибольшего конформизма, уязвимости, пассивности и нерешительности. Взрослые должны воспитывать, уделять внимание внутреннему миру, особенно эмоциональному, формировать его, ведь от этого зависит будущее. Молодых людей, как и детей, пестуют, любят, о них заботятся.

Викторианская эпоха характеризуется «полузависимостью» юношей иг девушек от родителей: экономическая зависимость и независимость от контроля за повседневной жизнью (свои карманные деньги, личные друзья и школьная жизнь). Так возник зависимый и в то же время изолированный статус молодежи, который американский психолог Э. Эриксон назвал «психосоциальный мораторий». Он характеризуется следую­щими свойствами: переходность, изоляция от основных тенденций в обществе, недостаток обязательств, необходимость выбора собственного жизненного пути. Проблема выбора к

XIX в. начинает играть ведущую роль в становлении собственного жизненного пути. Концепция юности появляется не случайно. Существенно усложнились задачи, стоящие перед молодежью. Необходимость выбора профессии, супруга или супруги, друзей предъ­являет новые требования к качествам личности. Теперь моральный и религиозный выбор уступили место «выбору характера». Когда нельзя доверить свою судьбу одной идее (социальные конфликты XIX-XX вв. это отчетливо показали), остается один выход -положиться на самого себя; идеи и социальные стандарты могут потерять свою значимость, поэтому выбор своего Я, своего характера, будущей профессии, приоб­ретение необходимых для этого знаний выступают на первый план. Молодые люди дольше, чем это было раньше, живут дома с родителями. Заботиться о молодых начинает общество. Во всех слоях общества создаются социальные институты, выполняющие эту задачу: школы, университеты, специальные, профессиональные, общественные организации. Школа становится самым значительным местом формирования карьеры, жизненного плана. Но она также становится универсальной в образовательном плане, более нет строгой профессиональной дифференциации. В XX в. соответственно социальным запросам расцветает культура семейного договора, развиваются новые формы социализации. Ребенок учится управлять жизнью цивилизован­но, взаимодействуя с родителями посредством договора, а не путем принуждения со стороны родителей. Помимо семьи, школы роль социализирующего фактора выполняют средства массовой коммуникации, например телевидение. Ранее изолированный от многих проблем и тем, теперь ребенок получает «окно» во взрослый мир. Таким образом, на примере рассмотрения института детства можно сделать вывод, что по мере развития культуры, изменения социальных отношений, роста требований к образовательному и культурному уровню человека происходит развитие и совершенствование новых способов социализации личности.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.