Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ А.С. МАКАРЕНКО





Воспитательное содержание общения учителя с ребенком можно рассматривать на разных уровнях. Например, на уровне конкретного действия (поведения) — тогда соответственно будут рассматриваться интонации, жесты, позы, мимика педагога. И то же общение можно рассматривать на уровне межличностных от­ношений — тогда в поле зрения попадают те или иные закономер­ности формирования, протекания и развития взаимоотношений. Но эти два результата рассмотрения связаны между собой — взаимоот­ношения определяют и реализуются в конкретном поведении.

Макаренко писал: «Технику можно вывести только из опыта» («Педагогическая поэма», ч. 3, гл. 10, стр. 150*). Чем шире опыт, тем богаче и точнее выводимые из него обобщения. Поэтому це­лесообразно использовать не только личный, но и опыт других учителей, не только опыт современный, но и опыт предшествую­щих поколений, если он зафиксирован тем или иным способом-Самым распространенным и доступным способом фиксации является словесно-литературный. Но интонации, жесты, позЫ, мимика поведения обозначаются словом только с неконкретной точностью, что восполняется субъективными представлениями читателя, возникающими при восприятии словесного строя ли­тературного произведения. Поэтому субъективные представле­ния являются спорным материалом для изучения педагогической техники интонаций, жестов, позы, мимики.

в пяти

* Здесь и далее везде ссылки даются по собранию сочинений А.С. Макаренко [ти томах, 6-ка «Огонек» 1971; 1 т. - части 1 и 2, 2 т. - часть 3.

1б1______________________________^______________ ПРИЛОЖЕНИЯ

Зато словом можно с большей точностью определить сложив­шуюся ситуацию, содержание происходившей деятельности, пос­ледовательность целей, преследуемых в общении, и полученный результат, по которым достаточно объективно можно судить о протекавших взаимоотношениях. Поэтому воспитательную стра­тегию А.С. Макаренко, отраженную в «Педагогической поэме», МЫ будем рассматривать на уровне межличностных отношений в процессе общения.

После принятия полуразрушенной колонии А.С. Макаренко с небольшим педагогическим коллективом готовится к встрече первых колонистов.

С момента прибытия воспитанников в колонию возникает следующая ситуация:

«В первые дни они <...> просто не замечали нас. К вечеру они свободно

уходили из колонии и возвращались утром, сдержанно улыбаясь, навстречу

моему проникновенному соцвосовскому выговору...

Екатерина Григорьевна, серьезно улыбаясь, хмурила брови:

— Не знаю, Антон Семенович, серьезно, не знаю... Может быть, нужно просто уехать... Я не знаю, какой тон здесь возможен...» (ч. 1, гл. 2, стр. 13).

Меры, принимаемые А.С. Макаренко, не приносили резуль­тата. Как выйти из создавшегося положения, Макаренко не знал. «В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-веселый ответ:

— Иди сам наруби, много вас тут!

Это впервые ко мне обратились на «ты».

В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я уда­рил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил в третий раз.

Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися рука­ми поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. <...>

— Простите, Антон Семенович... <...>

Я обернулся к ним и постучал <...> по спинке кровати:

— Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!

И вышел из спальни» (ч. I, гл. 2, стр. 16—17).

После этого колонисты получали инструменты.

«У меня мелькнула мысль, что лучше в этот день не рубить лес — не да­вать воспитанникам топоров в руки, но было уже поздно: они получили все, что им полагалось. Все равно. Я был готов на все...

К моему удивлению, все прошло прекрасно. Я проработал с ребятами до обеда. Мы рубили в лесу кривые сосенки. Ребята в общем хмурились, но све­жий морозный воздух, красивый лес, убранный огромными шапками снега, Дружное участие пилы и топора сделали свое дело.

Впервые мы смущенно закурили из моего запаса махорки и, пуская дым к верхушке сосен, Задоров вдруг разразился смехом:

— А здорово! Ха-ха-ха-ха!..

Приятно было видеть его смеющуюся румяную рожу, и я не мог не отве­тить ему улыбкой:., — Что здорово? Работа?

11—527

Щ|§ ____________________________________162

— Работа само собой. Нет, а вот как вы меня съездили!

Задоров был большой и сильный юноша, и смеяться ему, конечно, был0 уместно. Я и то удивляюсь, как я решился тронуть такого богатыря.

Он залился смехом и, продолжая хохотать, взял топор и направился к де­реву:

— История, ха-ха-ха!..

Обедали мы вместе, с аппетитом и шутками, но утреннего события не вспоминали. Я себя чувствовал все же неловко, но уже решил не сдавать тона и уверенно распорядился после обеда. Волохов ухмыльнулся, но Задоров по­дошел ко мне с самой серьезной рожей:

— Мы не такие плохие, Антон Семенович! Будет все хорошо. Мы пони­маем» (ч. I, гл. 2, стр. 17—18).

Что же произошло в приведенном примере? Какой вывод можно сделать сегодняшнему педагогу? Попытаемся ответить на поставленные вопросы.

Наглость, хамство в поведении колонистов, отсутствие пред­ставления об элементарных обязанностях по отношению к педа­гогам, к женщинам — вытекали из ощущения воспитанниками своего превосходства, силы в сравнении с воспитателями. Пре­бывание в следственной комиссии, а затем в нищенской, полу­разрушенной колонии для самих колонистов мало чем отлича-"лось от беспризорного существования на улице, и все это было им хорошо знакомо. Они не признавали за наказание ни возврат в комиссию, ни перевод в другую колонию, ни, тем более, исклю­чение из колонии. Поэтому, хамя воспитателям, открыто нарушая дисциплину и внутренний распорядок, колонисты почти ничем не жертвовали, не рисковали, что порождало бесстрашие, чувство пре­восходства, силы. Макаренко и его соратники были поставлены в тяжелые условия — невозможно воспитывать того, кто не считает своей обязанностью тебя выслушать, понять, выполнить какое бы то ни было поручение, кто «просто не замечает тебя». Проповеди, выговоры не помогали и не могли помочь. Необходимо было со­вершить переворот в представлениях о соотношении сил, противопо­ставить уверенности воспитанников более мощную силу.

Этот переворот в представлении о соотношении сил произо­шел в случае с Задоровым. Но что лежало в основе этого перево­рота? Физическая сила? Но она сама по себе не была столь страшной для здоровяков-колонистов: «Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом», — пишет А.С. Мака­ренко (ч. I, гл. 3, стр. 20). Можно сказать, что причиной успеха был человеческий гнев, взрыв. Но этими словами мы зафиксиру­ем форму проявления содержания, а не само содержание.

Дело, на наш взгляд, в том, что А. С. Макаренко поставил воспитанников в такую ситуацию, где сила измерялась риском — избиение воспитателя, так же, как и избиение воспитанника вос­питателем, наказывалось законом (лишение свободы, заключение в

ПРИЛОЖЕНИЯ

доМ принудительных работ и т.п.). Макаренко, будучи в состоя­ли «гнева», «отчаяния и остервенения», пошел на большой для себя риск — риск потери свободы, должности, определенного отношения к себе начальства и т.д. Он бросил вызов, который оказался не под силу его воспитанникам. Значимость жертвы (лишение свободы) настолько превосходила незначительность Причины (конкретный выход на рубку леса), что колонисты вы­нуждены были пересмотреть свои взгляды на соотношение сил, вынуждены были признать свое поражение, вынуждены были признать силу А.С. Макаренко в решительности, бесстрашии, принципиальности, бескорыстии — признать и подчиниться ей. Макаренко пишет, что в области дисциплины случай с Задо­ровым был «поворотным пунктом» (ч. I, гл. 3, стр. 18), и он ста­рался не сдавать тона. В обращении к колонистам главное место теперь у А.С. Макаренко стало занимать распоряжение, которое уже основывалось на реальном подчинении ему колонистов.

«На другой день я сказал воспитанникам:

— В спальне должно быть чисто! У вас должны быть дежурные по спаль­не. В город можно уходить только с моего разрешения. Кто уйдет без отпуска, пусть не возвращается, — не приму.

— Ого! — сказал Волохов. — А может быть можно полегче?

— Выбирайте, ребята, что вам нужнее. Я иначе не могу. В колонии долж­на быть дисциплина. Если вам не нравится, расходитесь, кто куда хочет. А кто останется жить в колонии, тот будет соблюдать дисциплину. Как хотите. «Малины» не будет.

Задоров протянул мне руку.

— По рукам, — правильно! Ты, Волохов, молчи. Ты еще глупый в этих делах. Нам все равно здесь пересидеть нужно, не в допр же идти» (ч,1, гл. 3, стр. 18).

Итак, отсутствие чувства обязанности перед педагогом со сто­роны ребят, их самоуверенность заставили А.С. Макаренко спе­циально заниматься вопросом о соотношении сил, заниматься с тем, чтобы воспитанники почувствовали за ним силу, признали бы его право распоряжаться, признали бы за собой обязанность выполнять его требования. А уже из характера распоряжений, из Результата их выполнения у колонистов начало складываться Представление о некоторой общности интересов их и воспита­тельского коллектива (сначала на примитивном уровне — со­здать условия для «нормального зимования»).

Необходимо отметить, что для изменения представления о со­отношении сил можно использовать не только ситуации, где сила Измеряется риском, но и многие другие. Так, Терский завоевал Уважение, признание ребят в своей колонии интеллектуальной силой — ребята были помешаны на шашках, вожаками у них были Те, кто у всех выигрывали. Терскому после тщательной трехднев­ной подготовки удалось обыграть главного вожака (см. В. Коро-т°в, «Педагогическое требование», М., «Просвещение», 1966, 11*ПРИЛОЖЕНИ Я

стр. 117). Выбор области для состязаний в силе в каждом конкрет­ном случае, зависит как от качеств самого педагога, так и от осо­бенностей его воспитанников.

Дружественность начинается с представления об общности интересов (или, по Макаренко, с общности перспектив), враж­дебность — с представления об их разности.

А.С. Макаренко пишет: «...В первые годы почти не получали квалифицированных беспризорных, привыкших к бродяжничест­ву на улице. Большею частью наши ребята были дети из семьи, только недавно порвавшие с нею связь» (ч. I, гл. 8, стр. 56). Поэтому, разрешив вопрос о соотношении сил, Антону Семеновичу далее было необходимо наглядно на предъявляемых требованиях показать ребя­там общность их интересов со своими. Это стремление Макаренко проявлялось в заботе об улучшении условий существования колонис­тов. Но в условиях нищеты и разрухи это было делом нелегким, требу­ющим определенных педагогических компромиссов.

«...Способом частного добывания пищи были поездки на базар в город... Не было случая, чтобы кто-нибудь на базаре «засыпался». Результаты этих походов имели легальный вид: «тетка дала», «встретился со знакомым». Я старался не оскорблять колониста грязным подозрением и всегда верил этим объяснениям. Да и к чему могло бы привести мое недоверие. Голодные, грязные колонисты, рыскающие в поисках пищи, представлялись мне неблагодарными объектами для проповеди какой бы то ни было морали по таким пустяковым поводам, как кража на базаре бублика или пары подметок» (ч. I, гл. 3, стр. 26). А.С. Макаренко понимал, что раз он не мог создать условия для другого способа удовлетворения голода, то он вынужден «не замечать» мелких базарных краж, чтобы не нарушать представле­ний об общности интересов. Последующие результаты показали верность выбранного пути.

Устанавливая общность интересов, можно идти или от лич­ных интересов воспитанников, или от общественно ценных ин­тересов педагога. Но если разница между первыми и вторыми интересами слишком велика, то установление общности инте­ресов сначала может основываться только на личных интересах воспитанников. Далее такую общность интересов необходимо раз­вивать, воспитывать у колонистов интересы общественно ценные. «Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в цирк, и с очистки пруда, но надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы цело­го коллектива, доводить их до перспектив всего Союза» (ч. 3, гл. 10, стр. 160). Отсутствие такого развития приводит к антипедагогическим последствиям. Так, в 3-й части Макаренко описывает куряжского педагога Ложкина, который из страха ограбления колонистами лебезил перед ними, набивался в друзья. Разумеется, ни о каком развитии дружеских отношений в сторону общественно значимой цен­ности Ложкин не заботился, что с педагогической точки зрения недопус-

ПРИЛОЖЕНИЯ

тимо. Поэтому Ложкин является одним из непосредственно ви­новных в развале Куряжской колонии (см. ч. 3, гл. 2, стр. 45).

Воспитанники будут стремиться к развитию дружественности с педагогом постольку, поскольку общее дело для них будет очень значимым, важным, и поскольку педагог в этом деле будет иметь, по их представлениям, преимущества. В этом случае пре­пятствия в развитии отношений будут обострять стремление ребят к дружественности и вызывать желание эти препятствия преодолевать. На этом построена техника выстраивания взаимо­отношений Макаренко в эпизоде с Таранцом (ч. 1, гл. 3) и в эпизоде с Марусей (ч. 2, гл. 2). Разберем первый эпизод.

Таранцу «<...> было шестнадцать лет, он был из старой воровской семьи, был строен, ряб, весел, остроумен, прекрасный организатор и предприимчи­вый человек. Но он не умел уважать коллективные интересы», — пишет А.С. Макаренко.

Таранец ловил рыбу, которая «потреблялась» небольшим кру­гом лиц. К концу зимы Таранец принес Макаренко тарелку жа­реной рыбы.

«— Это вам рыба.

— Вижу, только я не возьму.

— Почему?

— Потому что неправильно. Рыбу нужно давать всем колонистам.

— С какой стати? — покраснел Таранец от обиды. — Я достал ятеря, я ловлю, мокну на речке, а давать всем?

— Ну и забирай свою рыбу: я ничего не доставал и не мок.

— Так это мы вам в подарок...

— Нет, я не согласен, мне все это не нравится. И неправильно.

— В чем же тут неправильность? <...>

— А сковородки чьи? Твои? Общие. А масло подсолнечное вы выпраши­ваете у кухарки, — чье масло? Общее. А дрова, а печь, а ведра? Ну, что ты ска­жешь? А я вот отберу у тебя ятеря, и кончено будет дело. А самое главное — не по-товарищески. Мало ли что — твои ятеря! А ты для товарищей сделай. Ловит же все могут.

— Ну хорошо, — сказал Таранец, — хай будет так. А рыбу вы все-таки возьмите.

Рыбу я взял. С тех пор рыбная ловля сделалась нарядной работой по очереди, и продукция сдавалась на кухню» (ч. 1, гл. 3, стр. 25—26).

В подобных ситуациях чаще всего педагоги или непосредст­венно заставляют воспитанника подчиниться приказу (т.е. ис-Пользуют свои официальные силы), или начинают обращаться к его абстрагированной совести, чувству товарищества, коллекти­визма. У Таранца эти чувства были еще в неразвитом состоянии; Первый путь также не удовлетворил А.С. Макаренко.

Между воспитанником и педагогом уже сложилась опреде­ленная общность интересов, сложились дружеские отношения — Таранец по собственной инициативе приносит подарок директору Колонии. Это говорит о том, что Таранец дорожит сложившими-ПРИЛОЖЕНИ Я

ся отношениями — он заботится об укреплении и дальнейшее развитии их. Этим и воспользовался Макаренко, предъявляя ему свои требования. Таранец шел на сближение в отношениях, а Макаренко указал ему на препятствие, которое делает невозмож­ным дальнейшее развитие этого сближения. Препятствие заклю­чалось в существовании некоторой разности интересов — раз один заботился о коллективе, а другой только о себе, то никакой дружественности быть не может.

Таранец вынужден был выбирать: или он должен пересмотреть свои взгляды, интересы, отношение к коллективу, или — потерять возможность развития дальнейших отношений с А.С. Макаренко. А так как последним Таранец дорожил, то ему пришлось пойти на пересмотр своего отношения к коллективу колонистов.

Макаренко не стал прибегать к официальной силе и не занял­ся проповедованием добродетельности, он «просто» соединил в сознании Таранца два явления: ловлю рыбы для себя со стремле­нием к развитию дружественности с педагогом — от этого несо­вместимость их стала для Таранца ясно видна.

Аналогичный эпизод с Марусей произошел много позже, он описан уже во 2-й части.

Маруся обладала «невыносимо вздорным характером», «крик­ливой истеричностью», плаксивостью и упрямством, любое при­менение силы, любые ограничения ею воспринимались как ущемление собственного достоинства, что выражалось в ругани и различных оскорблениях, которые были невыносимы для педа­гогов. Но бороться с ними было практически невозможно, так как на просьбы, запреты, уговоры, наказания, недоверие — Ма­руся реагировала еще большей руганью. Марусю переводили из класса в класс, но ни один учитель справиться с ней не мог.

«...Екатерина Григорьевна привела Марусю ко мне, закрыла двери, усадила дрожащую от злобы свою ученицу на стул и сказала:

— Антон Семенович! Вот Маруся. Решайте сейчас, что с ней делать. Как раз мельнику нужна прислуга.

Маруся сидела на стуле и ненавидящим взглядом следила за спокойным лицом Екатерины Григорьевны.

— Но я не могу допустить, чтобы она оскорбляла меня во время занятий. Я тоже трудящийся человек, и меня нельзя оскорблять. Если она еще один раз скажет слово «черт» или назовет идиоткой, я заниматься с нею не буду-

Я понимаю ход Екатерины Григорьевны, но уже все ходы были перепро­бованы с Марусей, и мое педагогическое творчество не пылало теперь ника^ ким воодушевлением. Я посмотрел устало на Марусю и сказал без всякой фальши:

— Ничего не выйдет. И черт будет, и дура, и идиотка. Маруся не уважает людей, и это так скоро не пройдет...

— Я уважаю людей, — перебила меня Маруся.

— Нет, ты никого не уважаешь. Но что же делать? Она наша воспитанни­ца. Я считаю так, Екатерина Григорьевна: вы взрослый, умный и опытный человек, а Маруся девочка с плохим характером. Дадим ей право: пусть она

ПРИЛОЖЕНИЯ

, называет вас идиоткой даже сволочью, — ведь и такое бывало, — а вы не оби­жайтесь. Это пройдет. Согласны?

Екатерина Григорьевна, улыбаясь, посмотрела на Марусю и сказала про­сто:

— Хорошо. Это верно. Согласна..

Марусины черные очи глянули в упор на меня и заблестели слезами» (ч. 2, гл. 2, стр. 258-259).

Раньше свое достоинство Маруся повышала, унижая руганью других. Макаренко, руководствуясь интуицией, подчеркнул лож­ность этого способа, несовместимость его с социальными инте­ресами, с ее стремлением занимать определенное место в «умах» окружающих.

Нужно отметить, что если этот эпизод, раассматривать не в плане техники взаимоотношений (куда входят соотношения сил, соотношения интересов), а в плане техники поведения (мимика, интонация, жест, поза и т.д.), то невозможно будет понять при­чину изменения поведения и сознания Маруси.

Воспитанников, как и любого взрослого человека, воспитыва­ет, обижает, удивляет не пауза, повышение голоса или жест, а те изменения взаимоотношений, которые за всем этим кроются. В этом проявляется определяющее значение техники взаимодейст­вий перед техникой поведения, хотя, как было уже выше отмече­но, первое без последнего реализоваться не может.

Прежде чем перейти к рассмотрению следующего эпизода, где техника Макаренко ярко проявилась в выборе стиля взаимо­отношений, необходимо будет обрисовать сложившуюся к тому времени ситуацию:

— колонисты признавали за собой как за воспитанниками обязанности по отношению к педагогам;

— на основе заботы о здоровье колонистов, их гигиене, еде, соблюдении правил общежития — между педагогическим составом и колонистами сложилась элементарная об­щность интересов;

— открытие работы школы, забота педагогов о возвращении колонистов в общество полноправными, всесторонне об­разованными членами создали объективные условия для начала постепенного развития первоначальной общности интересов.

На этом благополучном фоне происходит событие — из за­пертого ящика письменного стола Макаренко пропадает целая Пачка денег — приблизительно шестимесячное жалованье (ч. 1, гл. 4, ст. 27).

Макаренко могли обвинить в растрате. Со стороны колонис­тов эта кража была, безусловно, «неблагодарностью» за все его ПРИЛОЖЕНИЯ

старания. Как же повел себя Макаренко в этой сложной ситуа­ции?

Из арсенала воздействий — наказание, поощрение, осуждение и т.д. — он выбирает не приказ или угрозу — нет, он выбирает доверие, которое строится на представлении воспитанников и педагогов о дружественности. Он приходит к ребятам вечером и рассказывает о случившемся. Объясняет, что доказательств во­ровства нет, поэтому его можно свободно обвинить в растрате.

«Ребята хмуро выслушали и разошлись. После собрания, когда я прохо­дил в свой флигель, на темном дворе ко мне подошли двое: Таранец и Гуд. Гуд — маленький, юркий юноша.

— Мы знаем, кто взял деньги, — прошептал Таранец, — только сказать при всех нельзя; мы не знаем, где спрятаны. А если объявим, он подорвет (убежит — В.Б.) и деньга унесет.

— Кто взял?

— Да тут один...

Гуд смотрел на Таранца исподлобья, видимо, не вполне одобряя его по­литику (Гуд хотел как можно скорее оправдать оказанное доверие и назвать фамилию вора — В.Б.). Он пробурчал:

— Бубну ему нужно выбить... Чего мы здесь разговариваем?

— А кто выбьет? — обернулся к нему Таранец. — Ты выбьешь? Он тебя так возьмет в работу...

— Вы мне скажите, кто взял деньги. Я с ним поговорю, — предложил я.

— Нет, так нельзя.

Таранец настаивал на конспирации. Я пожал плечами:

— Ну, как хотите. Ушел спать.

Утром в конюшне Гуд нашел деньги. Их кто-то бросил в узкое окно ко­нюшни, и они разлетелись по всему помещению. Гуд, дрожащий от радости, прибежал ко мне и в обеих руках у него были скомканные в беспорядке кре­дитки.

Гуд от радости танцевал по колонии, ребята все прибегали в мою комнату посмотреть на меня» (ч. 1, гл. 4, ст. 27—28).

В этом примере с особой ясностью видна техническая сторо­на поведения, основывающегося на представлениях об общности интересов. Дружественность на которой основывалось доверие Макаренко к коллективу в целом, и к Таранцу и Гуду в отдель­ности, проявляется главным образом не в словесном содержа­нии, а в предоставлении воспитанникам инициативы (самостоя­тельности) в широких границах. Макаренко, поделившись с ре­бятами своей бедой, не ограничивает рамками их самостоятель­ности: он не навязывает колонистам ни формы расследования, ни срока возврата денег и т.п.

Ограничение самостоятельности свидетельствует о различии интересов, а при враждебности самостоятельность ограничивает­ся самыми узкими рамками. И наоборот, чем эти рамки шире, тем реальнее ощущается общность во взглядах.

Разбираемый случай примечателен тем, что Макаренко добил­ся не только возврата денег, но и развития своих отношений

ПРИЛОЖЕНИЯ

воспитанниками в сторону большей общности. Макаренко предо­ставил колонистам границы самостоятельности шире, чем допус­кали уже сложившиеся отношения между педагогами и колонис­тами, то есть пошел на своего рода авансирование. Будь это аван­сирование меньшим или, наоборот, неоправданно большим, то, может быть, оно бы не вызвало изменения представлений в созна­нии ребят.

Важно отметить и то, что Антон Семенович оказал доверие в первую очередь коллективу, а не отдельной личности. Поэтому радость после нахождения денег была скорее общей, коллектив­ной, чем индивидуальной. А без общих радостных эмоций трудно представить себе формирование, развитие и функционирование коллектива.

Мы видим, что Макаренко не только наилучшим образом разрешил стоящую перед ним задачу, но и добился больших пе­дагогических побед. Но это произошло не случайно и незаплани­рованно, а явилось результатом выдержки, траты больших пси­хических сил. Разве легко в ситуации, когда угрожает арест — ре­бятам, которые знают вора, но не выдают его, сказать: «Ну как хотите», — повернуться и «уйти спать». Это стало возможным потому, что педагогические заботы для Макаренко не заслоня­лись заботами личными, материальными.

Дружба — обязывает. Чем больше дружественность, тем боль­ше взаимообязанностей. Если в удачном авансировании довери­ем разногласия в представлениях об обязанностях почти не про­явились, то при повторных применениях авансирования эти раз­ногласия будут проявляться все яснее и яснее, что может ска­заться в ослаблении дружественности и даже привести к враж­дебности. Макаренко хорошо понимал последствия злоупотреб­ления доверием, поэтому когда начались кражи съестных про­дуктов из склада, он не стал применять тот же метод воздейст­вия, а искал другой. «Я, впрочем, — пишет А.С. Макаренко, — с самого начала понимал, что мои разговоры лишние. Крал кто-то из старших, которых все боялись» (ч. I, гл. 4, стр. 28).

Больше всего Антона Семеновича заботило то, что ребят эти кражи не волновали. Поэтому, когда произошла очередная кража, то Макаренко пишет:

«Я даже обрадовался этому обстоятельству. Ожидал, что вот теперь заго­ворит коллективный, об.щий интерес и заставит всех с большим воодушевле­нием заняться вопросом о воровстве. Действительно, все ребята опечалились, но воодушевления никакого не было, а когда прошло первое впечатление, всех вновь обуял спортивный интерес: «кто это так ловко орудует?»

Макаренко испытывал негодование по поводу участившихся Краж имущества и продуктов колонии, а ребята этого чувства не Испытывали. Им не дорого было общественное имущество, поэ-ПРИЛОЖЕНИЯ

тому попытки организовать борьбу с кражами не имели успеха. Казалось бы, что в подобном случае следует использовать офи­циальный приказ, нажим — то есть использовать преимущества в разности официальных сил. Но идти по такому пути значило бы идти назад, т.к. апелляция к силе (в данном случае администра­тивной), являясь содержанием начального этапа воспитательного процесса, на стадии развития дружественных отношений автома­тически зачеркивает наработанные до этого результаты. Может быть, в этом причина воспитательного топтания на месте в неко­торых школах и по сегодняшний день?

Антон Семенович пишет: «Из ребят я подозревал многих, в том числе и Гуда и Таранца. Никаких доказательств у меня все же не было, и свои подозрения я принужден был держать в сек­рете» (ч. 1, гл. 4, стр. 29). Безусловно, понимать свое бессилие и именно поэтому сдерживать свои порывы для Антона Семенови­ча было нелегко. Право действовать Макаренко дало ограбление старушки-экономки.

Когда колонисты грабили самих себя, когда у них это вызы­вало даже спортивный интерес, когда сам грабитель не чувство­вал за собой вины, т.к. осуждения не было, — Макаренко был одинок и поэтому слаб. Когда же была ограблена добрая эконом­ка, ограблена «нагло и начисто», когда появилась плачущая и просящая защиты жертва, то ситуация коренным образом изме­нилась. Поэтому Макаренко немедленно производит «генераль­ный обыск всей колонии», «аресты», «расследования».

«Награблено было так много, что всего не успели как следует спрятать. В кустах, на чердаках сараев, под крыльцом, просто под кроватями и за шкафами найдены были все сокровища экономки. Старушка плакала в моей комнате, а комната постепенно наполнялась арестованными — ее бывшими приятелями и сочувствующими.

Ребята сначала запирались, но я на них прикрикнул, и горизонты прояс­нились. Приятели старушки оказались не главными грабителями. Они огра­ничились кое-какими сувенирами вроде чайной салфетки или сахарнииы. Выяснилось, что главным деятелем во всем этом происшествии был Бурун Открытие это поразило многих и прежде всего меня. Бурун с самого начала первого дня казался солиднее всех, он был всегда серьезен, сдержанно-при­ветлив и лучше всех с активнейшим напряжением и интересом учился в школе. Меня ошеломили размах и солидность его действий: он запрятал целые тюки старушечьего добра. Не было сомнений, что все прежние кражи в коло­нии — дело его рук.

Наконец-то дорвался до настоящего дела! Я привел Буруна на суд нароД" ный, первый суд в истории нашей колонии.

В спальне, на кроватях и на столах, расположились оборванные чернЫе судьи. Пятилинейная лампочка освещала взволнованные лица колонистов И бледное лицо Буруна, тяжеловесного, неповоротливого, с толстой шеей, по­хожего на Мак-Кинлея, президента Соединенных Штатов Америки.

В негодующих и сильных тонах я описал ребятам преступления: ограбить старушку, у которой только и счастья, что в этих несчастных тряпках, ограбить, несмотря на то,-что никто в колонии так любовно не относился к ребятам, каК

ПРИЛОЖЕНИЯ

она, ограбить в то время, как она просила помощи — это значит действитель­но ничего человеческого в себе не иметь, это значит быть даже не гадом, а га-диком. Человек должен уважать себя, должен быть сильным и гордым, а не отнимать у слабых старушек их последнюю тряпку» (ч. 1, гл. 4, стр. 31—32). Заметим, что у Макаренко сомнений не было в том, что все предыдущие грабежи в колонии были организованы Буруном, тем не менее перед собранием Антон Семенович ставит вопрос только об ограблении старушки. Почему?

Вспомним, что после изменения представлений воспитанни­ков о соотношении сил, добившись от колонистов признания за собой обязанности подчиняться, а за педагогами права распоря­жаться, предметом забот А.С. Макаренко было формирование и развитие представления воспитанников об общности взглядов, то есть о дружественности. С этой целью Макаренко использо­вал парадоксальный прием указания разности интересов в случае с Таранцом и авансирования доверием при исчезновении денег из стола. Эту же цель Антон Семенович преследует и здесь.

Антон Семенович понимал, что воспитанники как можно чаще должны наглядно видеть общность интересов с педагогом. А это возможно тогда, когда обе стороны по интересующему их вопросу имеют равное право на голос, собственное мнение, само­стоятельность в суждении. Но этого не получилось бы при по­становке на собрании вопросов как об ограблении старушки, так и о всех других кражах. Спортивный интерес ребят шел вразрез общественному значению поступков, вразрез собственному мне­нию Макаренко. О предоставлении широких рамок самостоя­тельности, равноправия в суждениях не могло быть и речи, поэ­тому Антону Семеновичу пришлось бы брать инициативу цели­ком и полностью в свои руки, что свело бы собрание к публич­ному директорскому разносу («ставить на место») на глазах пас­сивных, а может быть и сочувствующих колонистов.

И наоборот, поставив вопрос о конкретном ограблении ста­рушки (то есть поставив вопрос деловой, а не позиционный), Антон Семенович уже мог предоставить колонистам инициативу, самостоятельность (поэтому он и называет их судьями, так как они чувствовали подлость данного ограбления, чувствовали все, не исключая и «грабителей»). Для установления атмосферы рав­ноправия важным было и то, что собрание проходило в спальне, а не в столовой, классе или кабинете директора.

После своей короткой вступительной речи, целью которой был не столько разнос Буруна, сколько разъяснение ребятам об­щественного значения его поступка, Макаренко старается не вмешиваться в ход собрания, делая это только в крайнем случае. «<...> На Буруна обрушились дружно и страстно. Маленький вихрастый Братченко протянул обе руки к Буруну: ПРИЛОЖЕНИЯ

— А что? А что ты скажешь? Тебя нужно посадить за решетку, в допр по­садить! Мы через тебя голодали, ты и деньги взял у Антона Семеновича.

Бурун вдруг запротестовал:

— Деньги у Антона Семеновича? А ну, докажи!

— И докажу.

— Докажи!

— А что, не взял? Не ты?

— А что, я?

— Конечно ты.

— Я взял деньги у Антона Семеновича! А кто это докажет. Раздался сзади голос Таранца:

— Я докажу.

Бурун опешил. Повернулся в сторону Таранца, что-то хотел сказать, потом махнул рукой:

— Ну, что же, пускай и я. Так я же отдал?

Ребята на это ответили неожиданным смехом. Им понравился этот увлекатель­ный разговор. Таранец глядел героем. Он вышел вперед.

— Только выгонять его не надо. Мало чего с кем не бывало. Набить морду хорошенько — это, действительно, следует.

Все приумолкли. Бурун медленно повел взглядом по рябому лицу Таранца.

— Далеко тебе до моей морды. Чего ты стараешься? Все равно завколом не бу­дешь. Антон набьет морду, если нужно, а тебе какое дело?

Ветковский сорвался с места:

— Как — «какое дело»? Хлопцы, наше это дело или не наше?

— Наше! — закричали хлопцы. — Мы тебе сами морду набьем получше Антона!

Кто-то уже бросился к Буруну. Братченко размахивал руками у самой фи­зиономии Буруна и вопил.

— Пороть тебя нужно, пороть! Задоров шепнул мне на ухо:

— Возьмите его куда-нибудь, а то бить будут.

Я оттащил Братченко от Буруна. Задоров отшвырнул двух-трех. Насилу прекратился шум.

— Пусть говорит Бурун! Пускай скажет! — крикнул Братченко. Бурун опустил голову.

— Нечего говорить. Вы все правы. Отпустите меня с Антоном Семенови­чем, — пусть накажет, как знает» (ч. I, гл. 4, стр. 32—33).

Путь, выбранный Макаренко в той ситуации, оказался вер­ным и принес педагогический эффект. Ребята, вспоминая грехи Буруна, невольно заговорили и о кражах в колонии. Теперь к ним ребята относились не со спортивным интересом. Для них рельефно проявилась вся подлость и низость не только ограбления эконом­ки, но и всех крах внутри колонии, хотя, по существу, был затронут только случай исчезновения пачки денег из стола Макаренко.

То, что решая вопрос о пресечении воровства, Макаренко, как и всегда, руководствовался заботой о дальнейшем развитии педагоги­чески ценных отношений с колонистами, неизменно давало результат выше ожидаемого — в данном случае, во-первых, колонистами само­стоятельно был начат пересмотр своих отношений к воровству обще­ственного имущества, и, во-вторых, были созданы условия для воз­никновения и развития позитивного общественного мнения.

П РИЛОЖЕНИЯ

«Пропажа отдельных вещей в колонии вообще сделалась редким явлени­ем. Если появлялся в колонии новый специалист по таким делам, то очень быстро начинал понимать, что ему приходится иметь дело не с заведующим, а с значительной частью коллектива <...> В начале лета мне с трудом удалось вырвать из рук колонистов одного из новеньких, которого ребята поймали при попытке за­лезть через окно в комнату Екатерины Григорьевны» (ч. 1, гл. 21, стр. 162).

Общность интересов находит свое проявление в заинтересо-анности обеих сторон общим делом. Сначала этим делом явля-

!ось самообслуживание и самообеспечение колонии. Но такая еятельность «для себя» на каком-то этапе исчерпывает свои воз-:ожности. Дальнейшему же развитию общности интересов [ежду воспитанниками и педагогами начинает препятствовать от-тствие у воспитанников общественных интересов «для других», а J их развития и проявления необходимы соответствующие дела. Такими делами в колонии явились дежурства на большой дороге [ охрана государственного леса (см. ч.1, гл. 5, стр. 36—37). А.С. Мака-енко пишет, что «вот эта интересная и настоящая деловя борьба дала ервые ростки хорошего коллективного тона» (ч. 1, гл. 5, стр. 41). Занятость делами «для других» дала потенциальную возможность [ дальнейшего развития общности интересов, дружественности.

«По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя — колония Горького» (ч. 1, гл. 5, стр. 41).

В такие вечера удовлетворялись интересы и колонистов и вос-итателей.

«В наших пустых квартирах было и неуютно, и немного страшно по вече­рам при свете наших ночников, а в спальнях после вечернего чая нас с нетер­пением ожидали знакомые остроглазые веселые рожи колонисто







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.