Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Домарксистский период в России.





1840-1860 – крестьянский социализм альтернатива капитализма.

- невозможен мирный путь преобразований (как на западе), нужна крестьянская революция.

Герцен и Огарёв

(1812-1870) (1813-1877)

- основа социализма в Р – крестьянская община

- крепостное право это право помещиков на землю+ зависимость от них крестьян

- личную свободу и землю без выкупа. Р ближе к социализму чем Европа.

Н.Г. Чернышевский

1828-1889

3 основных направления: * анализ и критика крепостничества («современник»), после рев – земля в госсобственности будет предоставляться общинам, а потом колхоз-ва с научными методами

* критический анализ концепций классиков («капитал и труд», «примечание к основам ПЭ Д.С. Миля», «очерки ПЭ по Милю): высокая оценка Смита и Риккардо, особенно трудовой теории стоимости, Мальтус, Сэй, Бастиа, Кери – рутинные экономисты – ничего нового не внесли, вычеркнули подтверждения социалист идей.

* собственная концепция – ПЭ трудящихся («чё блять?»), новое прочтение Смита рикардо и миля, игнорирование рутинных экономистов, новый вывод из тт стоимости:если продукт создан трудом – он должен принадлежать трудящемуся (и К).

Народничество

После 1861 – идеалогия разночинной интеллигенции, в основе утопич социализм.

Вопросы: 1развитие русского кап-зма, 2пути перехода к с-му,3орг эк отношений при с-ме.

2 течения: революционное (70е) и либеральное (80е). 3 направления:

* Бакунин(1814-1876):бедное население надо подтолкнуть к революции.Осн-ль анархизма.

* Лавров(1823-1900): главное в подготовлении революции – развитие теории социализма и пропаганда идей. Основа в общине (позже предвидит её разложение). Анализ капиталистических отношений в деревне → кап-зм своими успехами подготавливает соц взрыв. Большое внимание морально-эт стороне соц-ма, пример руководителя.

* Ткачёв(1844-1885): Интел-ция не должна ждать народного восстания, нужен сговор и захват власти (диктатура рев меньшинства)

В.П. Воронцов и Н. Ф. Даниельсон

(1847-1918) (1848-1918)

Работы: «В защиту капитал пессимизма» «Очерки нашего пореформенного хоз-ва»

Идея – Р не может повторить путь западного развития.

Капитализм насажен сферху и не имеет перспектив в силу природных условий, больших расстояний, внешней конкуренцией, децильного внутреннего рынка из-за бедности.

По Дениельсону –борьба двух форм хоз-ва – общины и капитализма. Оружие капитализма – кредитная система, строительство жд, и междунар. торговля – они логичные инструменты западного капиталистического развития.

В России не промышленность а с/х на низком ур-не развития.

Экспорт зерна по низким ценам усугубляет положение→ сокращение внутреннего рынка

Предложения: - организация народного пр-ва (всё мелкое)

- роль интел-ции обеспечение сбыта, вооружение мелкого пр-ва наукой.

 

Марксизм

40е Германия, имеется 3 глобальных кризиса и организованое рабочее движение

в основе – класс нем философия, франц утоп соц-зм, английская класс ПЭ

Энгельс (1820-1895)

Работы «наброски к критике ПЭ» - проблема частной собственности как основы капитализма, накопления концентрации и централизации кап-ла, эк кризисов; «Положение раб класса в Англии» - становление кап-ого пр-ва – результат переворота

Маркс (1818-1883)

Работы: «Экономико-философские рукописи» - пр-мы соотношения LK, динамики з/п, К = накопление чужого труда; «Немецкая идеология»-об эк формациях, история как их смена революцией; «Нищета философии»- об эк категориях, основанных на произв. отношениях.

«Капитал» - 4е тома: 1) процесс пр-ва К, 2) процесс обращения К, 3) процесс кап-ого пр-ва в единстве пр-ва и обр-ия К, 4)Теория приб стоимости – критика предшест. теорий.

- описал законы развития капиталистического общества (эволюция: простое хоз-во, цель которого потребление, а деньги посредник → кап пр-во, цель которого рост денег)

- Стоимость как у классиков потребительская и меновая, как у Риккардо в основе обмена лежат затраты труда («но общественно необходимые затраты труда» т е средние для общ)

- Закон стоимости - тов обмениваются по заключённому в них общнеобхзатртруда.

-деньги – товар, всеобщий эквивалент, конеч прод. простого пр-ва и первичная форма К

-К – деньги, приносящие дополнительные деньги, ст → прибавочную ст

- Не труд-товар, а рабочая сила, которая обладает потребительской и меновой стоимостью, меновая + эксплуататорские доходы (прибавочная ст) = потребительская → К-накопленный неоплаченный труд рабочих.

- К постоянный(с) – часть К прев-ся в средства пр-ва, не меняет своей ст-ти, амморт-ся

- К переменный (v) – часть К прев-ся в раб силу, меняет свою ст-ть, воспроизводит свой эквивалент и прибавочную стоимость (m)

- m/v – норма прибст-ти и точное выражение эксплуатации труда

- m/(c+v) –норма прибыли, с течением времени снижается

- как Смит – накопление капитала не зависит от нормы прибыли и %, + производ. и непроизвод труд, теория ренты как у Риккардо

- резкое отличие теории возможных кризисов перепр-ва (4йтом).

Особенности:* выделение у каждого экономиста вопросов происхождения прибыли

  • оценка экономистов по близости к своим идеям
  • если процесс пр-ва рассматривался не как эксплуатация труда – вульгарные т.
  • классическая школа начинается с Пэтти кончается Риккардо

Предложения: - попытка раскрыть законы развития общуства

- исторический материализм (смена общественно-экономических формаций)

- общественноэк форм-ия – тип пр-ва = пр-ные силы + пр-ные отношения (базис общ)

- базис сводится к отношению соб-ти с которым связано понятие класс

- 2 класса – собственники и неимущие

- соцреволюция, насилие необходимый эл-т истории

- идеал- социалистические коммунистические отношения, неантагонистическое коммунистическое общество.

 

Историческая школа

Германия первая половина XIX века

Камералистика + учения Смита + завоевания наполеона → отмена крепостного права→ таможенный союз, защита руководящих кругов.

Реакция немецкой науки на идеи классической школы:

- экономика каждой страны развивается по своим собственным законам, связанным с её географ, историей, культурой, менталитетом. Общие эк законы пр-ва, роста, обмена и распределения считали выдумкой.

Френсис Лист

1798-1846 – предшественник исторической школы

Работы – «Национальная система политического экономического роста» - 4 книги:

1) «История» - ист. европ. наций; 2) «Теория» - теор основа его сис-мы; 3) «Системы» - расс-ся несколько сис-м ПЭ 4) «Политика» - проблемы эк политики.

В центре исследования нацэкономика, и её связи со средой

- у каждой страны своя ПЭ →у Л подмена понятий ПЭ и эк политики

- критика смитовского принципа свободной commerce international

- принцип промышленного воспитания нации

- личные интересы, включая экономические второстепенны по отношению к нац-ым

Богатство – полное и всестороннее развитие производительных сил нации (институты)

- ради нац интересов поколения должны жертвовать благополучием

Акцент на развитии промышленности

-удержание внутреннего рынка важнее выхода на внешний→ протекционизм

- гармонично развитые 3 сектора – с/х, пром-ть и внешняя торговля

5 стадий эк развития

Старая историческая школа

Начало 1843 – работа Вильгельма Рошара «Очерк ПЭ с т.з. исторического метода»

1848 – Бруно Гильдебрант «ПЭ настоящего будущего»

1853 Карл Книс «ПЭ с т.з. исторического метода»

От Листа: - ПЭ как наука о нацхоз-ве с гегемонией гос-ва

- критика классиков

- стадии эк развития

Сами:

  • Исторический метод ПЭ по Рошару:
  • Показать чё думали народы по эк вопросам, чё хотели и чё добивались
  • Не ограничиваться наблюдением современных эк отношений
  • Исследование и сравнение эк процессов у всех народов (у древних тж)
  • Не ругать и не хвалить эк учреждения
  • Понять почему целесообразное у одних становится лажей у других

 

Enfin PE était ramplacée par l’histoir économique.

 

 

Маржинализм

Маржинальная революция 70-90х% Менгер, Джевонс и Вальрас открывают з убывающей полезности. Маржинализм характеризуется следующими положениями:

  1. Переход на микроэкономический уровень
  2. Решение статич задач, огранич кор промежутком времени
  3. Применение математических методов анализа
  4. Использование предельных величин
  5. Предмет экономики – изучение рационального распределения ресурсов

70-80 – М. Д. и В. – субъективное направление ПЭ (в осн псих особенности чел)

90е – Маршалл, Кларк и Парето – начала неоклассицизма







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.