Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Власть — это способность влиять на людей в нужном направлении,





ГОСУДАРСТВО

Государствоне что иное, как намордник для усмирения

животного, называющегося человеком, и для придания ему

отчасти травоядного характера. А. Шопенгауэр

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВ

Происхождение государства.

Первые государства на Земле, как считают археологи, возникли в V-IV тысячелетии до н. э. на терри­тории Северо-восточной Африки. Затем процесс создания государств стал распространяться по среди­земноморскому бассейну и далее. Как мы уже знаем, от собира­тельства, занятия охотой и рыбо­ловством, т.е. от присваивающего хозяйства, люди постепенно пере­шли и хозяйству производящему — скотоводству и плужному земледе­лию. Этот процесс, по данным ар­хеологии и этнографии, начался 10-12 тысяч лет назад и продол­жался у разных народов несколь­ко тысячелетий. Он получил назва­ние неолитической революции, поскольку произошел в эпоху по­зднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять снача­ла «мягкие» металлы (медь, оло­во, бронзу, золото, серебро), а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства прошли все народы и племена, вставшие на путь госу­дарственно-правовой жизни.

Однако остается дискуссион­ным вопрос, почему люди перешли к производящей экономике. Одни ученые связывают это с увеличени­ем народонаселения по мере разви­тия человеческого общества и сокра­щением продукта для потребления, даваемого природой. Другие обра­щают внимание на то, что на Земле в тот далекий период произошла экологическая катастрофа. На Земле наступило похолодание и продукт для потребления в необхо­димом объеме люди уже не могли получать от природы с прежней легкостью. Чтобы не умереть с го­лоду, его надо было производить. Как бы то ни было, начавшийся процесс производства продуктов способствовал быстрому прогрессу хозяйства: помимо необходимого для существования продукта появился излишек. Это привело к еще большему росту населения, развитию ремесла, искусства, воз­никновению первых городов, пись­менности.

Экономический прогресс не только неимоверно усложнил об­щество, но и позволил освободить от участия в материальном произ­водстве людей, которые занима­лись исключительно управлением. Происходит еще одно разделение труда: наряду с появлением земле­делия, скотоводства, ремесла и тор­говли в качестве особой выделяет­ся управленческая деятельность. Ее суть заключается в организации жизни людей, в разрешении ка­ких-то проблем, общих для всех проживающих на данной террито­рии людей. Таким образом появля­ется государство.

Вопрос о происхождении госу­дарства давно интересует человече­ство. Немало выдающихся умов создали на этот счет множество тео­рий, предлагая свое понимание процесса происхождения государ­ства. Мы укажем лишь на некото­рые из них.1

В разных регионах земного шара процесс создания государства шел по-разному.

В Древнем Египте, где на бере­гах Нила вначале жили кочевые племена, люди постепенно пере­шли к оседлой жизни. Они приоб­ретали трудовые навыки, учились справляться с ежегодными навод­нениями, распределять ВОДЫ Пила на более обширные территории с помощью каналов и водоподъем­ных устройств. Ирригационные работы в силу своей сложности и трудоемкости требовали умелой организации. Ее стали осуще­ствлять специально на то постав­ленные люди, способные не только организовать выполнение необхо­димых работ и устранение возмож­ных препятствий, но и контроли­ровать весь ход ирригационного строительства. Считают, что имен­но эти «организаторы» впослед­ствии начали брать на себя разре­шение и других общих для всех людей вопросов и стали государ­ственными служащими. В этом регионе земного шара в создании государства главным оказался ир­ригационный фактор.

Сходный климат существовал и в Передней Азии, где возникло Вавилонское царство. Равнина вдоль двух больших рек Тигра и Евфрата лишь к концу весны ув­лажняется, а в течение многих месяцев на ней стоит невыносимая жара и все высыхает. И здесь, как и в Египте, требовались огромные усилия, чтобы обратить болота, образованные разливами, и высы­хающие после разливов степи в цветущие сады и нивы. Кроме того ирригационные сооружения необ­ходимо всегда держать в порядке, а это было под силу./шин. специа­льно поставленным людям.

В Древней Греции процесс создания государства происходил иначе. Каменистая почва Греции, вполне годившаяся для разведения овец и коз, была малопригодна для земледелия. Рост населения поне­воле заставил людей обратить осо­бое внимание на море, явившееся источником многих благ. Море да­вало возможность установить и поддерживать связи с Египтом и Передней Азией, обмениваться продуктами с людьми, их населяв­шими. Было очень важно эффек­тивно организовать свое производ­ство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, которые, по мере увеличения насе­ления, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли про­цесс создания государства пошел по патриархальному типу, т. е. по типу разрастания кровнородствен­ной семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всего народа. Становление государства в Древ­ней Италии несколько отличалось от древнегреческого. Основную часть ее территории занимали горы и леса. Земли, пригодной для за­нятия земледелием, мало. Климат ее более сырой и холодный, да и море в Италии не такое приветли­вое как в Греции (на востоке оно слишком бурное, его берега непри­ступны, на западе также удобных бухт мало). Вот почему латиняне (римляне) были народом, у которо­го роль старейшин была велика изначально. Но вскоре (вероятно, с увеличением населения и нехват­кой продуктов питания), когда своя территория уже не позволяла прокормить население и надо было захватывать новые земли, жизнью стали заправлять выборные вожди. Однако в Древнем Риме влияние «отцов» крупных семей оставалось значительным и в дальнейшем.

Фактор насилия был главным при образовании государства у гер­манских племен. Надо отметить, что природа края, где проживали вестготы, вандалы, франки и дру­гие германские племена, отлича­лась суровостью: холод, бесконечные дремучие леса, многочисленные болота, глинистая почва, непригод­ная для земледелия, делали произ­водительный труд крайне неэффек­тивным. Материальный продукт был очень скудным. Вот почему эти племена непрестанно воевали между собой, и воинственность гер­манцев передавалась из поколения в поколение. Наиболее опытные, удачливые и богатые воины соби­рали дружину, которую они воору­жали, содержали и с которой про­изводили опустошительные набеги в основном в южном направлении. Среди этих воинов выделялся вождь, который был прообразом короля. Варвары, в конце концов, разрушили Римскую Империю, на обломках ее они создали собствен­ные государства.

К X в. государственность воз­никла почти на всей территории Европы. Перешли к государствен­ности и славяне. Но и здесь процесс отличался своими особенностями. Его можно назвать диффузионным, когда опыт государственной жизни проникал от более развитых наро­дов к менее развитым. Славяне жили в еще более неблагоприят­ных природных условиях, нежели германские племена. Резко конти­нентальный климат, более низкая среднегодовая температура и очень короткий период для земледелия и заготовки кормов, бесконечные просторы, изолировавшие славян от других народов, не способствовали быстрому развитию славянских племен. Однако общение с другими народами, хоть и очень слабое, по­казывало: с помощью государства жизнь людей может быть органи­зована лучше. Вот почему русские князья, в частности, пригласили на царствование Рюриковичей, кото­рые принесли с собой уже государ­ственный опыт управления жизнью людей.

Надо отметить, что с упрочени­ем государственности в Европе она все более и более распространяется среди других народов, еще не пере­шедших к государственной жизни. Колонизация народов, проводимая Англией, Францией, Испанией, а позднее и Россией (переселение рус­ских в Сибирь, на Дальний Восток), сопровождалось передачей опыта государственно-правовой жизни этим народам.

Признаки государства. Госу­дарство — это довольно сложное социальное образование. Помимо него, в обществе существует мно­жество социальных объединений, таких, как партии, массовые дви­жения, профсоюзы, религиозные и другие организации. Попытаемся отличить государство от других общественных объединений, выде­лив его существенные признаки.

1. Территория. Это простран­ственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. Без территории государство не существу­ет, хотя его территория может со временем изменяться (уменьшаться после поражения в войне или увели­чиваться в процессе завоеваний). Тер­риториальная принадлежность чело­века выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «иностранец», «лицо без граждан­ства». На своей территории государ­ство осуществляет независимую власть и имеет право защищать тер­риторию от внешнего вторжения со стороны других государств.

2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из одного народа (нации) или быть многонациональ­ным, как, например, в России, где проживают более 60 наций. Госу­дарство будет стабильным и станет развиваться поступательно, если отношения между нациями будут добрососедскими, а не конфликт­ными. Чтобы все нации в государ­стве жили в мире и согласии, госу­дарство должно относиться ко всем нациям одинаково, не ущемляя и не давая преимуществ ни одной из них. Каждая же нация, помня о своих национальных интересах, не должна их выпячивать и решать свои национальные проблемы за счет других наций.

3. Публичная власть. Публич­ная власть иначе называется влас­тью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь большой массы людей.

Признаки государства

Территория Правоохранительные органы

Население Армия

Публичная власть (органы управления) Налоги

Право Суверенитет

Однако полный, или абсолют­ный, суверенитет государства име­ли на заре цивилизации. С разви­тием человечества государственный суверенитет становится все более и более относительным, или ограни­ченным.

Подводя итог, можно дать оп­ределение государства. В кратком виде оно похоже на формулу:

Государство = власть + + население + территория

Более развернутое определение выглядит следующим образом.

Классификация государств.

Классифицировать государства можно по различным признакам (критериям).

1. Исторический (временной) критерий. Различают четыре груп­пы государств:

государства древнего мира;

средневековые государства;

государства нового времени;

современные государства. Количественное сравнение

этих групп государств позволяет сделать вывод о победном шествии государственности. Если раньше государства занимали лишь не­большую часть суши Земли, то сей­час более 200 стран занимают практически всю сушу.

2. Экономический критерий, или способ производства материальных благ. Он характеризуется

тем, какие орудия труда ИСПОЛЬЗО вали люди, как они распределяли произведенные ими материальные блага. От того, какой класс стоял у власти и какая экономика суще­ствовала на том или ином отрезке пути человеческого развития, зави­сел и характер государства. По это­му признаку все государства можно разделить также на четыре группы:

рабовладельческое государ­ство. Оно существовало далеко не во всех регионах Земли. Его эко­номический базис составляла соб­ственность рабовладельцев не только на орудия и средства про­изводства, но и на работников — рабов. Именно рабы, их физичес­кая (мускульная) сила являлись основой для создания материаль­ных благ;

феодальное государство. Та­кое название произошло от слова «феод», означавшего кусок земли, земельный надел. И действитель­но, экономическую основу фео­дального государства составляла собственность на землю и непол­ная собственность на крепостных крестьян;

буржуазное государство. В городах («буржуа» означает «го­рожанин») развивалась промышлен­ность. В буржуазном государстве основой производства материальных благ стала собственность на про­мышленные средства производ­ства;

социалистическое государ­ство. Ранее считалось, что в нашей стране был построен социализм.

Однако это оказалось не так, по­скольку социалистическое государ-0TBO предполагает превосходство над буржуазным по экономическим, политическим, нравственным и дру-гим показателям. В этом плане наи­более продвинутыми государствами считаются скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия). Отметим, что в развитых странах основное богатство обществу прино­сит интеллектуальная собствен­ность (собственность на информа­циюидеи, проекты и т. п.).

3. По устройству государ­ственной власти государства де­лятся на монархии и республики.

Монархия («моно» — «один», «архия» — «власть») означает, что правит один человек. Ее отличают следующие признаки:

а) существует единоличный глава государства;

б) он обладает всей полнотой власти;

в) власть в государстве переда­ется путем наследования;

г) монарх правит бессрочно;

д) он не несет юридической ответственности за ошибки своего правления.

В древние и средние века прак­тически все государства были мо­нархиями, причем монархиями абсолютными, в которых власть безраздельно принадлежала монар­ху. Теперь же гораздо чаще встре­чаются монархии ограниченные, т. е. такие, в которых власть мо­нарха не является безграничной, а значительную роль играет парла­мент. Некоторые промышленно развитые страны (Великобрита­ния, Швеция, Бельгия и др.) явля­ются ограниченными монархиями, в которых монархическая форма правления существует скорее фор­мально, в силу традиции. Монар­хи какой-либо значимой роли в этих странах не играют, а управ­ление страной осуществляют пар­ламент, правительство во главе с премьер-министром.

Республика (в переводе с ла­тинского — «дело общественное») возникла позже монархии, но в наши дни получила большое рас­пространение. В республике наря­ду с главой государства и главой правительства создается парла­мент — государственный орган, представляющий народ. Респуб­лике присущи следующие при­знаки:

а) власть в государстве осуще­ствляется не одним лицом, а целой системой органов;

б) существует разделение влас­тей на законодательную (она в руках парламента), исполнительную (она в руках правительства) и су­дебную;

в) в формировании органов го­сударства участвует народ (выборы);

г) парламент и президент избираются на определенный срок;

д) высшие должностные лица несут юридическую ответственность за свои ошибки.

В республике ключевыми орга­нами являются президент и парла­мент. Если по Конституции госу­дарства президент сам формирует правительство и вообще играет бо­лее значительную роль, нежели парламент, то такую республику мы называем президентской (на­пример, в США). Если же прави­тельство формируется парламен­том и оно несет ответственность перед парламентом, а не перед пре­зидентом, то это будет республика парламентская (например, в Ита­лии).

4. По территориальному ус­тройству государства бывают унитарными и федеративными.

Унитарное государство разде­лено на административные едини­цы (районы, провинции и т. п.), имеющие равный правовой статус (например, Украина, Польша, Норвегия и др.). Оно характерно для стран, имеющих небольшую территорию и однородный нацио­нальный состав.

Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее са­мостоятельных государственных образований в единое государство (США, Бразилия, ФРГ, Россия и др.)- Хотя федеративное государ­ство — довольно сложное и мно­голикое объединение, главное отличие состоит в том, что его тер­ритория состоит из субъектов или частей (областей, штатов, земель и т. п.), которые, не являясь госу­дарствами в полном смысле слова, обладают определенной самосто­ятельностью (например, любой регион России имеет право самосто­ятельно заключать внешнеторго­вые договоры).

Классификация государств

Критерий Виды государства
1. Исторический критерий — Государства Древнего мира — Средневековые государства — Государства Нового времени — Современные государства
II. Экономический критерий — Рабовладельческие государства — Феодальные государства — Буржуазные государства — Социалистические государства
III. По устройству государственной власти — Монархии — Республики
IV. По территориальному устройству — Унитарные государства — Федеративные государства

Это надо запомнить

Процесс образования государства - это не одномоментный про­цесс. Государство появляется постепенно и лишь тогда, когда общество в результате непрерывного совершенствования орудий труда накапли­вает определенную долю богатства, позволяющего освободить от учас­тия в производстве некоторую группу людей, дав им возможность зани­маться только управлением.

1. Разные народы приходят к государственности в разное время: одни раньше, другие позже. Дело в том, что материальная база для образова­ния государства не у всех создается одновременно в силу разных клима­тических, географических, природных условий проживания разных на­родов.

2. В процессе образования государств у одних народов оказываются преобладающими одни факторы (например ирригация), а у других со­вершенно иные (например насилие).

3. Некоторым народам передают свой опыт и помогают обрести госу­дарственность страны, уже убедившиеся в эффективности государства как социального явления.

4. Государство — это особая организация, отличающаяся следующи­ми признаками: наличием территории, населения, публичной власти, права, правоохранительных органов, армии, налогов и суверенитета.

5. По временному критерию различают государства Древнего мира, средневековые государства, государства Нового времени и современные государства.

6. По экономическому критерию можно выделить рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства.

7. По устройству государственной власти государства являются либо монархиями, либо республиками.

9. По территориальному устройству государства бывают унитарными и федеративными.

Вопросы для контроля

1. Когда и где появились первые государства?

2. Почему стали заниматься производством продуктов?

3. В чем отличие производящего хозяйства от присваивающего?

4. Какая материальная база необходима для образования госу­дарства?

5. Часто ли мы употребляем слово «государство» и какой смысл мы в него вкладываем? Что составляет территорию государства?

6. Есть ли различие между понятиями «население» и «нация»?

7. Что такое власть?

8. Что такое публичная власть?

9. Кто осуществляет государственную власть?

10. Что такое право и зачем оно существует в обществе?

11. Какие правоохранительные органы создаются в государстве?

12. В чем назначение правоохранительных органов?

13. Зачем нужна армия? Можно ли армию использовать для реше­ния внутренних дел в государстве?

14. Что такое налоги и зачем они нужны?

15. Что такое суверенитет и какие его виды вы знаете?

16. Почему с развитием общества суверенитет всех государств постоянно уменьшается?

17. Какие виды государства по (историческому) временному кри­терию вы можете назвать?

18. Дайте классификацию государств по экономическому критерию.

19. Что такое способ производства, который кладется в основу эко­номического подхода к классификации государств?

20. Дайте характеристику рабовладельческого государства (мож­но на конкретном примере).

21. Дайте характеристику феодального государства (можно на кон­кретном примере).

22. Дайте характеристику буржуазного государства (можно на кон­кретном примере).

23. Назовите признаки монархии и укажите примеры монархиче­ских государств.

24. Согласились бы вы сейчас жить в монархическом государстве? Свой ответ (да или нет) обоснуйте.

25. Что такое республика?

26. Почему республиканское правление возникло позднее монар­хического?

27. Какие признаки присущи унитарному государству?

28. Какие признаки присущи федеративному государству?

29. Охарактеризуйте Российское государство по различным кри­териям.

Вопросы для обсуждения (темы диспутов)

Тема 1. Армия как необходимый атрибут государства

Первая точка зрения. Армия — это сила государства, его мускулы. Чем армия больше, тем сильнее государство.

Вторая точка зрения. Армия ничего не производит. Однако на свое содержание требует много средств. Следовательно, чем больше ар­мия, тем беднее и слабее государство.

Тема 2. Правоохранительные органы как необходимый атрибут госу­дарства

Первая точка зрения. Правоохранительные органы обеспечивают по­рядок в обществе. Чем их сеть шире и чем интенсивнее они работа­ют, тем больше в обществе порядка.

Вторая точка зрения. Правоохранительные органы устраняют на­рушения норм права. Но если нормы права будут отвечать интересам всех людей, то их никто и не будет нарушать. Следовательно, право­охранительные органы будут вообще не нужны. Надо власти больше заботиться об усовершенствовании норм права, а не о наказании правонарушителей.

Тема 3. Устройство государственной властирешающий фактор раз­вития государства

Первая точка зрения. Монархия — лучший способ управления об­ществом. Власть в монархии переходит по наследству, и поэтому общество относится к передаче власти довольно спокойно, в отличие от бурных страстей во время избирательной кампании в республике. Кроме того, при передаче власти по наследству не выбрасываются на ветер огромные деньги, которые неизбежно тратятся при проведе­нии выборов.

Вторая точка зрения. Республика — более прогрессивная форма правления. Республика — это коллективное правление, учитываю­щее мнение избирателей, т. е. всего населения, при принятии реше­ния. В народе говорят: один ум хорошо, а два — лучше.

Задачи и задания

1. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) не имеют армий. Они вступили в НАТО, которое в случае агрессии с чьей-либо стороны обязуется эти страны защищать.

Скажите, потеряли ли эти страны государственность? Если нет, то является ли армия необходимым признаком государства?

2. Телевидение как-то показывало материал журналиста, побывавшего в Бразилии. Речь в нем шла о небольшом городке с населением около 20 тысяч человек, расположенном недалеко от Рио-де-Жанейро. Здесь некогда был полицейский участок, но он закрылся, поскольку в городке
уже года два не было совершено ни одного правонарушения. Также зак­рыли и тюрьму, начальник которой устал от безделья. Не оказалось в данном городке и суда. На вопрос журналиста: «У вас что, никто друг с другом не спорит и не конфликтует?» — жители отвечали, что если споры
и возникают, то они обращаются за помощью к мэру городка.

Скажите, можно ли говорить о том, что правоохранительные орга­ны являются необходимым признаком государства?

3. Вы — министр финансов и распоряжаетесь финансами страны, ко­торые довольно ограничены. В стране бастуют шахтеры, энергетики, учи­теля, преподаватели вузов, врачи, военнослужащие, требуя повышения зарплаты.

Где вы возьмете деньги и кому повысите заработную плату в первую очередь?

4. На территории США японцы на свои деньги строят заводы (напри­мер, по сборке автомобилей «Тойота»), покупают американские предпри­ятия, участки земли, строят дома для своих престарелых граждан, и т. п.

Скажите, нельзя ли это расценить как расширение границ Японии? И является ли в таком случае территория необходимым признаком го­сударства?

5. Вашему вниманию предлагаются выдержки из законов, принятых в различных государствах в различное время. Попытайтесь определить, творением какого государства (древнего, средневекового, Нового времени или современного) является та или иная норма права.

1) Если человек, выступив в судебном деле со свидетельством о пре­ступлении, не докажет сказанных им слов, то этого человека должно убить.

2) Если суд лишает кого-либо права управления автомобилем, то он одновременно постановляет, что в течение срока от шести месяцев до трех лет новые водительские права не могут быть выданы.

3) Если кто лишит жизни свободного франка или варвара и будет ули­чен, присуждается к уплате 200 солидов. Если кто лишит жизни человека, стоящего на королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате 600 солидов.

4) Если продавец вещи окажется вором, то его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно, поку­патель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.

5) Никто не может быть принуждаем к исповедованию государствен­ной религии путем наказаний или иным способом, но должны быть при­ложены старания привлечь граждан надлежащим наставлением и приме­ром хорошего поведения.

6) Если кто-либо будет вызван к испытанию посредством котелка с кипящей водою, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников, Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, винов­ный по закону должен уплатить 15 солидов, он может выкупить свою руку за 3 солида.

7) Каждый трудящийся через посредство своих делегатов принимает участие в коллективном определении условий работы, так же как и в руководстве предприятием.

8) Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

9) Ни один приговор не может быть приведен в исполнение в дни на­циональных или религиозных праздников и в воскресные дни.

10) Мужчины и женщины имеют в принципе одинаковые граждан­ские права и несут одинаковые обязанности.

11) Если кто желает отказаться от родства, он должен явиться в судеб­ное заседание и сломать над своей головою три ветки мерою в локоть. И он должен в судебном заседании разбросать их в 4 стороны и сказать сам, что он отказывается от соприсяжничества, от наследства и от всяких счетов с ним.

12) Право собственности состоит в принадлежащей каждому гражда­нину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим иму­ществом, своим доходом, плодами своего труда и своего промысла.

13) Земельное наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, то есть братьям.

14) Все люди равны по природе и перед законом.

15) Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, он — лжец, возводит клевету, его должно убить.

16) Все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям. Свободные народы не знают иных оснований для предпочте­ния при избрании, кроме добродетелей и способностей.

17) Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность Нам; исключение делается только для сидящих в заключении и поставленных согласно закону королевства вне закона.

18) Кто злую песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого, сложит или распевает, того должно убить.

19) Суд может самостоятельно распорядиться о помещении лица в психиатрическую больницу или терапевтическое учреждение для алкого­ликов и наркоманов, если вследствие невменяемости или недееспособно­сти лица судебное разбирательство проведено быть не может.

20) Надо, чтобы при производстве обыска обыскивающий не имел никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу.

На международной арене.

К ним относятся:

функция обороны. Эта функ­ция была особенно важной в преж­ние времена. Сейчас государства стараются решать возникающие в их отношениях проблемы цивили­зованным путем, посредством пере­говоров. Кроме того, теперь суще­ствует целый ряд международных организаций (ООН, Совет Европы и др.), которые занимаются улажива­нием конфликтов между государ­ствами и стараются не допустить их военного столкновения;

дипломатическая функция. Она осуществляется в основном с помощью специальных представи­тельств (посольств и консульств), находящихся за границей. Их за­дачей является поддержание нор­мальных добрососедских отноше­ний между странами, улучшение взаимопонимания и сотрудниче­ства во всех областях межгосудар­ственных связей;

функция поддержания миро­вого правопорядка (внешнеполи­тическая функция). Основным международным органом здесь яв­ляется Совет Безопасности — по­стоянный орган ООН. Содействуют поддержанию стабильности и безо­пасности в мире и региональные международные организации, на­пример Лига арабских государств, Организация африканского един­ства и др.;

внешнеэкономическая функ­ция. В современном мире ни одна из стран практически не может прожить в одиночку и самостоя­тельно производить абсолютно все, что необходимо ее населению. Лю­бой стране выгодно специализиро­ваться на том, что у нее лучше получается или чем она богата, и отдавать это в обмен на то, что производить своими силами или невыгодно, или невозможно в силу климатических условий их терри­торий или отсутствия соответству­ющих природных богатств;

социальная функция. Соци­альная помощь (выделение фи­нансовых средств, списание дол­гов, поставка медицинского и иного оборудования, продуктов питания и одежды, направление специалистов и др.) осуществля­ется в отношении развивающих­ся стран, например Сомали, Эфио­пии, Судана;

экологическая функция. Она все больше и больше выдвигается в разряд основных. Проявляется эта деятельность чаще всего в на­правлении в районы экологическо­го бедствия (с согласия того или иного государства) необходимого оборудования и контингента людей для ликвидации его последствий;

функция культурного сотруд­ничества. Она осуществляется на основе как двусторонних, так и многосторонних договоров между странами. Этим также занимают­ся и неправительственные органи­зации, например, Международная шахматная федерация, Олимпий­ский комитет. В рамках ООН культурную деятельность коорди­нирует ЮНЕСКО. Культурным сотрудничеством занимается и не­мало частных организаций. Так, например, при их посредничестве в Москве побывали такие звезды мирового музыкального искусства, как Майкл Джексон и Мирей Матье, оперная певица Монтсеррат Кабалье, The Rolling Stones и Deep Purple и многие другие.

Роль государства в жизни об­щества схематично изображена ниже.

ГОСУДАРСТВО

v Решает общие дела

v Является арбитром в разрешении социальных споров

v Урегулирует конфликты на междуна­родной арене

v Устанавливает и поддерживает правопорядок, в том числе с помощью принуждения

Внутренние функции

ü Экономическая

ü Политическая

ü Социальная

ü Правоохранительная

ü Экологическая

ü Борьбы с последствиями стихийных бедствий

ü Обеспечения национальной безопасности

ü Строительства дорог и других общественных систем

ü Транспортная

ü Информационная

Внешние функции

Ø Обороны

Ø Дипломатическая

Ø Поддержки мирового правопорядка (внешнеполитическая)

Ø Внешнеэкономическая

Ø Культурного сотрудничества

Структура государства. Основ­ной составляющей государства яв­ляется государственная власть. То, как она устроена, в значительной мере определяет характер самого государства.

Управление обществом.

Государство выполняет, как мы уже знаем, множество функ­ций. Вот почему государственный аппарат по своему строению очень сложен и состоит из большого ко­личества государственных органов, каждый из которых отвечает за свой участок работы.

Понятие государственного органа. Государственный орган имеет властные полномочия, т. е. право давать указания, имеющие обязательный характер. Указания бывают конкретными (или индиви­дуальными), обращенными к от­дельным гражданам, а также норма­тивными, которые касаются сразу многих граждан, организаций. Так, например, если гражданин С. полу­чает распоряжение управы соответ­ствующего муниципального округа Москвы убрать свою «ракушку» (легкий гараж для автомобиля), то это указание следует признать ин­дивидуальным. Однако введение московским правительством платы за пользование землей, занятой «ра­кушками», относится уже к разря­ду нормативных.

За нарушение распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санк­ции, т. е. возлагаться неблагопри­ятные последствия (штрафы, ли­шение свободы и др.).

Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, которые должны дей­ствовать только в пределах сво­ей компетенции.

Классификация государствен­ных органов. Государственные органы многообразны. По характе­ру выполняемых задач их можно разделить на три группы: законо­дательные, исполнительные и пра­воохранительные органы. Коорди­нацию их работы и обеспечение слаженности их действий осуще­ствляет президент — глава госу­дарства.

Законодательные органы. Они формируются путем выборов. Именно на основе всеобщих, пря­мых, равных выборов, осуществля­емых путем тайного голосования, народ дает депутатам право пред­ставлять свои интересы и осуще­ствлять государственную власть. Создание парламентов таким пу­тем имеет место только в развитых государствах. В остальных странах законодательную власть осуществ­ляет глава государства (монарх, президент, председатель правящей партии и др.), хотя формально и там могут создаваться парламенты.

В России парламент называет­ся Федеральным собранием.

В краях, областях, республиках также имеются законодательные органы, которые могут называться по-разному. Чаще всего использу­ются такие названия, как «дума» и «законодательное собрание».

Главная задача законодатель­ных органов состоит в том, чтобы разрабатывать и принимать за­коны, регулирующие основные сто­роны жизни общества (например, в 1996 г. был принят новый Уго­ловный кодекс).

Исполнительные органы со­ставляют в государстве наиболее многочисленную и разветвленную систему. Все действия соответству­ющих органов должны быть осно­ваны на законе и направлены на исполнение законов. Отсюда их название — исполнительные.

Носителем высшей исполни­тельной власти во многих странах является президент. Он же одно­временно является главой госу­дарства. Ему подчинено прави­тельство, которое осуществляет управление страной во главе с председателем правительства. Су­ществует также целая система ми­нистерств и других государствен­ных органов, отвечающих за свой участок работы. В субъектах Феде­рации повседневную жизнь людей организуют администрации обла­стей, краев (в республикахпра­вительства).

Исполнительные органы нахо­дятся непосредственно в гуще лю­дей, повседневно решают их насущ­ные задачи. Они должны хорошо знать потребности и настроение граждан и поэтому могут высказы­вать свои предложения по урегули­рованию тех или иных социальных вопросов.

Правоохранительные орга­ны







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.