|
Власть — это способность влиять на людей в нужном направлении,Стр 1 из 3Следующая ⇒ ГОСУДАРСТВО Государство — не что иное, как намордник для усмирения животного, называющегося человеком, и для придания ему отчасти травоядного характера. А. Шопенгауэр ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВ Происхождение государства. Первые государства на Земле, как считают археологи, возникли в V-IV тысячелетии до н. э. на территории Северо-восточной Африки. Затем процесс создания государств стал распространяться по средиземноморскому бассейну и далее. Как мы уже знаем, от собирательства, занятия охотой и рыболовством, т.е. от присваивающего хозяйства, люди постепенно перешли и хозяйству производящему — скотоводству и плужному земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-12 тысяч лет назад и продолжался у разных народов несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала «мягкие» металлы (медь, олово, бронзу, золото, серебро), а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства прошли все народы и племена, вставшие на путь государственно-правовой жизни. Однако остается дискуссионным вопрос, почему люди перешли к производящей экономике. Одни ученые связывают это с увеличением народонаселения по мере развития человеческого общества и сокращением продукта для потребления, даваемого природой. Другие обращают внимание на то, что на Земле в тот далекий период произошла экологическая катастрофа. На Земле наступило похолодание и продукт для потребления в необходимом объеме люди уже не могли получать от природы с прежней легкостью. Чтобы не умереть с голоду, его надо было производить. Как бы то ни было, начавшийся процесс производства продуктов способствовал быстрому прогрессу хозяйства: помимо необходимого для существования продукта появился излишек. Это привело к еще большему росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности. Экономический прогресс не только неимоверно усложнил общество, но и позволил освободить от участия в материальном производстве людей, которые занимались исключительно управлением. Происходит еще одно разделение труда: наряду с появлением земледелия, скотоводства, ремесла и торговли в качестве особой выделяется управленческая деятельность. Ее суть заключается в организации жизни людей, в разрешении каких-то проблем, общих для всех проживающих на данной территории людей. Таким образом появляется государство. Вопрос о происхождении государства давно интересует человечество. Немало выдающихся умов создали на этот счет множество теорий, предлагая свое понимание процесса происхождения государства. Мы укажем лишь на некоторые из них.1 В разных регионах земного шара процесс создания государства шел по-разному. В Древнем Египте, где на берегах Нила вначале жили кочевые племена, люди постепенно перешли к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, учились справляться с ежегодными наводнениями, распределять ВОДЫ Пила на более обширные территории с помощью каналов и водоподъемных устройств. Ирригационные работы в силу своей сложности и трудоемкости требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные не только организовать выполнение необходимых работ и устранение возможных препятствий, но и контролировать весь ход ирригационного строительства. Считают, что именно эти «организаторы» впоследствии начали брать на себя разрешение и других общих для всех людей вопросов и стали государственными служащими. В этом регионе земного шара в создании государства главным оказался ирригационный фактор. Сходный климат существовал и в Передней Азии, где возникло Вавилонское царство. Равнина вдоль двух больших рек Тигра и Евфрата лишь к концу весны увлажняется, а в течение многих месяцев на ней стоит невыносимая жара и все высыхает. И здесь, как и в Египте, требовались огромные усилия, чтобы обратить болота, образованные разливами, и высыхающие после разливов степи в цветущие сады и нивы. Кроме того ирригационные сооружения необходимо всегда держать в порядке, а это было под силу./шин. специально поставленным людям. В Древней Греции процесс создания государства происходил иначе. Каменистая почва Греции, вполне годившаяся для разведения овец и коз, была малопригодна для земледелия. Рост населения поневоле заставил людей обратить особое внимание на море, явившееся источником многих благ. Море давало возможность установить и поддерживать связи с Египтом и Передней Азией, обмениваться продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, которые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошел по патриархальному типу, т. е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всего народа. Становление государства в Древней Италии несколько отличалось от древнегреческого. Основную часть ее территории занимали горы и леса. Земли, пригодной для занятия земледелием, мало. Климат ее более сырой и холодный, да и море в Италии не такое приветливое как в Греции (на востоке оно слишком бурное, его берега неприступны, на западе также удобных бухт мало). Вот почему латиняне (римляне) были народом, у которого роль старейшин была велика изначально. Но вскоре (вероятно, с увеличением населения и нехваткой продуктов питания), когда своя территория уже не позволяла прокормить население и надо было захватывать новые земли, жизнью стали заправлять выборные вожди. Однако в Древнем Риме влияние «отцов» крупных семей оставалось значительным и в дальнейшем. Фактор насилия был главным при образовании государства у германских племен. Надо отметить, что природа края, где проживали вестготы, вандалы, франки и другие германские племена, отличалась суровостью: холод, бесконечные дремучие леса, многочисленные болота, глинистая почва, непригодная для земледелия, делали производительный труд крайне неэффективным. Материальный продукт был очень скудным. Вот почему эти племена непрестанно воевали между собой, и воинственность германцев передавалась из поколения в поколение. Наиболее опытные, удачливые и богатые воины собирали дружину, которую они вооружали, содержали и с которой производили опустошительные набеги в основном в южном направлении. Среди этих воинов выделялся вождь, который был прообразом короля. Варвары, в конце концов, разрушили Римскую Империю, на обломках ее они создали собственные государства. К X в. государственность возникла почти на всей территории Европы. Перешли к государственности и славяне. Но и здесь процесс отличался своими особенностями. Его можно назвать диффузионным, когда опыт государственной жизни проникал от более развитых народов к менее развитым. Славяне жили в еще более неблагоприятных природных условиях, нежели германские племена. Резко континентальный климат, более низкая среднегодовая температура и очень короткий период для земледелия и заготовки кормов, бесконечные просторы, изолировавшие славян от других народов, не способствовали быстрому развитию славянских племен. Однако общение с другими народами, хоть и очень слабое, показывало: с помощью государства жизнь людей может быть организована лучше. Вот почему русские князья, в частности, пригласили на царствование Рюриковичей, которые принесли с собой уже государственный опыт управления жизнью людей. Надо отметить, что с упрочением государственности в Европе она все более и более распространяется среди других народов, еще не перешедших к государственной жизни. Колонизация народов, проводимая Англией, Францией, Испанией, а позднее и Россией (переселение русских в Сибирь, на Дальний Восток), сопровождалось передачей опыта государственно-правовой жизни этим народам. Признаки государства. Государство — это довольно сложное социальное образование. Помимо него, в обществе существует множество социальных объединений, таких, как партии, массовые движения, профсоюзы, религиозные и другие организации. Попытаемся отличить государство от других общественных объединений, выделив его существенные признаки. 1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. Без территории государство не существует, хотя его территория может со временем изменяться (уменьшаться после поражения в войне или увеличиваться в процессе завоеваний). Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «иностранец», «лицо без гражданства». На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от внешнего вторжения со стороны других государств. 2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из одного народа (нации) или быть многонациональным, как, например, в России, где проживают более 60 наций. Государство будет стабильным и станет развиваться поступательно, если отношения между нациями будут добрососедскими, а не конфликтными. Чтобы все нации в государстве жили в мире и согласии, государство должно относиться ко всем нациям одинаково, не ущемляя и не давая преимуществ ни одной из них. Каждая же нация, помня о своих национальных интересах, не должна их выпячивать и решать свои национальные проблемы за счет других наций. 3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь большой массы людей. Признаки государства Территория Правоохранительные органы Население Армия Публичная власть (органы управления) Налоги Право Суверенитет Однако полный, или абсолютный, суверенитет государства имели на заре цивилизации. С развитием человечества государственный суверенитет становится все более и более относительным, или ограниченным. Подводя итог, можно дать определение государства. В кратком виде оно похоже на формулу: Государство = власть + + население + территория Более развернутое определение выглядит следующим образом. Классификация государств. Классифицировать государства можно по различным признакам (критериям). 1. Исторический (временной) критерий. Различают четыре группы государств: — государства древнего мира; — средневековые государства; — государства нового времени; — современные государства. Количественное сравнение этих групп государств позволяет сделать вывод о победном шествии государственности. Если раньше государства занимали лишь небольшую часть суши Земли, то сейчас более 200 стран занимают практически всю сушу. 2. Экономический критерий, или способ производства материальных благ. Он характеризуется тем, какие орудия труда ИСПОЛЬЗО вали люди, как они распределяли произведенные ими материальные блага. От того, какой класс стоял у власти и какая экономика существовала на том или ином отрезке пути человеческого развития, зависел и характер государства. По этому признаку все государства можно разделить также на четыре группы: — рабовладельческое государство. Оно существовало далеко не во всех регионах Земли. Его экономический базис составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. Именно рабы, их физическая (мускульная) сила являлись основой для создания материальных благ; — феодальное государство. Такое название произошло от слова «феод», означавшего кусок земли, земельный надел. И действительно, экономическую основу феодального государства составляла собственность на землю и неполная собственность на крепостных крестьян; — буржуазное государство. В городах («буржуа» означает «горожанин») развивалась промышленность. В буржуазном государстве основой производства материальных благ стала собственность на промышленные средства производства; — социалистическое государство. Ранее считалось, что в нашей стране был построен социализм. Однако это оказалось не так, поскольку социалистическое государ-0TBO предполагает превосходство над буржуазным по экономическим, политическим, нравственным и дру-гим показателям. В этом плане наиболее продвинутыми государствами считаются скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия). Отметим, что в развитых странах основное богатство обществу приносит интеллектуальная собственность (собственность на информацию — идеи, проекты и т. п.). 3. По устройству государственной власти государства делятся на монархии и республики. Монархия («моно» — «один», «архия» — «власть») означает, что правит один человек. Ее отличают следующие признаки: а) существует единоличный глава государства; б) он обладает всей полнотой власти; в) власть в государстве передается путем наследования; г) монарх правит бессрочно; д) он не несет юридической ответственности за ошибки своего правления. В древние и средние века практически все государства были монархиями, причем монархиями абсолютными, в которых власть безраздельно принадлежала монарху. Теперь же гораздо чаще встречаются монархии ограниченные, т. е. такие, в которых власть монарха не является безграничной, а значительную роль играет парламент. Некоторые промышленно развитые страны (Великобритания, Швеция, Бельгия и др.) являются ограниченными монархиями, в которых монархическая форма правления существует скорее формально, в силу традиции. Монархи какой-либо значимой роли в этих странах не играют, а управление страной осуществляют парламент, правительство во главе с премьер-министром. Республика (в переводе с латинского — «дело общественное») возникла позже монархии, но в наши дни получила большое распространение. В республике наряду с главой государства и главой правительства создается парламент — государственный орган, представляющий народ. Республике присущи следующие признаки: а) власть в государстве осуществляется не одним лицом, а целой системой органов; б) существует разделение властей на законодательную (она в руках парламента), исполнительную (она в руках правительства) и судебную; в) в формировании органов государства участвует народ (выборы); г) парламент и президент избираются на определенный срок; д) высшие должностные лица несут юридическую ответственность за свои ошибки. В республике ключевыми органами являются президент и парламент. Если по Конституции государства президент сам формирует правительство и вообще играет более значительную роль, нежели парламент, то такую республику мы называем президентской (например, в США). Если же правительство формируется парламентом и оно несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом, то это будет республика парламентская (например, в Италии). 4. По территориальному устройству государства бывают унитарными и федеративными. Унитарное государство разделено на административные единицы (районы, провинции и т. п.), имеющие равный правовой статус (например, Украина, Польша, Норвегия и др.). Оно характерно для стран, имеющих небольшую территорию и однородный национальный состав. Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, Бразилия, ФРГ, Россия и др.)- Хотя федеративное государство — довольно сложное и многоликое объединение, главное отличие состоит в том, что его территория состоит из субъектов или частей (областей, штатов, земель и т. п.), которые, не являясь государствами в полном смысле слова, обладают определенной самостоятельностью (например, любой регион России имеет право самостоятельно заключать внешнеторговые договоры). Классификация государств
Это надо запомнить Процесс образования государства - это не одномоментный процесс. Государство появляется постепенно и лишь тогда, когда общество в результате непрерывного совершенствования орудий труда накапливает определенную долю богатства, позволяющего освободить от участия в производстве некоторую группу людей, дав им возможность заниматься только управлением. 1. Разные народы приходят к государственности в разное время: одни раньше, другие позже. Дело в том, что материальная база для образования государства не у всех создается одновременно в силу разных климатических, географических, природных условий проживания разных народов. 2. В процессе образования государств у одних народов оказываются преобладающими одни факторы (например ирригация), а у других совершенно иные (например насилие). 3. Некоторым народам передают свой опыт и помогают обрести государственность страны, уже убедившиеся в эффективности государства как социального явления. 4. Государство — это особая организация, отличающаяся следующими признаками: наличием территории, населения, публичной власти, права, правоохранительных органов, армии, налогов и суверенитета. 5. По временному критерию различают государства Древнего мира, средневековые государства, государства Нового времени и современные государства. 6. По экономическому критерию можно выделить рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства. 7. По устройству государственной власти государства являются либо монархиями, либо республиками. 9. По территориальному устройству государства бывают унитарными и федеративными. Вопросы для контроля 1. Когда и где появились первые государства? 2. Почему стали заниматься производством продуктов? 3. В чем отличие производящего хозяйства от присваивающего? 4. Какая материальная база необходима для образования государства? 5. Часто ли мы употребляем слово «государство» и какой смысл мы в него вкладываем? Что составляет территорию государства? 6. Есть ли различие между понятиями «население» и «нация»? 7. Что такое власть? 8. Что такое публичная власть? 9. Кто осуществляет государственную власть? 10. Что такое право и зачем оно существует в обществе? 11. Какие правоохранительные органы создаются в государстве? 12. В чем назначение правоохранительных органов? 13. Зачем нужна армия? Можно ли армию использовать для решения внутренних дел в государстве? 14. Что такое налоги и зачем они нужны? 15. Что такое суверенитет и какие его виды вы знаете? 16. Почему с развитием общества суверенитет всех государств постоянно уменьшается? 17. Какие виды государства по (историческому) временному критерию вы можете назвать? 18. Дайте классификацию государств по экономическому критерию. 19. Что такое способ производства, который кладется в основу экономического подхода к классификации государств? 20. Дайте характеристику рабовладельческого государства (можно на конкретном примере). 21. Дайте характеристику феодального государства (можно на конкретном примере). 22. Дайте характеристику буржуазного государства (можно на конкретном примере). 23. Назовите признаки монархии и укажите примеры монархических государств. 24. Согласились бы вы сейчас жить в монархическом государстве? Свой ответ (да или нет) обоснуйте. 25. Что такое республика? 26. Почему республиканское правление возникло позднее монархического? 27. Какие признаки присущи унитарному государству? 28. Какие признаки присущи федеративному государству? 29. Охарактеризуйте Российское государство по различным критериям. Вопросы для обсуждения (темы диспутов) Тема 1. Армия как необходимый атрибут государства Первая точка зрения. Армия — это сила государства, его мускулы. Чем армия больше, тем сильнее государство. Вторая точка зрения. Армия ничего не производит. Однако на свое содержание требует много средств. Следовательно, чем больше армия, тем беднее и слабее государство. Тема 2. Правоохранительные органы как необходимый атрибут государства Первая точка зрения. Правоохранительные органы обеспечивают порядок в обществе. Чем их сеть шире и чем интенсивнее они работают, тем больше в обществе порядка. Вторая точка зрения. Правоохранительные органы устраняют нарушения норм права. Но если нормы права будут отвечать интересам всех людей, то их никто и не будет нарушать. Следовательно, правоохранительные органы будут вообще не нужны. Надо власти больше заботиться об усовершенствовании норм права, а не о наказании правонарушителей. Тема 3. Устройство государственной власти — решающий фактор развития государства Первая точка зрения. Монархия — лучший способ управления обществом. Власть в монархии переходит по наследству, и поэтому общество относится к передаче власти довольно спокойно, в отличие от бурных страстей во время избирательной кампании в республике. Кроме того, при передаче власти по наследству не выбрасываются на ветер огромные деньги, которые неизбежно тратятся при проведении выборов. Вторая точка зрения. Республика — более прогрессивная форма правления. Республика — это коллективное правление, учитывающее мнение избирателей, т. е. всего населения, при принятии решения. В народе говорят: один ум хорошо, а два — лучше. Задачи и задания 1. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) не имеют армий. Они вступили в НАТО, которое в случае агрессии с чьей-либо стороны обязуется эти страны защищать. Скажите, потеряли ли эти страны государственность? Если нет, то является ли армия необходимым признаком государства? 2. Телевидение как-то показывало материал журналиста, побывавшего в Бразилии. Речь в нем шла о небольшом городке с населением около 20 тысяч человек, расположенном недалеко от Рио-де-Жанейро. Здесь некогда был полицейский участок, но он закрылся, поскольку в городке Скажите, можно ли говорить о том, что правоохранительные органы являются необходимым признаком государства? 3. Вы — министр финансов и распоряжаетесь финансами страны, которые довольно ограничены. В стране бастуют шахтеры, энергетики, учителя, преподаватели вузов, врачи, военнослужащие, требуя повышения зарплаты. Где вы возьмете деньги и кому повысите заработную плату в первую очередь? 4. На территории США японцы на свои деньги строят заводы (например, по сборке автомобилей «Тойота»), покупают американские предприятия, участки земли, строят дома для своих престарелых граждан, и т. п. Скажите, нельзя ли это расценить как расширение границ Японии? И является ли в таком случае территория необходимым признаком государства? 5. Вашему вниманию предлагаются выдержки из законов, принятых в различных государствах в различное время. Попытайтесь определить, творением какого государства (древнего, средневекового, Нового времени или современного) является та или иная норма права. 1) Если человек, выступив в судебном деле со свидетельством о преступлении, не докажет сказанных им слов, то этого человека должно убить. 2) Если суд лишает кого-либо права управления автомобилем, то он одновременно постановляет, что в течение срока от шести месяцев до трех лет новые водительские права не могут быть выданы. 3) Если кто лишит жизни свободного франка или варвара и будет уличен, присуждается к уплате 200 солидов. Если кто лишит жизни человека, стоящего на королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате 600 солидов. 4) Если продавец вещи окажется вором, то его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно, покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца. 5) Никто не может быть принуждаем к исповедованию государственной религии путем наказаний или иным способом, но должны быть приложены старания привлечь граждан надлежащим наставлением и примером хорошего поведения. 6) Если кто-либо будет вызван к испытанию посредством котелка с кипящей водою, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников, Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по закону должен уплатить 15 солидов, он может выкупить свою руку за 3 солида. 7) Каждый трудящийся через посредство своих делегатов принимает участие в коллективном определении условий работы, так же как и в руководстве предприятием. 8) Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины. 9) Ни один приговор не может быть приведен в исполнение в дни национальных или религиозных праздников и в воскресные дни. 10) Мужчины и женщины имеют в принципе одинаковые гражданские права и несут одинаковые обязанности. 11) Если кто желает отказаться от родства, он должен явиться в судебное заседание и сломать над своей головою три ветки мерою в локоть. И он должен в судебном заседании разбросать их в 4 стороны и сказать сам, что он отказывается от соприсяжничества, от наследства и от всяких счетов с ним. 12) Право собственности состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своим доходом, плодами своего труда и своего промысла. 13) Земельное наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, то есть братьям. 14) Все люди равны по природе и перед законом. 15) Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, он — лжец, возводит клевету, его должно убить. 16) Все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям. Свободные народы не знают иных оснований для предпочтения при избрании, кроме добродетелей и способностей. 17) Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность Нам; исключение делается только для сидящих в заключении и поставленных согласно закону королевства вне закона. 18) Кто злую песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого, сложит или распевает, того должно убить. 19) Суд может самостоятельно распорядиться о помещении лица в психиатрическую больницу или терапевтическое учреждение для алкоголиков и наркоманов, если вследствие невменяемости или недееспособности лица судебное разбирательство проведено быть не может. 20) Надо, чтобы при производстве обыска обыскивающий не имел никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу. На международной арене. К ним относятся: — функция обороны. Эта функция была особенно важной в прежние времена. Сейчас государства стараются решать возникающие в их отношениях проблемы цивилизованным путем, посредством переговоров. Кроме того, теперь существует целый ряд международных организаций (ООН, Совет Европы и др.), которые занимаются улаживанием конфликтов между государствами и стараются не допустить их военного столкновения; — дипломатическая функция. Она осуществляется в основном с помощью специальных представительств (посольств и консульств), находящихся за границей. Их задачей является поддержание нормальных добрососедских отношений между странами, улучшение взаимопонимания и сотрудничества во всех областях межгосударственных связей; — функция поддержания мирового правопорядка (внешнеполитическая функция). Основным международным органом здесь является Совет Безопасности — постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации, например Лига арабских государств, Организация африканского единства и др.; — внешнеэкономическая функция. В современном мире ни одна из стран практически не может прожить в одиночку и самостоятельно производить абсолютно все, что необходимо ее населению. Любой стране выгодно специализироваться на том, что у нее лучше получается или чем она богата, и отдавать это в обмен на то, что производить своими силами или невыгодно, или невозможно в силу климатических условий их территорий или отсутствия соответствующих природных богатств; — социальная функция. Социальная помощь (выделение финансовых средств, списание долгов, поставка медицинского и иного оборудования, продуктов питания и одежды, направление специалистов и др.) осуществляется в отношении развивающихся стран, например Сомали, Эфиопии, Судана; экологическая функция. Она все больше и больше выдвигается в разряд основных. Проявляется эта деятельность чаще всего в направлении в районы экологического бедствия (с согласия того или иного государства) необходимого оборудования и контингента людей для ликвидации его последствий; — функция культурного сотрудничества. Она осуществляется на основе как двусторонних, так и многосторонних договоров между странами. Этим также занимаются и неправительственные организации, например, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет. В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО. Культурным сотрудничеством занимается и немало частных организаций. Так, например, при их посредничестве в Москве побывали такие звезды мирового музыкального искусства, как Майкл Джексон и Мирей Матье, оперная певица Монтсеррат Кабалье, The Rolling Stones и Deep Purple и многие другие. Роль государства в жизни общества схематично изображена ниже. ГОСУДАРСТВО v Решает общие дела v Является арбитром в разрешении социальных споров v Урегулирует конфликты на международной арене v Устанавливает и поддерживает правопорядок, в том числе с помощью принуждения Внутренние функции ü Экономическая ü Политическая ü Социальная ü Правоохранительная ü Экологическая ü Борьбы с последствиями стихийных бедствий ü Обеспечения национальной безопасности ü Строительства дорог и других общественных систем ü Транспортная ü Информационная Внешние функции Ø Обороны Ø Дипломатическая Ø Поддержки мирового правопорядка (внешнеполитическая) Ø Внешнеэкономическая Ø Культурного сотрудничества Структура государства. Основной составляющей государства является государственная власть. То, как она устроена, в значительной мере определяет характер самого государства. Управление обществом. Государство выполняет, как мы уже знаем, множество функций. Вот почему государственный аппарат по своему строению очень сложен и состоит из большого количества государственных органов, каждый из которых отвечает за свой участок работы. Понятие государственного органа. Государственный орган имеет властные полномочия, т. е. право давать указания, имеющие обязательный характер. Указания бывают конкретными (или индивидуальными), обращенными к отдельным гражданам, а также нормативными, которые касаются сразу многих граждан, организаций. Так, например, если гражданин С. получает распоряжение управы соответствующего муниципального округа Москвы убрать свою «ракушку» (легкий гараж для автомобиля), то это указание следует признать индивидуальным. Однако введение московским правительством платы за пользование землей, занятой «ракушками», относится уже к разряду нормативных. За нарушение распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. возлагаться неблагоприятные последствия (штрафы, лишение свободы и др.). Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, которые должны действовать только в пределах своей компетенции. Классификация государственных органов. Государственные органы многообразны. По характеру выполняемых задач их можно разделить на три группы: законодательные, исполнительные и правоохранительные органы. Координацию их работы и обеспечение слаженности их действий осуществляет президент — глава государства. Законодательные органы. Они формируются путем выборов. Именно на основе всеобщих, прямых, равных выборов, осуществляемых путем тайного голосования, народ дает депутатам право представлять свои интересы и осуществлять государственную власть. Создание парламентов таким путем имеет место только в развитых государствах. В остальных странах законодательную власть осуществляет глава государства (монарх, президент, председатель правящей партии и др.), хотя формально и там могут создаваться парламенты. В России парламент называется Федеральным собранием. В краях, областях, республиках также имеются законодательные органы, которые могут называться по-разному. Чаще всего используются такие названия, как «дума» и «законодательное собрание». Главная задача законодательных органов состоит в том, чтобы разрабатывать и принимать законы, регулирующие основные стороны жизни общества (например, в 1996 г. был принят новый Уголовный кодекс). Исполнительные органы составляют в государстве наиболее многочисленную и разветвленную систему. Все действия соответствующих органов должны быть основаны на законе и направлены на исполнение законов. Отсюда их название — исполнительные. Носителем высшей исполнительной власти во многих странах является президент. Он же одновременно является главой государства. Ему подчинено правительство, которое осуществляет управление страной во главе с председателем правительства. Существует также целая система министерств и других государственных органов, отвечающих за свой участок работы. В субъектах Федерации повседневную жизнь людей организуют администрации областей, краев (в республиках — правительства). Исполнительные органы находятся непосредственно в гуще людей, повседневно решают их насущные задачи. Они должны хорошо знать потребности и настроение граждан и поэтому могут высказывать свои предложения по урегулированию тех или иных социальных вопросов. Правоохранительные органы Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|