Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Назначение методических указаний





Содержание

Предисловие................................................................3

Требования к знаниям и умениям при выполнении лабораторных работ...............4

Правила выполнения лабораторных работ....................................... 5

Правила оформления лабораторных работ........................................6

Титульный лист оформления лабораторных работ..................................7

Лабораторная работа 1.........................................................8

Лабораторная работа 2........................................................13

Лабораторная работа З....................................................... 17

Лабораторная работа 4....................................................... 20.

Лабораторная работа 5........................................................24

Лабораторная работа 6........................................................28

Лабораторная работа 7........................................................30

Лабораторная работа 8........................................................33

Лабораторная работа 9........................................................36

Лабораторная работа 10.......................................................40

Лабораторная работа 11.......................................................40

Лабораторная работа 12.......................................................40

Лабораторная работа 13.......................................................40

Лабораторная работа 14.......................................................40

Лабораторная работа 15.......................................................40

 

 

Предисловие

Назначение методических указаний

Данные методические указания предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений по программе дисциплины «Базы данных» дляспециальности 080504 «Государственное муниципальное управление» и дисциплины «Системы управления базами данных» для специальности 090801 «Информационная безопасность»

В сборнике содержатся методические указания по выполнению следующих лабораторных работ:

  1. Нормализация отношений.
  2. Создание таблиц и ввод исходных данных.
  3. Открытие, редактирование и пополнение табличного файла. Модификация структуры табличного файла.
  4. Индексирование и сортировка таблиц.
  5. Поиск данных в таблице. Установка даты и вывод записей на экран.
  6. Установление взаимосвязей между таблицами.
  7. Написание программного файла и работа с несколькими табличными файлами.
  8. Работа с переменными и массивами.
  9. Создание меню различных типов.
  10. Создание рабочих окон.
  11. Создание файла проекта базы данных.
  12. Создание интерфейса (входной формы).
  13. Управление внешним видом.
  14. Создание и печать отчетов.
  15. Создание и управление базой данных с помощью SQL - операторов.

 

 

Требования к знаниям и умениям при выполнении лабораторных работ

В результате выполнения лабораторных работ, предусмотренных программой по данной специальности, студент должен

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о базах данных

— о роли и месте знаний по дисциплине при освоении смежных дисциплин по выбранной спе-

циальности и в сфере профессиональной деятельности;

 

 

знать:

— состав информационной модели данных;

— типы логических моделей;

— этапы проектирования базы данных;

— общую теорию проектирования прикладной программы;

 

уметь:

— строить информационную модель данных для конкретной задачи;

— выполнять нормализацию базы данных;

— подбирать наилучшую систему управления базами данных (СУБД);

— проектировать прикладную программу.

 

Правила выполнения лабораторных работ

1. Студент должен прийти на лабораторное занятие подготовленным к выполнению лабораторной работы.

 

2. Каждый студент после проведения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом и выводом по работе.

 

З. Отчет о проделанной работе следует выполнять в журнале лабораторных работ на листах формата А4 с одной стороны листа. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы.

 

4. Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля, и т.д.) карандашом с соблюдением ЕСКД.

 

5. Исправления выполняются на обратной стороне листа. При мелких исправлениях неправильное слово (буква, число и т.п.) аккуратно зачеркиваются и над ним пишут правильное пропущенное слово (букву, число и т.п.).

 

6. Оценку по лабораторной работе студент получает, с учетом срока выполнения

работы, если:

- задание выполнено правильно и в полном объеме;

- сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;

- студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

- отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше;

- отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.

 

Зачет по лабораторным работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой лабораторных работ после сдачи журнала с отчетами по работам и оценками по каждой из них.

 

 

Правила оформления лабораторных работ

 

1. Отчет должен выполняться на листах формата А4, каждый из которых имеет рамку.

2. Отчет оформляется в рукописном виде.

 

Уфимский государственный колледж радиоэлектроники

 

ЖУРНАЛ

лабораторных работ (отчеты)

 

по дисциплине _________________________________________

_______________________________________________________

 

Группа _____________

Студент _______________ ________________ __________________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Преподаватель _________ ________________ _________________________________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

______________________

(оценка)

 

20___ г.

 

 

 

Лабораторная работа 1.

Нормализация отношений.

Цель работы

научиться приводить таблицы к нормальному уровню (первому, второму и третьему).

.

Пояснения к работе 2.1 Краткие теоретические сведения.

Проектирование структуры базы данных. Нормализация таблиц.

Цели: научиться приводить таблицы к требуемому уровню нормальности

  1. Теоретические сведения

Первая нормальная (1НФ-снижение размерности) требует, чтобы каждое поле таблицы БД:

* было неделимым;

* не содержало повторяющихся групп.

Неделимость поля означает, что значение поля не должно делиться на более мелкие значения. Например, если в поле "Подразделение" содержится название факультета и название кафедры, требование неделимости не соблюдается и необходимо из данного поля выделить или название факультета, или кафедры в отдельное поле.

Повторяющимися являются поля, содержащие одинаковые по смыслу значения. Например, если требуется получить статистику сдачи экзаменов по предметам, можно создать поля для хранения данных об оценке по каждому предмету. Однако в этом случае мы имеем дело с повторяющимися группами.

Вторая нормальная форма ( 2НФ- выделение ключевых полей ) требует, чтобы все поля таблицы зависели от первичного ключа, то есть, чтобы первичный ключ однозначно определял запись и не был избыточен. Те поля, которые зависят только от части первичного ключа, должны быть выделены в составе отдельных таблиц.

Третья нормальная форма (ЗНФ – выделение вторичных связанных полей) требует, чтобы значение любого поля таблицы, не входящего в первичный ключ, не зависело от значения другого поля, не входящего в первичный ключ.

 

Задания

2.1 Приведите к первой нормальной форме следующую ненормализованную таблицу (в жирной рамке ключ таблицы):

 

Таб.№ ФИО Подразделение Командировка
№№ Дата начала Дата окончания Организация Город
  Иванов И.И. 1-й отдел   01.10.99 20.10.99 ПО «Кристалл» Черноморск
  15.11.99 21.11.99 НПО «Заря» Гряжск
  Петров П.П. 3-й отдел   11.12.99 15.12.99 ЗАО «Степь» Урюпинск

 

2.2 Приведите ко второй нормальной форме следующие таблицы, находящиеся в первой нормальной форме (в жирной рамке ключ таблицы):

 

Таб.№ Спектакль Роль Фамилия актёра Звание Амплуа
  Горе от ума Чацкий Миронов Заслуж.артист Герой
  Свадьба Фигаро Фигаро Миронов Заслуж.артист Герой
  Горе от ума Фамусов Папанов Народ..артист Разнохаракт.

 

 

№№ клиента №№ кредита Сумма Дата выдачи Погашен ФИО клиента Адрес Телефон
    100 000р. 10.01.96 Да Честнадзе А.А. Рахова-15 11 22 33
    1 000 000р. 10.01.97 Нет Честнадзе А.А. Рахова-15 11 22 33
    2 000 000р. 11.01.97 Нет Волоский В.В. Ванцетти-2 33 22 11

 

 

2.3 Приведите к третьей нормальной форме следующие таблицы, находящиеся во второй нормальной форме (в жирной рамке ключ таблицы):

 

Рейс Маршрут Тип самолёта Количество мест
  Москва – Нью-Васюки Ил – 62  
23-ис Москва – Черноморск Як - 42  
  Москва – Гряжск Як - 42  

 

 

Завод. № Производитель Марка Сырьё В эксплуатации Производительность
34-67/1 «Раздолье» Ректиф-2 Картофель 01.03.97 200 л/сутки
5677-с «Зеленогорье» Ректиф-3 Зерно 03.02.98 500 л/сутки
  «Мечта» Ректиф-2 Картофель 01.03.97 200 л/сутки

3. Контрольные вопросы.

3.1 Укажите этапы проектирования базы данных

3.2 Что такое нормализация отношений?

3.3 Сколько нормальных форм таблицы существует?

3.4 Сформулируйте условия второй нормальной формы

 

Содержание отчёта

Отчёт должен содержать:

4.1 Название работы

4.2 Цель работы

4.3 Задание

4.4 Ответы на контрольные вопросы

4.5 Выводы к работе.

Список литературы

1. Агальцов ВП. Базы данных. В 2-х кн. Книга 1. Локальные базы даны: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009– 352 с.: ил. – (Высшее образование).

2. Фаронов В.В. Программирование баз данных в Delphi 7. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2006 – 459 с.: ил.

3. Бобровский С. И. Технологии Delphi. Разработка приложений для бизнеса. Учебный курс. –СПб.: Питер, 2007 – 720 с.: ил.

4. Хомоненко А.Д. Самоучитель Delphi. – 2-е изд., перераб. И доп. / А.Д. Хомоненко, В.Э. Гофман. – СПб.: БХВ-Питер, 2008 – 576 С.: ИЛ. + CD-ROM

5. Фаронов В.В. Delphi 5. Руководство программиста. – М.: «Нолидж», 2001 – 880 с., ил.

6. Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Ввод

ный курс: Учебное пособие – М.:Гелиос АРВ, 2002– 368с.

7. Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных: теория и практика: Учеб

ник для вузов– М,:Высш.шк., 2005 – 463с.

8. Голицина О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: Учебное пособие –М.: ФОРУМ:

ИНФРА-М, 2004 – 352с. (профессиональное образование)

 

 

Лабораторная работа 2.

Цель работы

научиться создавать файл базы данных, создавать таблицы и вводить данные.

Задание

Создать учебную БД «СТУДЕНТЫ», состоящую из одной таблицы STUD и заполнить её.

Таблица 1. Данные о студентах

№ зач. книж­ки Груп­па Фамилия Имя Отчество Год рожде­ния Пол Предмет Оценка
Zach Group Fam Nam Par Year_b Sex Pred Oz
  В2201 Иванов Егор Петрович   М Информатика  
  Э3514 Петров Иван Сидорович   М Информатика  
  Э3514 Сидоров Иван Петрович   М СПО  
  А1501 Егорова Инна Егоровна   Ж ТОЭ  

 

Создание таблицы

В файл-серверных БД все таблицы размещаются в одном каталоге. Поэтому перед созданием БД создадим ее каталог. Пусть это будет каталог С: \ STUDDATA. Создание таблиц файл-серверных БД осуществляется с помощью утилиты (вспомогательной программы) Database Desktop (DBD), входящей в комплект поставки Delphi.

Утилита DBD решает целый ряд задач, связанных с таблицами файл-серверных БД. С ее помощью можно создать или изменить структуру таблицы, создать ее первичные ключи и индексы, создавать и изменять записи, просматривать их и т. д. К сожалению, используемые ею шрифты не поддерживают кириллицу, так что работать с записями, содержащими русскоязычные текстовые поля, невозможно. Другим существенным недостатком утилиты является невозможность ее использования в клиент-серверных БД.

Запустите DBD с помощью Пуск ׀ Программы ׀ Borland Delphi 5 ׀ Data-base Desktop (если вы работаете в среде Delphi, для запуска используйте главное меню: Tools ׀ Database Desktop). Первое, что необходимо сделать, — это настроить рабочий каталог утилиты. Выберите в меню File ׀ Working Di rectory и установите в появившемся окне (рис.1) ссылку на каталог С: \ STUDDATA.

Рис. 1 Установка рабочего каталога

 

Для создания таблицы STUD выберите File ׀ New ׀ Table. DBD создаст окно Create Table, в котором можно выбрать тип таблицы. Тип таблицы определяет многие ее свойства.

В появившемся диалоге Create Table выбирается тип табли­цы (из известных стандартных – например,Paradox, Access, dBase, InterBase, Oracle и т.д.).

Рис. 2 Выбор типа таблицы

Тип Paradox 7 можно считать наилучшим для файл-серверных таблиц: согласитесь с умалчиваемым предложением Paradox 7, нажав кнопку ОК. На экране появится окно (рис.3), предназначенное для создания / редактирования структуры таблицы.

 

 

Рис. 3 Окно создания структуры таблицы

 

Каждому полю создаваемой таблицы соответствует одна запись в таблице Field roster этого окна: в колонку Field Name нужно поместить имя поля, в колонку Туре — символ, определяющий тип хранимых в поле данных, в колонку size — число, определяющее длину поля (требуется не для всех типов полей), и, наконец, в колонку Key — символ «*», если по значениям этого поля нужно построить первичный ключ.

Ключе­вым может быть одно или несколько полей. В приведённом примере можно было бы сделать ключевыми совокупность полей Fam, Nam и Par. Но в этом случае нельзя было бы заносить в таб­лицу сведения о полных одZach нофамильцах, у которых совпадают фамилия, имя и отчество. Поэтому целесообразнее использовать поле Zach – номер зачётной книжки, которое можно сделать клю­чевым, по­скольку номер зачётной книжки не может быть одинаковым у двух студентов.

Введите название первого поля Zach (первый символ названия поля для таблиц Paradox DBD всегда вводит заглавным символом) и нажмите клавишу табуляции для перехода к следующей колонке, в которой вводится тип поля. Нажмите клавишу пробел, чтобы DBD показала список возможных типов, и выберите в нем тип Autoincrement. Поля автоинкремевтного типа служат для создания уникального числа, однозначно определяющего запись: для первой записи в это поле будет автоматически помещено число 1, для второй —2 и т. д. При удалении какой-либо записи выделенное для нее число не используется вновь. После выбора типа черный прямоугольник появится в столбце Key. Нажмите пробел, чтобы создать по полю первичный ключ.

Продолжите ввод полей таблицы STUD так, как показано на рис.4.

 

Рис. 4 Структура полей таблицы STUD

 

 

После задания структуры таблицы, её сохранение произво­дится выбором кнопки Save As. В диалоге указывается имя файла таблицы Stud.

Если необходимо в дальнейшем изменить структуру табли­цы, следует открыть таблицу в Database Desktop и выбрать в главном меню пункты Table->Restructure.

После создания таблицы возможно её редактирование и использование в при­кладных программах.

Для наполнения таблицы данными следует открыть таблицу:

Запустите DBD с помощью Пуск ׀ Программы ׀ Borland Delphi 5 ׀ Database Desktop

выберите File ׀ Open ׀ Table в отрывшемся окне установите путь к папке STUDDATA и откройте файл Stud; в открытой таблице в главном меню выберите Table ׀ Edit Data и наполните таблицу исходными данными из таблицы 1.

 

 

Содержание отчёта

Отчёт должен содержать:

5.1 Название работы

5.2 Цель работы

5.3 Задание

5.4 Ответы на контрольные вопросы

5.5 Выводы к работе.

 

 

Лабораторная работа № 3

Цель работы

научится открывать, редактировать и пополнять табличные файлы, модифицировать структуры табличного файла.

— программно перемещать курсор в любое место таблицы;

— программно добавлять, редактировать и удалять записи.

 

Пояснения к работе

Задание

4. Контрольные вопросы

4.1. Контрольный вопрос

4.2. Контрольный вопрос

4.3. Контрольный вопрос

4.4. Контрольный вопрос

 

Содержание отчёта

Отчёт должен содержать:

5.1. Название работы;

5.2. Цель работы;

5.3. Задание;

5.4. Ответы на контрольные вопросы;

5.5. Выводы к работе.

 

Лабораторная работа № 4

Цель работы

Освоить работу с индексами, используя утилиту и процедуры

Пояснения к работе

Задание

4. Контрольные вопросы

4.1. Контрольный вопрос

4.2. Контрольный вопрос

4.3. Контрольный вопрос

4.4. Контрольный вопрос

 

Содержание отчёта

Отчёт должен содержать:

5.1. Название работы;

5.2. Цель работы;

5.3. Задание;

5.4. Ответы на контрольные вопросы;

5.5. Выводы к работе.

 

 

Лабораторная работа № 5

Цель работы

Научиться программно выполнять сортировку, поиск и фильтрацию данных

Пояснения к работе

Задание

4. Контрольные вопросы

4.1. Контрольный вопрос

4.2. Контрольный вопрос

4.3. Контрольный вопрос

4.4. Контрольный вопрос

 

Содержание отчёта

Отчёт должен содержать:

5.1. Название работы;

5.2. Цель работы;

5.3. Задание;

5.4. Ответы на контрольные вопросы;

5.5. Выводы к работе.

 

 

Лабораторная работа 6

Установление взаимосвязей между таблицами.

1 Цель работы:

научиться формировать логические связи между таблицами.

Содержание отчёта

Отчёт должен содержать:

5.1. Название работы

5.2. Цель работы

5.3. Задание

5.4. Ответы на контрольные вопросы

5.5. Выводы к работе.

 

Лабораторная работа № 7

Пояснения к работе

Задание

4. Контрольные вопросы

4.1. Контрольный вопрос

4.2. Контрольный вопрос

4.3. Контрольный вопрос

4.4. Контрольный вопрос

 

Содержание отчёта

Отчёт должен содержать:

5.1. Название работы;

5.2. Цель работы;

5.3. Задание;

5.4. Ответы на контрольные вопросы;

5.5. Выводы к работе.

 

 

Лабораторная работа 8

Типы данных

Обрабатываемые в программе данные подразделяются на переменные, константы и литералы. Каждый элемент данных принадлежит к определенному типу. Тип определяет множество значений, которые могут принимать элементы данных, и совокупность допустимых над ними операций.

Типы данных разделяются на группы:

Простые, структурные, указатели, процедурные и вариантные. К структурным типам относятся: строки, массивы, множества, записи, файлы и классы.

Массив – упорядоченная индексированная совокупность однотипных элементов, имеющих общее имя. Элементами массива могут быть данные различных типов, включая структурированные. Каждый элемент массива однозначно определяется именем массива и индексом (номером этого элемента в массиве) или индексами, если массив многомерный. Различают массивы статические и динамические. Статический массив представляет собой массив, границы индексов и, соответственно, размеры которого задаются при объявлении, т.е. они известны ещё до компиляции программы.

 

Операторы языка Delphi

 

Операторы представляют собой законченные предложения языка, которые выполняют некоторые действия над данными, которые можно разделить на две группы:

  • простые;
  • структурированные.

К простым относится оператор присваивания, к структурированным – условный оператор и оператор цикла.

 

Условный оператор

Условный оператор обеспечивает выполнение или не выполнение некоторых операторов в зависимости от соблюдения определенных условий. Условный оператор в общем случае предназначен для организации ветвления программы на два направления и имеет формат:

If < условие > then < оператор1 > [ else < оператор2 > ];

Условие представляет собой выражение логического типа. Если условие истинно (имеет значение True), то выполняется оператор1, в противном случае – оператор2.

Примеры условных операторов:

If x > 0 then x:= x + 1 else x:= 0;

If q = 0 then a:= 1;

Операторы цикла

Операторы цикла служат для организации циклов (повторов). Цикл представляет собой последовательность операторов, которая может выполняться более одного раза. Группу повторяемых операторов называют телом цикла. Для построения цикла можно применять условный оператор и оператор перехода. Однако в большинстве случаев удобно использовать операторы цикла.

Существуют три вида операторов:

· с параметром;

· с постусловием;

· с предусловием.

 

Const

N=10; // Кол-во элементовмассива

MAX_VALUE =100; // Диапазон значений случайных чисел

Var

m: Array[1..N] of integer; // Массив чисел

Sum:Real; // Сумма чисел

Begin

// Наполняем массив случайными числами:

for i:=1 to n do

Begin

m[i]:=Random(MAX_VALUE); // Random (диапазон)- выбо случаеных чисел

end;

// Задаем начальные значения переменных:

sum:=m[1];

max:=m[1];

min:=m[1];

// Цикл вычисления суммы всех случайных чисел и поиска

// минимального и максимального:

for i:=2 to N do

Begin

sum:=sum+m[i];

if m[i]<min then

min:=m[i]

else if m[i]>max then

max:=m[i]

end;

label1.Caption:='Максимальное '+IntToStr(max);

label2.Caption:='Минимальное '+IntToStr(min);

label3.Caption:='Сумма '+floatToStr(sum);

label4.Caption:='Cреднее арифметическое '+floatToStr(sum/N);

Begin

memo1.Text:= memo1.Text+IntToStr(m[i])+' | ';

end;

end;

4. Контрольные вопросы

4. 1. Что такое массив?

4. 2. Как объявить массив?

4. 3. Как декларируется переменная?

4.4. Как работает оператор присваивания? З А М Е Н И Т Ь ВОПРОСЫ

 

Содержание отчёта

Отчёт должен содержать:

5.6. Название работы

5.7. Цель работы

5.8. Задание

5.9. Ответы на контрольные вопросы

5.10.Выводы к работе.

Лабораторная работа 9

 

Пояснения к работе

Динамическая настройка меню

Создание и настройка меню с помощью Конструктора меню выполняются при создании приложения. Кроме того, меню можно создавать или изменять динамически непосредственно при выполнении приложения. Например, возможно:

  • создать новое меню любого типа или удалить его;
  • заблокировать или разблокировать отдельные пункты;
  • сделать пункт меню видимым или невидимым;
  • добавить или удалить пункт меню;
  • изменить название пункта

и др.

Эти возможности обеспечиваются установкой свойствам пунктов меню требуемых значений и вызовом соответствующих методов (Add, Insert – для добавления пунктов меню, Delete – для удаления пунктов меню)

 

Задание 4.

4.1 Добавить в пункте Файл подпункт Сохранить как и отделить его от подпункта Выход

4.2 Для пункта Открыть создать подменю: BIBL1, BIBL2

 

Задание 5.

Сделать пункт Сохранить неактивным

После создания всех типов меню форма должна выглядеть так:

 

 

4. Контрольные вопросы

4.1 Какие типы меню применяются при создании приложения?

4.2 Где на форме располагается главное меню?

4.3 Какой компонент в Delphi используется для создания главного меню?

4. 1 Какой командой запускается конструктор меню?

4.4 Какое свойство пункта меню используется для задания заголовка пункта меню?

4.5 Как можно разместить значок слева от заголовка пункта меню?

4.6 Какое свойство пункта меню позволяет сделать его неактивным?

4.7 Когда появляется контекстное меню?

4.8 Можно ли создавать или изменять меню при выполнении приложения? Если «Да», то как?

 

Содержание отчёта

Отчёт должен содержать:

5.1 Название работы

5.2 Цель работы

5.3 Задание

5.4 Ответы на контрольные вопросы

5.5 Выводы к работе.

Лабораторная работа № 10

Создание рабочих окон.

1. Цель работы:

изучить понятия, виды и назначение окон. Узнать примеры создание рабочих окон, в том числе и вложенных окон.

 

Пояснения к работе

Задания

Пример программы

Рис.1 Пример программы

Листинг программы

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls;

type

TForm1 = class(TForm)

Button1: TButton;

Button2: TButton;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

uses Unit2;

{$R *.dfm}

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Form2.Show;

end;

 

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Form2.Hide;

end;

 

end.

 

4. Контрольные вопросы

4.1. Контрольный вопрос

4.2. Контрольный вопрос

4.3. Контрольный вопрос

4.4. Контрольный вопрос

 

Содержание отчёта

Отчёт должен содержать:

5.1. Название работы;

5.2. Цель работы;

5.3. Задание;

5.4. Ответы на контрольные вопросы;

5.5. Выводы к работе.

 

 

Лабораторная работа 11

 

Характеристика проекта

Состав проекта

Создаваемое в среде Delphi приложение состоит из нескольких элементов, объединенных в проект. В состав проекта входят следующие элементы (в скобках указаны расширения имен файлов):

  • код проекта (dpr);.
  • описания форм (dfm — для Windows, xfm — кроссплатформенный вариаiiт);
  • модули и модули форм (pas);
  • параметры проекта (dof— для Windows, kof— для Linux);
  • параметры среды (cfg);
  • описание ресурсов (res).

 

Взаимосвязи между отдельными частями (файлами) проекта показаны на рис. 1.4.

Кроме приведенных файлов, автоматически могут создаваться и другие файлы, например, резервные копии файлов: ~dр — для файлов с расширением dpr; ~ра — для файлов с расширением pas.

 

При запуске Delphi автоматически создается новый проект с именем Projecti, отображаемым в заголовке главного окна Delphi. Этот проект имеет в своем составе одну форму Form1, название которой видно в окне Формы.

Разработчик может изменить предлагаемое по умолчанию имя проекта, а также установить параметры среды таким образом, что после загрузки Delphi будет автоматически загружаться приложение, разработка которого выполнялась в последний раз.

 

Рис. 1.4. Связи между файлами проекта

 

Обычно файлы проекта располагаются в одном каталоге. Поскольку даже относительно простой проект включает достаточно много файлов, а при добавлении к проекту новых форм количество этих файлов увеличивается, для каждого нового проекта целесообразно создавать отдельный каталог, где и

сохранять все файлы проекта.

 

Файл проекта

Файл проекта является центральным файлом проекта и представляет собой собственно программу. для приложения, имеющего в составе одну форму, файл проекта имеет следующий вид:

 

proqram Ргojесtl;

uses

Forms,

Uniti in ‘Uniti.рas’ {Forml};

{SR *.res}

begin

Application. Initialize;

Application.CreateForni(TForml, Form1);

Application. Run;

End.

 

Имя проекта (программы) совпадает с именем файла проекта и указывается при сохранении этого файла на диске, первоначально это имя Ргоjесt1. То же имя имеют файлы ресурсов и параметров проекта, при переименовании файла проекта данные файлы переименовываются автоматически.

Сборка всего проекта выполняется при компиляции файла проекта. При этом имя создаваемого приложения (ехе-файл) или динамически загружаемой библиотеки (dll-файл) совпадает с названием файла проекта.

В дальнейшем мы будем подразумевать, что создается приложение, а не динамически загружаемая библиотека.

В разделе uses указывается имя подключаемого модуля Forms, который является обязательным для всех приложений, имеющих в своем составе формы. Кроме того, в разделе uses перечисляются подключаемые модули всех форм проекта, первоначально это модуль Unit1 формы Forml..

Директива $R подключает к проекту файл ресурсов, имя которого по умолчанию совпадает с именем файла проекта. Поэтому вместо имени файла ресурса указан символ *. Кроме этого файла разработчик может подключить к проекту и другие ресурсы, самостоятельно добавив директивы $R и указав в них соответствующие имена файлов ресурсов.

Программа проекта содержит всего три оператора, выполняющих инициализацию приложения, создание формы Forml1и запуск приложения. Эти операторы будут рассмотрены в следующих главах.

При выполнении разработчиком каких-либо операций с проектом Delphi формирует код файла проекта автоматически. Например, при добавлении новой формы в файл проекта добавляются две строки кода, относящиеся к этой форме, а при исключении формы из проекта эти сtроки автоматически исключаются. При необходимости программист может вносить изменения в файл проекта самостоятельно, однако подобные действия могут разрушить целостность проекта и поэтому обычно выполняются только опытными программистами. Отметим, что некоторые операции, например; создание обработчика события для объекта Application, системой Delphi автоматически не выполняются и требуют самостоятельного кодирования в файле проекта.

Отображение кода файла проекта в окне Редактора кода задается командой Project │View Source (Проект Просмотр источника).

В файле проекта для многих приложений имеется похожий код, поэтому в дальнейшем при рассмотрении большинства приложений содержимое этого файла не приводится.

 

Файлы формы.

Для каждой формы в составе проекта автоматически создаются файл описания формы (расширение dfm) и файл модуля формы (расширение pas).

Файл описания формы является ресурсом Delphi и содержит характеристики формы и ее компонентов. Разработчик обычно управляет этим файлом через окна Формы и Инспектора объектов. При конструировании формы в файл описания автоматически вносятся соответствующие изменения. Содержимое файла описания формы определяет ее вид. При необходимости можно отобразить этот файл на экране в текстовом виде, что выполняется командой View as Text (Просмотреть как текст) контекстного меню формы. При этом окно Формы пропадает с экрана, а содержимое файла описания формы открывается в окне Редактора кода и доступно для просмотра и редактирования.

 

Отметим, что в начальной (пустой) форме типа TForm1 отсутствуют строки, относящиеся к кнопке Button1 (выделены полужирным начертанием).

Файл описания содержит перечень всех объектов формы, включая саму форму, а также свойства этих объектов. для каждого объекта указывается его тип; для формы ее тип (класс) TForm1 описывается в модуле этой формы. Если в строчке Caption = ‘Form1’, определяющей заголовок формы, вместо Form1 ввести, например, текст Первая форма, то заголовок формы изменится на новый. Однако на практике подобные действия обычно выполняются в окне Инспектора объектов.

 

Повторное открытие окна формы выполняется командой View I Forms (Просмотр I Формы) или комбинацией клавиш Shift>+<F12>, после чего открывается диалоговое окно View Form (Просмотр форм), в списке которого и выбирается нужная форма (рис. 1.5).

 

Рис. 1.5. Выбор файла описания формы

 

Одновременно можно отобразить на экране несколько форм. для закрытия того или иного окна Формы нужно выполнить команду File I Close (Файл I Закрыть) или щелкнуть мышью на кнопке закрытия соответствующего окна.

Файл модуля формы содержит описание класса формы. для пустой формы, добавляемой к проекту по умолчанию, файл модуля формы содержит следующий код:

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, Sysutils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs;

type

TForm1 = class (TForm)

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}

end.

 

Delphi автоматически создает файл модуля формы при добавлении новой формы. По умолчанию к проекту добавляется новая форма типа TForm, не содержащая компонентов.

В разделе interface модуля формы содержится описание класса формы, а в разделе implementation— подключение к модулю директивой $R визуального описания соответствующей формы. При размещении в форме компонентов, а также при создании обработчиков событий в модуль <







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.