Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Истерические психогенные расстройства





Истерические психогенные расстройства чаще всего наблюдаются в военной обстановке, а в мирное время — в судебно-психиатрической практике ("тюремная истерия"). Реже они возникают в связи с ситуациями утраты (потерей объекта любви и привязанности в результате смерти или болезненного разрыва отношений). Для формирования последних имеют значение истерические или "истерофильные" (обнаруживающие тенденцию к истерическому реагированию) расстройства личности в преморбиде.

Истерическое сумеречное помрачение сознания (один из вариантов имеет название синдрома Ганзера) определяется доминированием в сознании ярких галлюцинаций, сопровождающихся соответствующим поведением. Клиническую картину отличает значительная мозаичность поведения в сочетании с демонстративностью — больные то абсолютно безразличны к происходящему вокруг, то бессмысленно хохочут, то без всяких на то оснований выражают испуг. Ответы, несмотря на явную нелепость, находятся в плане вопроса. Больные действуют невпопад, но сохраняется общее направление требуемого действия.

Психогенное бредоподобное фантазирование определяется наличием не имеющих тенденции к систематизации идей величия, богатства, особой значимости, надежного покровительства, находящихся в зависимости от внешних обстоятельств (в том числе — от вопросов врачей), и отражает стремление к уходу от травмирующей ситуации или ее разрешению в фантастически-гиперболизованной форме.

Псевдодементная форма расстройства включает в себя проявления мнимого, кажущегося, слабоумия, формирующиеся в течение нескольких дней и сохраняющиеся в течение месяца и более. Состояние больных характеризуется нарочито грубыми демонстрациями нарушения интеллекта (невозможность назвать возраст, дату, перечислить факты прошлой жизни, имена родных, произвести элементарный счет и др.), а также неправильными ответами (миморечь) и действиями (мимодействия). Поведение носит характер дурашливости: неадекватная мимика, вытягивание губ "хоботком", сюсюкающая речь и т.д. В качестве разновид­ности псевдодементной формы рассматривается пуэрилизм. Основными психопатологическими чертами последнего являются регрессивные проявления вплоть до детской речи, моторики, характерных эмоциональных реакций и поведения: больные шепелявят, бегают мелкими шажками, играют в куклы, просят взять их на ручки.

Истерический ступор — симптомокомплекс, проявляющийся выраженным психомоторным торможением и мутизмом на фоне суженного сознания по истерическому типу; поведение больных отражает напряженный аффект (страдание, отчаяние, злобу).

Симптомокомплекс регресса личности определяется признаками тяжелого нарушения психических функций, сопровождающегося утратой навыков человеческого поведения. Больные лишаются речи, навыков самообслуживания, передвигаются на четвереньках, едят руками, не удерживают на себе одежду.

Психические эпидемии, формирующиеся по механизму индуцированного истерического реагирования, в последнее время опосредованы бесконтрольно циркулирующими сведениями из книжных, журнальных и газетных публикаций, которые комментируются по телевидению или через Интернет. Основными индукторами становятся не только обладатели мистического опыта (приверженцы оккультизма, уфологи, сатанисты и др.), но и раз­личного рода "чудотворцы" (маги, экстрасенсы, специалисты по массовому гипнозу).

При благоприятном течении истерические психогенные расстройства подвергаются обратному развитию за период до 2 мес. При пролонгированном течении (от нескольких месяцев до 2 лет и более) отмечается стойкая локальная конверсионная симптоматика (например, парезы и нарушение чувствительности конечностей, дисфония и т.д.), сочетающаяся с проявлениями псевдо-деменции и диссоциативной (селективной, сфокусированной на травматических событиях) амнезии.

Психогенные параноиды

Психогенные параноиды относятся к редким формам психогений; их диагностируют менее чем у 1% больных, госпитализированных в психиатрические больницы. Расстройства возникают на фоне длительного психоэмоционального напряжения, связанного с угрозой своей жизни, жизни или здоровью своих близких, с высокой вероятностью материальной ответственности и судебного наказания, с вынужденной (в частности, тюремной) изоляцией и т.д. Основным психогенным моментом при параноидах (в отличие от реактивных депрессий, чаще всего возникших в результате уже случившегося несчастья) становится как бы вытекающая из сложившейся ситуации и проецируемая на ближайшее будущее опасность жизненной катастрофы. Важным патогенетическим фактором является неблагоприятный характер внешней обстановки — ее специфическое своеобразие, приобретающее свойства психической травмы ("параноиды внешней обстановки", "параноиды военного времени", параноиды, возникающие в условиях путешествий, "бред иноязычного окружения", "миграционный психоз"), или значимое нарушение связей с внешней средой (острые депривационные психозы с патологической интерпретацией происходящего при тугоухости, слепоте и т.д.). Развитию расстройств способствует нервное и соматическое истощение, продолжительное недосыпание, недоедание, злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, опиатами и т.д.)- Существенную роль играет конституциональное предрасположение — не только параноидный, но шизоидный, нарциссический, истерический и тревожный типы личностной аномалии.

Острые психогенные параноиды (длительность — от нескольких дней до 1 мес) определяются транзиторным бредом отношения и преследования, которому свойственны элементарность фабулы, резко выраженный аффект тревоги и страха, эмоцио­нальная насыщенность и образность бредовых построений. Содержание бреда отражает в прямом или переносном (бред невиновности и помилования осужденных) виде травмирующую ситуацию. Состояние развернутой реакции формируется после короткого (несколько часов) продромального периода и быстро достигает кульминации: нарастающая подозрительность трансформируется в убежденность в смертельной опасности с предста­влением о вражеском окружении, которое замышляет преступление или уже совершило убийство кого-либо из родственников. Для спасения себя и своей семьи предпринимаются опасные действия: как нападение на мнимых преследователей, так и попытки разрешения ситуации посредством суицида. Бредовые расстройства редуцируются через несколько дней после госпитализации.

К подострым психогенным параноидам (длительность — от 1 до 6 мес) относятся тюремные психозы, связанные с условиями заключения (арестом, страхом судебного разбирательства и наказания, тревогой за семью, ожиданием освобождения и т.д.). Существенное значение приобретает изоляция в одиночной камере. Другая триггерная ситуация может быть связана с крупными торговыми и финансовыми операциями, шантажом, угрозой потери работы и полного разорения.

Обострение параноида (малосистематизированных идей преследования) может возникнуть на фоне очередной ссоры с конкурентами или компаньонами — поведение больных с этого момента подчиняется законам детективного жанра: замечают слежку, в каждом человеке узнают киллера, появляются только с охраной или не покидают дом, в качестве последнего предупреждения воспринимают обычный вызов в администрацию, не спят по ночам, меняют место жительства, мигрируют или госпитализируются. Бредовое содержание остается в пределах психогенного комплекса, тесно переплетаясь с реальными событиями Редукция бредовых расстройств, несмотря на разрешение психотравмирующей ситуации, начинается в условиях психиатрического стационара и продолжается (с учетом полного восстановления критики) в течение нескольких недель или месяцев.

Затяжные психогенные параноиды (длительность — от 6 мес до 2 и более лет) относятся к бредовым расстройствам, которые формируются в рамках паранояльных развитии по механизму "ключевого переживания", обнаруживающих аффинитет к врожденным свойствам личности (например, патологической ревности, сенситивности или обостренному чувству справедливости). Бред на всем протяжении носит ограниченный, изолированный характер: тенденции к усложнению или генерализации не отмечается. Наиболее распространенными вариантами являются затяжные сутяжные реакции. Состояния чаще всего развиваются после 40 лет и разрешаются постепенно по мере дезактуализации конфликтной ситуации. При неблагоприятном стечении обстоятельств может вновь возникнуть вспышка сутяжничества.

Диагностика, дифференциальная диагностика, терапия

При отграничении психогений от других заболеваний принято ориентироваться на критерии хронологической связи начала болезни с психической травмой и окончания болезни после ее исчезновения, а также сохранения "понятной" связи между содержанием психотравмирующей ситуации и фабулой болезненных преживаний. В практической жизни этих критериев недостаточно, диагностика опирается также на современные этиопатогенетические признаки, характерную картину и клиническое содержание, присущие реактивным состояниям.

Психогении чаще всего приходится дифференцировать с расстройствами эндогенного круга (шизофрения, шизоаффективные расстройства, эндогенные депрессии и мании), реже — с психическими заболеваниями другого генеза (органические, в том числе атрофические, заболевания ЦНС, алкоголизм и др.).

При шизофрении психогенный фактор является лишь пусковым механизмом, а клиническая картина и течение заболевания формируются в соответствии с закономерностями, свойственными эндогенному заболеванию. Дифференциация психогений и проявлений вялотекущей шизофрении становится возможной на основании признаков реактивной лабильности ("ремитирующая реактивность"), связанных не столько с характером и интенсивностью психотравмирующего воздействия или условиями, предрасполагающими к формированию того или иного типа психогений, сколько со свойствами эндогенного процесса. Повторные реакции при шизофрении отличаются шаблонным характером или парадоксальностью, могут чередоваться с аутохтонными экзацербациями эндогенного заболевания.

В клинической картине шизофренических реакций доминируют нарушения мышления по шизофреническому типу, пароксизмально возникающие сенестоалгические расстройства, грубое психопатоподобное поведение с импульсивными поступками или чудаковатостью. При превалировании истероформных проявлений в рамках шизофренических реакций отмечаются признаки утраты произвольности свойственных больным фантазий. Истерические психогенные расстройства, затрагивающие двигательную сферу, отличаются от проявлений кататонии — застывания в вычурных позах, стереотипизации и однообразности движений. При психогенно спровоцированном приступе параноидной шизофрении (в отличие от психогенных параноидов) обнаруживается тенденция к генерацизации бреда, "непонятность" и нелепость бредовых построений, далеко выходящих за рамки психогенного содержания. Даже после редуцирования бреда критическое отношение к перенесенному психозу полностью не восстанавливается.

При дифференциации психогенных и эндогенных депрессий следует указать на отсутствие связи динамики последних с особенностями психотравмирующей ситуации и ее последствий. Появление аффекта тоски при психогенных депрессиях отражает не беспричинную душевную боль, как при эндогенных аффективных расстройствах, а мотивированное чувство, отражающее реальные обстоятельства.

При дифференциации психогенных и алкогольных психозов (в частности, параноидов) следует учитывать преобладание обма­нов восприятия (галлюциноз с алкогольной тематикой, характерные зрительные галлюцинации), в то время как при психогенных психозах доминируют бредовые толкования.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.