Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Е. В. Емельянова. Кризис в созависимых отношениях





 

Принципы и алгоритмы консультирования

РЕЧЬСанкт-Петербург 2004

 

ББК 88.492 Е60

 

Емельянова Е. В.

 

Е60 Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. — СПб.: Речь, 2004. — 368 с.

 

ISBN 5-9268-0321-7

 

В книге подробно описаны принципы консультативной работы с клиентами, вовлеченными в созависимые отношения, — модели и алгоритмы работы, личностные особенности клиентов и специфика работы с ними, уровни и принципы консультативного сопровождения.

 

Книга содержит много разнообразного теоретического и практического материала и будет полезна для психологов, консультантов, психотерапевтов, социальных работников, а также для всех тех, кто столкнулся с проблемой созави-симости в своей жизни.

 

ББК 88.492

 

ISBN 5-9268-0321-7

 

© Издательство «Речь», 2004.

 

© Е. В. Емельянова, 2004.

 

© П. В. Борозенец, оформление, 2004.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

 

Запрос на изменение члена семьи. Что с этим делать?..............................9

 

Немного благодарностей....................................................................13

 

ЧАСТЬ 1. СОЗАВИСИМОСТЬ И СЕМЬЯ.........................................................15

 

ГЛАВА 1. Эмоциональная созависимость.............................................................17

 

ГЛАВА 2. Взаимодействие психологических территорий......................................19

 

ГЛАВА 3. О глубинной сущности созависимости..................................................23

 

ГЛАВА 4. Формы созависимых отношений...........................................................26

 

ГЛАВА 5. Психологические портреты людей, создающих созависимые

 

отношения........................................................................................31

 

Портрет человека с комплексом самоуничижения...........................31

 

Портрет человека с комплексом мученичества.................................37

 

Портрет человека с садистскими наклонностями.............................46

 

Портрет человека с комплексом нарциссизма..................................58

 

Портрет человека с ненасытной жаждой любви................................64

 

Дети, выросшие в семье с созависимыми отношениями..................68

 

ГЛАВА 6.

 

Злокачественная созависимость...........................................................70

 

Наркотическая созависимость...........................................................70

 

Треугольник «спасательства».........................................................71

 

Созависимость с сектой......................................................................73

 

ГЛАВА 7. Зрелые отношения любви и зрелая забота............................................79

 

ЧАСТЬ 2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ

 

РАБОТА С СОЗАВИСИМЫМИ КЛИЕНТАМИ...........................87

 

Оглавление

 

ГЛАВА 1. Определение границ консультирования.................................................89

 

ГЛАВА 2. Условия успешности консультативного сопровождения созависимых

 

клиентов...........................................................................................93

 

Степень разделения ответственности за решение проблемы...........93

 

Степень готовности решать свою часть проблемы..........................106

 

Степень глубины и жесткость причин, создавших условия для

 

развития зависимости..................................................................117

 

Степень развития злокачественной созависимости и особенности

 

работы психолога на различных стадиях....................................120

 

1. Социальная стадия...................................................................123

 

2. Психическая зависимость........................................................125

 

3. Физическая зависимость..........................................................126

 

4. Необратимая степень зависимости.........................................127

 

ГЛАВА 3.

 

Информационный уровень консультирования.....................................128

 

Общие направления профилактики возникновения

 

наркозависимости........................................................................132

 

ГЛАВА 4.

 

Уровень оказания помощи при переживании острого кризиса.............134

 

Кризис и кризисная интервенция....................................................134

 

Сущность кризиса.............................................................................136

 

Стадии кризиса..................................................................................137

 

Кризисная интервенция...................................................................138

 

Этап 1. Установление контакта....................................................139

 

Этап 2. Сбор информации...........................................................139

 

Этап 3. Формулирование проблемы............................................140

 

Этап 4. Исследование возможностей..........................................141

 

Этап 5. Поиск альтернатив..........................................................141

 

Этап 6. Контракт..........................................................................142

 

Этап 7. Заключительный..............................................................143

 

Методы снижения кризисного напряжения....................................144

 

Релаксационная визуализация....................................................144

 

Трансформация образа (метод В. Стюарт) в сочетании

 

с фокусированием (метод Ю. Джендлина).............................145

 

Метод двойной диссоциации (НЛП)..........................................146

 

Сопровождение клиентов при переживании утраты.......................147

 

Клиническое описание острого горя..........................................148

 

Оглавление

 

Процесс скорби (Модель Э. Кюблер-Росс)................................149

 

1. Отрицание............................................................................150

 

2. Озлобленность.....................................................................150

 

3. Компромисс.........................................................................150

 

4. Депрессия.............................................................................151

 

5. Адаптация: развитие новой идентичности.........................151

 

Осложненное горе........................................................................154

 

Отсрочка реакции....................................................................154

 

Отсутствие скорбных чувств и появление соматических

 

заболеваний........................................................................154

 

Горе с искаженными реакциями.............................................155

 

Если работа горя не идет..............................................................155

 

ГЛАВА 5.

 

Уровень выработки решения в ситуации трудного выбора..................159

 

Вездесущность выбора и решения....................................................159

 

Этапы развития проблемы................................................................161

 

Общая схема консультативного сопровождения при принятии

 

решения. Этапы решения проблемы..........................................164

 

Знакомство, установление контакта...........................................164

 

Сбор информации, исследование проблемы..............................165

 

Основные условия исследования проблемы...............................171

 

Целеполагание..............................................................................173

 

Консультирование клиента, который не знает,

 

чего он хочет.......................................................................182

 

Консультирование клиента, который предъявляет

 

неприемлемые цели...........................................................187

 

Выработка решений.....................................................................188

 

Проверка решений.......................................................................191

 

Обобщение....................................................................................194

 

Решение и выбор в ситуации фрустрации.......................................198

 

Когнитивное информационное искажение...........................200

 

Суррогатный заменитель........................................................200

 

Делегирование решения..........................................................201

 

Уход в заболевание..................................................................201

 

Уход в беспомощность и вину.................................................201

 

Блокирование желаний...........................................................202

 

Методы активации решения............................................................205

 

Техники краткосрочной позитивной психотерапии...................205

 

«Волшебная палочка»..............................................................205

 

«Маленькие кирпичики большой стены»..............................205

 

Оглавление

 

«Линия проблемы»..................................................................205

 

«Ступени достижений»...........................................................206

 

«Нить Ариадны»......................................................................206

 

«Проверка будущим»...............................................................207

 

«Чувство динамики»................................................................207

 

«Незамеченный ресурс»..........................................................207

 

«Сплетня о проблеме».............................................................207

 

«Театр в табакерке»..................................................................208

 

«Проблема как друг»................................................................208

 

«Совет другу»...........................................................................208

 

«Вторая сторона медали»........................................................208

 

«Использование случайности»................................................208

 

Изменение ошибочных установок

 

(когнитивный подход).............................................................209

 

Блокировка «Я вообще невезучий. Мне никогда не везет»... 209 Блокировка «В детстве я находился в таких условиях, что сейчас я стал слабым и беспомощным» =

 

«Такой уж у меня характер»...............................................210

 

Блокировка «Я не виноват в возникновении проблемы,

 

поэтому и решать ее должен кто-нибудь, но не я»............210

 

Блокировка «Я не могу принимать решения, потому что я могу чего-то не знать. Вы специалист, вот и

 

предоставьте мне готовые рекомендации»........................211

 

Блокировка «Я не имею права ошибаться» = «Я должен

 

быть всегда прав»................................................................211

 

Развенчание долженствований...............................................212

 

Упражнение для развития гибкости восприятия

 

и оценивания......................................................................217

 

Блокировка «Я не должен слишком напрягаться для того, чтобы получать то, что хочу, — даже зная, что это принесет мне пользу. Работать для своего собственного счастья слишком тяжело. Я хочу получить его

 

немедленно и без усилий»..................................................226

 

Нерациональный путь решения проблемы......................................229

 

Метафора......................................................................................230

 

Фокусирование.............................................................................234

 

Визуализация проблемы..............................................................237

 

Образы и решение........................................................................241

 

Принцип конфронтации.........................................................241

 

Принцип трансформации.......................................................242

 

Принцип кормления...............................................................242

 

 

Оглавление

 

Принцип примирения.............................................................243

 

ГЛАВА 6.

 

Уровень получения коммуникативных навыков и умений....................246

 

Вопрос о возможности влияния на члена семьи.............................246

 

Алгоритм ситуационного анализа....................................................251

 

Фаза выявления............................................................................251

 

Фаза исправления........................................................................253

 

Модели оптимального поведения с наркозависимым....................254

 

Обсуждение вопроса о возможности насилия над наркоманом.....258

 

ГЛАВА 7.

 

Психотерапия созависимости.............................................................260

 

Психологическое консультирование и немедицинская

 

психотерапия: понятие и границы..........................................260

 

Опустошенное «Я» и сущность психотерапии.................................264

 

Специфические реакции контрпереноса при работе

 

с созависимыми............................................................................271

 

Тестирование консультанта клиентом........................................280

 

Тестирование пассивной позицией........................................281

 

Тестирование со сменой пассивной позиции

 

на активную........................................................................283

 

Если консультант не проходит тесты клиента........................286

 

Бессознательная зависимость клиента...................................287

 

Расшифровка переноса................................................................289

 

Контрпереносные реакции консультанта...................................291

 

Психотерапевтический контейнер как условие безопасности

 

клиента..........................................................................................296

 

Сопротивление изменениям.............................................................298

 

Сущность сопротивления............................................................298

 

Проявления сопротивления........................................................302

 

Что делать с сопротивлением клиента?......................................303

 

Отслеживание..........................................................................304

 

Разъяснение эффектов сопротивления..................................304

 

Разъяснение неслучайности....................................................305

 

Демонстрация альтернатив.....................................................305

 

Разъяснение функций сопротивления...................................306

 

Освобождение и перемещение...............................................306

 

Пентаграмма психотерапии созависимости....................................308

 

Краткий обзор содержания и возможных методов работы

 

в полюсах пентаграммы..............................................................314

 

Тело...............................................................................................320

 

Оглавление

 

Экзистенциальные позиции........................................................323

 

Аффективный полюс...................................................................326

 

Межличностные отношения.......................................................329

 

Субличности в структуре Я — Сверх-Я.......................................330

 

Работа с Внутренним Ребенком — «Воспитание любовью».... 331 Работа с Внутренним Критиком — «Советчик вместо

 

тирана»................................................................................333

 

Работа с амбивалентными состояниями как с субличностным конфликтом................................................................334

 

Тренинг удовольствия.............................................................334

 

Работа с субличностью «Жертва»............................................335

 

Актуализация собственного позитивного опыта, возвращение заброшенных интересов и целей.......................................336

 

ГЛАВА 8. Использование психологических упражнений в индивидуальном

 

консультативном сопровождении созависимых клиентов..............337

 

Терапия — упражнения — тренинг...................................................337

 

Методические основы разработки ИПТ..........................................341

 

Разработка ИПТ...........................................................................341

 

Методы проведения ИПТ............................................................348

 

Опробирование ИПТ...................................................................350

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Жесткая любовь. Методика сопровождения созависимых,

 

разработанная английской организацией «Родители наркоманов».. 352

 

Чувство вины.....................................................................................352

 

Гнев.....................................................................................................353

 

Вредящая защита своего ребенка.....................................................353

 

Награды за плохое поведение...........................................................353

 

Уходит любовь...................................................................................354

 

Нужна жесткая любовь......................................................................354

 

12 шагов жесткой любви...................................................................355

 

Литература.........................................................................................366

 

Вступление.

 

ЗАПРОС НА ИЗМЕНЕНИЕ

 

ЧЛЕНА СЕМЬИ.

 

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

 

В практике любого консультирующего психолога нередки обращения, когда кто-то из супругов (чаще жена) или родители просят о помощи в «исправлении» своего дорогого и любимого, но совершенно отбившегося от рук домочадца. Они описывают ужасы семейной жизни, перечисляют многочисленные «меры воздействия», уже испробованные ими и не давшие никакого результата. И их основной запрос можно сформулировать следующим образом: «Помогите сделать его (ее) хорошим (а именно: таким, каким он меня будет устраивать), и все остальные проблемы разрешатся сами собой».

 

Такие клиенты, как правило, считают себя вполне благополучными. Мысль о том, что им самим необходима психологическая помощь, почти всегда кажется абсурдной. Они готовы отдать все имеющиеся средства и силы, чтобы изменить неудобного члена семьи. Но единственное, к чему они совершенно не готовы, — это к работе над собой и сложившимися взаимоотношениями.

 

Предложение пройти курс супружеской или семейной психотерапии, к сожалению, чаще всего отвергается. Объяснения отказов весьма стереотипны: «Он (она) не пойдет, потому что:

 

• ему (ей) некогда,

 

• считает всю эту психологию ерундой,

 

• не верит, что это поможет,

 

• не считает, что у него есть проблемы,

 

• будет злиться, что я «выношу сор из избы».

 

Затем идет контрпредложение: «Научите меня, как на него (нее) повлиять, и я все сделаю, как вы скажете». Бывают и более жесткие требования: «Я приведу его (ее) к вам, и вы повлияйте на него (нее) так-то и так-то».

 

Конечно, подобные запросы заведомо невыполнимы и противоречат этике психологической помощи. Но практически во всех

 

Вступление

 

подобных случаях перед психологом находится действительно глубоко несчастный человек, исстрадавшийся, иногда плачущий и действительно нуждающийся в помощи. Он абсолютно неграмотен в психологических вопросах, а из журнальных и газетных статеек вынес представление о том, что психолог, познакомившись с проблемой, способен предложить целый список готовых советов наподобие рецептов. Другой, не менее распространенный вариант — специалист наделен волшебными свойствами: «повоздействовал», и все проблемы исчезли.

 

Что же делать? Отказать, объяснив, что возможны только совместные изменения? Но «проблемный» член семьи часто действительно ведет отнюдь не конструктивный образ жизни, совершенно не желая ни считаться с остальными, ни меняться. Да и обратившийся, в лучшем случае, обвинит вас в бездушии, черствости и непрофессионализме и пойдет кочевать от специалиста к специалисту, а в худшем — останется наедине со своим отчаянием, окунется в депрессию или продолжит свои попытки по исправлению другого, меняя просто неэффективные методы на деструктивные. К тому же, вряд ли такой человек когда-нибудь еще решится обратиться к психологу.

 

Согласиться и начать раздавать рекомендации по манипулированию близкими людьми? А как же профессиональная этика? Да и дело-то заранее провальное, поскольку никто не станет меняться против своей воли, разве только под воздействием жестокого насилия.

 

А может быть, здесь уместны более тонкие шаги, более гибкое поведение психолога? Возможно ли индивидуальное консультирование одного из членов семьи по вопросам семейных или супружеских отношений, и если да, то насколько оно будет эффективным? Что будет происходить с семьей в результате такого консультативного сопровождения?

 

Ответов на последний вопрос может быть только три:

 

1) все останется по-прежнему;

 

2) семья развалится, так как один член семьи, изменившись в результате общения с психологом, разрушит всю семейную систему и примет самостоятельное решение, что больше не в силах поддерживать отношения, которые его не устраивают;

 

3) отношения в семье улучшатся, так как консультирующийся член семьи будет постепенно менять свои требования, свои реакции на поведение других домочадцев; его поведение станет более осознанным, более терпимым, в нем будет больше стремления к пониманию и меньше желания властвовать, контролировать, доминировать.

 

 

Вступление

 

Можем ли мы заранее спрогнозировать, какой из трех результатов мы получим? Конечно, нет. Но мы можем предложить человеку разобраться в его семейных или супружеских отношениях, чтобы понять, в каком направлении и что именно необходимо предпринимать, чтобы разрешить существующие проблемы. Обычно на такое предложение соглашаются все. А затем уже, в процессе анализа, консультанту необходимо постепенно и доброжелательно, но все более настойчиво обращать внимание на роль самого консультирующегося в возникновении и развитии сложившихся отношений.

 

А дальше ситуация снова распадается на несколько векторов. Человек, даже не вполне еще осознавший, а скорее, почувствовавший, что без собственных изменений ему не обойтись, может:

 

1) прервать контакты с психологом, поскольку не готов к изменениям;

 

2) продолжать упорно стремиться изменить другого;

 

3) захотеть освоить более конструктивные модели поведения, не касаясь более глубоких психологических слоев, таких как сценарное взаимодействие, защиты, страхи и т. п.;

 

4) принять решение проанализировать и осознать глубинные мотивы своих поступков, стремлений и реакций и проявить готовность к серьезным изменениям.

 

Конечно, последний вариант всегда больше нравится психологам, поскольку дает возможность для серьезного, творческого и благодатного психотерапевтического взаимодействия. Но именно в этом случае наиболее остро встает необходимость предупредить клиента, что решение изменить супружеские или семейные взаимоотношения в индивидуальном порядке может привести к самым разным последствиям.

 

Третий вариант тоже небезнадежен, поскольку конструктивные навыки коммуникации сами по себе могут принести пользу в смягчении семейных отношений.

 

А вот второй возвращает к исходной позиции, чем чрезвычайно раздражает консультантов и ведет их к эмоциональному выгоранию. Впрочем, первый вариант также не способствует профессиональному удовлетворению. Кроме того, если первый и второй варианты встречаются довольно часто, то четвертый — самый желанный — к сожалению, значительно реже.

 

Что же происходит? Почему люди, обратившиеся за помощью, избегают вполне реального и, пожалуй, наиболее эффективного способа улучшить качество своей жизни? И здесь можно выделить несколько причин.

 

 

Вступление

 

Во-первых, менять себя вообще тяжело, а тем более, когда речь идет практически об изменении всего стиля жизни.

 

Во-вторых, для того, чтобы перейти от позиции «изменить другого» к позиции «изменить себя», требуется много времени, и сам по себе этот шаг — уже большая терапевтическая победа, поскольку, чтобы сделать его, человеку нужно взять на себя ответственность за свою жизнь и отказаться от мифа о всемогуществе — мифа, который защищает от экзистенциальной тревоги.

 

В-третьих, психологи слишком нетерпеливо и слишком настойчиво призывают человека к изменениям. По сути, они делают то же самое, что и обратившийся за помощью в изменении другого, и встречают аналогичное сопротивление.

 

В-четвертых, люди, которые ради «хороших» отношений стремятся изменить другого, как правило, строят созависимые отношения, и самостоятельность, отдельность и уникальность личности, независимость и суверенитет психологической территории — для них категории непонятные, неизведанные, но по интуитивному ощущению опасные.

 

В-пятых, «созависимые» люди — это всегда «трудные» клиенты, поскольку и с психологом они стремятся создать созависимые отношения, часто манипулируют им, делая это осознанно или неосознанно. При этом они чрезвычайно ранимы и болезненно зависимы от мнения консультанта, любое неосторожное слово может быть воспринято ими как осуждение или обвинение, истолковано как враждебность по отношению к себе и послужить причиной разрыва отношений с психологом.

 

И, наконец, сами консультанты нередко переживают весьма неприятные реакции контрпереноса, общаясь с созависимыми клиентами. Раздражение, нетерпение, скука, чувство беспомощности заставляют их сворачивать консультативный процесс и стремиться избавиться от набившего оскомину клиента. Либо, наоборот, они впадают в излишнее сострадание и ввязываются в бесперспективные и эмоционально тяжелые отношения, отягощенные неведомо откуда взявшимся чувством сверхответственности за дальнейшую судьбу клиента. Разумеется, через некоторое время такие отношения хочется разорвать.

 

Так что причин для неудач действительно много. Однако если мы будем перечислять только то, что мешает нам, мы почувствуем себя беспомощными и, пожалуй, впадем в депрессию. Более оптимистичным представляется иначе поставленный вопрос: что мы можем сделать в таких обстоятельствах?

 

 

Вступление

 

Ответу на этот вопрос и посвящена данная книга. В ней я постаралась:

 

• систематизировать самые распространенные формы созави-симых отношений, рассматривая их не столько с научной, сколько с практической точки зрения;

 

• выстроить в некий алгоритм возможную систему консультативного сопровождения созависимых клиентов, который поможет заодно сориентироваться в необходимом профессиональном «комплекте» навыков и умений, необходимых для работы;

 

• детально рассмотреть базисные, ключевые моменты консультативного сопровождения клиентов с привлечением анализа консультативных диалогов в качестве иллюстрации к методическому материалу.

 

НЕМНОГО БЛАГОДАРНОСТЕЙ

 

Прежде всего, я благодарна своим «трудным» клиентам, которые позволили мне получить богатый профессиональный опыт и, как лакмусовая бумажка, проявили мои собственные проблемы, которые, став доступными сознанию, обрели возможность их разрешения.

 

Я благодарна моим коллегам, которые обращались ко мне за су-первизорской помощью при работе с созависимыми клиентами. Анализ их консультаций помог мне систематизировать и мой собственный опыт.

 

Я благодарна директору издательства «Речь», Леониду Янковскому, который поверил в то, что эта книга будет полезна многим консультирующим психологам, и взял на себя риск ее издания, а мне придал веры в собственные возможности.

 

 

Глава 1.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОЗАВИСИМОСТЬ

 

Традиционно созависимость в семье понимается как зависимость супруга, детей или родителей от члена семьи, пристрастившегося к наркотикам или алкоголю (которого называют зависимым). Однако это только частный случай созависимых отношений. В широком смысле слова, созависимость — это эмоциональная зависимость одного человека от значимого для него Другого.

 

Исходя из последнего определения, мы можем сделать вывод, что любые значимые отношения рождают определенную долю эмоциональной созависимости, поскольку, впуская в свою жизнь близких людей, мы обязательно реагируем на их эмоциональное состояние, так или иначе приспосабливаемся к их образу жизни, вкусам, привычкам, потребностям. И это действительно так. Однако в так называемых «здоровых», или зрелых, отношениях всегда остается достаточно большое пространство для удовлетворения своих собственных потребностей, для достижения собственных целей и индивидуального роста личности, которая, как известно, сохраняет здоровье и жизнеспособность исключительно в процессе развития.

 

В отношениях же, которые мы называем созависимыми, пространства для свободного развития личности практически не остается. Жизнь человека полностью поглощена значимым Другим. И в таких случаях он живет не своей, а Его жизнью. Созависимый человек перестает отличать собственные потребности и цели от целей и потребностей любимого. У него нет собственного развития: его мысли, чувства, поступки, способы взаимодействия и решения двигаются по замкнутому кругу, циклично и неотвратимо возвращая человека к повторению одних и тех же ошибок, проблем и неудач.

 

Выражаясь схематично, психологическая территория одного человека, поглощенная психологической территорией другого, практически прекращает свое суверенное существование. Вот почему на вопросы психолога созависимым клиентам «Что вы хотите иметь вместо данной ситуации?», «Что для вас важно в ваших отношениях?» они отвечают: «Я хочу, чтобы он приходил домой вовремя», «Я хочу, чтобы

 

 

Часть 1. Созависимость и семья

 

она перестала раздражаться по пустякам», «Мне важно, чтобы он был внимательнее к нашим детям» и т. п.

 

Приведенная ниже схема (рис. 1) наглядно показывает взаимодействие психологических территорий в различных отношениях.

 

Рис. 1. Взаимодействие психологических территорий (степень взаимного поглощения)

 

 

Глава 2.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

 

ТЕРРИТОРИЙ

 

При взаимодействии людей друг с другом их психологические территории (или границы территорий) приходят в соприкосновение: они могут пересекаться, подвергаться оккупации, уважаться или насильственно ограничиваться.

 

Психологическая территория, как мы здесь будем ее понимать, — это сочетание нескольких факторов:

 

• система представлений о себе (какой Я, что во мне хорошо и что плохо, какими качествами Я обладаю, оценка своей внешности и т. д.);

 

• представления о своем месте в мире, социуме;

 

• система правил и принципов, по которым строится взаимодействие с социальной средой;

 

• способы и стиль взаимодействия с другими людьми;

 

• потребности, желания, стремления, цели и представление о способах их достижения;

 

• система экзистенциальных установок, касающихся смысла жизни и смысла происходящих событий, ответственности и вины, любви и одиночества, зависимости и свободы, собственной возможности (или невозможности) принимать решения и делать выбор, творчества и ограничивающих долженствований;

 

• представление о собственных возможностях;

 

• право создавать идеи и выбирать способ их реализации;

 

• обладание некоторой физической территорией, то есть вещами, предметами, объектами, которые именуются словом «мой» (например, стол, диван, комната, дом, одежда, рабочее место и т. д.).

 

Психологические территории разных людей могут являться в той или иной степени устойчивым образованием и иметь более или менее жесткие границы, нарушение которых всегда вызывает негативную

 

 

Часть I. Созависимость и семья

 

реакцию — от легкого дискомфорта до болезненных переживаний. Такая реакция, в свою очередь, может стимулировать возникновение самых разнообразных форм защиты, вплоть до ответной агрессии. В любом случае, собственные границы всегда стремятся сохранить, защитить, отстоять.

 

Нарушением границ психологической территории мы будем называть воздействие одного человека на другого с той или иной степенью насиль-ственности (то есть без получения согласия) с целью изменить по своему усмотрению принадлежащую человеку систему представлений о себе, своих возможностях, ресурсах и своем месте в мире, заставить изменить правила и принципы, навязать чуждые цели и способы их достижения и т. д., а также самовольное использование и присвоение физической территории другого человека или его предметов физического мира.

 

Под оккупацией психологической территории другого человека мы будем иметь в виду то же воздействие, что и при нарушении границ, но осуществляемое во всех сферах жизни человека и с гораздо большей степенью интенсивности.

 

Прежде чем перейти к исследованию взаимодействия психологических территорий взрослых людей, рассмотрим общую схему развития психологической территории ребенка в родительской семье.

 

Эмбрион

 

Нет своей психологической территории. Полное включение в материнское тело и состояние. Ответственность за развитие и вся инициатива лежит на матери. Полная зависимость от материнского организма

 

Грудной период, младенчество (0-1 год)

 

Тело отделилось, но сохраняется абсолютная зависимость физического и психологического развития от матери. Ответственность за это развитие целиком лежит на

 

Раннее детство (1 -3 года)

 

Уже появились самостоятельные желания, выражено стремление к познанию, потребность в освоении различных навыков чрезвычайно велика. У ребенка начинает развиваться воля. Ответственность за развитие и жизнь ребенка лежит на матери, но он уже может активно выражать свои потребности и даже требовать их удовлетворения. Подавление инициативы и самостоятельности, сверхконтроль или излишняя опека в этом возрасте обусловливают развитие невроза характера

 

Детство (3-6 лет)

 

Появляется свое «Я», свои вещи, понимание того, что является «моим»; ребенок демонстрирует стремление к познанию, развитию, изучению собственных возможностей; отличается специфическими особенностями оригинального мышления, пока не ограниченного нормами и предписаниями. Развивается желание, с одной стороны, отстоять свои границы, а с другой - расширить свою психологическую территорию. В тоже время велика зависимость

 

 

Глава 2. Взаимодействие психологических территорий

 

от родителей. Если в этом возрасте родители не считаются с психологическими границами ребенка или, наоборот, совершенно лишают его всякой психологической опеки, то впоследствии ребенок:

 

а) не умеет определять психологические границы, считаться с чужими и защищать свои: постоянно вторгается в чужую сферу и получает болезненный отпор; не умеет постоять за себя и страдает от постоянного насилия над своей личностью и сущностью, навязывания чуждой, нежелательной деятельности и целей; имеет трудности самоидентификации: с трудом представляет, кто он, каковы его цели, желания, каков смысл всей его деятельности; развивается стремление создавать зависимые отношения.

 

б) наращивает мощные негибкие границы, стремится к самоизоляции, переживает страх неудачи, страх конкуренции, страх успеха; за счет этого нарушаются социальные связи; отсутствует способность к построению близких отношений, возникает чувство одиночества, затруднены сотрудничество и способность к командному взаимодействию

 

Старший детский возраст (6-11 лет)

 

Психологическая территория расширяется. Психологические границы приобретают четкие очертания. Появляются свои «тайны», четко выраженное стремление к приобретению новых качеств, умений, знаний. Увеличивается желание взаимодействовать со сверстниками, подражание, проявляются склонности, интересы, дарования. Возрастает стремление к самостоятельности, но при благоприятных обстоятельствах забота родителей и их опека воспринимается вполне терпимо: ощущение опоры на родителей воспринимается как комфортное, расширение границ пока еще производится довольно осторожно, и ребенок легко поддается стремлению родителей владеть его территорией. Но если родители негибки, то актуализируется первая борьба за психологическую территорию. Агрессивность и жестокость родителей, в особенности, е







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.