Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от 3-го лица. Рассказывает взрослый.





В этом случае важны актерские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно перед своим мысленным взором выстроить, как кинофильм, образный ряд повествования. "Вжиться" в героев сказки и передавать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.

Однако в рассказывании сказок есть свои подводные камни: каждый человек пересказывает, рассказывает одну и ту же сказку и историю по-своему, бессознательно расставляя акценты в тех местах, которые наиболее соответствуют его актуальной проблематике. С одной стороны это может быть полезно для решения психодиагностических задач — так как анализируя состояние рассказчика, его выразительные средства, оговорки, незначительные изменения в сюжете и пр., можно составить психологический портрет человека (анализ механизма проекции). С другой стороны самому рассказчику важно хорошо знать себя и то, что он может "транслировать" слушателям: ведь рассказывая даже известную сказку, рассказчик бессознательно переносит на слушателя и свое отношение к событиям, и свои ценности, и свою внутреннюю проблематику. Для решения этой проблемы есть только один путь: изучать себя и личностно развиваться.

Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем. Зная смысл сказочных ситуаций и зная, какие из них могут способствовать развитию человека (слушателя) или помогут ему продвинуться в разрешении своих проблем, психолог-рассказчик может сознательно делать на них акценты. Таким образом у человека активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие его личностному росту. Не надо говорить, что при этом подбираются сказки, сюжет и проблематика которых максимально соответствуют целям психокоррекционной работы.

Например. Ведущий может сказать: «Дорогие мои сказочные существа (или дети, ребята), сегодня вы попали на Поляну Сказок. И я... (ведущий называет имя того сказочного существа, в которого он "превратился") расскажу вам одну удивительную историю. Было это так...» Далее ведущий рассказывает ту сказку, которую он подготовил. Сказка может быть рассказана от 3-го или от 1-го лица. В последнем случае ведущий выступает как очевидец и может описывать те чувства, которые у него возникали в той или иной сказочной ситуации. Дети могут слушать сказку в разных положениях: сидя в кружке, лежа с закрытыми глазами. (Рассказывать сказку хорошо под спокойную музыку.)

Групповое рассказывание сказок.

В этом случае рассказчиком является не один

Человек, а группа детей

(или взрослых и подростков).

а) Рассказывание известной всей группе сказки.

Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно и спонтанно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании (важно отметить, что такая форма работы может быть использована в работе с детьми от 5,5-6 лет). Если рассказывание проводится в группе подростков или взрослых, ведущему полезнее не участвовать в процессе рассказывания, т.к. больше полезной информации он получит, наблюдая за ходом рассказа и на основе этого проводя обсуждение. Для того чтобы достигнуть лучших результатов в работе, полезно использовать аудио- или видеозапись.

Вспоминается случай, который произошел на одном из семинаров по сказкотерапии в небольшом городке. Группа состояла, в основном, из женщин — методистов, 40—50-летнего возраста. Это были удивительные русские женщины: они "держали на себе" не только свою семью с многочисленными проблемами, но и имели огромную профессиональную нагрузку. Конечно, понятия "расслабление", "отдых" занимали в их жизни не столь значительное место. Надо сказать, что они и не ощущали необходимость этого. Они рассказывали по кругу любимую многими сказку "Золушка". Рассказ предусмотрительно записывался на магнитофон. Наверное, Вы уже догадались, что значительную часть рассказа занимали "трудовые подвиги" Золушки. Сколько же у нее было работы! И как только она освобождалась и могла бы поехать на бал, находился новый грязный угол, требующий уборки. Никаких помощников у Золушки не было, она все делала сама. Каждая рассказчица "оттягивала" появление Феи и приезд Золушки на бал. Наконец, когда рке всевозможные виды домашних работ были переделаны, появилась Фея (явно отрывая Золушку от дел), дала Золушке платье и строго предупредила, что к полуночи она должна быть дома. Бал и знакомство с Принцем заняли в рассказе самое незначительное место: "Вот Золушка приехала на бал, там все веселились и танцевали. К ней подошел Принц, они стали танцевать. Но часы начали бить полночь. Поэтому Золушка побежала домой и по дороге потеряла туфельку". Как видите, даже сцена радости и романтики окрашена потерей. Зато дома Золушка вернулась к своим делам. Конечно, наша сказка закончилась хорошо. Но когда участницы семинара прослушали аудиозапись своего рассказа, они были поражены. "Боже мой, до чего мы себя доведи!" — воскликнули многие из них. В процессе рассказывания им даже не пришло в голову, что в их сказке сильно смещены акценты. Прослушивание рассказанной сказки стало для группы своего рода катарсисом. Психологическая "броня" была "пробита", и участницы группы захотели изменений в своей жизни. Если бы я как ведущая группы сказала бы им в самом начале, как важно давать себе возможность расслабляться, получать удовольствие, гибко перемежать активность с созерцанием, то, скорее всего, столкнулась бы с мощной волной сопротивления (ведь в Питере жизнь намного легче, по их мнению (!)). Так нехитрый сказочный прием помог участницам группы САМИМ понять причины своих затруднений. Ведущий в данном случае — организатор СРЕДЫ, КОНТЕКСТА терапии, мягко подводящий группу к ОСОЗНАНИЮ.

С детьми занятие можно начать так: «Вы стоите у ворот Волшебной страны Рассказии. Наш Король повелел не пускать в страну тех, кто не умеет рассказывать сказки. Но вы, я вижу, не такие. Однако приказ Короля — закон. Я должен проверить, умеете ли вы рассказывать сказки, и доложить об этом Королю. Садитесь в крркок и расскажите мне сказку "..." (например, "Колобок"). Это любимая сказка нашего Короля. Рассказывать сказку будете таге. Ты — начинаешь, рассказываешь немного (лучше давать первое слово наиболее активному и раскрепощенному ребенку), а потом ты — (другой) продолжаешь. Так каждый из вас должен внимательно следить за тем, что рассказывают ваши друзья. И когда очередь дойдет до вас — вам нужно продолжить сказку. Последний — сказку заканчивает». Дети по очереди рассказывают по 2-3 фразы (по кругу). Если кто-то затрудняется, Страж тихонечко помогает ему. Когда сказка рассказана, Страж говорит: "Ну, молодцы! Теперь я вижу, что вас можно пустить в нашу страну Рассказию. Заходите, вы можете сегодня немного погулять по ней, а в следующий раз кто-нибудь из наших жителей, а может и сам король, расскажет вам удивительные сказки". Дети могут "погулять" по Волшебной стране: послушать пение птиц, превращаться в животных, плескаться в "воде".







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.