Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Задачи учебного курса «Технология социальной работы»





 

 

Современный специалист социальной работы — это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, тонко улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламнопропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др.

Как специалист в области социальных отношений социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт.

На учебный курс «Технология социальной работы» в Государственной образовательной программе подготовки специалистов социальной работы возлагается достижение его главной цели — формирование профессионализма у будущих специалистов. Уровень, глубина и качество подготовки определяют профессионализм работника в любой сфере деятельности. Не является исключением и деятельность социального работника. Следует заметить, что достижение указанной цели в курсе «Технология социальной работы» обеспечивается тесным сочетанием его содержания с другими дисциплинами образовательной профессиональной программы. Однако это не означает, что курс «Технология социальной работы» не имеет соответствующих образовательных и воспитательных целей.

В этом курсе решаются следующие учебно-воспитательные задачи:

— овладение теоретическими основами технологии социальной работы с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;

— развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;

— формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях.

В сочетании с другими специальными дисциплинами учебный курс «Технология социальной работы» призван готовить специалистов, способных выполнять разнообразные виды деятельности. Для этого студенту необходимо:

— овладевать методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, процедурой и методами внедрения социальных инноваций в практику;

— познавать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, овладевать экологической культурой;

— изучать специфические проблемы геронтологии, организовывать медико-социальное обслуживание инвалидов, людей пожилого и старческого возраста;

— развивать умение применять научные знания о природе социальных девиаций при работе с девиантами и представителями групп риска;

— осваивать технологию работы по решению проблем занятости населения и непосредственно с безработными и мигрантами — оказанию им моральной и материальной поддержки, помощи в трудоустройстве и социальной реабилитации;

— учиться применять знания специальных разделов психологии и педагогики, методы социальной статистики в социальной работе;

— овладевать методикой исследовательской работы при анализе явлений и процессов социальной сферы, умением использовать результаты исследования в практике социальной работы.

Решение указанных задач обеспечивается структурой и содержанием курса «Технология социальной работы», который состоит из трех разделов.

Первый раздел «Теоретические основы технологии социальной работы» предполагает изучение теоретико-методологических основ учебного курса, сущности, содержания, инструментария технологии социальной работы, специфики и основных этапов технологического процесса.

Второй раздел «Общие методы и методики социальной работы» посвящается изучению типового инструментария, который используется в социальной работе с различными категориями населения. В этом разделе основное внимание уделяется изучению методов, выработанных различными социальными науками и синтетически использующихся в социальной работе как междисциплинарной области теории и практики.

Третий раздел «Частные технологии социальной работы» дает знания о содержании и конкретных формах, методах и приемах социальной работы при оказании социальных услуг, о поддержке и социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

При изучении технологии социальной работы используются как традиционные формы учебного процесса — лекции, семинарские занятия, конференции и собеседования, так и нетрадиционные — «деловые игры», решение ситуационных задач, тестирование, курсовое и дипломное проектирование на заданную тему и др.

Бюджет времени, отводимый на изучение курса «Технология социальной работы», регламентируется Государственным образовательным стандартом и включает все формы аудиторных и внеаудиторных учебных занятий, а также время самостоятельной работы и подготовки студента при изучении данного учебного предмета. Конкретное распределение времени по различным видам учебных занятий обусловливается соответствующими организационными формами образовательного процесса и уровнем базовой подготовки студентов.

Сформировать высокий профессионализм будущих специалистов социальной работы — это значит обеспечить высокий уровень их технологической подготовки, то есть добиться органической связи теоретических знаний с жизнью, с практикой работы социальных служб и органов социальной защиты населения. Для этого необходимо рациональное использование времени, отводимого на проведение ознакомительной, учебно-производственной практики и стажировки.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как соотносятся понятия «социальная технология» и «технология социальной работы»?

2. Дайте определение «социальной технологии» и «технологии социальной работы».

3. Каковы условия технологизации деятельности в социальной сфере?

4. Основные этапы разработки технологии социальной работы.

5. Задачи курса «Технология социальной работы».

Глава II







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.