Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Поэзия и новеллистика Э.По. Художественное своеобразие «страшных новелл».





 

План изучения темы:

I. Стихотворение Э.По «Ворон»:

1.Основная тема стихотворения, ее особенности.

2. Система образов в стихотворении. Особенности образа лирического героя.

3. Цветовая гамма в стихотворении. Символика каждого из цветов.

4. Соотношение рационального и иррационального в сознании героя. Природа страшного в стихотворении.

5. Особенности хронотопа в стихотворении:

а) роль пороговых пространственных образов;

б) роль пространственных понятий «верх-низ».

6. Сопоставьте различные переводы стихотворения По (В.Брюсов, К.Бальмонт, М.Донской). В каком из них наиболее точно передается мелодика стиха? Настроение? Проблематика?

 

II. Новеллы Э По «Падение дома Ашеров», «Маска Красной смерти»:

 

1. Основная тема новелл. Какой аспект темы смерти волнует автора более

всего?

2. Рассмотрите цветовую палитру в каждом произведении

а) какие цвета преобладают в новелле «Маска Красной смерти»?

б) в чем состоят особенности освещения каждой комнаты? Какие средства

используются, чтобы не допустить в комнаты дневной свет?

в) какие цвета преобладают в новелле «Падение дома Ашеров»?

г) какова цветовая гамма в песне, которую исполняет Родерик Ашер? Как она изменяется?

3. Тема искусства и искусственности в новеллах. Какую роль играют образы природы? Как преображаются природные образы в новелле «Падение дома Ашеров»?

4. Особенности хронотопа в новеллах. Какова символика пространства и

времени? Пространство сознания.

5. К какой литературной традиции апеллирует По в новеллах? Как она переосмысливается?.

6. Природа ужаса в обоих произведениях. Функция фигуры рассказчика.

7. В чем национальная специфика произведений По?

 

III. Новеллы «Убийство на улице Морг» и «Золотой жук».

1. Почему исследователи единодушно называют Эдгара По создателем детективного жанра? Какие жанрообразующие признаки этого жанра мы находим в этой новелле?

2. Как нарисованы в новелле образы сыщика-любителя Огюста Дюпена и его друга-рассказчика? Какова функция последнего? Почему критики называют Дюпена «думающей машиной»? В чем суть его метода?

3. Какими приемами создает Э.По в своей новелле увлекательность повествования?

б) «Золотой жук»

1. Что общего в сюжете, героях, идеях новелл «Убийство на улице Морг» и

«Золотой жук»?

2. Чем отличается Вильям Легран от Огюста Дюпена?

3. В чем различие в тематике этих новелл?

4. Повторяются ли в новелле «Золотой жук» те приемы увлекательного повествования, которые использовал Э.По в новелле «Убийство на улице Морг»? Появляются ли новые приемы?

5. Какую роль в новелле «Золотой жук» играет слуга Леграна Юпитер?

6. Как вы определите жанр новеллы «Золотой жук»?

 

 

Литература:

 

1. Собрание сочинений Эдгара По в переводе К. Д. Бальмонта. М., 1901.

2. По Эдгар. Баллады и (фантазии. Перевод с английского К. Бальмонта. М., 1895.

3. По Эдгар. Избранные произведения. В 2-х т. М., «Худ. литература», 1972.

4. По Эдгар. Полное собрание рассказов. М., «Наука», 1970.

5. По Эдгар. Лирика. Л., «Худ. литература», 1976.

6. Достоевский Ф. М. Три рассказа Эдгара Поэ. — В кн.: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений, т. 19. М., «Паука», 1979.

7. Николюкин А. 13. Жизнь и творчество Эдгара Аллана По. — В кн.: Эдгар По. Полное собрание рассказов. М., «Наука», 1970.


Практическое занятие № 6

(2 часа)

 

Тема: Особенности художественной манеры О. Бальзака. «Гобсек»

 

План изучения темы:

 

1. Основные черты французского реализма.

2. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии» к «Человеческой комедии».

3. «Человеческая комедия» О.Бальзака и место в ней повести «Гобсек».

4. Особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.

5. Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека:

а) портрет;

б) окружающая обстановка, принципы описания;

в) самохарактеристика героя;

г) герой глазами других людей;

д) эволюция образа;

е) философия Гобсека, самораскрытие персонажа;

ж) романтическое и реалистическое в образе;

6. Персонажи второго плана у Бальзака, принципы их создания и связь с главным героем.

7. Соотношение эстетических принципов Бальзака с методом изображения действительности в «Гобсеке».

8. Является ли Гобсек чисто отрицательным героем? Согласны ли вы с его высказываниями о современном обществе?

9. Романтическая традиция в произведениях Бальзака. Бальзак и Гофман.

Проблема страсти в творчестве Бальзака.

10. В чем своеобразие художественной манеры Бальзака, чем она отличается

от манеры Стендаля?

 

 

Литература:

1. Бальзак О. Собр. соч. в 15-ти т. М. 1951-55. Т.1

2. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967 /гл. «Эстетика Бальзака»/.

3. Обломиевский Д.Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1961.

4. Реизов Б.Г. Бальзак. Сб. ст. ЛГУ, 1960.

5. Пузиков Оноре Бальзак. М., 1955.

6. Муравьёва Н.И. Оноре Бальзак. М., 1958.

 


Практическое занятие № 7.

(2 часа)

 

Тема: Жанр психологической новеллы в творчестве П. Мериме.

«Пышка», «Арсена Гийо».

 

План изучения темы:

 

1. В чем специфика новеллы как жанра?

2. Сюжетно-композиционные особенности новелл:

а) определите основные элементы сюжета;

б) какова функция вступительной части;

в) сколько идейных центров в новелле;

г) в чем новизна функции рассказчика?

д) в чем специфика развязки?

3. Новаторский характер разрешения конфликта в новеллах П.Мериме.

4. Психологическая характеристика персонажей:

а) в чем особенность описаний, в том числе и портретных, у П.Мериме?

б) элементы «скрытого» анализа у писателя (мимика, жесты, паузы).

5. Виды деталей и их функции. Мотив маски в новеллах.

в) Несобственно-прямая речь, ее функции в новеллах Мериме.

6. Что нового в область психологического анализа внес П.Мериме по сравнению со Стендалем и Бальзаком? Традиции и новаторство в новеллах Мериме.

 

Литература:

1. Виппер Ю. Б. Проспер Мериме – романист и новеллист // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских литературах 16 – первой половины 19 века). – М., 1990.

2. Гедымин Л. П. Проспер Мериме // История французской литературы. – М., 1956. – Т. 2.

3. Европейская новелла Возрождения / Вступ. ст. Н. Балашова, А. Михайлова, Р. Хлодовского. М., 1974.

4. История зарубежной литературы 19 в. / Под ред. Н. А. Соловьевой, - М., 1991.

5. Луков В. А. Мериме: Исследование персональной модели литературного творчества: Науч. монография. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.

6. Мелетинский Е. М.. Историческая поэтика новеллы. – М.: Наука, 1990.

7. Мериме П. Письма // Мериме П. Собр.соч., В 6-ти тт. М., 1963. Т.6.

8. Михайлов А. Комментарии // Мериме П. Собр.соч., В 6-ти тт. М., 1963. Т.2.

9. Михайлов А. Д. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста. Страницы истории французской литературы Нового времени (16 – 19 века). – М., 2009. – Т.1.

10. Михайлов А. Д. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста. – М., 2010. – Т. 2.

11. Нусинов И. М. Проспер Мериме // Нусинов И. М. Избранные работы по русской и западной литературе. – М., 1959.

12. Орлик Н. П.. Специфика развития франц. романа 2й пол. 17 века в работах франц. ученых 1960 – 1980-х гг. // Проблемы становления и развития зарубежного романа от Возрождения к Просвещению. – Дн-ск, 1986.

13. Петраш Е. Г. Проспер Мериме (1803-1870) // История зарубежной литературы 19 века. – М., 1999.

14. Савельева И. М., Полетаев А. В.. История и интуиция: наследие романтиков. – М., 2003.

15. Стадников Г. В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, 17 века. – М., 2009.

16.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/ROMANTIZM.html


Практическое занятие № 8.

(2 часа)

 

Тема: проблема конфликта и характера в пьесе







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.