|
Тема: Поэзия и новеллистика Э.По. Художественное своеобразие «страшных новелл». ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
План изучения темы: I. Стихотворение Э.По «Ворон»: 1.Основная тема стихотворения, ее особенности. 2. Система образов в стихотворении. Особенности образа лирического героя. 3. Цветовая гамма в стихотворении. Символика каждого из цветов. 4. Соотношение рационального и иррационального в сознании героя. Природа страшного в стихотворении. 5. Особенности хронотопа в стихотворении: а) роль пороговых пространственных образов; б) роль пространственных понятий «верх-низ». 6. Сопоставьте различные переводы стихотворения По (В.Брюсов, К.Бальмонт, М.Донской). В каком из них наиболее точно передается мелодика стиха? Настроение? Проблематика?
II. Новеллы Э По «Падение дома Ашеров», «Маска Красной смерти»:
1. Основная тема новелл. Какой аспект темы смерти волнует автора более всего? 2. Рассмотрите цветовую палитру в каждом произведении а) какие цвета преобладают в новелле «Маска Красной смерти»? б) в чем состоят особенности освещения каждой комнаты? Какие средства используются, чтобы не допустить в комнаты дневной свет? в) какие цвета преобладают в новелле «Падение дома Ашеров»? г) какова цветовая гамма в песне, которую исполняет Родерик Ашер? Как она изменяется? 3. Тема искусства и искусственности в новеллах. Какую роль играют образы природы? Как преображаются природные образы в новелле «Падение дома Ашеров»? 4. Особенности хронотопа в новеллах. Какова символика пространства и времени? Пространство сознания. 5. К какой литературной традиции апеллирует По в новеллах? Как она переосмысливается?. 6. Природа ужаса в обоих произведениях. Функция фигуры рассказчика. 7. В чем национальная специфика произведений По?
III. Новеллы «Убийство на улице Морг» и «Золотой жук». 1. Почему исследователи единодушно называют Эдгара По создателем детективного жанра? Какие жанрообразующие признаки этого жанра мы находим в этой новелле? 2. Как нарисованы в новелле образы сыщика-любителя Огюста Дюпена и его друга-рассказчика? Какова функция последнего? Почему критики называют Дюпена «думающей машиной»? В чем суть его метода? 3. Какими приемами создает Э.По в своей новелле увлекательность повествования? б) «Золотой жук» 1. Что общего в сюжете, героях, идеях новелл «Убийство на улице Морг» и «Золотой жук»? 2. Чем отличается Вильям Легран от Огюста Дюпена? 3. В чем различие в тематике этих новелл? 4. Повторяются ли в новелле «Золотой жук» те приемы увлекательного повествования, которые использовал Э.По в новелле «Убийство на улице Морг»? Появляются ли новые приемы? 5. Какую роль в новелле «Золотой жук» играет слуга Леграна Юпитер? 6. Как вы определите жанр новеллы «Золотой жук»?
Литература:
1. Собрание сочинений Эдгара По в переводе К. Д. Бальмонта. М., 1901. 2. По Эдгар. Баллады и (фантазии. Перевод с английского К. Бальмонта. М., 1895. 3. По Эдгар. Избранные произведения. В 2-х т. М., «Худ. литература», 1972. 4. По Эдгар. Полное собрание рассказов. М., «Наука», 1970. 5. По Эдгар. Лирика. Л., «Худ. литература», 1976. 6. Достоевский Ф. М. Три рассказа Эдгара Поэ. — В кн.: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений, т. 19. М., «Паука», 1979. 7. Николюкин А. 13. Жизнь и творчество Эдгара Аллана По. — В кн.: Эдгар По. Полное собрание рассказов. М., «Наука», 1970. Практическое занятие № 6 (2 часа)
Тема: Особенности художественной манеры О. Бальзака. «Гобсек»
План изучения темы:
1. Основные черты французского реализма. 2. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии» к «Человеческой комедии». 3. «Человеческая комедия» О.Бальзака и место в ней повести «Гобсек». 4. Особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение. 5. Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека: а) портрет; б) окружающая обстановка, принципы описания; в) самохарактеристика героя; г) герой глазами других людей; д) эволюция образа; е) философия Гобсека, самораскрытие персонажа; ж) романтическое и реалистическое в образе; 6. Персонажи второго плана у Бальзака, принципы их создания и связь с главным героем. 7. Соотношение эстетических принципов Бальзака с методом изображения действительности в «Гобсеке». 8. Является ли Гобсек чисто отрицательным героем? Согласны ли вы с его высказываниями о современном обществе? 9. Романтическая традиция в произведениях Бальзака. Бальзак и Гофман. Проблема страсти в творчестве Бальзака. 10. В чем своеобразие художественной манеры Бальзака, чем она отличается от манеры Стендаля?
Литература: 1. Бальзак О. Собр. соч. в 15-ти т. М. 1951-55. Т.1 2. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967 /гл. «Эстетика Бальзака»/. 3. Обломиевский Д.Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1961. 4. Реизов Б.Г. Бальзак. Сб. ст. ЛГУ, 1960. 5. Пузиков Оноре Бальзак. М., 1955. 6. Муравьёва Н.И. Оноре Бальзак. М., 1958.
Практическое занятие № 7. (2 часа)
Тема: Жанр психологической новеллы в творчестве П. Мериме. «Пышка», «Арсена Гийо».
План изучения темы:
1. В чем специфика новеллы как жанра? 2. Сюжетно-композиционные особенности новелл: а) определите основные элементы сюжета; б) какова функция вступительной части; в) сколько идейных центров в новелле; г) в чем новизна функции рассказчика? д) в чем специфика развязки? 3. Новаторский характер разрешения конфликта в новеллах П.Мериме. 4. Психологическая характеристика персонажей: а) в чем особенность описаний, в том числе и портретных, у П.Мериме? б) элементы «скрытого» анализа у писателя (мимика, жесты, паузы). 5. Виды деталей и их функции. Мотив маски в новеллах. в) Несобственно-прямая речь, ее функции в новеллах Мериме. 6. Что нового в область психологического анализа внес П.Мериме по сравнению со Стендалем и Бальзаком? Традиции и новаторство в новеллах Мериме.
Литература: 1. Виппер Ю. Б. Проспер Мериме – романист и новеллист // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских литературах 16 – первой половины 19 века). – М., 1990. 2. Гедымин Л. П. Проспер Мериме // История французской литературы. – М., 1956. – Т. 2. 3. Европейская новелла Возрождения / Вступ. ст. Н. Балашова, А. Михайлова, Р. Хлодовского. М., 1974. 4. История зарубежной литературы 19 в. / Под ред. Н. А. Соловьевой, - М., 1991. 5. Луков В. А. Мериме: Исследование персональной модели литературного творчества: Науч. монография. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. 6. Мелетинский Е. М.. Историческая поэтика новеллы. – М.: Наука, 1990. 7. Мериме П. Письма // Мериме П. Собр.соч., В 6-ти тт. М., 1963. Т.6. 8. Михайлов А. Комментарии // Мериме П. Собр.соч., В 6-ти тт. М., 1963. Т.2. 9. Михайлов А. Д. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста. Страницы истории французской литературы Нового времени (16 – 19 века). – М., 2009. – Т.1. 10. Михайлов А. Д. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста. – М., 2010. – Т. 2. 11. Нусинов И. М. Проспер Мериме // Нусинов И. М. Избранные работы по русской и западной литературе. – М., 1959. 12. Орлик Н. П.. Специфика развития франц. романа 2й пол. 17 века в работах франц. ученых 1960 – 1980-х гг. // Проблемы становления и развития зарубежного романа от Возрождения к Просвещению. – Дн-ск, 1986. 13. Петраш Е. Г. Проспер Мериме (1803-1870) // История зарубежной литературы 19 века. – М., 1999. 14. Савельева И. М., Полетаев А. В.. История и интуиция: наследие романтиков. – М., 2003. 15. Стадников Г. В. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, 17 века. – М., 2009. 16.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/ROMANTIZM.html Практическое занятие № 8. (2 часа)
Тема: проблема конфликта и характера в пьесе Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|