|
ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА ТЕРАПЕВТА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕРАПИЯ» (интернатура)
Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших образовательную программу, должны содержать требования к профессиональным компетенциям [1], знаниям, умениям, навыкам и владениям врача по результатам освоения образовательной программы, сформулированные с учетом действующих профессиональных стандартов (при их наличии) и квалификационных характеристик должностей работников сферы здравоохранения.
Требования к результатам освоения программы должны быть сформулированы в терминах «знать», «уметь», «владеть», а также в виде компетенций, которые формулируются как готовность и способность к тому или другому виду профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции врача-специалиста
Врач-специалист ТЕРАПЕВТ должен обладатьобщекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:
ОК 1
| способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности (с учетом профиля специальности);
| ОК 2
| способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального (профильного) содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
| ОК 3
| способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (по профилю специальности);
| ОК 4
| способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
| Профессиональные компетенции характеризуются:
в диагностической деятельности:
ПК 1
| способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области внутренних болезней
| ПК 2
| способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики заболеваний внутренних органов и патологических процессов
| ПК 3
| способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы терапевтических заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при терапевтических заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в терапевтической группе заболеваний
| в лечебной деятельности:
ПК 4
| способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при терапевтических заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизнеопасные нарушения функционирования органов и систем, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
| ПК 5
| способностью и готовностью назначать терапевтическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как профильным т терапевтическим больным, больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов;
| в реабилитационной деятельности:
ПК 6
| способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма
| ПК 7
| способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации терапевтических больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии
| в профилактической деятельности:
ПК 8
| способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения на уровне различных подразделений медицинских организаций в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
| ПК 9
| способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии терапевтических болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;
| в организационно-управленческой деятельности:
ПК 10
| способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций по терапии;
| ПК 11
| способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи больным терапевического профиля, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам терапевтического профиля.
| Перечень знаний [2], умений [3] и владений [4]
Врача-специалиста терапевта
(ординатора)
Врач-специалист терапевт должен знать:
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждения здравоохранения;
- общие вопросы организации терапевтической помощи в стране; работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;
- основные вопросы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;
- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс; возможные типы их нарушений и принципы лечения;
- систему кроветворения и гемостаза, физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, основы кровезаместительной терапии, показатели гомеостаза в норме и патологии;
- клиническую симптоматику и патогенез основных терапевтических заболеваний у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний в терапевтической клинике;
- основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции;
- основы иммунобиологии и реактивности организма;
- организацию службы интенсивной терапии и реанимации в терапевтической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации;
- основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
- основы рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии терапевтических больных;
- противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;
- МСЭ при внутренних болезнях;
- диспансерное наблюдение за здоровыми и больными, проблемы профилактики;
- формы и методы санитарно-просветительной работы;
- принципы организации службы медицины катастроф.
Врач-специалист терапевт должен уметь:
- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания;
- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения больного из такого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную помощь;
- определить специальные методы исследования (лабораторные, рентгенологические и функциональные);
- определить показания для госпитализации и организовать ее;
- провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, план и тактику ведения больного;
- оценить электрокардиограмму, спирограмму, данные рентгенологического обследования и дать по ним заключение;
- определить степень нарушения гомеостаза и выполнить все мероприятия по его нормализации;
- назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;
- определить вопросы трудоспособности больного – временной или стойкой нетрудоспособности, перевод на другую работу;
- провести необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного больного;
- провести диспансеризацию здоровых и больных, уметь анализировать результаты;
- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.
Врач-специалист терапевт должен владеть:
− Методикой оказания специализированной терапевтической помощи в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и полученным сертификатом.
− Методикой осуществления профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска.
− Методикой проведения динамического наблюдения за состоянием здоровья больных и здоровых с организацией необходимого обследования и оздоровления.
− Методикой оказания неотложной и скорой терапевтической помощи в стационаре и на дому.
− Методикой своевременной организации консультаций специалистами и госпитализации больных.
− Методикой проведения реабилитационных мероприятий, в объеме, соответствующем требованиям квалификационной характеристики.
− Методикой проведения экспертизы временной нетрудоспособности и направления на МСЭК.
− Методикой оказания консультативной помощи в стационаре, поликлинике и на дому.
− Методикой ведения утвержденных форм учетно-отчетной документации.
Перечень практических навыков [5]
Врача-специалиста терапевта
(ординатора)
Врач-специалист терапевт должен владеть следующими практическими навыками:
− Полного клинического обследование больного по всем органам и системам: анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация.
− Определение признаков клинической и биологической смерти.
− Оценки:
− морфологических и биохимических показателей крови, мочи, мокроты;
− формы нарушения водно-солевого обмена;
− показателей коагулограммы;
− данных рентгеноскопии и рентгенографии органов грудной клетки и брюшной полости;
− данных электрокардиографии;
− показателей исследования центральной гемодинамики;
− показателей функции внешнего дыхания;
− данных функционального исследования желудочно-кишечного тракта (желудочный сок, панкреато-дуоденальная зона, кишечная функция);
− данных клиренса мочи и функциональные пробы почек;
− данных функционального исследования легких (спирометрия, спирография, остаточные объемы, газовый состав).
− Проведения манипуляций:
− искусственное дыхание;
− массаж сердца;
− трахеотомия;
− остановка наружного и внутреннего кровотечения;
− наложение повязки на рану;
− подкожные, внутримышечные и внутривенные вливания;
− определение группы и видовой принадлежности крови, внутривенное переливание крови;
− катетеризация мочевого пузыря;
− пункция брюшной и плевральной полостей;
− желудочное и дуоденальное зондирование;
− определение кровопотери по удельному весу, гемоглобину и гематокриту;
− промывание желудка;
− лаваж трахеобронхиального дерева;
− снятие и расшифровка электрокардиограммы.
− Оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях:
- обморок,
- гипертонический криз,
- стенокардия,
- инфаркт миокарда,
- отек легких,
- тромбоэмболия легочной артерии,
- приступ бронхиальной астмы, астматический статус,
- острая дыхательная недостаточность,
- острая артериальная непроходимость,
- шок (кардиогенный, анафилактический),
- пароксизмальная тахикардия, тахиаритмии,
- приступ Морганьи-Эдемса-Стокса,
- желудочно-кишечное кровотечение,
- легочное кровотечение,
- почечная колика,
- кома гипергликемическая, гипогликемическая, анемическая,мозговая, неясная,
- острые аллергические реакции,
- остром нарушении мозгового кровообращения,
- острые заболевания органов брюшной полости,
- синдром дегидратации,
− Заполнения и ведения клинической истории болезни, оформления выписки из истории болезни.
− Заполнения и ведения медицинской документации в поликлинике: амбулаторной карты Ф-025; статистического талона Ф-025/у; листа нетрудоспособности; направления на госпитализацию Ф-28; санаторно-курортной карты Ф-072/у и других.
− Оформления рецептов: льготных, на наркотические и наркосодержащие препараты.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА, ПРОШЕДШЕГО ПЕРВИЧНУЮ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ В ИНТЕРНАТУРЕ
Уровень освоения умений:
1. Иметь представление, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению.
2. Знать, оценить, принять участие.
3. Выполнить самостоятельно.
№№
п/п
|
|
Наименование.
|
Уровень освоения
умений.
|
|
|
|
|
|
|
1.Клиническое обследование больного
|
| 1.
2.
| 1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
| Полное клиническое обследование больного по всем органам и системам: анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, включая исследования:
центральной и периферической нервной системы (состояние сознания, двигательная и чувствительная сфера, оболочечные симптомы);
органы чувств, полости рта, глотки;
кожных покровов;
периферического кровообращения;
молочных желез;
наружных половых органов.
Определение признаков клинической и биологической смерти.
|
1-2
2-3
|
|
|
II. Лабораторные и инструментальные исследования
|
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
|
14.1.
14.2.
14.3.
14.4.
14.5.
14.6.
14.7.
14.8.
14.9.
14.10.
14.11.
14.12.
| Оценка клинических анализов крови, мочи, кала, мокроты, плевральной и асцитической жидкости, биохимических анализов крови, желудочного и дуоденального сока.
Время свертываемости, время кровотечения, протромбиновый индекс.
Оценка показателей электролитного и кислотно-щелочного баланса крови.
Оценка результатов серологического исследования (РА, РСК, РНГА, РТГА), антигенов гепатита.
Методика и оценка:
- анализа мочи (проба Нечипоренко, проба Зимницкого);
- пробы Реберга;
- посева мочи и крови;
- гликемического профиля;
- теста толерантности к глюкозе;
- ацидотеста.
Оценка гормональных исследований крови (ТТГ, Т3, Т4, катехоламины, ренин, альдостерон).
Оценка миелограммы.
Аллергологическое исследование.
Иммунохимическое исследование (иммуноглобулины).
Запись, расшифровка и оценка ЭКГ.
Спирография.
Методика подготовки и анализ рентгенограмм при основных заболеваниях бронхолегочной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, почек, желчных путей, суставов, позвоночника, черепа.
Исследования глазного дна.
Специальные исследования:
- эндоскопия (ЭГДС, колоноскопия, ректороманоскопия);
- бронхоскопия;
- компьютерная томография;
- ЭХО- и допплер-кардиография;
- УЗИ органов брюшной полости, почек;
- пробы с физической нагрузкой;
- суточное ЭКГ-мониторирование;
- коронаро- и артериография;
- биопсия лимфатических узлов, печени, почек;
- магнитно-резонансная томография;
- радиоизотопное сканирование;
- основные показатели гемодинамики (ОЦК, ЦВД, УО, МО, фракция выброса, ОПС).
|
1-2
2-3
1-2
1-2
1-2
2-3
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
|
|
|
III. Лечебные и диагностические процедуры
|
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
|
| Подкожные и внутримышечные инъекции.
Внутривенные вливания (струйные, капельные).
Взятие крови из вены.
Определение группы крови, резус-фактора.
Переливание крови и её компонентов.
Промывание желудка через зонд.
Дуоденальное зондирование.
Плевральная пункция.
Абдоминальная пункция.
Клизмы (очистительная, лечебная).
Стернальная пункция.
Закрытый массаж сердца, искусственная вентиляция легких «рот в рот».
Электроимпульсная терапия.
Передняя тампонада носа.
Пальцевое исследование прямой кишки.
Пальпаторное исследование внутриглазного давления.
Туберкулиновые пробы.
Методы экстракорпоральной детоксикации крови (гемодиализ, гемосорбция, плазмаферез).
Первая врачебная помощь при неотложных состояниях:
- обморок,
- гипертонический криз,
- стенокардия,
- инфаркт миокарда,
- отек легких,
- тромбоэмболия легочной артерии,
- приступ бронхиальной астмы, астматический статус,
- острая дыхательная недостаточность,
- острая артериальная непроходимость,
- шок (кардиогенный, анафилактический),
- пароксизмальная тахикардия, тахиаритмии,
- приступ Морганьи-Эдемса-Стокса,
- желудочно-кишечное кровотечение,
- легочное кровотечение,
- почечная колика,
- кома гипергликемическая, гипогликемическая, анемическая, мозговая, печеночная, уремическая, неясной этиологии,
- острые аллергические реакции,
- остные нарушения мозгового кровообращения,
- острые заболевания органов брюшной полости,
- синдром дегидратации,
- психомоторное возбуждение различного генеза.
|
2-3
2-3
2-3
2-3
1-2
2-3
2-3
2-3
3-2
3-2
2-3
2-3
2-3
2-3
2-3
2-3
2-3
2-3
2-3
2-3
2-3
|
|
|
IV. Документация, организация врачебного дела
|
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
| Заполнение и ведение клинической истории болезни, выписки из истории болезни.
Заполнение и ведение медицинской документации в поликлинике: амбулаторной карты Ф-025; статистического талона Ф-025/у; листа нетрудоспособности; направления на госпитализацию Ф-28; санаторно-курортной карты Ф-072/у и других.
Рецепты: льготные, на наркотические и наркосодержащие препараты.
Медико-социальная экспертиза:
- направление на МСЭ,
- вынесение обоснованного решения о состоянии трудоспособности,
- участие в составлении индивидуальной программы реабилитационных мероприятий по профилактике инвалидности.
Организация диспансеризации на участке, анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Добровольное и обязательное медицинское страхование.
|
2-3
2-3
2-3
2-3
2-3
2-3
2-3
|
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА, ПРОШЕДШЕГО ПЕРВИЧНУЮ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ В ИНТЕРНАТУРЕ
Практические навыки интерна кафедры госпитальной терапии №1
____________________________________________________________________
№
п/п
| Наименование
| Минимальное
кол-во за год
| Выполнено
| Подпись специалиста -
руководителя интерна
| 1.
| Полное клиническое обследование больного по всем органам и системам: анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация.
|
|
|
| 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
| Оценка клинических анализов:
- крови;
- мочи;
- кала;
- мокроты;
- плевральной и асцитической жидкости.
Оценка биохимических исследований:
- биохимических анализов крови;
- желудочного и дуоденального сока;
- времени свертывания крови, времени кровотечения, протромбинового индекса;
- показателей электролитного и кислотно-щелочного баланса крови;
- результатов серологического исследования (РА, РСК, РНГА, РТГА);
- гормональных исследований крови (ТТГ, Т3, Т4, катехоламины, ренин, альдостерон);
Оценка миелограммы.
Запись, расшифровка и оценка ЭКГ.
Спирография.
Оценка рентгенограмм:
- органов грудной клетки;
- желудочно-кишечного тракта;
- суставов и костей;
- органов мочевыделения.
Оценка специальных исследований:
- эндоскопия (ЭГДС, колоноскопия, ректороманоскопия, бронхоскопия);
- компьютерная томография;
- ЭХО- и допплерокардиография;
- УЗИ органов брюшной полости, почек;
- нагрузочные пробы;
- суточное мониторирование ЭКГ, АД.
Пальцевое исследование прямой кишки.
Плевральная пункция.
Абдоминальная пункция.
Промывание желудка через зонд.
Внутривенные вливания (струйные, капельные).
Определение группы крови, резус-фактора.
Переливание крови и её компонентов.
Непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких.
Электроимпульсная терапия.
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.
|
|
|
| 18.
| Первая врачебная помощь при неотложных состояниях:
- обморок;
- шок;
- гипертонический криз;
- инфаркт миокарда;
- отек легких;
- приступ бронхиальной астмы;
- острые нарушения ритма сердца;
- желудочно-кишечное кровотечение;
- легочное кровотечение;
- почечная, желчная колика;
- коматозные состояния;
- острые аллергические реакции;
- острая задержка мочи;
- острые нарушения мозгового кровообращения.
|
|
|
| 19.
20.
| Заполнение и ведение всех видов врачебной медицинской документации в стационаре и в поликлинике.
Рецепты: льготные, на наркотические и наркосодержащие препараты.
|
|
|
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|