Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Карамзин Николай Михайлович. Общест-полит. взгляды.





1(12).12.1766, село Михайловка, ныне Бузулукского района Оренбургской области - 22.5(3.6). 1826, Петербург. Первонач. пол. домаш. воспитание, затем в пансионе у проф. МГУ Шатена и посещал лекции в самомо универе. Последнее помогло сформир. круг интересов Карамзина. Заним. рос., всемир. ист, филос., лит-рой, ин. язом. 1789-1790 – путешествие за границу. Посетил Герм., Швейцар., Фр., Анг. По настоянию отца вынужден поступить в гвардейский Преображенс. полк. После отставки и пребывания в Симбирске он поЯв. в Москве. Здесь сближ. с кружком Новикова + станов. 1м редактором в журнале «Детские чтения». также Карам. опубл. перевод Шекспира «Юлий Цезарь» и свою 1ю повесть «Евгений и Юлия». Большой интерес вызывали сочинения Руссо. В рез-те утвержд. просветительские принципы. Культ независимой и неповторимой чел. личности, т.е. самоценность чела. 1789 – отъезд за границу. Это дало ему возможн. для сопоставления судеб Отечества и ист. др. народов – написал «Письма рус. путешественника». Здесь мы можем проследить эволюцию взглядов историка и его внутр. мир. Имела большой успех повесть «Бедная Лиза». Созд. журнал «Вестник Европы» с 1802. Одноврем. у него проявл. интерес и к Рос. истории. 31 окт 1803 утвержден в должности историографа, что дало ему доступ к архивохранилищам и библиотекам. Бросил все и приступил к созд. «Ист. гос-ва рос-го».

К Великой франц. революции Карамзин отнёсся с пристальным вниманием. Период якобинской диктатуры (1793-94) вызвал у него настроение разочарованности. Позже. в целом положительно относился к буржуазному правопорядку, который был сохранён и упрочен Наполеоном I. После вынужденного почти полного молчания в царствование Павла I К. вновь выступил как публицист, обосновывая в своём журн. "Вестник Европы" программу умеренного консерватизма. В этом же журнале была опубликовал его историческую повесть "Марфа Посадница, или Покорение Новгорода" (1803), утверждавшая неизбежность победы самодержавия над вольным городом.

С сер. 1790-х гг. определился интерес К. к проблемам истории. Он оставляет художеств. литературу и работает главным образом над "Историей государства Российского" (т. 1-8, 1816-17;" т. 9, 1821; т. 10-11, 1824; т. 12, 1829; переиздавалась неоднократно), которая стала не только значительным историческим трудом, но и крупным явлением русской художественной прозы, послужила основным источником для пушкинского "Бориса Годунова" и русской исторической драматургии 1830-х гг\ Ист. взгляды К. вытекали из рационалистического представления о ходе общественного развития: история человечества есть история всемирного прогресса, основу которого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории, по Карамзину, играют великие люди. Все усилия употреблял на раскрытие идейных и моральных мотивировок действий исторических личностей. Психологический анализ является для него основным приёмом объяснения исторических событий. Видел в истории науку, призванную наставлять людей в их общественной деятельности. Защищал незыблемость самодержавия и необходимость сохранения крепостных отношений, осудил восстание декабристов и одобрил расправу над ними. В "Записке о древней и новой России" (1811) выступил с резкой критикой проектов государственных преобразований M. M. Сперанского.

Карамзин - сторонник норманской теории происхождения Русского государства. Периодизация русской истории очень близка к периодизации В. H. Татищева и M. M. Щербатова. Все они отождествляют историю страны с историей государства, а историю гос-ва - с историей самодержавия. Однако Карамзин внёс много нового как в понимание общего хода русской истории, так и в оценки отдельных ист. событий. В отличие от Татищева и Щербатова, видевших в удельной системе только движение назад и результат неразумной политики великих князей, деливших государство между сыновьями, Карамзин считал, что удельная система была феодальной и "сообразна с обстоятельствами и духом времени" и что она была свойственна всем странам Западной Европы. Образование единого государства при Иване III он рассматривал как процесс, аналогичный (и единовременный) процессу образования крупных централизованных государств в Зап. Европе. Не удовлетворялся чисто рационалистическим объяснением исторических событий и в ряде случаев использовал т.н. прагматический взгляд на историю и историко-сравнительный метод, что ставило его на уровень передовой исторической науки того времени. Он впервые использовал большое число исторических документов, в т.ч. Троицкую, Лаврентьевскую, Ипатьевскую летописи, Двинские грамоты. Судебники, свидетельства иностранцев и пр. Извлечения из документов поместил в пространных примечаниях к своей "Истории", которые долгое время играли роль своеобразного архива. Однако в тексте "Истории" К. нередко отходил от источника или отдавал предпочтение менее достоверному источнику в угоду своим политическим целям и монархической исторической концепции или из желания "оживить" и "расцветить" события.

"История" К. содействовала повышению интереса к отечественной истории в различных слоях русского общества. Она знаменовала новый этап в развитии дворянского направления в русской исторической науке. Историческая концепция Карамзина стала официальной концепцией, поддерживаемой государственной властью. Своим духовным отцом считали Карамзина славянофилы. Отрицательно отнеслись к "Истории" представители прогрессивного лагеря (декабристу, В. Г. Белинский, H. Г. Чернышевский). Критическое отношение встретила "История" К. со стороны представителей складывавшейся русской буржуазной историографии (M. T. Каченовский, H. А. Полевой, С. M. Соловьёв).

Работы: История государства Российского в 12 томах, Записка о древней новой и России, Записки русского путешественника

Теоретико-методологические принципы концепции Карамзина.

Методика, методология, критерий периодизации. Развитие самодержавной власти, основное внимание уделено самодержцу как движущему фактору истории

Периодизация: Ввел две периодизации Российской истории:

I. По “ Истории… Рюрик – Иоанн III – древнейшая удельная Русь; Иоанн III – Петр I – Период единовластия; Петр – Александр I – Период изменения гражданских обычаев.

II. По “ Записки о новой и древней России ”: Р юрик – Владимир Святой – Рост могущества Руси

Святополк – Ярослав – Угасание самодержавия + татаро-монгольское иго; Ярослав Владимирович – восстановление самодержавия, но после своей смерти опять разделение Руси на уделы; Владимир Мономах – восстановление самодержавия, но после его смерти чехарда; Андрей Боголюбский – окончание попыток на восстановление самодержавия; Батый на Руси – упадок; Ярослав – Иван III – падение Русского государства. Установление татаро-монгольского ига; Иван III – Василий III – решение вопроса о раздробленности. Ликвидация раздробленности; Иван IV – Федор Иоаннович; Смутное время.

Направление: Дворянское

Принцины: 1.Любовь к Отечеству как к части человечества. 2.Следование правде истории, соврем. взгляд на события прошлого.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.