Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характерные черты эпохи возрождения.





1. антропоцентризм носил элитарный характер, в центре этой культуры ставился человек творческий, универсально одарённый, которого сравнивали с богами античной мифологии. В первую очередь речь идёт об эпохе высшего ренессанса, в частности, титаны - Микеланжело, Да Винчи, Тициан. Впервые были преодолены сословно-корпоративные различия (Да Винчи вышел из самых низов общества).Возрождается фраза Протагора: «человек есть мера всех вещей».

2. гуманизм - система ценностей, признающая человека высшей ценностью, критерием всякой меры.

3. связь эпохи возрождения с античностью (язычеством) и христианством, в частности, художники этого периода обращались как к античным, так и христианским сюжетам.

4. стремление к гармонии и совершенству материального и духовного, небесного и земного и их достижения в эпоху высшего ренессанса как в искусстве, так и в самой жизни. Явление титанизма.

5. космологизм (меняется смысл) - учение о вселенной, как единого с целым. С открытиями в области астрономии (Бруно, Коперник, Галилей), географии (Колумб) изменяется картина мира, она стала носить гемоцентрический характер.

6. рационализм. Наука стала занимать всё более важное место в жизни, люди этой эпохи
стремились объяснять мир на рациональной основе.

7. светский характер ренессансной культуры. Культура постепенно освобождается от
церковной опеки (в искусстве появляются светские жанры, складывается система
светского образования, появляются частные и государственные школы, появляется
этикет).

8. несмотря на колоссальный прорыв в культуре, эпоха возрождения имела и свою
оборотную сторону, порождённую индивидуализмом (я - личность, я поступаю так,
как я хочу).



Эта эпоха сопровождалась резким падением нравов (проституция в Италии, безбрачные связи) начиная с церкви, процветают бытовые убийства. Даже известные гуманисты - покровители искусства (Медиче не брезговал ни чем в достижении своих целей). Двойственность этой эпохи отражалась и на самих людях, и стремились к гармонии, красоте, а в обыденной жизни вели себя недостойно.

Гуманизм -мировоззренческая основа ренессансной культуры.Провозглашение идей гуманизма начинается с вызова схоластики (например, философии).Взамен формально термологическому методу утверждается новый гуманистический метод познания жизни. Гуманистами называли людей, изучающих и преподающих комплекс гуманитарных дисциплин - философия, история, этика, педагогика и другие.

Гуманисты первыми сумели преодолеть сословно корпоративные различия, они создавали кружки по интересам, которые на античный манер называли академиями. Членом кружка мог стать любой, кто проявил себя в гуманитарных дисциплинах. Известность во Флоренции получила Платоновская академия, длительное время возглавляемая Фичино (направление неоплатонизма). Гуманистов условно можно разделить на 2 группы:

• Ранние - писатели, философы, историки. Они изучали античность ради античности и
их труды не оказали значительного влияния на развитие национальной культуры.

• Поздние. Они изучали античность ради возрождения традиций национальной
культуры (Шекспира. Сервантес)

 

4 Проблематика культуры в трудах мыслителей Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).

прихоит Новое время(17-18вв.). В 17в. в передовых странах Европы – Голландии и Англии – происходят буржуазн. рев-ции, кот. открыли простор для развития капит-х отнош-й. Победа Реформации(протестантизм против катол. церкви) в этих странах сод. более благопр. усл-я для разв-я наукии философии. В 17в. позиции религии ослабевают возраст. роль науки, происходит. 1 научная. рев-я. Получ. развитие эксперимент. естествознание. У истоков науки и фил-и Нового времени стоял Ф. Бэкон.Он внес важный вклад в формирование нов. концепции к-ры. Бэкон определяет кул-ру как мир деят-ти чел-ка. В культ.-ист. процессе он различает 2 стороны: матер-ю и дух-ю. Мат. к-ру он опр-ет как процесс преобразования человеком природы, ист-ю преобразований природы он назыв. истроией иск-в, среди кот. он особо выдел. мехнические иск-ва (кораблестр-е, тип-фия, пр-во шелка, книгопечатание, порох, компас). Дух. к-ру он опр-ет как целенапр-е воздействие на дух. мир чел-ка – к-ра души. Важнейш. место в конц-и Бэкона заним. проблемы науки, научн. позн-я, рост науки в общ-ве. По его мнению, наука должна давать достоверные знания и быть методолог-ки совершенной. Поэтому он разрабатывает проблему освобождения науки от ложн. понятий – идолов, индуктивный метод позн-я(эмпирич.), кот. считал единств. эффективным. Бэкон отмечал огромн. роль преемств-ти научн. знаний в развитии чел-ва, но вместе с тем он справедливо отмечал, что «истина – дочь времени, а не авторитета». Онне рассм-ет научн. прогресс как прямолин. движ-е вперед, лишенное отступлений и противоречий, видит против-ть культ. прогресса. В целом взгляд Бэкона на культ. развитие отличается оптимизмом.

Томас Гоббс – важнейш. проблемами к-ры в конц-и Гоббса явл-ся: происх-е, сущность, соц. ф-и к-ры в целом и ее отд-х комп-тов – науки, иск-ва, морали, права. Центр. учением явл-ся понятие чел. природы, кот. он орп-ет как сов-ть физ. и дух. способностей, дан-х чел-ку от рожд-я, изнач-но(движ-е, питание, размнож-е и др.). Руководствуясь в своих поступках эгоизмом, чел-к не считается с правом др. людей, следствием чего является состояние «войны всех против всех»(естеств. сост-е общ-ва). Выход из этого состояния Гоббс видит в переходе к гражд. общ-ву и созд-е гос-ва. Гос-во Гоббс понимает как продукт к-ры, искусств. образ-е, призв-е усмирять первобытные инстинкты людей и обеспеч-ть гарантии мира и безоп-ти. Важн. культ. ценн-ю он считает язык(отождествляет язык и речь). Первый творец языка – бог. Т.о., Гоббс обьясняет возн-е языка естеств. прич-ми. Он разл. 2 вида опыта: чувственный и речевой. Для упорядочения и регистрации мысли, перевода внутр. речи во внешн., необх. слова. Т.о., Гоббс развивает конц-ю языка как знаковой сис-мы. Он отстаивал идею об абсол. произвольности языка(м/у именами и вещами нет никакого сходства). Гоббс считает, что благодаря языку чел-к может закр-ть рез-ты позн-я и передавать их др. людям. Он выделял 2 рода знаний: знание фактов(ощущение и память) и знание связей и зависимости м/у фактами(наука). Искусство – у Гоббса многозначно. В широком смысле – все то, что созд. чел-ком, а не дано природой, иначе, это умения, мастерство, а также – худож. деят-ть чел-ка(музыка, живопись, лит-ра).

Локку, что он является продолжателем «линии Фрэнсиса Бэкона» Более того, его можно назвать основоположником «британского эмпиризма», создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма. Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, которую использовал для апологетики буржуазного общества и доказательства незыблемости права частной собственности. Он первым провозгласил, что «собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей» 17. Локком много было сделано для защиты и разработки принципов свободы совести и веротерпимости. Локк создал теорию воспитания, существенным образом отличающуюся от тех, которые разрабатывали его предшественники, в том числе и мыслители Ренессанса.

В число трудов, написанных им, входят: «Элементы натуральной философии», «Опыт о веротерпимости», «Опыт о человеческом разумении». Опубликовано им также множество статей, писем, заметок, где рассматриваются вопросы экономики, политики, этики, религии, педагогики. Ряд работ был издан Локком под чужими именами (он всегда опасался, что его может постичь судьба вига Олжернона Сиднея, повешенного во времена Карла II за то, что в его бумагах нашли рукопись «Рассуждения о правительстве», где защищалась теория общественного договора), и сегодня произвести их идентификацию не представляется возможным.

он не обошел ни одну из главных проблем теоретической культурологии. Весьма обстоятельно он рассуждает о том, как возникло человеческое общество, культура, какие законы определяют бытие социума, какие функции выполняют искусство, наука, религия и право, какова роль языка в становлении человека как социального существа.

предлагает иную концепцию общества и государства, нежели Гоббс, хотя отправные точки у того и другого одинаковы. Локк исходит из того, что естественное состояние, в котором пребывали люди на заре своей истории, отнюдь не представляет «войну всех против всех», как об этом писал Гоббс. С его точки зрения, первоначально в человеческом обществе царила доброжелательность и взаимоподдержка, ибо людей было мало и каждый владел участком земли, который он и его близкие были способны обработать. Индивид владел собственностью, которую сам создавал и не покушался на собственность себе подобных. Локк считает, что частная собственность существует изначально, а не возникает на определенной стадии развития человеческого общества. исходной посылкой для Локка является одно из базовых положений философии истории, сформулированное идеологами английской буржуазной революции еще в середине XVII в, и которое, кстати, до сегодняшнего дня содержится в идейном арсенале апологетов либерализма. .

государство, по Локку, есть искусственное, т.е., культурное образование, создаваемое волей и деяниями людей.

генезис государства повторяет генезис самой культуры, а формы государства соответствуют тем или иным формам культуры.

Близко гоббсовскому и локковское решение проблемы религии. Локк признает ее неотъемлемой частью государственной машины и считает, что она выполняет важные социальные функции, которые не способны выполнять другие общественные институты, в частности мораль и право. Но он, в отличие от Гоббса, он не считает религию феноменом культуры.

Вера,-есть проявление креативной силы Господа. Она не возникает в процессе человеческой практики и никакими гносеологическими потребностями человека невозможно объяснить ее появление., будучи деистом по своим религиозным убеждениям, Локк не считал, что вера обладает Правом приоритета перед научной мыслью. он настаивал, что все непонятное разуму должно быть отвергнуто, но это не мешало занимать ему крайне реакционную позицию, когда речь шла о церкви как инструменте государства.

Касался Локк и проблемы языка, которая, является одной из главных для теоретической культурологии. язык представляет собой прежде всего результат творения человека, хотя к его созданию приложил руку и Бог.

Локк считает, что если бы у человека не было способности делать звуки знаками идей, рождающимися в его мозгу, и если бы люди не были наделены способностью делать звуки общими знаками, доступными пониманию других, то речь никогда бы не возникла и люди до сегодняшнего дня не могли бы общаться друг с другом. Но у них существуют эти редкие способности, которые прежде всего отличают их от тех животных и птиц, например, попугаев, что способны произносить членораздельные звуки. Иначе говоря, по Локку, человеческая речь возникает как следствие существования у людей врожденной способности к абстракции и обобщению, данного изначально провидением умения связывать воедино предмет с его природой благодаря слову.

Слова, связаны с чувственными идеями. слово «дух» в своем первичном значении есть «дыхание», «ангел», «вестник. и другие слова обозначают некие идеи, которые возникают у человека в результате чувственного освоения мира или в результате внутренних действий нашего духа. Таким образом, основой для возникновения языка является опыт, непосредственный чувственный контакт с предметами реального или идеального мира.

остановится на его концепции воспитания., Локк переосмыслил понятие «идеал человека». Конечной целью воспитания, «окультурености» индивида, с его точки зрения, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями. человеческий идеал — это английский джентльмен со всеми присущими ему личностными характеристиками. Локк рассказывает о том, что должен есть и пить ребенок, в какую одежду его предпочтительнее одевать, как надо развивать его таланты и способности и препятствовать проявлению дурных наклонностей, как уберечь его от тлетворного влияния слуг, в какие игры он должен играть и какие книги он должен читать и т.д. Стоит отметить, что педагогические воззрения Локка явно опережают его время.

 

 

5 Культурологические воззрения представителей европейского Просвещения (Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, В.Р. де Мирабо, Й.Г. Гердера).

Большой вклад в дальнейшее развитие науки о культуре внес итальянский мыслитель Джам баттиста Вико (1668 – 1744). В своем фундаментальном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) он первым обнаружил несовершенство европейской цивилизации, стал проводить историко-сравнительный анализ, описывать особенности национальных культур, решать проблемы аккультурации и ассимиляции (усвоение элементов чужой культуры и приспособление к ней). При этом Вико исходил из идеи, что каждая культура самоценна, и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных ценностей.

Вместе с тем Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным сопоставление разных культур. Для него это классовые структуры, характер труда и форма его организации, структуры власти, язык. Кроме того, он видел общие для всех культур обычаи, которые определяют начало самой культуры: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения.

в основе культуры лежит борьба классов, сословий и социальных групп, которая либо укрепляет культуру, либо приводит ее к гибели. Культура имеет строго определенные границы своего существования, в этом она напоминает живой организм.

Концепция Вико положила начало классическому пониманию культуры как развития человека – разумного существа. Культура стала пониматься как граница, отделяющая человека от остального мира природы. Культура – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум. В этом заключается основополагающая позиция эпохи Просвещения.

Однако появилась и пессимистическая трактовка культуры, ее критика и противопоставление культуры и природы. Такую позицию занимал Жан-Жак Руссо (1712 – 1778), считавший, что культура является источником зла и несправедливости в обществе. Он одним из первых обратил внимание на проблему общности культур разных народов. Общие черты и признаки в культурах складываются из общих материальных условий жизни народов. Среди этих условий главная роль принадлежит географическому фактору, поэтому концепция Руссо носит название географического детерминизма.

Разнообразные типы почв и климатические условия вынуждают человека приспосабливаться к ним, создавая свои способы хозяйственной деятельности и орудия труда. Это приводит к развитию, которое представляет собой совокупность средств, обеспечивающих человеческое существование.

Большое внимание Руссо уделил анализу техники как одного из признаков цивилизации. Он считал, что ее использование ведет к отчуждению человека от природы и от других людей. Таким образом, критикуя процесс перехода к цивилизации, Руссо призывает вернуться «назад к природе», к патриархальному существованию в единстве с ней.

Интересны мысли Руссо о прогрессе в культуре. В своей теории Руссо отвергает понимание прогресса как количественного и качественного условия развития. Таким образом, культура является негативным фактором в жизни общества, так как она не объединяет, а разъединяет людей. Отрицательно относясь к прогрессу, Руссо призывает вернуться в лоно природы, это можно сделать с помощью процессов воспитания. Следует отметить, что многие положения концепции Руссо являются спорными, хотя это и не умаляет заслуг данного мыслителя.

В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Подчеркивалось, что культура – это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности.

Наиболее весомый вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры внес Иоганн Готфрид Гердер(1744 – 1803), который считал культуру универсальной характеристикой человеческого общества. Культура представляет собой совершенствование человека, а главную роль при этом играют наука и искусство. Природа культуры, по его мнению, носит деятельностный характер, и человек постепенно переделывает весь окружающий его мир.

Гердер рассматривал культуру в трех ее проявлениях: как развитие духовной жизни человека; как определенный этап в развитии человечества; как характеристику ценностей Просвещения.

Другим мыслителем Просвещения, внесшим определенный вклад в развитие теоретической культурологии, был маркиз Виктор Рикети де Мирабо (1715—1789). он сформулировал целый ряд идей, не утративших своего значения и сегодня. В частности, ему принадлежит приоритет в введении в научный оборот слова «цивилизация». Им же этот термин был наполнен определенным содержанием, которое сохранялось вплоть до начала XIX века, когда получила распространение другая его трактовка.

В 1756 году Мирабо выступил с сочинением «Друг людей» . «Любя сильных и поддерживая средних, правительство должно уважать малых». Мирабо придавал громадное значение земледелию как единственному источнику благосостояния государства. Он требовал религиозной терпимости, свободы торговли и восставал против государственных займов и рент, говоря, что «рантье — наслаждающийся тунеядец, которому общество обязано большей частью своих зол». Книга Мирабо доставила автору многочисленных друзей и поклонников во всей Европе. Её приписывали Фр. Кене, хотя Мирабо только гораздо позже познакомился с главой физиократов и проникся к нему безграничным энтузиазмом. Кене уяснил ему многие мысли, смутно бродившие в его голове, и помог привести их в систему. С этих пор Мирабо всецело посвящает себя развитию формул своего друга, ко всему применяя их, все уясняя ими. В 1760 году он издает», где со страстным увлечением нападает на сборщиков податей, вследствие чего его заключают на неделю в Венсенскую тюрьму, а затем отправляют в изгнание в его поместье Биньон. В 1765 году он приобретает и обращает его в орган физиократической школы.

Репутация Мирабо как писателя падает; вместе с тем падает и его репутация как человека, его неудачной женитьбой, отчасти его необузданным характером. В 1747 году он женился на Марии Вассан, 17-летней вдове, которую совсем не знал и состояния которой едва хватало на удовлетворение её личных потребностей; но у неё были блестящие надежды на получение наследства, и это соблазнило Мирабо, проникнутого желанием возвеличить свой род и доставить ему блестящее положение .Одно грандиозное предприятие сменяется у него другим, и они ведут к все большему запутыванию дел, тем более что ожидаемое женой наследство получается ею только через 27 лет после брака. «Постоянной работой моей жизни было искание денег, — говорит Мирабо, — и клянусь, что я никогда не употреблял их для собственных нужд». Недостаток средств заставлял его быть расчётливым и прижимистым в отношении к жене и детям, что возбуждало в них вражду к нему. Кроме того, супруги были оба слишком порывисты и пылки и мало подходили друг к другу. Мирабо долго скрывал свои семейные распри, но они были выведены на свет скандальным процессом, возбужденным его женой. Дети участвовали в этой борьбе, принимая сторону то отца, то матери. Особенно деятельную роль играл знаменитый Оноре Мирабо, который сначала защищал мать и сочинял самые злостные памфлеты и докладные записки против отца, а затем выступил в защиту отца против матери. Мирабо-отец был убежден, что сделал для жены и детей все возможное и что выигрыш женой процесса приведёт к обоюдному их разорению; но, не ограничиваясь обращением к суду и к общественному мнению, он прибегал к одному из самых возмутительных учреждений старого режима — к «секретным письмам» (lettres de cachet), хотя сам в своих сочинениях громил всегда насилие. Жена и дочь были заключены в монастыри, а сын переводился из одной тюрьмы в другую. Такой образ действий возбудил против него общественное мнение: никто более не придавал серьёзного значения писателю, поступки которого представляли такой резкий контраст с проповедуемыми им идеями. Жена из своего заточения продолжала вести борьбу с ним. Процесс, проигранный маркизой в 1777 году, был возобновлен в 1781 году и выигран ею, хотя дело отца защищал сам великий оратор Оноре Мирабо. Разбитый нравственно и физически, разоренный исходом процесса, Мирабо удалился в Аржантель, где и умер, примирившись перед смертью с сыном и преклонившись перед «его гением». «Никогда ещё не было в Провансе такой головы», — писал он.

 

6 Культурологические идеи в трудах И. Канта.Совершенно новое объяснение культуры было предложено основоположником немецкой классической философии Иммануилом Кантом (1724 – 1804), который не считал культуру результатом длительного развития природы и человеческого общества. По его мнению, культура – это совокупность духовных ценностей, субъективная деятельность человеческого сознания. Культура не может быть характеристикой объективного мира, она связана лишь с человеком. Культура – это всегда внутреннее достояние человека, она дает ему цель жизни, исходя из его внутренних потребностей, и выражает его гуманистическое предназначение. Несмотря на это, человек еще должен соблюдать внешние приличия, что является признаком цивилизованности. Таким образом, Кант вводит две категории культуры: внешняя и внутренняя. Но, по его мнению, собственно культурой является только внутренняя культура – это совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов общества.

Кант дает чисто субъективное понимание прогресса, которое включает лишь прогресс отдельной личности, группы людей, но не касается прогресса общества в целом.

КАНТ Иммануил, немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В развитой с 1770 «критической философии» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания — общезначимые формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.

В творчестве Канта выделяют два периода: «докритический» (примерно до 1771 г.) и «критический». Докритический период характерен интенсивными методологическими поисками Канта и его разработкой естественнонаучных вопросов. Большое внимание в докритический период Кант уделял также исследованию природы пространства. Центральная работа докритического периода – «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1763) – является своего рода энциклопедией докритической философии Канта с акцентом на теологической проблематике. Критикуя здесь традиционные доказательства бытия Бога, Кант вместе с тем выдвигает собственный, «онтологический» аргумент, основанный на признании необходимости какого-то существования (если ничего не существует, то нет материала для вещей, и они невозможны; но невозможное невозможно, а значит какое-то существование необходимо) и отождествлении этого первосуществования с Богом. В конце 60-х гг. Кант принял концепцию абсолютного пространства и времени и истолковал ее в субъективистском смысле, т. е. признал пространство и время независимыми от вещей субъективными формами человеческой рецептивности (доктрина «трансцендентального идеализма»).

Система критической философии. Система критической философии Канта состоит из двух основных частей: теоретической и практической. Связующим звеном между ними оказывается учение Канта о целесообразности в двух ее формах: объективной (целесообразность природы) и субъективной (постигаемой в «суждениях вкуса» и эстетических переживаниях). Все главные проблемы критицизма сводятся к одному вопросу: «что такое человек?» Этот вопрос суммирует более частные вопросы человекознания: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?». Теоретическая философия отвечает на первый вопрос (равносильный указанному выше вопросу о возможности априорных синтетических познаний), практическая – на второй и третий. Изучение человека может осуществляться либо на трансцендентальном уровне, когда выявляются априорные принципы человечности, либо на эмпирическом, когда человек рассматривается в том виде, как он существует в природе и обществе. Исследованием первого рода занимается «трансцендентальная антропология» (вбирающая в себя основоположения трех кантовских «Критик»), вторая же тема, сама по себе гораздо менее философская, разрабатывается «антропологией с прагматической точки зрения».

Влияние на последующую философию. Философия Канта оказала громадное воздействие на последующую мысль. Кант является основателем «немецкой классической философии», представленной масштабными философскими системами И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля. Большое влияние Канта испытал также А. Шопенгауэр. Идеи Канта повлияли и на романтическое движение. Во второй половине 19 века большим авторитетом пользовалось «неокантианство». В 20 веке серьезное влияние Канта признают ведущие представители феноменологической школы, а также экзистенциализма, философской антропологии и аналитической философии.

 

 

7 Вклад представителей романтизма в развитие культурологической теории. Ф. Шиллер о проблемах культурогенеза, знака и символа в культуре и игровом аспекте культуры.Возникновение романтизма было следствием глубочайшего кризиса просветительской идеологии, разочарованности в результатах отбушевавших буржуазных революций, из которых ни одна не смогла достичь заявленной цели — создать общество, основанное на принципах свободы, равенства и братства. Романтики видели идеал общества в прошлом,в Средневековье, которое воспринималось ими как эпоха подлинных страстей, сильных характеров, цельных личностей, способных на героические поступки во имя веры, любви и надежды. «Естественному человеку» просветителей, подчиняющемуся велению абстрактного разума, романтики противопоставили индивида, находящего самовыражение в творчестве, созидающего мир по законам эстетики, ставящего во главу угла не обретение истины, а приобщение к красоте. Свобода личного самовыражения ими трактуется как душа культуры, придающая ей в каждую историческую эпоху уникальный облик.

заложил основы романтизма Иоганн Шиллер (1759—1805), который был не только создателем немецкого национального театра и автором целого ряда драматических произведений, Шиллер приходит к выводу, что корень зла необходимо искать в том, что1 массы задавлены непосильным трудом и в силу не способны к продуктивной творческой деятельности, как и представители высших классов, жаждущие только богатства и власти. 2 причина - разделение труда,сам процесс труда перестал быть наслаждением для человека, занимающегося им. Отделение средств от цели, а результата от создателя материальных и духовных ценностей превращает бытие человека в подобие жизни, заставляет относиться его к себе самому как к несостоявшейся личности, не имеющей права на самовыражение и раскрытие заложенных в ней потенций.

Как только сделалось необходимым благодаря расширившемуся опыту и более определенному мышлению, с одной стороны более отчетливое разделение наук, а с другой стороны, усложнившийся государственный механизм потребовал более строгого разделения сословий, — тотчас порвался и внутренний союз человеческой природы, и пагубный раздор раздвоил ее гармонические силы

В результате исчезновения творческих элементов из процесса труда, углубления профессиональной и имущественной дифференциации человек, «вечно прикованный к отдельному малому обломку, сам становится обломком». Он превращается,в проекцию своей профессии, в «отпечаток своего занятия, своей науки», теряя тем самым свою целостность, заложенную в него природой. Шиллер задается вопросом: не является ли зафиксированное им противоречие имманентным. он приходит к выводу, что превращение целостного человека в частичного связано с определенным социальным устройством общества, с усложнением характера отношений между людьми, с потерей верных ориентиров общественного развития. В качестве подтверждения своей мысли он ссылается на опыт Древней Греции, где гармонически развитые люди были далеко не редкостью и где физическое развитие не мыслилось без развития духовного, где в одном человеке органично сочетался воин, художник, мыслитель и гражданин. В то же время он не идеализирует античность, как, впрочем, и другие исторические эпохи, где степень гармонизации общественной жизни была, по его мнению, более высокой. Шиллер пишет:

Однако,нынешняя эпоха отличается от всех предыдущих дисгармоничностью развития различных сфер общественной жизни (политики и морали, экономики и искусства, права и образования), резким углублением противоречий между нравственными установками индивида и существующими законами, между уровнем технического развития и эстетической воспитанностью масс. Наличие подобных противоречий, с точки зрения Шиллера, свидетельствует о том, что процесс культурного становления человека далеко не завершен.

Шиллеровская трактовка культуры самым непосредственным образом связана с идейно-мировоззренческими и эстетическими установками романтизма. С его точки зрения, о культуре можно говорить только тогда, когда достигнута гармония чувственного и рационального, содержания и формы, влечения и долга, наслаждения и страдания, действительности и идеала.

Задача культуры,состоит в том, чтобы сохранять эти сферы и оберегать границы каждого из противоположных побуждений. Итак, задача культуры двоякая: во-первых, охрана чувственности от захватов свободы, во вторых, охрана личности от силы чувствований. Первого она достигает развитием способности чувствовать, а второго — развитием разума64.

Эту задачу культура может решить посредством эстетического воспитания, через приобщение человека к миру прекрасного, через создание, как пишет Шиллер, «веселого царства игры и видимости», где нет принуждения и насилия, где властвует свобода. Человек культурный, согласно точке зрения Шиллера, не должен подавлять в себе ни чувства в угоду рассудку, ни ограничивать рассудок в угоду чувству. В этом он коренным образом расходится с Кантом, который неразрывно связывал культуру с обретением высокой моральности, с соблюдением требований категорического императива.

Шиллер обращается в своих работах к идее игры. он приходит к переосмыслению сути игры, которая трудах трактуется не только как средство овладения культурным наследием,но как творящее начало, рождающее мир культуры.

Это дает основание именно Шиллера считать родоначальником игровой концепции культуры, которая впоследствии была в деталях разработана в трудах И. Хейзинги и его последователей.

совокупность идей о культуре, высказанных Шиллером, нельзя рассматривать в качестве завершенной, разработанной в деталях концепции. Однако это не снижает значимость тех постановок вопросов, которые имеются в трудах великого немецкого драматурга и крупного мыслителя, внесшего весомый вклад в становление культурологического знания.

считал, что культура состоит в гармонии физической и нравственной природы человека. В своих работах Шиллер изучал также проблемы культурогенеза, знаков и символов в культуре.В рамках своей концепции культуры Шиллер предложил типологию культур, согласно которой выделяются два типа культур – наивные и сентиментальные. Каждому типу культуры соответствует свой тип личности. Для наивной культуры характерен человек играющий, воспроизводящий и создающий ее, для которого свойственна открытость миру и большой творческий потенциал. Человек сентиментальной культуры закрыт для мира, для него характерен антропоцентризм, несамодостаточность, ему недоступно творчество. Выход из этого противоречия Шиллер видит в создании культуры третьего типа – всечеловеческой, гуманистической. Ей будет соответствовать новый тип человека – всесторонне развитая личность, нацеленная на будущее, с открытым типом сознания.

8 Г. Гегель о сущности, структуре и истории культуры.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия — в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» — семья, гражданское общество, государство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие — внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История — «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. Основные сочинения: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», части 1-3,; «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

Логика. Гегель определяет логику как «учение о чистой идее». При этом содержанием логики является «изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». Гегель разделяет логику на «объективную» и «субъективную». Первая содержит учение о бытии и учение о сущности, вторая — учение о понятии. В учении о бытии Гегель начинает с понятия «чистого бытия», пустой мысли. В качестве такового оно приравнивается ''к ничто''. Но ничто, утверждает Гегель, противостоит чистому бытию, которое, стало быть, переходит в свою противоположность. Следующим определением мысли оказывается становление как подвижное единство бытия и ничто. Итогом одной из форм становления («возникновения») оказывается «наличное бытие», конкретизирующееся в образе «качества», т. е. «непосредственной определенности, тождественной с бытием». «Рефлектированное в себя в этой определенности», наличное бытие есть «налично-сущее, нечто».

 

9 Марксистская концепция культуры.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.