Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 46. Катоклизмы и катострофы 20 в.





В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба земной цивилизации. Эти пробле­мы названы глобальными (от лат. globus — земной шар). Первоначально глобальный социокультурный кризис, т. е. кризис в масштабах всей планеты, осознавался в отрица­тельной форме: как всеобщее разрушение материальной и духовной культуры. То, что судьбы человека и челове­чества составляют единое целое, показала уже первая ми­ровая война. Люди осознали, что для мировой войны не существует границ государства, здесь тыл и фронт объе­динены в единое целое. Недаром одно из ярких философ­ских учений XX в. о ноосфере возникло именно в это вре­меня. Ноосфера есть целостное планетарное явление, и мысль об этом пришла В. И. Вернадскому в период ми­ровой катастрофы и катаклизмов: «Первая мировая вой­на 1914—1918 гг. лично в моей научной работе отразилась самым решающим образом. Она изменила в корне мое геологическое миропонима-ние»[1]. Не случайно выдающийся русский мыслитель именно «в атмосфере этой войны» пришел к идее о вхождении в ноосферу как завершающем состоянии эволюции биосферы, где чело­век представлен как крупнейшая геологическая сила, из­меняющая лик Земли.

Социокультурный кризис нашего времени ведет к тому, что человечество со всей остротой осознает глубину дилем­мы: человек должен полагаться на стихийный эволюцион­ный процесс развития общества, или же мир, в котором мы существуем, нуждается в коренных целенаправленных изменениях. Следует выделить несколько типологических черт современного глобального социокультурного кризиса. Первые два вида кризисов носили «алармистский» (от alarme — «тревога») характер. Суть проблемы здесь заклю­чалась в том, что современные тенденции мирового разви­тия, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофи-ческим последствиям. Конечно, об­щее представление об ограниченности Земли как месте производственной деятельности человека носит достаточ­но абстрактный характер. Сейчас этот тип кризиса осоз­нается более конкретно как «ограниченность некоторых видов ресурсов», «исчерпание по регионам», «экономи­ческих границ».

Другой кризис алармистского характера связан с возникновением опасных тенденций в использовании различ­ного рода ресурсов. В ходе бесконтрольной переработки ресурсов возникает непомерная нагрузка на экологичес­кую сферу. В результате, чем больше осваивается ресурсов, тем больше опасность. Речь здесь идет об уничтожении ле­сов — легких планеты, о парниковом эффекте, уменьше­нии озонового слоя.

Эти кризисы являются актуальными и сейчас, посколь­ку не снята проблема экономического роста на основе тотальной индустриализации. Проблема голода, питьевой воды, неграмотности, отставания развивающихся стран с необходимостью ведет к продолжению экономического роста, невозможного без увеличения потребления энергии и ресурсов. Поэтому алармистский кризис в ближайшей перспективе будет расширяться и углубляться.

Другие виды глобальных кризисов связаны с внутрен­ним развитием самого общества. Во-первых, цена научно-технического прогресса оказывается слишком большой. Дело в том, что увеличивается риск от гигантских катастроф (типа чернобыльской). Современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима со стороны воз­действия природных стихийных сил и социальных катак­лизмов (войн и революций). В результате с точки зрения общества затраты на научно-технический прогресс вели­ки, а отдача его мала.

К кризисам внутриобщественного характера относит­ся и проблема несправедливого распределения отрица­тельных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения и страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создавая гигантскую на­грузку на экологию. Процветающие слои населения созда­ют себе условия жизни, отгораживаю-щие их от экологичес­ких неприятностей. Таким образом, они перекладывают экологический риск на другие социальные группы. Все это ведет к дестабилизации социального организма.

Основатель Римского клуба Аурелио Печчеи говорил о проблемах, которые пересекают границы и распространя­ются по всей планете, невзирая на конкретные социаль­но-политические условия: «Из всего этого следует заклю­чение, что наша так любящая расти система сама же обрекла себя на путь, лишающий ее этой возможности. Вывод напрашивается сам собой, что абсолютно нереалис­тично ставить в этом культурном и функциональном беспорядке какие бы то ни было новые амбициозные цели глобального роста. Человечество оказалось в порочном кру­гу»[2].

В чем же причины возникновения глобальных проблем?

Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономи­ческими связями. Зримым, грубым их проявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку, на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ... Все оказались участниками единой исторической драмы. В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что инди­видуализировало и определенным образом разделяло лю­дей: границы, политические пристрастия, национальные особенности. Выдающийся русский мыслитель Н. Бердя­ев писал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек, может быть разодран в клочья».

Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возрос­шей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. За последние 100 лет промышленное производство планеты приумножилось более чем в 50 раз, при этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 трлн долл., в бли­жайшие полстолетия может увеличиться еще в 5—10 раз. Воздействия человека по своим последствиям сейчас со­поставимы с самыми грозными силами природы. Еще К. Э. Циолковский считал, что будущее человечество пол­ностью перестроит нашу планет)? и станет в дальнейшем силой, преобразующей Космос. Сейчас же человек, обла­дая мощью планетарного масштаба, похож на ученика ча­родея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.

Потому, в-третьих, одной из причин возникновения гло­бальных проблем является неравномерность развития стран и культуры. Экономическая и политическая взаимозави­симость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным систе­мам события и открытия в мире воспринимаются и рас­пространяются мгновенно. Между тем люди, потребляю­щие и использующие информацию, не просто живут в разных странах с различным политическим строем. С точ­ки зрения достигнутого ими уровня развития они обита­ют в разных исторических культурных эпохах. Родоплеменная община из бассейна Амазонки или тропической Африки, едва вышедшая из каменного века, находится на расстоянии всего нескольких часов полета от мыса Кана­верал или Байконура, откуда человек стартует в Космос. Поэтому понятно, почему мировое сообщество столь сильно озабочено проблемой ядерного терроризма и вы­ступает против распространения ядерного оружия.

Мало того, в сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты различных культур. Может ли человек решить стоящие перед ним глобаль­ные проблемы? Некоторые специалисты предрекают ги­бель человечеству уже в ближайшие 30—50 лет, однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная угроза человечеству последних десятиле­тий — угроза термоядерной войны между сверхдержавами — в значительной мере ослабела и не является главен­ствующей в списке глобальных проблем. Это связано во многом с теми изменениями, которые происходят в Рос­сии.

Из исторического опыта развития общества и культу­ры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло разрешить. Будем наде­яться, что и сейчас, столкнувшись с глобальными пробле­мами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, воз­никшие в ходе исторического процесса.

2.3. Пути и возможности развития современной культуры.

В 60—70-е гг. возникло множество цен­тров, объединивших ученых, работающих в этой области. Стала распространяться футурология. В самом широком смысле — это совокупность человеческих знаний, представ­лений о будущем человеческого рода. Наибольшую извес­тность в футурологических исследованиях получил Римс­кий клуб, основанный в 1968 г. и объединивший ученых 30 стран мира. Основная проблематика исследований Рим­ского клуба как наиболее авторитетного международного органа, изучающего будущее, — это глобальное моделирование. Причем последнее учитывает взаимосвя­зи различных аспектов человеческой жизни: социальный, политический, нравственный, культурный, экономичес­кий. Исследования Римского клуба велись в двух направ­лениях. Это и изучение пределов и направленности эко­номического роста, и исследования в области человеческих отношений и взаимодействий. В 1972 г. был составлен известный доклад Дж. Форрестера и Д. Мэдоуза под названием «Пределы роста», авторы которого поставили цель принять немедленные меры по эконо­мической и экологической стабилизации и достичь «гло­бального равновесия».

В этом докладе предлагается в связи с природными ограничениями роста человеческой цивилизации пере­смотреть структуру потребностей самого человека. В 1974 г. в рамках Римского клуба М. Месарович и Э. Пес­тель разработали доклад «Человечество у поворотного пункта». Если в предыдущих работах была показана иллю­зорность достигнутого уровня материального благополу­чия в наиболее развитых странах, то в этом сообщении указывалось на необходимость качественного роста в раз­витии человеческой цивилизации. Мир — не просто взаимообусловливаемое целое, но целое, дифференциро­ванное на части, на отдельные регионы, имеющие свои специфические черты развития. Человечество и его куль­тура есть единый организм, все элементы которого обла­дают особой качественной спецификой. Отсюда возникает и идея переноса акцента деятельности человека с количе­ственных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но и подавляющи­ми факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется.

Суть новой культуры вырастает из разрушения характер­ных для классического индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь личности. Человек пере­стает быть элементом технологической, экономической или политической систем, где его деятельность жестко определяется внешними по отношению к его личностной культуре качествами. Эта жесткая детерминированная схе­ма не просто ослабевает, возникает принципиально новая ситуация, означающая, что социально-экономическое раз­витие зависит уже от состояния духовного мира личности, от ее развития и социокультурной устремленности.

По мнению великого гуманиста XX века А. Швейцера, гибель современной культуры происходит потому, что дело этического обновления поручено государству, в то время как этика в качестве сердцевины культуры есть дело прежде всего индивида. Утверждая себя в качестве нравственных личностей, люди тем самым способствуют превращению социума из «естественного образования» в этическое. По его мнению, «страшная ошибка» предыдущих поколений заключалась в склонности идеализировать и преувеличивать духовное могущество социальных структур, государства. В данной сфере могут возникнуть лишь приземленная этика целесообразности и вульгарная мораль благоприятных обстоятельств. Идеалы целостности – власти, политических пристрастий и т.д. – лишь искажают и усугубляют кризис социума и культуры. А. Швейцер выдвигает против этой «иллюзорной этики» абсолютную этику «благоговения перед жизнью». Этика личной ответственности, высокого самосознания, совершенствование культурных идеалов, предполагающая совершенствования человека как единственную и главную цель развития культуры – прежде всего через процесс «внутреннего совершенствования человека как достижения духовности».

2.4. Проблемы отечественной культуры на исходе XX века.

Во второй половине 80-х годов в России второй раз за столетие произошла настоящая культурная революция. Созидательные ценности советского образа жизни и советской культуры были не просто поставлены под сомнение, но были отвергнуты как тоталитаристские, антигуманные и непрогрессивные. Главная причина обвала заключалась не столько в неготовности интеллигенции защищать лучшие традиции социали­стической культуры, сколько в отчуждении рядового человека от духовных идеалов эпохи Октября. Богатейший потенциал духов­ных ориентации социализма глубоко не проник в душу каждого гражданина, не охватил всех социальных слоев. Для значительной части общества культурные ценности социализма оставались за­крытой системой. В обществе сформировался антисозидатель-ный стереотип представлений о месте социалистической культуры и идеологии по принципу: вот храм, вот прихожанин, вот главная проблема: посещаемость храма.

Старт перестройки в области культуры дала политика управ­ляемой гласности, провозглашенная в 1987 г. Вскоре ее реализация показала, что расширение пределов гласности неизбежно должно привести к снятию всяческих барьеров для распространения ин­формации. Процесс постепенно вошел в неуправляемое русло. Он начался с расширения самостоятельности творческих коллективов, традиционная идеологическая опека над которыми сначала была ослаблена, а затем и вовсе снята. Принятое на правитель-ственном уровне решение о прекращении глушения западных радиостанций фактически легализовало свободу соревнования в сфере идей и средств их распространения. Информационный взрыв поставил перед обществом много новых проблем. Как предотвратить отсту­пление от социалистических принципов и гарантировать при этом свободу волеизъявления? Как соблюсти границы государственной тайны и поставить пределы вмешательству информационных служб в личную жизнь граждан? Важнейшим рубежом в разверты­вании процесса гласности стало введение с 1 августа 1990 г. Закона о печати. В первом же его параграфе декларировалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры. Так гласность ввели в неуправляемое русло.

В обществе возникли и новые реалии культурной жизни. В ус­ловиях свободно формирующегося рынка зарубежная культурная продукция значительно потеснила отечественную. Следствием ста­ло резкое снижение качества и количества российской продукции. Исчезла целая отрасль культуры – кинотеатр. Это определило пе­ренастройку общественного сознания на индивидуальный лад. Глубоко развившаяся социальная апатия сказалась на падении по­сещаемости и других традиционных зрелищных мест: театров, концертных залов, художественных выставок. Молодое поколение, поставленное иностранной кинопродукцией вне традиционных ду­ховно-нравственных ориентиров, все глубже впитывает чуждые об­разцы. Насаждаемый с экранов идеал сильной, удачливой, всепо­беждающей личности, идущей напролом во имя своих целей, глубоко чужероден национальному сознанию с его сострадательно­стью, всетерпимостыо, отзывчивостью, добротой. Это углубляет пропасть между поколениями, делает невозможным понимание молодежи и стариков. Большую и серьезную проблему представля­ет стихийное массовое распространение в стране религиозных сек­тантских группировок, которые затягивают в свои сети подрас­тающее поколение, вырывая его с корнями из родной почвы. Все это дополняется резким усилением неравномерности доступа к по­треблению культурных благ, особенно отрицательно сказывающей на процессе образования подрастающего поколения.

«Ледоход» гласности наряду со снятием ограничений со средств массовой информации и коммерциализацией творческой деятельности определялся еще отменой решений о лишении со­ветского гражданства целого ряда представителей культуры, поки­нувших страну в 70-е годы. Время со второй половины 1989 г. вполне может быть названо «солженицынским». В журналах и от­дельными тиражами были опубликованы все важнейшие сочине­ния писателя, его знаменитый «Архипелаг ГУЛАГ» и эпопея «Красное ко­лесо». Неоднозначно были восприняты литературной общественно­стью страны произведения В. Войновича, В. Аксенова, А Зиновьева, которые отличались резкой антисоветской направленностью и вместе с тем демонстрировали высокий профессионализм их соз­дателей.

Всплеск интереса к исторической тематике определялся дея­тельностью Комиссии Политбюро ЦК КПСС по изучению мате­риалов, связанных с репрессиями 30—50-х годов. В возобновив­шемся спустя 60 лет информационном ежемесячном журнале «Известия ЦК КПСС» впервые были опубликованы материалы по всем основным оппозициям сталинского времени, доклад Н.С. Хру­щева на XX съезде, стенограммы съездов и пленумов ЦК партии, прежде находившиеся под запретом.

Раскрепощение коснулось и сферы искусства. Талантливые деятели культуры активно включились в мировую художественную жизнь, стали выступать на прославленных сценах Европы и Аме­рики, получили возможность заключать долгосрочные договоры о найме за границей..

Формой сплочения работников культуры взамен распавшихся творческих союзов стали фестивали, конкурсы, выставки, органи­зуемые на деньги спонсоров и меценатов. В ограниченных мае; штабах участвует в расходах на культуру и государство. Средства выделялись, как правило, на организацию юбилейных торжеств общенационального масштаба: 50-летие победы в Великой Отече­ственной войне, 300-летие Российского флота, 850-летие Москвы. На государственные средства и народные пожертвования восста­навливается Храм Христа Спасителя в Москве, возводится мону­ментальная скульптура по случаю юбилейных торжеств: Обелиск Победа и многофигурная композиция «Трагедия народов» на Поклон­ной горе, 80-метровая скульптура Петра I в Москве (автор 3. Церетели). В более скромном и проникновенном ключе созданы памятник Сергию Радонежскому на его родине в селе Радонеж под Москвой, памятник маршалу Жукову на Манежной площади и памятник Николаю II (взорванный) в подмосковном селе Тайнин­ское (скульптор В. Клыков).

Кризис отечественной науки сегодня обусловлен двумя факто­рами. Прежде всего, это недостаток финансирования со стороны государства. Только в 1992—1997 гг. государственные расходы на науку сократились более чем в 20 раз. Вторая причина заключается в том, что государство не имеет стратегической программы разви­тия отечественной науки. В условиях рынка лишь немногие кол­лективы нашли покупателей на свою собственность.

Советская культура стартовала в дни Октябрьской революции 1917 г., заявив свой решительный протест против кумиров преж­ней эпохи. Однако, несмотря на резкое противополагание себя старому миру, молодая пролетарская культура непроизвольно впи­тывала в себя его лучшие традиции. Она взяла в свои руки эстафе­ту культурного наследия эпох, обогатив его новыми формами и содержанием. Советская культура создала свой неповторимый ар­сенал выразительных средств творческих достижений, научных от­крытий. Ее отличали высокая гражданственность, интерес к про­стому трудящемуся человеку, созидательный пафос. Она представ­лена име-нами деятелей мирового масштаба: М.Горький, В.Маяков­ский, А.Блок, Б. Пас-тернак, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Д. Ойстрах, С. Рихтер, К. Станис-лавский. Велик вклад советских ученых в области ракетостроения, исследо-вания космоса, ядерной физики. Советский балет достойно принял эстафету прославленной рус­ской балетной школы. Советская общеобразовательная система давала серьезную подготовку молодежи по широкому спектру при­кладных и фундаментальных наук, введя в обиход производствен­ную прак-тику, помогавшую подрастающему поколению вхожде­нию в самостоятель-ную трудовую жизнь. Высоких достижений со­ветская культура добилась не в последнюю очередь благодаря крепкой идеологической спайке общества.

Любое социальное явление, в том числе и культура, никогда не бывает свободно от отрицательных проявлений. Проблему пред­ставляют не они, а способность власти и общественности находить между собой конструктивные пути согласия. Вот здесь-то для со­ветской, равно как и для русской действительности, лежит глав­ный камень преткновения. Как только назревает комплекс про­блем, требующих немедленного разрешения, так у нас включается почти автоматически механизм непримиримого противостояния интеллигенции и власти, в который рано или поздно втягивается весь народ, обрекая страну на новый трагический виток ее исто­рии. В наши дни мы как раз проходим эту обязательную часть своей исторической спирали.

3. Заключение.

В заключении хотелось бы еще раз напомнить об актуальных проблемах мировой культуры. Их очень много и они есть в каждой стране, касаются каждого человека и окружающую его среду, включая природные ресурсы и космос. И для того чтобы решить эти проблемы, нужно, прежде всего, начинать с себя. Культурные изменения, связанные с зарождением новых, соответствующих духу XX века ценностей – социального, этического, эстетического, духовного и др. должны охватить все слои общества, стать неотъемлемой органической основой мировоззрения самых широких масс населения. Глобальная культурная революция означает совершенствование качеств и способностей всего человеческого рода.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.