Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Арабо-мусульманская культура.





1.Ислам и его роль в разв. араб. к-ры.При изучении арабо-мусульманской к-ры надо иметь в виду, что она имеет 2 направления. Во-первых – это арабская к-ра, основанная на араб. языке и араб. традициях. Во-вторых – это персидская к-ра,основанная на 2-х языках:персидском(фарси) и таджикском (дари).Араб.-мус. к-ру подразделяют на 3 вида:-доисламский;-классический(VII-XVIIвв);-современный(с 19в);Под средневековой к-рой арабского Востока (5-16вв) подразумевается к-ра Аравийского п.-о. И тех стран,где сложилась арабская народность: Иран, Сирия, Палестина, Египет и др. страны сев. Африки.Ведущую роль в процессе распространения араб. к-ры сыграли племена Аравийского п.-о. Это были кочевники бедуины, кот называли себя арабами. В их среде в нач. 7в. и возник ислам. Основателем ислама реальный чел. Мухаммед, кот в 610г. впервые выступил с проповедью в Мекке. В 622г. он переселяется в Медину и с этого года нач. мусульманское летоисчисление. К 8в. на территории Малой Азии и Сев. Африки, Средн. Азии и Закавказья было создано мусульманское гос-во Арабский Халифат (просущ. до нач. 10в. и распалось на отдельные части – эмираты). Главным объедин. моментом объединения к-ры был ислам.Ислам предъявлял своим последователям 5 требований:Признаваться, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его.Совершать молитву 5 раз в день.Отдавать часть имущества в пользу бедных.Хотя бы 1 раз в жизни совершить паломничество в Мекку.Соблюдать пост в месяц Рамадан.В 8в. в исламе возникли осн. направления: суннизм, шиизм. К 12в. появ. Еще одно направление-суфизм. Последователи наз. Дервиги или факиры.Осн. положения аслама изложены в главной священной книге Коране Основу Корана сост.: заповеди, проповеди, обрядовые и юрид. правила, молитвы, притчи Мухаммеда.Коран написан рифмованной прозой. Полный текст Корана был собран после смерти Мухаммеда. в сер. 7в. были сост. комментарии.Коран было разрешено переводить с араб. на др. языки. Это способствовало изучению и распространению араб. языка. Сунна – это сборник приданий или Хадисов о жизни, поступках, высказываниях Мухаммеда. Хадисы были записаны в 8-9вв.Огромную роль в становлении араб. к-ры сыграл араб. язык. Считают, что класич. лит-ный араб. язык сложился в эпоху раннего средневековья на основе староарабской поэзии и Коране. Расцвет араб. к-ры приходится на 8-9вв. В это время арабский мир стал во главе мировой ц-ции.С 12в. уровень к-ры снижается. Происходят гонения христиан и иудеев. Притесняется светская к-ра. Обычным становится публичное сожжение книг. Таким образом осн. достижения араб. к-ры приходится на период раннего средневековья.2. Лит-ра.В светской мусульман. лит-ре ощущается сильное влияние нац. традиций народов, принявших ислам. Наиболее интенсивное развитие литературы происходило в Иране и близких к нему странах. В связи с историческим развитием здесь существует 3 литературных языка:-арабский(сначала)-персидский с арабским-турецкий(с13 в.)Большое влияние на развитие мусульманской литературы оказала индийская литература в персидской обработке. Большое влияние на развитие мусульманской литературы оказала бедуинская культура, расцвет которой приходится на 5- начало 7 в.В 8-10 в.в. были записаны произведения доисламской арабской устной поэзии. В 9 в. были записаны 2 сборника «Хамаса». В них вошли стихи более 500 старых поэтов. Со времени появления ислама у арабов сущ. арабский язык и появились опред. литературные формы и стихотворные размеры. Особенно распростр. Касиды(стихи, где прославлялись подвиги героев и осмеивались противники).Известные поэты:1) Рудаки (родился на территории соврем Таджикистана, был придворным поэтом. До нас дошло около 1000 его двустиший. Тема- борьба с бесправием).2) Фирдоуси (жил 10-11 в.в.Гл произведение- поэма «Шах-наме»(книга царей)Поэма положила начало новому жанру историч. эпич. поэма)3) Омар Хайям(к.11-12в.в., в историю вошел как поэт, математик, философ, астроном. Писал четверостишия(рубаи). Они содержали глубокий философский смысл).4) Низами(12-н. 13в.Родился на территории современного Азербайджана. Считается 1-м драматич. Поэтом персидской литературы).В теч. 10-15в.в.постепенно складывается сборник народных арабских сказок «1001 ночь» В основе лежат переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, а также арабские сказки.3. Наука арабского Востока. Центрами средневековой арабской культуры были города Багдад. Куфа, Басра. В Багдаде было создано спец. научные учреждение. Научные знания получ. Из 2-х источников- из Ирана и индии. Значительное развитие получили математика, астрономия, медицина. Арабская астрономия основана на трудах Птолемея. Начиная с 9в. были построены обсерватории во многих городах.Видным ученым 9в. был Аль-Кинди. Он был известным философом, астрономом, врачом, математиком, оружейником.Известным ученым 8-9в.в. Мухаммед Бен Мусса, прозванный Аль- Хорезлей. Он ввел в мировую культуру так называемые арабские цифры. В 12 в. его работы были переведены на лат. Язык и арабские цифры заменили римские.«2-й известный ученый из города Хорезма. Это Аль- Бируни(10-11в.в.) занимался астрономией, математикой. Физикой, медициной, историей, знал много языков. Подтвердил теорию о вращении Земли вокруг своей оси. Сделал точные вычитания широты и долготы. Точно определил вес 18 драгоценных камней.Изв. Ученым 10-11в.в. был Ибн Сина, который в Европе получил имя Авиценна. Написал много работ по медицине. И главное канон врачебной науки. В теч. 7веков эта работа была основным наставлением медицины.Знач. развитие в арабской науке получ. алхимия (аль-черная, химия- магия). Алхимики искали философский камень. Открыли способ дистилляции и первые в мире из органич. продуктов выделили спирт(8в.)У арабов была хорошо развита география. Этому способствовала торговля.В 10в. арабы описали все области мусс. Мира от Испании до Туркестана и Нижнего Инда. Однако карты они чертили по Птолемею.Хорошо на Арабском Востоке развивалось военное искусство. У китайцев позаимствовали порох и первыми в мире создали огнестрельное оружие.Значительное внимание уделялось истории. Родоначальником мусс. Историографии был Ат- Рабари(9-н.10в.)Написал первое историческое сочинение «Всеобщая история». Эта работа была основана на сочинениях предыдущих авторов.Наиболее значит. историч. труды были созданы на персидском языке.В 15в. знам историком был Мирхонд. 4. Арх-ра и ИЗО. Средневековая араб. арх-ра развивалась на основе греч., римских и иранских худ. традициях.Осн. строит. материалом был обожженный кирпич. Иногда камень, известняк или песчаник. Мрамор использовался только для небольших колон. К н.8в. у арабов сложился единый план культовой постройки – мечеть. Она должна иметь квадр. или прямоуг. двор, обнесенный Галилеями. Во дворе наход. бассейн для молитв,колонный молитвенный зал и минарет. В одной из стен молитв зала делали нишу, показ. направление Мекке.В 7в. в Иерусалиме была построена знам. Мечеть Куббат -ас Сахра. С древнейших времен рядом с мечетью возводили минарет. Это сооружение предназначалось для призыва верующих на молитву.(Минарет м. б. разных размеров и формы.).Наиболее изв. сооружения 10-17в.в.были возведены на территории Ирана, Средней Азии, Индии, Афганистана, Испании. Широкое распространение в арх-ре получило возведение мавзолеев. Самый знаменитый мавзолей Тадж- Махал в городе Агра в Индии.В Испании в теч. 8-10в.в. была построена знаменитая Мечеть в городе Кордова и дворец Альгамбра в Гранаде (14в.).С 11в. для оформления мечетей стали использовать фаянс. Самая знам мечеть («Синяя Мечеть»)построена в Иране.ИЗО.Ислам унаследовал от иудаизма запрет на изображение живых существ. В связи с этим живопись и скульптура не получили знач. развития в арабской культуре.С 10в. здания стали украшать растительным и геометр. орнаментом, в который включали стилизованные надписи. Такой орнамент называется арабеска. Большое знач придавалось цвету при оформлении здания. Цвет имел символическое значение. Лучшим был красный цвет, который символизировал:женщин, детей, радость.Белый, черный, фиолетовый- цвета траура и отказа от жизни.Серый цвет презирался.Особое внимание уделяли зеленому цвету. Он был запрещен для немусульман и привержников ислама. Для ИЗО характерна ковровость и узорчатость.С 11в. начинает развиваться искусство книжной миниатюры.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.