Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура эпохи Средневековья





Конспекты лекций

По дисциплине: Культурология

 

Студента 2-го курса

Группы РПО 10 1/9

Кулика Романа Васильевича

 

 

Преподаватель: Голявинская Елена Васильевна

Лекция №1

План

1. Характеристика термина культура.

2.Основные понятия и определения культурологии.

3.Основные формы культуры.

4.Основные функции культуры.

Термин культура произошло от латинского слова culture – возделывание почвы, ее культивирование, т.е. улучшение.

Культура возникла в глубокой древности. Археологи находили наскальные и пещерные рисунки первобытных людей, которые украшали свою одежду, свое жилище и себя, тем самым приобщая к искусству.

В средние века с культурой были тесно связаны личные качества человека.

В 19в культура тесно связана с понятием цивилизации.

В 20в с техническим прогрессом и НТР.

Термин культура имеет много значений и смыслов таких как: культура речи, культура поведения, культура одежды, культура быта, физическая культура, правовая культура, а также воспитание и образование.

Главная цель культуры – расширение кругозора человека и сделать его счастливым.

Культура не может существовать вне человеческого общества. Артефакты культуры являются результатом деятельности только людей.

Любой человек овладевает той культурой, которая была создана до него, то есть предыдущими поколениями, но и сам лично может обогатить культуру, внеся свой личный вклад (создание своих произведений).

От места работы и занимаемой должности.

2. Для изучения культурологии необходимо знать следующие понятия:

Культурная статика – характеризует культуру в покое и неизменности, т.е. созданные шедевры авторами не переписываются, не изменяются.

Культурная динамика – культурная характеристика рассматривается как процесс движения и изменения. Периодически возникают в искусстве новые жанры, течения, направления (Ренессанс, Барокко, Рококо, Классицизм).

Биделение элемента культуры представлено в 2 видах: материальный и духовный. В реальной жизни материальная и

тесно взаимосвязаны.

Материальная культура – это все то, что создано руками человека. Здания, сооружения, мебель, одежда, обувь, украшения, орудия труда и т.д.

Духовная культура – это многослойное образование, которое включает в себя все то, что создано при помощи знаний, разума, чувств и эмоций человека и включает в себя литература, кино, живопись, политика, законодательство, религия, традиции, обычаи, эстетика и т.д.

Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшие испытание временем, передающиеся следующим поколениями.

Национальная культура – это синтез культур различных классов и разных слоев и групп соответствующего общества. Оригинальность, неповторимость, своеобразие проявляется как в духовной, так и в материальной культуре.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культурных различных народов.

Субкультура – малый культурный мир, который имеет свои характерные особенности и черты и зависит от следующих факторов:

От возраста субъектов (младенчество, школьные годы, молодость, средний возраст, пожилые люди).

От места работы (служители религиозного культа, работники правоохранительных органов, мед.работники, работники просвещения, от места проживания субъекта.

От места проживания (житель столицы, крупного промышленного центра, провинциального города, села/деревни).

Контркультура – малый культурный мир, который находится в противоречии с общечеловеческими ценностями. Контркультура может удивлять, шокировать, возмущать основные слои населения (эмо, готы, панки) и др.

Формы культуры.

В зависимости от того, кто распространяет, различают 3 формы:

Элитарная(высокая) создается элитой или по ее заказу профессиональными творцами. Не для всех слоев населения доступна и понятна либо по содержанию, либо по стоимости. Чтобы понять культуру для привилегированной части населения необходимы встречи, беседы с авторами этих произведений.

Пример: классическая музыка, балет, изящное искусство, духовная музыка и литература, высокая мода.

Народная(фольклор) как правило создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, т.е. народом. Фольклор тесно связан с традициями определенной местности и тоже очень демократичен т.к. в нем принимают участие все желающие.

Например, народные танцы, песни, сказки, колядки, игрушки, всевозможные промыслы, дымковские игрушки, хохлома, вологодские кружева, вышиванки, роспись посуды.

Массовая(общедоступная) – это искусство для всех, которое передается с помощью СМИ.Доступна для каждого человека. Быстро устаревает, выходит из моды, призвана удовлетворять запросы населения. Эта культура может зомбировать население (25 кадр).

Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.

 

Функции культуры

Культура является многофункциональной системой:

Человекотворческая гуманистическая – главная функция культуры. Культура воспитывает человека, дает ему образование, расширяет кругозор, делает человека счастливым.

Функция трансляции (информационная) – культура является социальной памятью человечества. Информация содержится в преданиях, литературных источниках, философии, религии, различных видах искусства, в науке и т.д.

Познавательная. Информация содержится в энциклопедиях, спец литературе, которыми пользуются все желающие по необходимости.

Регулятивная. Законодательная, мораль, нравственность, т.е. культура регулирует различные стороны личной и общественной жизни человека.

Знаковая функция. Культура представляет собой знаковую систему, благодаря которой можно овладеть достижениями науки и культуры. Главным средством общения людей является речь.

Для изучения и познания мира необходимо овладевать специфическими языками. Мир музыки – ноты, мир танцев – движения, мир живописи - красками. Различные науки познаются с помощью определений, терминов, уравнений и т.д.

Ценностная – культура формирует у людей определенные ценности(духовные и материальные).

 

Лекция №2

Лекция 3

Культура эпохи возрождения

План

1.Характеристика эпохи возрождения.

2.Проторенессанс.

3.Ранее возрождение.

4.Высокое возрождение..

5.Позднее возрождение.

1.Характеристика эпохи возрождения.

Каждая эпоха формирует свой тип человечества.

В эпоху Возрождения произошли значительные изменения и в общественной жизни и в умонастроения людей. В эпоху Возрождения, главным действующим лицом стал энергичный, предприимчивый, раскрепощенный человек, который мечтал о земных идеалах. Свое название возрождение – ренессанс получило от художника Джорджо Вазари, его книга называлась «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих». Период возрождения 1250-1550 гг.

Главным действующим лицом эпохи стал новый тип человека homouniversale – человек универсальный, то есть гармоническая, сильная, свободная от предрассудков, духовно – богатая, всестроронне-развитая личность. Родиной эпохи возрождения стал г. Флоренция, который был городом банкиров, богатых купцов, владельцев крупных мануфактур (тут были многочисленные цеха врачей, аптекарей, музыкантов, аптекарей, юристов). Образованные люди этих объединений стали интересоватья культурным наследием античного мира и стали возрождать образы и ценности античной культуры в новых исторических условиях. Основоположники новой культуры восстанавливали забытые труды греческих и римских авторов. Поэты, художники стали подражать древним авторам, так возникла культура эпохи Возрождения, которая стала синтезом нового и старого.

2.Проторенессанс.

Этот период культуры связан тесно с культурой средневековья: с романскими, готическими и византийскими традициями.

Только в середине 13 века в творчестве новаторов Флоренции и Рима стали проявляться новые черты. Только в середине 13 века в творчестве новаторов Флоренции и Рима стали проявляться новые черты. Джотто ди Бондоне(1266/67 – 1337) – флорентийский художник реформатор эпохи возрождения. Он заметил трудоемкую мозаику – фреской. Он первый стал подражать природе. Джотто рисовал людей прямо с натуры. Портреты были объемными, материальными, эмоциональными. Данте Алигьери(1265 – 1321) – поэт, который прославил любовь к женщине. Возникло новое направление в итальянской поэзии: школа нового сладостного стиля. «божественная комедия» - произведение, которое описывало людские судьбы после смерти.

3.Ранее возрождение.

С 15 века началось раннее возрождение. В этот период формируется культура красоты, прежде всего красоты человека.

Ведущим видом искусства становится живопись. Представители: Мазаччо(1401 – 1428) стал родоначальником нового направления. Мазаччо своей фреской «Троица» материализовал небесный мир, великолепно расписывал церковные храмы. Боттичелли был художником правителя Флоренции. Первые портреты Боттичелли были профильные, а затем в 15 веке появился новый тип портрета – анфас. В 15 веке на многих портретах (и на портретах Боттичелли) человек был изображен на фоне мира. Изображенный мир был прекрасен и бесконечен, но человек на портрете закрывал его, превосходил. Такая структура портрета говорила о высоком месте человека во вселенной.

4.Высокое возрождение.

С конца 15 века возрождение вступает в новый период – высокое возрождение, которое длилось всего 40 лет – это время дало миру многочисленных мастеров искусства. Леонардо да Винчи(1452-1519) обладал очень разнообразным способностями и дарованиями, был астрономом, анатомом, инженером. Леонардо был новатором во всех областях культуры. Большую часть времени отдавал науке. Рафаель Санти(1483-1520) – художник иного склада, чем Леонардо, его произведения полны гармонии, ясности и совершенства, в его произведения воплощены самые возвышенные представления о человеке, о его исключительном месте в окружающем мире «Сикстинская Мадонна»-1515-1519гг. Микеланджело Буонарроти(1475-1564) был живописцем, скульптором, архитектором «Скультура Давида». Роспись потолкв и стен Сикстинской капеллы Ватикаанского дворца.

5.Позднее возрождение с 40-х годов 16 века.

Италия попала под влиянием иностранных государств, а относительно свободной была Венецианская республика, которая с 13 века торговала с Византией, Сирией, Египтом, Индией и все самое лучшее перенималось из культур этих государств. Тициан Вечеллио(1476/77 или 1483/90-1576) прожил около 90 лет и оставил огромнейшее культурное наследие, создавал композиции нарелигиозные и мифологические темы, был великолепным мастером сложного жанра «ню». А также был великолепным портретистом. Писал портреты королей, императоров и богатых вельмож.

 

 

Лекция 4

Характреристика эпохи.

Европейская культура Нового времени охватывает 17-18 века. В этот период утверждались капиталистические отношения, нарождалась буржуазия. Буржуазные революции в Нидерландах, Англии, Франции утвердили новые принципы устройства мира и заложили основы для формирования нового менталитета. 17 века стал временем формирования национальных культур. Вслед за Италией ведущее место в культуре заняла Франция с середины 17 века до середины 20-го века будет законодательницей мод и искусств. Франция приобрела гегемонию в западном мире. В 17 веке утвердился рационализм – способ познания мира – то есть разум, вооруженный наукой может познать мир, общество природу, человека. 17 век – век разума. 18 век вошел в историю мировой культуры как век Просвещения. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий общественных зон, в образовании – научную деятельность, в свободе мысли – путь культурного и социального прогресса. Главными целями просветители считали пропаганду знаний, в том числе научных направлений на воспитание в народе смелости мысли и независимости суждений. Благодаря деятельности замечательных мыслителей Англии – Джон Локк, Томас Гоббс, во Франции – Вольтер. Дени Дидро, Жан Жак Руссо, в Германии – Эмануил Кант, Гете и другие. В культуре эпохи Просвещения складывался целый ряд отличительных черт, стилей и жанров.

Культ природы.

Природа для просветителей была образцом всего доброго и прекрасного. Культ природы создают сентименталисты в 60-ых годах 18-го века. Большое место в эпоху Просвещения занимают сады и парки. Парк считался совершенной средой для совершенного человека. В композицию парков включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы. Образцом садово-паркового искусства является Петергоф (Петродворец), созданный архитектором Ж.Леблоном, М.Земцовым, Т.Усовым и др.

Век – золотой век театра».

Жан Батист Поклен (театральная фамилия Мольер) вошел в историю театра как основоположник французской комедии. В своих комедиях Мольер высмеивал представителей самых разных слоев общества. Великими комедиями Мольера стали «Тартюф», «Дон-ЖВавизмуан», «Мизантроп».

Пьер-Огюст Карон (Бомарше) – яркий представитель эпохи Просвещения во Франции. Творчество драматурга протекало в предреволюционный период. Основными его произведениями стали две первые пьесы трилогии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», «Преступная мать».

Фридрих Шиллер – немецкий драматург, поэт, теоретик искусства. Создает трилогии «Валленштейн», «Мариа Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль». Гуманизм Шиллера, утверждение идеалов свободы, человечности добра, благородная вера в человека сделали его драмы близкими людям многих поколений.

Иоган-Вольфганг Гете.

Многогранность и сложность творчества Гете не позволяют отнести его к одному определенному направлению в искусстве. Поэт, писатель, драматург, мыслитель, он оставил след во всех областях культуры. Ф.Энгельс назвал его «величайшим немцем».

Театральная деятельность Гете продолжалась в течение всей его творческой жизни (более 60 лет). Им написаны пьесы разных жанров разных жанров.

 

Лекция 5

Культура 20-го века

План

1.Исторические события 20-го века, повлиявшие на культуру

2.Модернизм и функционализм

3.Новые течения в литературе

4.Изобразительное искусство. Кубизм, фовизм, сюрреализм

5.Киноискусство

Модернизм и функционализм

Модернизм – (франц.) «новый», «современный». Это направление было свойственно всем видам искусства. Но наиболее яркие проявления модернизма наблюдались в архитектуре и в декоративном искусстве. Модернизм отбрасывал все старое и создавал все новые формы отражения мира. Главной целью модернизма в архитектуре – это целостность создаваемого художественного образа, начиная с проектирования здания и оформления, а затем оформление интерьера декорации – панно, графикой и т.д. вплоть до посуды и одежды. В 20-ые годы в Германии в архитектуре стал развиваться функционализм. Основоположник-архитектор Вальтер Гропиус. Он разработал пять основных принципов этого течения:

1.Дом на столбах;

2.Сад на плоской крыше;

3.Свободная планировка интерьера;

4.Горизонтально-протяженные окна;

5.Свободная композиция.

Эти течения широко применяются и в наши дни.

Принципы функционализма удачно сочетаются с нашими особенностями развитых стран. В этом стиле построен Шекспиров театр в Стредфорде.

3.

Одним из проявлений модернизма в литературе стал символизм. Новаторы в литературе стремились выстроить свой новый язык на основе архаичных (старых) образов. В своем творчестве они использовали классическую мифологию. Наивысшего рассвета символизм достигли в России представители: Саша Белый, Владислав Хлебников.

Футуризм – «будущее» (немецкий). Представители этого направления считали человеческие чуства – слабостями, а критериями прекрасного – энергию, силу, скорость.

Экспрессионизм – представители этого направления литературы видели мир столкновений, контраста в нервной дисгармонии.

Реализм – представители этого течения в литературе отражали в своих произведениях жизнь реально, без прикрас. Представители: Михаил Шолохов, Томас Манн, Толсуорси. В 20-ые годы большой популярностью которой являлась Агата Кристи, Ж.Сименон, братья Стругацкие, Чейз.

Лекция 6

Культура Киевской Руси

План

1.Характеристика эпохи

2.Новая религия православие

3.Письменность Киевской Руси

4.Дневнерусская литература

5.Архитектура Киевской Руси

6.Ремесла Киевской Руси

Характеристика эпохи

IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы – в результате родилось молодое сильное государство – Русь – Гардарика (скандинавское название Руси – «Страна городов»). Начало эпохи Киевской Руси относится к летописному рассказу о признании на княжение в Новгород в 862 году варяжских князей Рюрика, Вещего Олега в 882 году. Завершают период княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг), иногда доводят до времени Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Хронология Киевской Руси начинается с середины IX – начало XII веков. В XII – XIII веков в истории Руси наступил период феодальной раздробленности – погибель земли Русской, начальная фраза которой сопровождалась бурным ростом и культурным расцветом земель.

Новая религия православие

Язычество древних славян связывали с культурой природы. Поэтому быт и искусство наших предков отражали любовь к природе, восхищение нею и страх перед ней. Славяне обожествляли силы природы, поклонялись матери-земле, воде, лесам и рощам, где могли жить боги. Почитали и боялись домовых, леших, русалок, водяных. Славяне пытались их задобрить и отгораживались десятками заговоров и амулетами-оберегами. У славян были древние обычаи – коляда – встреча нового года. Во время колядок соломенное чучело Купала, Ярило. Кострома сжигали или топили в реке. В искусстве и фольклоре сохранились обрядовые песни, свадебные песни, сказки, мифы, былины – которые создавались всем народом. В 988 году был сделан исторический выбор князем Владимиром, который принял христианство Руси. У князя были сомнения при выборе веры. Князь слушал миссионеров из Византии, мусульман из Дунайской Болгарии и иудаистов из Хазарии, послал в родные страны бояр для выбора веры. Но был сделан выбор в пользу христианства. Очень сильное впечатление произвело на русских византийское богослужение. Князь Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр, а затем существовало и язычество. Так называемая эпоха двоеверия, которая длилась до XII века (волхвы были организаторами восстания в Киеве в 1113 году). Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира, способстрвовало становлению городской культуры. На русскую культуру влияние оказывало византийская культура, церковь, занимаемая центральное место в обществе, способствовало созданию на Руси архитектуры, искусства, просвящения, иконописи.

Письменность Киевской Руси

Существуют версия, что у славян была узелковая письменность. Знаки её не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, заматывались в книги-клубки («узелки на память», нити повествования, хитросплетения сюжетом). Эта письменность была очень сложной и доступна только избранным – жрецам и высшей знати. Являлось священным писанием и вместе со жрецами – волхвами погибла (использовались в Древнем Китае, Финны, Карелы, древние инки, ирокезы). Во второй половине IX века возникла славянская письменность на основе греческого уставного письма. Братья Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) прибыли из Византии с миссионерским целями. Они создали славянскую азбуку, перевели на неё книги Священного Писания. В X веке на Руси использовали кириллицу. Договор 911 года между Олегом и Византией был написан на 2-ух языках – греческом и славянском. До наших дней дошли Новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти. Среди населения была распространена надпись на стенах церквей Киева. Смоленские граффити Новгорода. Это размышление о жизни, жалобы, молитвы. Владимир Мономах молодой князь написал на стене Софийского собора в Киеве – «Ох тяжко мне», подписался христианским именем Василий. С XI века в семьях богачей стали учить грамоте. Янка, сестра Мономаха, создала в Киеве женский монастырь, при нем школу для обучения грамоте. В монастыре Киево-Печерском обучали богословию, философии, грамматике. В XI веке на Руси существовали библиотеки.

 

 

Лекция 7

Эпоха

Нашествие орд Батыя тяжело отразилось на культуре Киевской Руси. Наибольшему опустошению подверглись – Киевщина и Переяславщина. На культуру большое влияние оказывало господство литовских и польских феодалов, а с другой стороны – это господство тормозило развитие культуры. Но не смотря на эти события, продолжалось развитие (формирование) украинской народности, росло национальное самосознание и развивались культурные процессы на Украине.

Литература

В начале XIV в. продолжает развиваться летописание, в котором развиваются традиции Киевской Руси. На территории Галицкого и Волынского княжеств была создана Галицко-Волынская летопись. Она начинается похвалой князю Роману, храбрость которого сравнивается с храбростью льва, рыси, орла. В летописи князю Даниилу Волынскому летопись описывает события 1262-1292 годов. Эта летопись создает возвышенный образ князя Владимира, которые представлен в летописи как справедливый и разумный правитель, храбрый воин и смелый охотник. Князь показан в летописи большим книжником, образованным человеком, философом. Галицко-Волынская летопись является памятником древне украинской культуры. В XIV-XVI вв. развиваются традиции Киевской Руси не только в летописи, но и других жанрах (былинах, сказках, сказаниях).

Украинская поэзия

Во второй половине XV и первой половине XVII веков происходит становление украинской поэзии и драматургии. Известными образцами украинской поэзии являются стихи (вирши) Смотрицкого (в 1581 г. Написал стихотворение приложение к «Острожской Библии») и Андрея Римиша, который написал хронологию в этом же году. В этот же период получают широкое распространение рождественские и пасхальные «колядки», в которых использовались диалоги и оценки декламации.

 

Лекция 8

Культура Украины

План

1.Эпоха

2.Образование

3.Феофан Прокопович – известный деятель просвещения культуры

4.Театр

5.Философ Г.Сковорода

 

Эпоха

Культура 17-18 вв. развивалась в тяжелых условиях. Постоянные войны, которые привели к массовому уничтожению культурных ценностей, останавливали культурные процессы в Украине. Разные части Украины оказались в разных социально-политических условиях, что существенно влияло на развитие культуры. В оссобенно сложных условиях развивалась культура Волыни, Галичины, Закарпатья и Буковины.

Образование

В 17в. стали во многих городах открываться греко-славянские школы. В конце 18в. Эти школы стали называться коллегиями. Из этих школ стали выходить первые украинские интеллигенты. Затем были основаны первые гимназии и школы высшего типа – академии, которые были открыты во Львове и Киеве. В 1701 г. была открыта Киево-Могилянская академия. В её стенах образование получали не только украинские дети, но и дети других славянских народов, разных социальных слоев. Академия имела большую библиотеку – 10000 томов в разных областях науки на всех европейских языках. Многие воспитанники академии стали преподователями разных учебных заведений Украины, России, Болгарии, Чехии и других стран Европы и Азии.

Театр

В академии развивалось и искусство, такое как театральные спектакли, авторами и режисерами которых были сами студенты. В академии были свой хор и оркестр, авторами постановок и актерами были создатели.

В 1727 году была открыта Харьковская коллегия, в которой учились 500 студентов, изучали инженерные науки, геодезию, географию, иностранные языки. В Галичине были открыты иезуитские и унианские школы, которые имели ярко выраженный польско – католический характер.

В середине XVI в. появится вертеп – кукольный народный театр. Для выступления использовался двухэтажный театр. В верхней части показывали сцены на библейские темы, а внизу – народно житейские. Главными героями были селяне, казаки, москали, ляхи,попы. В XVI-XVII в. стали появляться школьные драмы. Широкую популярность имели школьные драмы Киево-Могилянской академии. Для школьного театра Ф.Прокопович специально написал драму «Владимир». Студенты показывали свои спектакли в городах и селах.

Философ Г.Сковорода

Философ, поэт, педагог, просветитель. Родился 22 ноября 1722 года в селе Чернухи на Полтавщине в бедной казацкой семье. Поступил в Киево-Могилянскую академию. Стипендия не платилась и ученики подрабатывали преподованием в богатых домах и писали стихи к юбилеям, торжествам и памятным датам. К 20 годам уже писал зрелые стихи на украинском языке.

 

 

Лекция 9

Культура Украины

Начала 20 веков

План

1. Эпоха.

2. Вузы Украины. Периодическая печать.

3. Научные исследования украинского языка.

4. Живопись (Репин, Курунджи, Шевченко)

 

Эпоха.

Развитые индустрии, неизбежное повышение при этом уровня грамотности и общей культуры вызвали к жизни заметный национальный и духовой подъем. Интеллигенция Украины получила отдельный социальный статус, расширились источники её формирования, рос интеллектуальный уровень, с 1785 года интеллигенция освобождалась от телесных наказаний, могла в третьем поколении получить дворянство, владеть предприятиями. В 1804 году указом Александра 1 было запрещено обучение в школах на «малороссийском наречии».

2. В 1785 году официально был открыт первый в Украине университет в городе Харькове, который превратился в научно-просветительский центр Харьковского учебного округа, в который входили 8 губерний. При университет была основана типография (за 10 лет выпустила 210 различных изданий, что составляло половину всех книг, изданных за это время в империи).

В 1812 году вышел в свет «Харьковский еженедельник» (12 номеров). В нем помещались материалы исторического, экономического, этнографического характера, сведения метеорологических наблюдений.

В 1816 году в университетской типографии писатель В.Г. Маслович издал первый и единственный журнал юмора и сатиры в Украине «Харьковский Демокрит». В 1816-1819 годах в ежемесячнике «Украинский вестник» впервые выходили и другие издания – «Украинский журнал» (1823-1825), «Харьковская муза», «Утренняя звезда».

В 1834 году были изданы «Малороссийские повести» Г. Квитки-Основ”яненко, который затем написал неувядаемые произведения «Сватанье на Гончарівці»

 

Конспекты лекций

По дисциплине: Культурология

 

Студента 2-го курса

Группы РПО 10 1/9

Кулика Романа Васильевича

 

 

Преподаватель: Голявинская Елена Васильевна

Лекция №1

План

1. Характеристика термина культура.

2.Основные понятия и определения культурологии.

3.Основные формы культуры.

4.Основные функции культуры.

Термин культура произошло от латинского слова culture – возделывание почвы, ее культивирование, т.е. улучшение.

Культура возникла в глубокой древности. Археологи находили наскальные и пещерные рисунки первобытных людей, которые украшали свою одежду, свое жилище и себя, тем самым приобщая к искусству.

В средние века с культурой были тесно связаны личные качества человека.

В 19в культура тесно связана с понятием цивилизации.

В 20в с техническим прогрессом и НТР.

Термин культура имеет много значений и смыслов таких как: культура речи, культура поведения, культура одежды, культура быта, физическая культура, правовая культура, а также воспитание и образование.

Главная цель культуры – расширение кругозора человека и сделать его счастливым.

Культура не может существовать вне человеческого общества. Артефакты культуры являются результатом деятельности только людей.

Любой человек овладевает той культурой, которая была создана до него, то есть предыдущими поколениями, но и сам лично может обогатить культуру, внеся свой личный вклад (создание своих произведений).

От места работы и занимаемой должности.

2. Для изучения культурологии необходимо знать следующие понятия:

Культурная статика – характеризует культуру в покое и неизменности, т.е. созданные шедевры авторами не переписываются, не изменяются.

Культурная динамика – культурная характеристика рассматривается как процесс движения и изменения. Периодически возникают в искусстве новые жанры, течения, направления (Ренессанс, Барокко, Рококо, Классицизм).

Биделение элемента культуры представлено в 2 видах: материальный и духовный. В реальной жизни материальная и

тесно взаимосвязаны.

Материальная культура – это все то, что создано руками человека. Здания, сооружения, мебель, одежда, обувь, украшения, орудия труда и т.д.

Духовная культура – это многослойное образование, которое включает в себя все то, что создано при помощи знаний, разума, чувств и эмоций человека и включает в себя литература, кино, живопись, политика, законодательство, религия, традиции, обычаи, эстетика и т.д.

Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшие испытание временем, передающиеся следующим поколениями.

Национальная культура – это синтез культур различных классов и разных слоев и групп соответствующего общества. Оригинальность, неповторимость, своеобразие проявляется как в духовной, так и в материальной культуре.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культурных различных народов.

Субкультура – малый культурный мир, который имеет свои характерные особенности и черты и зависит от следующих факторов:

От возраста субъектов (младенчество, школьные годы, молодость, средний возраст, пожилые люди).

От места работы (служители религиозного культа, работники правоохранительных органов, мед.работники, работники просвещения, от места проживания субъекта.

От места проживания (житель столицы, крупного промышленного центра, провинциального города, села/деревни).

Контркультура – малый культурный мир, который находится в противоречии с общечеловеческими ценностями. Контркультура может удивлять, шокировать, возмущать основные слои населения (эмо, готы, панки) и др.

Формы культуры.

В зависимости от того, кто распространяет, различают 3 формы:

Элитарная(высокая) создается элитой или по ее заказу профессиональными творцами. Не для всех слоев населения доступна и понятна либо по содержанию, либо по стоимости. Чтобы понять культуру для привилегированной части населения необходимы встречи, беседы с авторами этих произведений.

Пример: классическая музыка, балет, изящное искусство, духовная музыка и литература, высокая мода.

Народная(фольклор) как правило создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, т.е. народом. Фольклор тесно связан с традициями определенной местности и тоже очень демократичен т.к. в нем принимают участие все желающие.

Например, народные танцы, песни, сказки, колядки, игрушки, всевозможные промыслы, дымковские игрушки, хохлома, вологодские кружева, вышиванки, роспись посуды.

Массовая(общедоступная) – это искусство для всех, которое передается с помощью СМИ.Доступна для каждого человека. Быстро устаревает, выходит из моды, призвана удовлетворять запросы населения. Эта культура может зомбировать население (25 кадр).

Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.

 

Функции культуры

Культура является многофункциональной системой:

Человекотворческая гуманистическая – главная функция культуры. Культура воспитывает человека, дает ему образование, расширяет кругозор, делает человека счастливым.

Функция трансляции (информационная) – культура является социальной памятью человечества. Информация содержится в преданиях, литературных источниках, философии, религии, различных видах искусства, в науке и т.д.

Познавательная. Информация содержится в энциклопедиях, спец литературе, которыми пользуются все желающие по необходимости.

Регулятивная. Законодательная, мораль, нравственность, т.е. культура регулирует различные стороны личной и общественной жизни человека.

Знаковая функция. Культура представляет собой знаковую систему, благодаря которой можно овладеть достижениями науки и культуры. Главным средством общения людей является речь.

Для изучения и познания мира необходимо овладевать специфическими языками. Мир музыки – ноты, мир танцев – движения, мир живописи - красками. Различные науки познаются с помощью определений, терминов, уравнений и т.д.

Ценностная – культура формирует у людей определенные ценности(духовные и материальные).

 

Лекция №2

Культура эпохи Средневековья

План

Характеристика культуры.

Укрепление и распространение христианства.

Просвещение, образование в Средневековье.

Архитектура Средневековья.

Литература Средневековья.

Городская культура (бюргерская).

 

Культура Средних веков длилась с 5 до 16 вв и подразделялась на следующие этапы:

Раннее средневековье (5-10вв)

Зрелое Средневековье (11-13вв)

Позднее Средневековье (14-16вв)

Каждый из перечисленных этапов имел свои особенности и характерные черты. На культуру средневековья оказывали культурные традиции Западной Римской Империи и культура варварских народов.

В 4в Римская империя стала постепенно разрушаться благодаря вторжению варварских народов Западной Европы (франков, готов, алеманов), которые с одной стороны постепенно разрушали Римскую культуру, а с другой привнесли свою собственную культуру. Поэтому культура Средневековья является синтезом различных культур. В 4в стали появляться в Европе сословия. Дворянство, духовенство, городское население. В общественной жизни господствующее положение стало постепенно занимать духовенство.

В 1в н.э. возникло новое религиозное учение – христианство(православие). Которое стало государственной религией в Риме. Блюстителем веры становится папа Римский. Укреплению и становлению христианства во всем мире способствовали Никейский (325г) и Константинопольский (381г) Вселенские соборы. На них были разработаны основы христианства, которое превращалось в универсальное учение. Почти все творения культуры, искусства служили религиозному культу, например, архитектура отражает красоту и значимость божественного миропорядка, популярным жанром литературы было описание жизни святых; в живописи – иконопись, а персонажами скульптуры были герои Библии. Религиозность оказала большое влияние на культуру средневековья.

В 4в в Европе стали появляться первые монастыри, доступ в которые был открыт для всех верующих и желающих. Монахи подчинялись уставу монастыря, в котором была строгая субординация и дисциплина. Пр







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.