Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социодинамика культуры П.Сорокина





Социодинамика культуры П.Сорокина

 

Выдающийся советский социолог и культуролог ХХ века Питирим Сорокин(один из основоположников “социокультурной динамики” как отдельнойнаучной дисциплины и как аспекта изучения любой конкретной культуры в ее историческом развитии) считал, что “всякая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом,и выражают одну, и главную ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права,ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) - все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие основные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае измененения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации”. В таком плане и следует рассматривать культуру: во взаимосвязи и взаимообусловленности всех социокультурных

компонентов национального целого, именно так и рассматривается культура с позиций социокультурной динамики.

 

Экзистенциалистская концепция культуры.

Экзистенциалистская концепция культуры Экзистенциализм – философия жизни. Это направл получ распростр в 30-60 гг. XXв. В странах Западной Европы. Классиками счит. М. Хайдегер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю. Экзистенциализм возник как реакция на кризис гумманизма, как выраз соц и политич конфликтов XX. Поэтому его нередко наз '' философией кризиса''. В центре внимания оказ проблемы отчуждения чел в обществе, смысла жизни, свободы и ответственности. Центр место в Э. Заним понятие существования. Сущ-е - это духов мир чел, поток его переживаний, чувств, мыслей, переживание чел-ом своего бытия в мире. И среди этих переживаний, настроений у чел преоблад чувство тоски, одиночества, тревоги, разочарования, страха. Экзистенциалисты делают акцент негатив эмоц-психич состоянии чел. Они возник в трагических безысход ситуациях, кот экзистенц наз пограничными. Эти чувства выраж истинный смысл бытия, дейст полож чел в обществе. Мотив трагич существования в соврем мире – один из главных в Э. Экзис-ы счит, что не смотря на всю трагичность сущ-я чел в мире, он должен решать проблему выбора своего собст пути. Экзист-ы отстаивают положение об открытости чел, о том, что чел – это самоопределение, а не предопределение. Один из глав принципов экзистенциалистов – чел совершенно свободен в своей внутренней жизни. Свобода чел – безгранична, потому что неисчерпаем его дух мир и чел не завершён как личность: он всегда пребывает в поиске. Они счит, что свобода выбора возможна даже в самых трагич ситуациях. А. Каню показывает в своих работах, что чел всегда должен выбир способ поведения, жизненную позицию. Он может принять сущ-й порядок вещей и приспособиться к нему. Такую жизненную позицию он наз конформизмом и счит, что она ведёт к дух деградации личности. Но возможна и др жизнен позиция – это бунт, т. е. Добровольный и активный протест против пороков существующего мира.

Культура и цивилизация. Информационная и цивилизационная концепция истории.

В современном философском языке эти понятия одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального значения. Термин "культура" переводится как "возделывание, обработка, развитие, почитание" и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие "цивилизация" - гражданский, государственный, появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Цивилизация - социокультурное образование. Здесь проходит разграничительная линия методологии формационного и цивилизационного подходов. Если первый ориентирует на анализ развития формаций как процесса естественноисторического, т.е. объективного и закономерного, то второй обязывает исследовать и специфику культуры данной цивилизации, т.е. ее субъективно-личностную сторону. Если системообразующим началом формации являются производственные отношения, то формирующим началом цивилизации выступает культура. Однако чтобы сыграть эту роль, она сама должна быть достаточно мощной.

Формационный подход к истории не совпадает с цивилизационным, хотя и пересекается с ним. Для первого развитие общества есть процесс естественноисторический, второй выражается в том, что он вводит в методологию анализа истории человеческое измерение, связанное в первую очередь с культурой и действием социальных механизмов, стягивающих общество в единое целое, обеспечивающих определенный способ существования человечества.

Понятие цивилизации в истории социальной философии рассматривалось на двух уровнях - глобальном и локальном. Концепции локальных культур или цивилизаций начали разрабатываться со второй половины XIX в. в противовес идее единства исторического процесса, эволюционистскому подходу к культуре.

Идея «прогресса» и ее значение для философии культуры и науки в культуре.

Культурное многообразие и проблема типологии культур.

Типологические особенности русской культуры.

Специфика современного российского социокультурного пространства

Социальная типология культуры (элитарная, массовая).

Массовая культура — «народная» культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включает в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловленно ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима).Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» — количественно основной части населения. Соответственно становится возможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» — «массовой культуре».

Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты.

Современная культура.

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы. Постмодернизм стоит в ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации конца XX в., все сумму культурные настроения, философскую оценку последних тенденций в развитии культуры.

Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х г., в эпоху культурного кризиса в США. В целом, постмодернизм — это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Весь слой культуры в концепции постмодернизма становится достоянием рефлексиру-юшегоума.

 

Социодинамика культуры П.Сорокина

 

Выдающийся советский социолог и культуролог ХХ века Питирим Сорокин(один из основоположников “социокультурной динамики” как отдельнойнаучной дисциплины и как аспекта изучения любой конкретной культуры в ее историческом развитии) считал, что “всякая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом,и выражают одну, и главную ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права,ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) - все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие основные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае измененения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации”. В таком плане и следует рассматривать культуру: во взаимосвязи и взаимообусловленности всех социокультурных

компонентов национального целого, именно так и рассматривается культура с позиций социокультурной динамики.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.