Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психоаналитические и эволюционистская концепция культуры.





Эволюционистские концепции культуры начали приобретать широкое распространение в конце ХIХ - начале ХХ в. и были представлены в работах социологов Герберта Спенсора (1820 - 1903 гг.), Огюста Конта (1798 - 1857 гг.), этнографа Эдуарда Тайлор (1832 - 1917 гг.), английского исследователя истории религии Джеймса Фрейзера (1854 - 1941 гг.), американского этнолога и историка первобытного общества Льюиса Моргана (1818 - 1881 гг.) Указанные концепции представляют первый этап в развитии эволюционистской направления исследования общества и культуры, который получил название классического эволюционизма.

Классический эволюционизм опирался на идею особого типа необратимых изменений в культуре, которые считаются универсальными для объяснения последовательных этапов динамики культурных феноменов от определенной однородности (гомогенности) к разнородности (гетерогенности). Поэтому развитие культуры рассматривался как закономерный процесс - все народы и культуры проходят одинаковые стадии эволюционного развития. Они обосновали принцип единства человеческого рода и родства потребностей народов в формировании культуры, отрицали взгляды предшественников относительно рассмотрения истории как последовательности уникальных событий, которые не поддаются объединению в определенные последовательности.

 

В рамках этих концепций эволюционная форма культурной динамики объяснялась последовательным усложнением форм и способов организации жизнедеятельности людей, ведущих к повышению упорядоченности и обоснованности. Источником изменений рассматривались как внутренние факторы (психические особенности людей, "имманентные идеи"), так и внешние. Последние имели особое значение, поскольку культура рассматривалась как совокупность процессов адаптации людей, этносов, народов к новым условиям. Адаптация рассматривалась как механизм отбора наиболее целесообразных культурных свойств, которые складывались во время приспособления к окружающей среде или заимствовались в других культурах.

Вместе с тем, исследование классического эволюционизма имели и слабые стороны и определенные недостатки: несколько упрощенное понимание однолинейной прогресса человечества; недостаточная фактологическая база некоторых исследований; преувеличения роли сравнительного метода и недооценка функционального подхода при изучении культурных явлений.

Одним из главных представителей эволюционизма считается английский социолог Г. Спенсер (1820 - 1903 гг.), За несколько лет до Ч. Дарвина сделал попытку обосновать идею эволюционизма в работе "Социальная статика". В статье "Прогресс, его закон и причина" и труда Основы социологии "Г. Спенсер обосновал универсальный характер закона эволюции, согласно которому возникновение различных форм культуры обуславливается естественными потребностями людей и особыми условиями жизнедеятельности. Только после того, как будут удовлетворены потребности в пище, защите от врагов, в жилье, одежде, считал исследователь, возникают политические потребности, политические институты и литература, наука и искусство.

Исследуя стадии эволюции, Г. Спенсер был убежден а однолинейном характере развития культуры от "дикости" до современного общества. Каждый новую ступень культуры является более сложным, но уменьшает влияние стихийных факторов, конфликтности и слепой веры. По его мнению в истории человечества выделяются два типа общества и соответствующих им типов культур - воинственный и промышленный типы. Совершенствование цивилизации ведет к переходу человечества от воинственного общества к промышленному, в основе развития которого лежит развитие техники и ума. Соответственно меняется и человек, который становится менее воинственной, больше пропитана духом альтруизма и сопереживания. Концепция Г. Спенсера, несмотря на все недостатки и критику в свой адрес, имела большое значение для развития эволюционистской парадигмы.

Английский антрополог и исследователь религии Дж. Фрейзер (1854 - 1941 гг.) Систематизировал значительный объем фактологического материала с первобытной магии, анимизма религиозных верований и обычаев народов. В дванадцятитомному исследования "Золотая ветвь" (1907 - 1915 гг.) Предпринял попытку обосновать универсальную теорию эволюции человеческого мышления.

Опираясь на признание психической единства всех народов, он выделяет три исторические стадии эволюции, соответствующие трем различным способам овладения природными явлениями: магия, религия, наука. Дж. Фрезер выдвинул также и другие теории, в частности, происхождение мифа с ритуала. Несмотря на опровержение его идей следующими полевыми исследованиями, которые были осуществлены известными исследователями (Б. Малиновский, Ф. Боас и др.), Дж. Фрезер признается как один из основателей социальной антропологии, основанной на применении сравнительного метода в исследованиях культуры.

Английский историк Эдвард Тайлор (1832 - 1917 гг.) В работах "Первоначальная культура" (1871 г.), "Антропология. Введение к изучению человека и цивилизации "(1881 г.) стремился исследовать на основе собранных им материалов из жизни отсталых (" варварских ", диких) народов общих закономерностей эволюции. По его мнению, такая эволюция составляет сущность исторического процесса, поскольку основана исключительно на объективных законах развития. Прогресс человечества идет от варварства к цивилизации. Заслуга Э. Тайлор заключается в том, что он открыл повторяемость в явлениях культуры, применил прием типологических сравнений, который в дальнейшем вошел как элемент в сравнительно-исторический метод.

Э. Тайлор больше внимания уделял исследованию духовной культуры и одним из первых предложил определение культуры как совокупности духовных явлений (знаний, верований, искусства, морали, обычаев, усвоенных человеком определенного сообщества. Он один из первых начал рассматривать религию как феномен, развивается. Его труд "Первоначальная культура" по сути вся была посвящена вопросам возникновения и развития религии. Важным вкладом Э. Тайлор в антропологию стало исследование феномена первоначального анимизма ", как исходной формы религии.

Вторым этапом развития эволюционизма стал новоеволюционизм, который формировался в 60-х годах ХХ ст. благодаря идеям, сформулированным в трудах американского культуролога Лесли Уайта (1900 - 1975.) и других исследователей (А. Вайда, Р. Л. Карнейру, Р. Раппопорт, М. Харрис). Новоеволюционизм объединяет идеи классического эволюционизма, функционализма и дифузионизму, охватывает исследование необратимых социокультурных изменений, которые обусловлены взаимоотношения человека как вида с окружающей средой. Особенностью новой эволюционизма является то, что он сосредоточивает внимание: на двух относительно независимых механизмах адаптации - биологическом и культурном; на обосновании не только однолинейной, но и многолинейные и универсальной эволюции. Важным достижением новоеволюционизму является концепция модернизации, которая обосновывает необходимость и преимущества новых моделей развития обществ, основанных на научном знании,







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.