|
Подходы и принципы оценки эффективности корпоративной структурыПод корпорацией следует понимать добровольное объединение юридических лиц, которые связаны законными обязательствами с целью ведения единого хозяйственного процесса Создание и функционирование корпоративных структур имеет смысл, прежде всего, при получении реального эффекта от объединения. С этой точки зрения, и представляют интерес корпоративные структуры как объекты этой эффективности объединения и дальнейшего функционирования. При этом, их специфика сопряжена со следующими обстоятельствами: 1. Участниками создаваемых корпоративных структур являются действующие организации. Их эффективность имеет в этой связи следующие аспекты: - изменение результативности использования действующих производственных мощностей, потенциала научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций; - новые возможности для реальных инвестиций, возникающие в результате формирования корпоративных структур. 2. Особую роль играет, так называемый синергетический эффект, где эффект от совокупности всех направлений деятельности корпоративной структуры превышает или, наоборот, уменьшает сумму эффектов от каждого направления в отдельности. В инвестиционно-строительном комплексе предпосылки диверсификации производства можно сформулировать в следующих основных положениях: - необходимость фиксации стоимости объектов (для дольщиков) за 1-2 года до того, как полные затраты на строительство смогут быть достоверно скалькулированы. В случае, если поставщики строительных материалов, изделий и конструкций являются членами корпоративной структуры, достоверность предварительной калькуляции значительно повышается; - зависимость последующих этапов строительства от эффективности работы на предыдущих: срыв графиков производства работ на одном из этапов может привести к "эффекту домино" для других. - высокая привязанность к конкретному региональному рынку. Строительная организация имеет объективные конкурентные преимущества только в том регионе, где у нее имеется материально-техническая база. Проекты создания мобильных строительно-монтажных бригад в современных условиях не являются достаточно экономически эффективными, и в этой связи участие строительной организации в тендерах даже в соседних регионах вызывает дополнительные трудности. Между тем рост регионального рынка строительства имеет свои объективные ограничения, определяющиеся и спросом на новое жилье, и возможностями городской инженерной инфраструктуры. Следовательно, не исключена возможность, когда строительная организация столкнется со снижением объемов производства на региональном рынке, и возникнет необходимость разработки альтернативных вариантов для вложения капитала; - объективная необходимость создания благоприятных условий для клиентов - покупателей жилья, которые заинтересованы не только в качестве приобретаемой квартиры, но и в качестве послепродажного сервисного обслуживания [1]. Синергетический эффект диверсификационного типа возникает, когда на базе интеграции производств удается использовать особенности их потребности в материальных и финансовых ресурсах, получить экономию ресурсов с помощью маневрирования ими между производствами. В условиях структурных сдвигов в инвестиционно-строительном комплексе особого внимания заслуживает эффект от сочетания в финансово-строительной группе восходящих и деградирующих организаций. Прежде, чем рассматривать определенные критерии эффективности корпоративных структур, необходимо остановиться на общих принципах оценки их эффективности [1, 2, 3]. Исходным принципом выработки адекватных алгоритмов анализа и оценки эффективности корпоративных структур является комплексность. Реализация этого принципа требует соблюдения следующих положений: - оценка эффективности корпоративной структуры призвана учитывать специфику деятельности всех групп участников; - необходимо принимать во внимание сложную совокупность внутренних и внешних по отношению к объединению факторов, влияющих на его конечную эффективность; - сам процесс интегрированной деятельности, и ее результат должны находить адекватное отражение в инструментарии аналитической работы; - рассмотрению подлежат все виды эффекта корпоративной деятельности: экономический, научно-технический, социальный и др. Следует особо отметить исключительную важность учета внешних факторов экономической среды функционирования корпорации, - начиная со стадии обоснования корпоративных целей и уровня возможной эффективности. Так, выявление на этой стадии ограниченности финансирования и факта жесткости конкуренции на конкретных рынках (например, на рынке жилья) вполне может обусловить постановку краткосрочных корпоративных целей, не связанных с увеличением физических объемов подрядных работ, что может стать предпосылкой обеспечения эффективности в будущем. И наоборот, отсутствие соответствующих маркетинговых проработок и традиционная концентрация ресурсов с целью увеличения объемов подрядных работ способны выступить серьезным препятствием для эффективного функционирования корпорации. Вторым по важности можно назвать процессный принцип, реализация которого в анализе эффективности корпораций направлена на получение адекватной информации о причинах той или иной обобщающей оценки результативности объединения. Например, анализ процессов деятельности корпоративной структуры может касаться следующих факторов: - наращивания общих объемов инвестиционного потока в основной капитал организаций-участников, в том числе наращивания объемов подрядных работ; - увеличение загрузки производственных мощностей организаций и предприятий промышленности строительных материалов и конструкций; - реструктурирования производственного и (или) управленческого аппарата корпорации; - ускорения финансовых взаиморасчетов и сокращения сроков освоения, производства и реализации строительной продукции, работ и услуг на основе рационализации взаимодействия участников; - гармонизации взаимодействия (по целям деятельности и способам их достижения) различных по экономической природе хозяйственных субъектов в рамках объединения, а также взаимодействия организаций-участников корпорации с внешними контрагентами. При этом возможны, например, сбалансированность доходов каждого участника с учетом общих результатов интегрированной деятельности и сбалансированность "внешней" составляющей инвестиционного потока и соответствующих обязательств корпорации по погашению долга с ее собственными финансовыми ресурсами; - уровня управляемости участников корпорации со стороны головной организации; - увязанности главных потоков инвестиций в развитие корпорации с регламентированными приоритетами ее деятельности на перспективу; - повышения удельного веса долгосрочных инвестиций (выданных более чем на год); - изменения абсолютных размеров инвестиций в промышленные и строительные проекты корпорации со стороны участвующих финансово-кредитных организаций. Следующий принцип — ориентация на изучение частных аспектов эффективности каждой из корпоративных программ (принцип «программности»). Общий экономический эффект деятельности корпорации складывается из совокупности частных эффектов по планам инноваций (социально-экономических, организационно-управленческих, технико-технологических), инвестиций, производства и реализации продукции, работ и услуг [2]. Синергетический эффект от реализации корпоративных планов может достигаться по направлениям, которые и должны выявляться в результате анализа. В их числе могут быть следующие: - после жесткой экспертизы инвестиционных предложений участников на уровне головной организации определенная часть инвестиционного потока снимается с бесперспективных направлений и идет в эффективные проекты с реальной отдачей; - незагруженные производственные мощности организаций и предприятий промышленности строительных материалов и конструкций начинают использоваться для нужд других участников; - в связи с устранением дублирующих разработок и инвестиционных проектов обеспечивается экономия финансовых затрат; - в качестве источника финансирования задействуются корпоративные фонды, создание которых было бы невозможным без объединения усилий участников; - значительная доля общекорпоративных мероприятий выполняется на основе совместных усилий (разделения труда) ряда или всех участников объединения. Четвертым принципом оценки эффективности корпоративной структуры является учет характеристик взаимовлияния хозяйствующих субъектов в рамках совместной деятельности. В рамках финансово-строительной группы этот принцип реализуется во взаимодействии: - головной организацией и управления, занимающегося общестроительными и специальными строительными работами; - головной организации и промышленными предприятиями-участниками, выпускающими строительные материалы, изделия, детали и конструкции (данное взаимодействие применяется, например, в составе ССМО "ЛенСпецСМУ", где осуществляется производство кирпича для собственных нужд и продажи, производство конструкций и изделий из алюминия и др.); - головной организации со структурами маркетинга и мониторинга; - головной организацией и управлением по инвестиционным проектам; - управления по инвестиционным проектам строительства и финансовыми структурами в составе корпорации; - головной организации и эксплуатационных участников-организаций; - головной организации и проектной организации; - проектной организации со структурами маркетинга и мониторинга; - головной организации и финансовыми структурами; - эксплуатационных участников-организаций и управления, занимающегося, общестроительными и специальными строительными работами. В отдельных случаях могут использоваться и другие виды взаимодействия между организациями, входящими в строительные корпоративные структуры. Не менее важным принципом оценки эффективности корпоративной структуры является принцип использования корпоративных информационных систем (КИС), которые обладают мощнейшим потенциалом повышения конкурентоспособности объединения. Внедрение корпоративных информационных систем направлено в первую очередь на поддержку принятия управленческих решений менеджерами высшего звена корпорации. Каждый проект в области корпоративной информатизации должен рассматриваться корпорацией как стратегические инвестиции, которые должны окупиться за счет улучшения управленческих процессов, повышения эффективности производства (в том числе за счет сокращения затрат) [1]. Создание единого информационного пространства призвано обеспечить доступ к общей информации без ограничения географического места и времени. Реализация этого принципа предусматривает автоматизацию рабочих мест, связанных с выполнением текущих производственных функций и оперативным управлением производственными процессами на уровне нижнего и среднего звена менеджеров с наделением их соответствующими программами и системными ресурсами. В проектах создания корпоративных структур синергетическая составляющая становится основным принципом эффективности экономической интеграции. Применение принципов оценки эффективности управления корпоративной структурой зависит от принимаемого подхода. Опираясь на мировой опыт корпоративного хозяйствования, исследуемый во многих зарубежных [1] и ряде новейших отечественных научных работ [2], можно выделить следующие подходы к оценке эффективности корпоративной интеграции. 1. Подход, связанный с теорией финансового менеджмента. Данный подход предполагает следующие основные мотивы объединения в корпоративную структуру: а) синергетический эффект, состоящий в том, что общий результат превосходит сумму сложенных эффектов (при синергетическом слиянии стоимость укрупненной организации превосходит сумму стоимостей сливающихся организаций) [8]. В качестве итога оценки интеграционного (синергетического) эффекта выступает соответствующая разность значений выбранного показателя. В частности, чистый приведенный доход — традиционный показатель для оценки экономической эффективности, и его приращение в результате создания финансово-строительной группы — одна из возможных оценок интеграционного эффекта. б) операционная экономия на основе устранения дублирования управленческих функций и сокращения затрат на сбыт продукции. в) экономия в связи с ростом масштабов производства: его концентрация приводит к снижению затрат, более эффективному использованию ресурсов. г) экономия на налоговых платежах связанная с интеграцией с организацией, имеющей налоговые льготы; приобретением убыточной организации для "снижения" своих высоких доходов; ростом амортизационных отчислений при слияниях (что уменьшает налогооблагаемую базу). д) покупка активов по рыночной цене, значительно меньшей, чем их восстановительная стоимость. При этом приобретающая корпорация полагает, что присвоение сторонней "дешевой" организации в большей мере отвечает ее перспективным целям, чем, например, развертывание аналогичного производства. Очевидно, что экономия на слиянии становится ощутимой, если руководство головной организации находит эффективные способы использования новых активов. Примером тому может служить "ЛенСпецСМУ", которое, проводя политику регрессивной интеграции, приобрело кирпичный завод. Разработанная стратегия в максимальной степени способствует достижению повышения стоимости корпорации "ЛенСпецСМУ" [1]. е) обретение возможности использования временно свободных денежных фондов при дефиците привлекательных инвестиционных возможностей. Очень часто финансовые менеджеры идут на покупку чужих акций вместо того, чтобы увеличивать дивиденды акционеров или выкупать собственные акции. ж) диверсификация, ведущая к росту стоимости корпорации и обеспечивающая снижение корпоративных рисков и направленная на завоевание долговременных конкурентных преимуществ. Начальные стадии диверсификации строительных организаций, как правило, связаны с интеграцией вниз, к поставщикам строительных материалов ("ЛенСпецСМУ" – кирпич и бетон, "Росстро" – песок и щебень). Анализируя деятельность корпораций, работающих в строительной отрасли можно выделить основные факторы, влияющие на инвестиционный потенциал инвестиционно-строительного комплекса и определяющие экономическую эффективность диверсификационных программ: - уровень конкуренции в инвестиционно-строительном комплексе и возможное появление новых конкурентов; - зависимость инвестиционно-строительного комплекса от появления товаров-заменителей; - капиталоемкость производства; - инерционность инвестиционно-строительного комплекса, способность его реагировать на рыночные изменения; - зависимость от поставщиков сырья, материалов и конструкций; - степень регулирования и контроля со стороны государственных органов; з) выигрыш от привлечения заемных средств, способный существенно увеличить стоимость корпорации. Речь идет о том, что укрупненной организации легче привлекать кредитные ресурсы под более низкие ставки процента вследствие снижения финансовых рисков. И действительно, размеры организации, взаимные гарантии ее участников, солидарная ответственность — все это факторы, при прочих равных условиях повышающие привлекательность корпорации для внешних инвесторов. и) переход выгоды, заключающийся в том, что: - организация-кредитор при слиянии с организацией-должником извлекает выгоду в связи с приобретением активов должника и более жестким регулированием финансовых потоков с целью обеспечения оплаты долгов; - слияние с целью снижения инвестиций в бывшую самостоятельную организацию-кредитора и ориентация на дополнительное стимулирование акционеров обеспечивают "переход выгоды" от владельцев долговых обязательств к акционерам (т.е. акционеры, по сути, присваивают активы организации, сокращая объем выплат по долгам). к) получение дополнительного дохода на базе информационного эффекта слияния, что возможно при целенаправленной выдаче на фондовый рынок информации о будущем (явно эффективном) слиянии. Факт слияния (поглощения) часто свидетельствует о недооценке инвесторами потенциальной доходности организации. 2. Подход, связанный с обеспечением конкурентных преимуществ. Согласно этому подходу, интеграционные решения органов управления корпораций должны быть императивно нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ. При этом потенциал конкурентоспособности не отождествляется с показателями текущей прибыли, а рассматривается как комплекс факторов упреждающего характера, гарантирующих долгосрочные преимущества корпорации на рынках. Среди этих факторов важнейшими считаются: - качество (потребительские характеристики) и цена строительной продукции, работ и услуг; - инновационный потенциал, достаточность производственных и сбытовых мощностей; - наличие долгосрочной стратегии деятельности, обеспечивающей сохранение или рост объемов продаж; - наличие корпоративной культуры. В аспекте интеграции особенно важно, что в рамках рассматриваемого подхода к источникам создания конкурентных преимуществ справедливо отнесен фактор оптимизации внешних и внутренних корпоративных связей: эти преимущества ныне все более определяются тем, в какой мере корпорации удалось организовать технологические цепочки взаимодействия с поставщиками, сбытовыми, сервисными организациями, НИИ и КБ, с покупателями. Важнейший показатель конкурентоспособности — доля продаваемых корпорацией конечной строительной продукции в общем объеме продаж аналогичной продукции. Значение данного показателя во многом зависит от способности корпорации гибко и оперативно реагировать на изменение рыночных условий хозяйствования. Главное положительное качество рассматриваемого подхода — увязка эффективности деятельности организации с оптимизацией межкорпоративных и внутрикорпоративных связей, с подбором "наиболее ценных" (в плане создания перспективных конкурентных преимуществ) цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями. Проводя перестановки, совершенствуя или, исключая из этих цепочек отдельные элементы, можно существенно повысить конкурентоспособность корпорации. Как показывает мировой опыт, вместе с развитием экономических отношений изменяется соотношение юридических и нравственных сфер их регулирования, ибо законодательных мер оказывается недостаточно, они дополняются и частично заменяются культурными нормами, стереотипами, ценностями. Корпоративная культура – это совокупность поведенческих характеристик, обязательных для организаций, входящих в корпоративную структуру. Корпоративная культура напрямую оказывает воздействие на эффективность деятельности организаций. Еще недавно утверждалось, что в наших условиях к предпринимательству невозможно подходить не только с позиций подлинной нравственности, но и с критериями западной этики, корпоративной этики. Однако, факты говорят об обратном. Борьба за этические ценности в предпринимательстве ведется как Торгово-промышленной палатой РФ (национальная программа "Российская деловая культура"), так и отдельными отечественными корпоративными структурами. Уже сегодня существует несколько отечественных этических кодексов, принятых как деловыми профессиональными ассоциациями, так и корпоративными структурами. Анализируя эффективность управления корпоративной структурой, основываясь на рассмотренном подходе необходимо: а) в каждом случае выявлять, создание каких конкретно конкурентных преимуществ (на каких рынках, среди каких конкурентов) выступает в качестве целевых задач формирования интегрированной структуры. б) ориентация на сопоставление характеристик изучаемой функционирующей (или проектируемой) корпорации и других организаций, присутствующих на родственных рынках в следующих аспектах: - качества и цен товаров, работ и услуг производимыми структурами; - инновационного потенциала (наличия научного задела, собственных НИОКР и ноу-хау); - технологического уровня производства, достаточности производственных мощностей и сбалансированности их отдельных элементов; - качества менеджмента и его способности принимать решения, реализующие накопленный потенциал конкурентоспособности. - уровня развития сбытовой и сервисной сети; в) полное исследование взаимодействующих технологических цепочек (в связи с наличием в корпоративной практике взаимодействия по поставкам, производству, сбыту, сервисному обслуживанию) и предметные, т.е. направленные на выявление в каждой цепочке как наиболее, так и наименее ценных компонентов (с точки зрения перспективной стратегии корпорации и обеспечения ее конкурентных преимуществ). Доля продаж соответствующей строительной продукции (ее важно фиксировать и до, и после создания интегрированной структуры) должна находиться в центре внимания аналитиков. г) основные принципы и правила делового поведения формулировать в нормативных кодексах (правила, регулирующие отношения внутри отрасли, формулируются в профессиональных кодексах). Для российских корпораций можно выделить три ключевых темы – это отношения с партнерами, клиентами, а также преданность корпоративному союзу. 3. Подход, связанный с теорией трансакционных издержек. Данный подход концентрирует внимание на возможности разных форм экономии отдельных организаций на основе заключения долгосрочных контрактов, регулирующих совместную деятельность. Сама контрактация как процесс достижения взаимовыгодных межорганизационных договоренностей стоит определенных средств ("трансакционных издержки"). Однако многосторонний эффект долгосрочной системы контрактного регулирования совместной деятельности (например, в сфере поставок, сбыта и т.д.) может существенно превысить трансакционных издержки, связанные как с разработкой первоначального контракта, так и с его корректировкой в связи с меняющимися условиями внешней среды. В соответствии с теорией трансакционных издержек в качестве наиболее важного интеграционного фактора выступают специфические активы взаимодействующих организаций, т.е. конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау), обеспечивающие эффективность кооперации. А именно: - узкая специализированность оборудования, произведенная на котором продукция может иметь сбыт только в рамках интегрированной структуры; - близость месторасположения смежных производств; - наличие взаимодополняющих специализаций рабочей силы и сложившейся кооперации в области НИОКР. По мере возрастания уровня "специфичности" активов взаимодействующих хозяйствующих субъектов усиливается мотивация к заключению длительных двусторонних (многосторонних) контрактных отношений как альтернатива ориентации на самостоятельное рыночное поведение или на заключение разовых сделок. В дальнейшем система контрактов может переходить в отношения взаимоучастия в капитале. Ряд положений рассматриваемой концепции может быть учтен в анализе эффективности российских интегрированных структур. Во-первых, необходимо рассмотрение технологических условий производства хозяйственных единиц, инициирующих интеграцию, прежде всего, в период проработки и заключения контрактных отношений. Во-вторых, целесообразна тщательная проработка системы контрактных взаимоотношений, охватывающих основные аспекты совместной деятельности (включая финансовый, научно-технический, сбытовой и т.д.). В-третьих, наличие общей (консолидированной) собственности выступает существенным гарантом реализуемости контрактных отношений. В-четвертых, из числа показателей экономической эффективности интеграции нельзя исключать максимизацию прибыли и минимизацию затрат. Однако, следует заметить, что данный подход несет определенную узость в анализе эффективности экономической интеграции. При этом, во-первых, исчезает акцент на перспективном взаимодействии партнеров, на возможном изменении технологических и экономических условий производства в результате появления новых целевых установок и реализации совместных долгосрочных программ. Во-вторых, фактически не принимается во внимание такой важный интеграционный фактор, как возможность совместного управления финансовыми ресурсами, взаимодействие финансовых институтов и организаций (рассмотрение проблемы идет под углом зрения кооперации "поставщик – потребитель", "производство – сбыт"). В-третьих, эффективность совместной деятельности оценивается лишь по критерию "прибыль – затраты". Применительно к особенностям финансово-строительной группы как формы интегрированной корпорации эмпирическими индикаторами при учете трансакционных издержек на стадии становления группы могут выступать: - затраты на проработку организационного проекта финансово-строительной группы и на его согласование с экспертами и с ведомствами; - расходы на формирование головной организации (связанные с ее укомплектованием кадрами и оборудованием); - затраты организаций-участников группы на развертывание корпоративной информационной системы; - планируемая экономия затрат организаций-участников на базе централизации выполнения определенных общекорпоративных задач (маркетинга, консалтинга и др.). На стадии функционирования группы подобного рода индикаторами можно считать: - фактическую экономию расходов на содержание управленческого персонала на основе централизации выполнения ряда общекорпоративных функций; - динамику отношения общей (по корпорации) величины накладных расходов на одного занятого в составе промышленного производственного персонала (ППП); - динамику абсолютной величины накладных расходов по всем участникам корпорации; - среднюю долю накладных расходов в общей величине себестоимости продукции по группе в целом. 4. Подход, направленный на формирование взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений. В последние годы в экономике страны наблюдается отход от традиционной практики постоянной смены поставщиков (в погоне за минимальной ценой). Создаются устойчивые кооперационные связи с поставщиками и потребителями как долговременными партнерами. Впервые эффективная интеграция была сформулирована в Японии ("кэйрецу"): - развитие системы взаимных поставок внутри группы, основанной на доверительных принципах и обеспечивающей экономию трансакционных издержек; - налаживание общей сбытовой сети на основе вертикальных связей «производитель-дистрибьютор», нередко обеспечивающей основную часть объемов продаж группы; - широкий и интенсивный обмен финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей системы деловых отношений (помощь отдельным организациям, испытывающим финансовые затруднения, ротация управленческих кадров и т.п.); - привлечение крупных заемных средств с использованием в необходимых случаях солидарного залога организаций группы; - устойчивость финансового положения банка группы, проведение им политики долгосрочного инвестирования (хотя инвестиции этого банка не обязательно преобладают в инвестиционных ресурсах организаций группы); - следование приоритетам высокой жизнеспособности и стабильности в долгосрочном плане, готовность к снижению рисков функционирования за счет определенного снижения уровня рентабельности группирующихся организаций; - придание важной координирующей роли «клубу президентов» (президентскому совету), состоящему из руководителей организаций-участников группы; - гармонизация внутрикорпоративных трудовых отношений на основе разумной дифференциации доходов внутри корпорации. Анализируя опыт японских корпораций, следует выделить его «эффектообразующие» факторы, которые можно задействовать и применительно к российским интегрированным корпоративным структурам: - развитие реальных внутрифирменных связей, включая обмен ресурсами (что должно эмпирически фиксироваться через объемы взаимных кооперационных поставок); - наличие общей системы внутрикорпоративного планирования и количественно определенных целевыx задач для участников корпорации; - развитие системы перекрестного владения акциями внутри группы; - упор не на уровень и динамику текущей прибыли участников группы, а на наращивание инвестиционного потенциала (в том числе из заемных источников) и на поддержание в конкурентоспособном состоянии производственного аппарата. - оптимизация роли банка в группе (она должна быть в целом подчиненной по отношению к основным товаропроизводителям; доля же долгосрочных промышленных инвестиций в кредитном портфеле банка должна иметь тенденцию к росту). На основе анализа подходов и принципов оценки эффективности управления корпоративными структурами сформулируем основные критерии эффективности корпоративных структур [3]. Из множества критериев предлагаемых теорией выделим следующие: - при операционных слияниях основой для определения эффективности является учет комплекса слагаемых будущей синергии с использованием логики: "производственно-хозяйственные составляющие синергии — финансовый результат интеграции". - обобщающим критерием эффективности признается "ожидаемый чистый выигрыш", равный разности между дисконтированной стоимостью будущих доходов и ценой, уплачиваемой за приобретаемую организацию. В соответствии с данным подходом организация-инициатор должна определить свободные потоки денежных средств (разность между прогнозируемым объемом выручки и издержками) после слияния. Наибольшую сложность представляет собой оценка будущих потоков денежных средств присоединяемой организации. Считается, что использование данного критерия предпочтительно для оценок долговременных эффектов слияния. - критерием эффективности считается рост прибыли в расчете на одну акцию для акционеров обеих интегрируемых организаций. Причем результаты эмпирических исследований применения вышеуказанного критерия далеко не однозначны. Как правило, поглощающая организация многократно превосходит по размеру приобретаемую при этом уплачивает премиальную надбавку за акции последней; рыночная стоимость акций покупаемой организации возрастает и в связи с объявлениями о потенциальном слиянии. А значит, можно ожидать повышения меры удовлетворенности акционеров поглощаемой организации, тогда как выгода (по данному критерию) акционеров базовой корпорации далеко не всегда очевидна. - при оценке эффективности интеграции тщательному учету подлежат издержки, которые несет поглощающая организация. Выплаты акционерам поглощаемой организации могут осуществляться в виде обыкновенных или привилегированных акций, зачета долговых обязательств, денежных средств или комбинаций этих форм. Если при осуществлении сделки в качестве средства платежа используются ценные бумаги, то при расчетах они конвертируются в денежный эквивалент по рыночной стоимости. Аналогичный прием применяется, если поглощающая организация принимает на себя обязательства покупаемой организации. - народнохозяйственный критерий оценки эффективности финансово-строительных групп существенен не только для государственных инстанций, но и для частных инвесторов, обязанных предвидеть отношение государственных структур к проекту. Даже если для финансово-строительной группы не предвидится ощутимая государственная поддержка, то следует убедиться в отсутствии экономических предпосылок для негативного восприятия его не только органами власти, но и общественностью. Участие в федеральных или региональных целевых программах существенно влияет на конкурентоспособность финансово-строительной группы. К основным направлениям оценки влияния финансово-строительной группы на экономику региона можно отнести: - укрепление инвестиционного потенциала и улучшение инвестиционной обстановки в регионе; - реализация имеющихся сравнительных преимуществ региональной экономики; - повышение научно-технического уровня производства, его восприимчивости к технологическому прогрессу и к изменениям рыночной конъюнктуры; - вклад в решение региональных и социальных проблем; - экологические последствия деятельности финансово-строительной группы в регионе. Литература 1. Заренков В.А. Проблемы развития строительных компаний в условиях российской экономики. – СПб., Стройиздат СПб, 1999. 2. Интегрированные финансово-промышленные структуры, под ред. Турчака А.А., "Наука", СПб., 1996. 3. Якутин Ю.В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. М.: ЗАО Издательский дом "Экономическая газета", 1999.
Изучить ФЗ «Об акционерных обществах» № 208 от 26.12. 1995 года www.consultant.ru Глава II, VII, VIII ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|