Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Медицинский аспект понимания человека. Деонтология





Современные философы при осмыслении становления философской антропологии опираются на положения антропоцентризма. В частности, они считают, что понятие «человек как личность» сформировалось в процессе философского дискурса (discursus - рассуждение) о космичности, социальности и одухотворенности человеческого бытия. С одной стороны, выдвинутый и разработанный естествоиспытателями на основе данных астрономии, астрофизики, системотехники, биомедицины и других наук антропный принцип конкретизировал условия, да и возможности физического существования человека во Вселенной. В то же время человек как мыслящая материя (Энгельс) все глубже осознает себя активно действующим фактором не только природной, но и социально-культурной среды. Это определяет представление о человеке как о сознательном соучастнике мировой коэволюции, что делает его ответственным за результаты своей творческой и созидательной деятельности. Следовательно, к человеческому индивиду предъявляются повышенные требования, касающиеся уровня его культурного развития, наличия в нем высоких профессиональных, организационных, нравственных, духовных качеств.

Все возрастающее значение приобретают в этих условиях самопознание и самоосознание человеком своей космической сущности, ее конкретного проявления во времени и пространстве, создание им механизмов регулирования всей духовной сферы культуры. Философ В.М. Межуев писал: «Под человеком понимается в данном случае не "человек вообще”, не любой человек, а тот тип индивидуальности, личности, который сформирован европейской культурой, стал ее творцом и носителем... Главной причиной разрыва между "оценочной" и "описательной" функциями культуры, то есть между ее философским и научным пониманием, является, таким образом, обнаружившиеся расхождения между культурной практикой европейского человека и культурой всех остальных народов, как они предстали в опыте их научного изучения» [9]. Развитие антропоцентризма и антропологии исторически отражает изменения в их содержании: на ранних этапах человек выступал только как результат эволюции мира, затем уже как участник мирового процесса и в конце концов - как решающий фактор мирового саморазвития.

Теоретическая и практическая значимость антропоцентризма и философской антропологии в развитии медицинского менталитета не вызывает сомнений, хотя соответствующие проблемы ставились и решались по-разному в русле противостоящих друг другу материалистической и идеалистической философских традиций. Если идеалисты «разбивают» целостное человеческое существо, создавая тем самым конфликт между духом (разумом) и плотью (телом), или отождествляют человека с сознанием (мышлением), то материалистическая философская антропология сущность человека представляет как нечто целостное. Согласно Л. Фейербаху, главными показателями в сущности человека являются духовные начала - такие, как разум, воля, совесть, любовь, которые формируются только в общении. Философско-антропологический принцип Л. Фейербаха представляет собой и поныне исходный методологический прием решения основного философского вопроса в медицине.

Кстати, сегодня во всей мировой философии опять произошел «крутой поворот» к человеку. Философско-антропологический ренессанс проявляется в повышенном интересе философов и медиков к проблеме целостного человека, в возрождении антропоцентрических по своей сути вариантов исследовательской парадигмы, в выработке новых путей постижения феномена человека, в поисках системного подхода к данной проблеме. А ведь еще совсем недавно философский антропологизм как тип мышления играл ярлык «абстрактного». Утверждалось даже, что все чисто философские размышления о человеке безнадежно увязают в биологизме. Порой биосоциальную природу человека толковали таким образом, что получалось, будто он и вовсе существо бестелесное. А ведь человек всей своей плотью и кровью принадлежит естественной природе. В этой связи сегодня необходимо философски осмыслить некоторую часть социально-природных изменений человека и осознать их как некое интегральное образование, нераздельную совокупность.

Мы уже говорили о том, что всякая философская антропология начинается с постановки вопроса: «Что есть человек?». С одной стороны, это понятие философское, то есть в определенном смысле абстрактное. Но необходимо признание того факта, что человек - это исключительное существо, особый род сущего на Земле и в Космосе. Несомненно, что это не только телесное, но и разумное, нравственное, волевое создание. Каждый индивид, безусловно, сам осознает свое принципиальное отличие от иных живых существ. Прежде всего, он всегда стремится быть самим собой, постоянно развивать потенциально заложенные в нем способности. А это уже можно считать очевидным фактом проявления зрелого самосознания. Но современная философская антропология не закрывает глаза и на негативные факторы в человеческой сущности: агрессивность по отношению к другим людям и природе, скрытые темные импульсы -стремление к стяжательству, непомерным вожделениям и т.п.

Сегодня перед пытливыми умами философов, психологов, медиков предстает великое множество самых разнообразных картин человеческого бытия, которые в принципе невозможно свести в рамки единой концепции. Но все они с философской точки зрения могут быть объединены в целостный умозрительный процесс осмысления феномена человека. Сквозь толщу истории развития человечества проходит общая системообразующая нить, связывающая различные аспекты человеческого бытия, которые, с одной стороны, выступают как результат, полученный в процессе исторического развития, а с другой - как материал, ожидающий своего синтеза в будущем, как выражение целостности, которая постоянно брезжит где-то вдали в виде идеальной цели систематизации усилий всех философов.

Философская антропология - одно из самых влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой и методологической установкой, основой всех изысканий философской антропологии был человек, и только человек. Такой подход берет начало от известного принципа, выведенного античным философом Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Речь идет о способности человеческого индивида овладевать естественной природой и культурой. Размышления о человеке с точки зрения его бытия охватывают самый широкий спектр проблем. Сторонники данного подхода отталкиваются от того факта, что человек - это многомерное и к тому же постоянно меняющееся единство. И хотя некоторые его важнейшие физические параметры остаются неизменными на протяжении тысячелетий, они не раскрывают всей природной сущности человека, заключенной в загадочном единстве его биологического и духовного начал.

Согласно принципам философской антропологии, человек является микрокосмом, задающим самому себе все новые и новые вопросы. Кроме того, он выступает как особо активное начало, пытающееся осознать внешний мир и определить свое место в нем, а исследуя окружающую среду, преобразует, кардинально изменяет ее по своему разумению. Другими словами, человек - творец и в то же время творение культуры, носитель духовности, принципиально отличающей его от остального живого мира. Исходя из такого понимания человека, философская антропология стремится осмысливать его сущность, смысл и характер его бытия с позиций философии. Это учение направлено на органическое слияние конкретного изучения различных сфер бытия человека с целостным философским его постижением.

Исходным положением философской антропологии как специального направления, изучающего человека, является то обстоятельство, что последний рассматривается в ней в качестве универсального «ключа», подходящего для открытия и разрешения всех проблем бытия, даже тех, которые вроде бы вообще не имеют к нему никакого отношения. «Антропология или, точнее, антропологическое сознание предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию, - утверждал Н.А. Бердяев. - Самосознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать, философствовать» [10].

Как часть философского знания философская антропология органично связана с естествознанием, медициной, психологией и образует вместе с ними комплекс научных и гуманитарных дисциплин о человеке. Важно отметить, что она имеет дело с человеком не как с объектом научного познания (биофизиологического, психологического, логического, социологического и т.д.), а как с субъектом сознания.

Главной задачей философской антропологии стало осмысление проблемы сущности человека. По мнению немецкого философа Шелера, философская антропология - это «базисная наука о сущности и о сущностном строении человека; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном начале в мире; о силах, которые движут им и которые движет он, об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также сущностных возможностях этого развития и о действительности этих возможностей» [И]. Таким образом, в рамках философской астропологии осуществляется рассмотрение особого положения человека в бытии природы и общества. Об этом писал еще К. Маркс: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

В начале XX века, когда уже многими признавалось то обстоятельство, что человек - продукт уникальный, ибо «рожден» в результате космической эволюции, центральным для всей антропологической проблематики стал вопрос о сущностном отличии человека от высокоорганизованных животных и о необходимости философского осмысления этого факта. На первый план выдвинулась задача раскрытия сущности человека вообще и трансцендентной сути человеческого индивида в частности. Многие экзистенциалисты были уверены, что «существование предшествует сущности» (Ж.-П. Сартр), ибо сам по себе человек - ничто, он развивается в общественной среде, которая накладывает на него свой отпечаток. Его сущность формируется в процессе жизнедеятельности. А вот экзистенциалист А. Камю не соглашался с данным тезисом и считал, что сущность человека заложена природой в качестве «семени», а не в качестве неизвестно откуда взявшегося «плода».

Как бы то ни было, проблема духовной сущности человека всегда находилась в центре естественнонаучного, научно-медицинского и философского познания. Необходимо отметить, что в процессе поиска ее философией и медициной интегрируются все естественнонаучные, общественные и гуманитарные знания. А без этого невозможно даже помыслить специфические (духовные) функции, их ролевые значения в жизнедеятельности человека. Однако ныне сложилось весьма парадоксальная ситуация: в школе обучают физике, химии, биологии, истории, но почему-то не преподают психологию личности, основы медицинских знаний. А ведь при наличии элементарных навыков в указанных областях люди не только лучше контролировали бы свое физическое и душевное здоровье, но и значительно повысили бы культуру общечеловеческого (духовно-общественного) бытия.

Определений здоровья в медицинской литературе достаточно много. Нет необходимости добавлять еще одно. Сутью предлагаемых размышлений будет философское осмысление здоровья как суперценности личности. И. Кант был убежден, что философия имеет смысл только тогда, когда она помогает людям понять, как им жить, чтобы жить долго и при этом быть здоровыми. Познавательные возможности философии, в частности в осознании феномена здоровья, несомненно, высоки.

Философский подход к осмыслению проблемы здоровья опирается на три момента: человек - продукт и фрагмент природы, общества и самого себя. А отсюда следует, что источниками его здоровья являются природа, общество и он сам. Здоровье человека изучают естественные науки, прежде всего медицина, затем общественные и, наконец, гуманитарные (в первую очередь - философия). Ниже речь пойдет о философском осмыслении путей и средств сохранения человеком собственного здоровья.

Поддержание физического и душевного здоровья, то есть следование принципам здорового образа и творческого стиля жизни, получило название диететики (греч. diaita - образ жизни, определенный пищевой режим). Сегодня размышления о философии здоровья - это, по сути, раздумья о смысле диететики. В философии медицины давно утвердилось представление о том, что наиболее эффективным лечением является так называемое этиотропное, то есть направленное на устранение главной причины заболевания, а не симптоматическое, ликвидирующее только те или иные его внешние проявления. Отсюда следует, что в первую очередь бороться надо с теми неблагоприятными общественно-экономическими и социально-политическими условиями, которые инициируют массовые заболевания. А это значит, что необходимо всеми силами способствовать становлению и укреплению экономического могущества Отечества, развивать науку, образование, медицину.

Борьба за физическое здоровье человека - это только одна сторона дела. Есть и другая, не менее важная задача, стоящая сегодня перед всеми интеллектуалами, но особенно перед философами. Речь идет о борьбе за здоровый дух народа, и прежде всего молодежи. Психоаналитик и философ Э. Фромм в связи с этим справедливо отмечал: «Обычно мы пребываем в полусонном состоянии и пробуждаемся только для деловой активности; но мы еще недостаточно проснулись для жизненной активности, что является единственной значимой задачей для живого существа. Великими вождями человечества становятся те, кто пробудил людей от полудремы. Великие враги человечества - это те, кто погружал его в сон, и не столь уж важно, применяли ли они в качестве снотворного поклонение богу или золотому тельцу».

На здоровье человека очень сильно влияют различные природные циклы (лето - зима, день - ночь, прилив - отлив и т.д.). От них во многом зависит жизнедеятельность человека, именно их сменой объясняются подъемы и спады в его настроении, успех и неудачи в работе. Цикличны, кстати, бодрствование и сон. О циклах людям известно многое, но сущность их скрыта от человеческого сознания. Между тем более углубленное их изучение позволит управлять жизненными процессами, как физическими, так и психическими.

Физическое и психическое здоровье современного человека свидетельствует о его способности разумно приспосабливаться к радикально изменяющимся условиям социального и природного существования. Напротив, болезнь говорит о снижении адаптационной способности индивида. Все это ведет к постепенному увяданию организма и затем к его смерти.

Ни для кого не секрет, что сегодня на нашей планете условия обитания практически всех живых организмов резко ухудшились. Встал вопрос о необходимости срочного разрешения глобальных проблем человечества. Потребовались новые испытания «на прочность» всего живого. Кстати, ученых, работающих в области естествознания, не случайно называют естествоиспытателями. Они действительно осуществляют некое «испытание» живой природы для познания закономерностей ее естественного развития с целью дальнейшего качественного изменения или преобразования. Говоря иначе, познание живой природы, по крайней мере, в эксперименте, есть испытание объекта с целью получения как можно большей информации о нем.

Остро встал ныне вопрос о смысле и целях существования не только человека вообще (философский аспект), но и отдельно взятого человеческого индивида (биомедицинский аспект) в связи со сложными противоречивыми ситуациями, причиной возникновения которых являются необоснованные, даже рискованные преобразования природы. Современный русский ученый с мировым именем Н.Н. Моисеев (1917-2000) в конце XX столетия писал: «Мощность человеческой цивилизации, ее способность влиять на ход событий общепланетарной эволюции становится столь значительной, что в принципе она способна разрушить сложившуюся ситуацию, сложившееся состояние биосферы, которую мы условно назовем равновесной. Конечно, сегодня человек еще не способен уничтожить биосферу напрочь. Но под его воздействием она может перейти в новый равновесный режим. И каков он будет, об этом мы сегодня сказать пока ничего не можем. И даже не знаем, будет ли место для человека в этой новой биосфере. Поэтому на передний план научного анализа выходят проблемы таких оценок альтернатив человеческой деятельности, которые не нарушают гомеостазиса человечества как вида, не разрушают, а обеспечивают совместное развитие человека и биосферы».

Кроме того, нельзя не отметить, что новый образ цивилизации все более ассоциируется сегодня с космическими и экологическими идеями, с эстетическими идеалами обеспечения единства всего человечества. Философские категории выдвигаются на первый план - так же, как и морально-этические. При этом новый образ цивилизации рождается вместе с новым образом человека. Большинство философов считает, что нынешнее человечество живет в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека - Homo sapiens - и складываются условия для образования другого типа - Homo morale, нацеленного на осуществление нравственного самоконтроля. Поэтому в современных условиях нужно не столько изучать существующий тип человека, сколько готовить почву для формирования человека грядущей цивилизации. Такая интеллектуальная работа философов, ученых и медиков предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых способов общения и общежития людей, а с другой - философско-моральное обеспечение самой подготовки нового типа общественного бытия. Последнее нуждается в философском анализе кризиса сложившегося человеческого типа и в формировании новых требований, предъявляемых к новому человеку, в разработке новых идей и принципов его жизнедеятельности. Современный европейский тип личности, к которому все привыкли, скорее всего, отомрет, но он станет основой (антропологической базой) принципиально иного, прямо противоположного первому как носителю завышенных потребностей, выразителю чрезмерных претензий, эгоцентризма.

Деонтология. Медицинская деонтология рассматривается как наука о совершенстве медицинского обслуживания населения в психологическом, этическом, эстетическом и организационном аспектах. Такая трактовка понятия позволяет рассматривать медицинскую деонтологию комплексно, в совокупности, как ее медицинские, так и социальные аспекты. Анализ социальных факторов, влияющих на качество медицинского обслуживания, требует выделения четырех основных аспектов (психологический, этический, эстетический и организационный), которые в реальных условиях тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и влияют друг на друга.

Выделение какого-либо одного социального аспекта из этой совокупности весьма условно и делается только в теоретических целях и для лучшего усвоения материала.

Психологический аспект медицинской деонтологии включает психологические знания, навыки и умения медицинских работников с целью учета индивидуально-психологических особенностей личности больного для выбора наилучшей тактики при его медицинском обслуживании. В практической деятельности учет и знание основ психологии помогает врачам и медицинским сестрам понять поведение больного человека, выбрать наилучший вариант его обслуживания, познать свой внутренний мир в целях сознательного регулирования своего поведения, разобраться в поведении коллег для оказания им при необходимости помощи и поддержки. Успех диагностических процедур и лечебных мероприятий во многом зависит от умения медицинского персонала понять индивидуально-психологические особенности больного человека и распознать его сиюминутное состояние. Подчеркнем, что слова «услужение», «обхождение», «угождение» воспринимаются еще многими врачами и медицинскими сестрами как оскорбительные для их достоинства. Но никакая медицинская помощь больному не может быть оказана без услужения. Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля слово «услуга» объясняет как помощь, желание пособить. К сожалению, некоторые медицинские работники отождествляют слово «обслужить» со словом «прислужить», вызывающим у них внутренний протест. От такого сложившегося стереотипа мышления необходимо отказаться. Ведь медицинская помощь, оказанная больному человеку, определяется не только своим качеством, но и добрым отношением врачей и медицинских сестер к своим пациентам.

Этический аспект медицинской деонтологии заключается в единстве профессиональных знаний, этических, моральных принципов, навыков и умений, нравственной деятельности медицинских работников. Этот аспект преследует цель сформировать у врачей и среднего медицинского персонала понятие своего профессионального долга, чести, привить навыки культуры общения как с пациентами и их родственниками, так и со своими коллегами. Этический аспект призывает медицинских работников ориентироваться в своей практической деятельности на эталоны нравственности. Так, доброжелательность, радушие, приветливость, вежливость, обходительность, любезность, сдержанность, тактичность, заботливость, эрудированность следует считать образцовыми качествами для медицинского персонала. Поэтому, чтобы выработать у себя привычку соблюдать требования профессиональной этики, врачи и медицинские сестры, особенно начинающие, должны на первых порах контролировать каждый свой шаг. Затем это не потребуется, потому что они уже не смогут поступать иначе. Медицинский работник должен уметь владеть своим настроением, не поддаваться минутному порыву раздражения. Впадать в состояние аффекта из-за пустяков, оскорблять больных, срывать на них злость может только грубый и распущенный человек. Он не уважает ни себя, ни других и профессионально непригоден к профессии медика. Медицинский работник должен быть способен правильно оценивать собственное поведение, быть самокритичным. При общении с пациентами врачам и медицинским сестрам, на наш взгляд, следует заботиться не только о своей репутации, но и о чести своей поликлиники или больницы.

Система создания и использования эстетических ценностей медицинскими работниками в процессе их профессиональной деятельности составляет эстетический аспект медицинской деонтологии. Возникновение этого аспекта связано со взаимодействием таких наук, как эстетика, эргономика, психология, экономика, социология и искусствоведение. Проникновение эстетической культуры в медицину заключается в художественном воплощении медицинских идей, в подходе к традиционной теме «медицина и человек» по законам красоты. Ведь там, где лечат человека, ему должно быть не только удобно, но и приятно находиться.

Общеизвестно, что по оформлению и интерьеру лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), рабочих мест медицинского персонала, их внешнему облику больные нередко составляют мнение о работниках этого учреждения и об уровне культуры обслуживания в нем. Внешний вид врачей, медицинских сестер и санитарок является как бы визитной карточкой ЛПУ. По собранности, подтянутости, аккуратности медицинских работников пациенты судят и о качестве медицинского обслуживания. Неряшливый вид медицинского персонала вызывает у больных и их родственников чувство досады и раздражения. И ни о каком доверительном отношении к такому врачу или медицинской сестре и речи быть не может. Отметим, что внешний вид медработника складывается из следующих составляющих: медицинской одежды, обуви, прически, косметики, осанки, манеры поведения, мимики, жестов и т.д.

Научная организация, интенсификация и механизация труда среднего и младшего медицинского персонала также позволят не только повысить качество медицинского обслуживания населения и ухода за больными, но и улучшить эмоциональную реакцию больных во время лечения. Однако эти вопросы еще не имеют должных разработок.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.