Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА





 

Актуальность темы. В настоящее время массовые вспышки пищевых от­равлений встречаются относительно редко. Гораздо чаще пищевые от­равления носят одиночный или семейный характер. В этой связи врачи лечебного профиля, особенно поликлинического звена, являются первыми, кому в своей практической деятельности приходится решать вопрос о воз­можной связи нарушений состояния здоровья и питания пострадавшего. Характер медицинской помощи, тактика врача в очаге пищевого отрав­ления зависят от уровня знаний медицинских работников в области этиологии, патогенеза, диагностики, эпидемиологии и профилактики пищевых отравлений.

 

Общая цель. Усвоить современную классификацию пищевых отравлений, их этиологию, основные мероприятия по их предупреждению. Овладеть методикой расследования случаев пищевых отравлений.

Конкретные цели. Уметь :

1. Определять характер пищевого отравления.

2. Установить пищевой продукт (блюдо), ставший причиной пищевого отравления.

3. Отбирать материалы от больного и пищевые продукты на лабораторное исследование для подтверждения диагноза пищевого отравления.

4. Оформлять экстренное извещение о случае пищевого отравления.

5. Организовывать мероприятия по профилактике пищевых отравлений.

6. Пользоваться нормативной и инструктивно-методической
документацией.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний, можно найти в следующих учебниках:

Основная литература:

1. Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2000, 2001. – С. 58-68, 272-283.

2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека. – М., 1999. – С. 72-76,

81-94.

3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М., 2006. – С. 156-164.



 

Дополнительная литература:

Мурысева Е.Н., Зулькарнаев Т.Р., Максимов Г.Г. Словарь гигиенических терминов и понятий. – Уфа, 2002. – С. 37-46.

 

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выпол­нение целевых видов деятельности:

1. Понятие "пищевое отравление".

2. Классификация пищевых отравлений.

3. Пищевые токсикоинфекции.

4. Пищевые токсикозы (ботулизм, стафилококковая интоксикация).

5. Микотоксикозы (эрготизм, фузариотоксикозы, афлатоксикоз).

6. Отравления продуктами растительного и животного происхождения, ядовитыми по своей природе (грибы, растения, ткани и органы животных и рыб).

7. Отравления продуктами растительного и животного происхождения, ядовитыми при определенных условиях (картофель, фасоль, орехи, ядра косточковых плодов, ткани и органы рыб в период нереста).

8. Отравления примесями химических веществ (пестициды; нитраты и нитриты; тяжелые металлы; соединения, мигрирующие из тары, упаковочных материалов; пищевые добавки и др.).

9. Отравления неустановленной этиологии (уровская и гаффская болезни).

10. Гигиенические требования к посуде пищевого назначения.

11. Роль врача лечебного профиля в расследовании, лечении и профилактике пищевых отравлений.

Для определения уровня знаний студентам предлагаются тесты и ситуационные задачи.

Примеры тестов.

I. Пищевые отравления микробной природы

1. токсикоинфекции

2. отравления продуктами, приобретшими ядовитые свойства

3. алиментарно-токсическая алейкия

4. ботулизм

5. отравления грибами

II. Возникновение стафилококковой интоксикации связано с употреблением

1. продуктов домашнего консервирования

2. молока и молочных продуктов

3. мясного фарша

4. зерновых продуктов

5. кондитерских изделий с кремом

III. Образование ботулотоксина задерживают

1. низкие температуры

2. анаэробные условия

3. высокие температуры

4. среды, содержащие более 11% хлористого натрия

5. среды с pH в пределах 4,5

IV. Диагноз пищевого отравления: частый холероподобный понос, неукротимая рвота, боль в животе, мучительная жажда

1. токсикоинфекция

2. отравление солями тяжелых металлов

3. ботулизм

4. уровская болезнь

5. отравление бледной поганкой

V. Афлатоксины обладают

1. раздражающим действием

2. гепатотоксичностью

3. аллергенными свойствами

4. канцерогенным действием

5. мутагенными свойствами

 

Эталоны ответов к тестам.

I – 1,3,4

II – 2,3,5

III – 1,4,5

IV – 5

V – 2,4

 

Примеры ситуационных задач.

Задача I.

В различные больницы города С. в один и тот же день поступило 13 человек в тяжелом состоянии. Заболевание началось через 8-9 часов после последнего приема пищи и выражалось в появлении кратковре­менной рвоты, слабой боли в желудке, головокружения, двоения и "тумана" в глазах, расширения зрачков, опущения век, осиплости голоса, затруднения речи, резкой слабости. Отмечалась задержка стула. Температура тела была в пределах 36,2-36,7°С.

Все пострадавшие употребляли одни и те же блюда накануне на юбилее сослуживца: соленые грибы, овощные и мясные салаты, лосось домашнего посола, отварные куры, бифштекс с картофелем фри и кондитерские изделия.

Какое заболевание можно заподозрить? Какие исследования сле­дует провести для уточнения диагноза? Какой метод лечения является наиболее эффективным? Назовите меры профилактики данного заболевания.

 

Задача II.

В доме отдыха спустя 2-3 часа после ужина появились массовые заболевания, сопровождающиеся резкими болями в эпигастральной области, тошно­той, слабостью, пульсом слабого наполнения. Температура тела – 37,1-37,9°С. Во время ужина отдыхающие ели отварную рыбу с рисом, салат из моркови и пирожное с кремом.

Установлено, что пирожные с кремом готовились по­варом, у которого в результате расследования был обнаружен панариций второго пальца правой кисти. Пирожные хра­нились в кондитерском цехе в отсутствии холода 12 часов.

Какое заболевание возникло у отдыхающих? Какие лабораторные исследования необходимо провести для подтверждения диагноза? Укажите меры его профилактики.


Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Задача I.

Клинические проявления у пострадавших дают основание за­подозрить отравление ботулиническим токсином. Для уточнения диаг­ноза необходимо провести бактериологические и серологические исследования, поставить биологическую пробу с материалами от больных, а также остатками подозреваемых блюд и продуктов (соленые грибы, лосось домашнего посола, салаты).

Наиболее эффективное лечение может быть достигнуто при срочном введении пострадавшим поливалентной, а затем, после уточнения типа токсина, моновалентной антиботулинической сыворотки. С целью профилактики данного заболевания необходимо строго выдерживать технологию приготовления продуктов, сроки и условия их хранения.

 

Задача II.

Судя по клиническим проявлениям заболевания, возникшего у отдыхающих после употребления в пищу кремового изделия, а также наличию у повара, готовившего его, панариция, мож­но заподозрить стафилококковый токсикоз. Окончательно диагноз может быть подтвержден результатами бактериологических, серологических исследований и биологической пробы на животных.

Профилактика стафилококковых токсикозов включает комплекс мероприятий, направленных на: 1. выявление источников инфекции среди работников пищевых предприятий и отстранение их от работы; 2. обеспечение высокого уровня санитарного благоустройства пищевых предприятий, исклю­чающего опасность бактериального обсеменения продуктов, готовой пищи; 3. обеспечение таких температурных условий изготовления, хранения и реализации пищевых продуктов, при которых невозможно размножение микробов и образование энтеротоксина.

 

Краткие указания к работе студентов на практическом занятии.

Преподаватель осуществляет мотивационное введение в занятие, проводит контроль и корректировку исходного уровня знаний и умений.

Затем студенты приступают к решению ситуационных задач.

Преподаватель проводит контроль конечного уровня знаний студентов –принимает ответ на ситуационную задачу, вносит кор­рективы.

 









ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.