|
Выбор оптимального способа транспорта нефтяных грузов.Лекция №1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ При строительстве линейной части магистральных трубопроводов основной объем подготовительных работ выполняют не в подготовительный период, т. е. до начала проведения основных видов работ, а с определенным их опережением. К внеплощадочным работам здесь относят сооружение подъездных дорог, а к внутриплощадочным — подготовку трассы трубопровода к проведению основных работ и работ по строительству переходов трубопровода через естественные и искусственные преграды. В зависимости от природно-климатических условий строительства состав и структура подготовительных работ весьма разнообразны: расчистка трассы от леса и кустарника, срезка - – подготовка трассы (снятие плодородного слоя земли, засыпка ям, сравнивание неровностей, снятие слоя до 0,5 м торфа, засыпка заболоченных мест с глубинной до 1 м, устройство дорог, сооружение промежуточных баз, завоз материалов и техники и т.д.); . Летом работы выполняет бригада, состоящая из следующих звеньев: первое — размечает границы полосы отвода, ось трубопровода и трелевочного волока; второе — убирает зависшие кроны деревьев, завалы, буреломы и т. п.; третье — с помощью бульдозера готовит площадки для разделки хлыстов, прокладывает трелевочный волок; четвертое — с помощью трелевочных тракторов, бензомоторных пил и сучкорезов валит лес, обрубает сучья, осуществляет трелевку хлыстов по волоку на разделочную площадку и разделку хлыстов на сортамент (при необходимости кустарник и мелколесье срезают бульдозерами); пятое — с помощью корчевателей и бульдозеров выполняет работы по корчевке пней, засыпке ям и неровностей, роет траншеи для захоронения пней и порубочных остатков (если их не используют для устройства временных лежневых дорог), осуществляет захоронение и окончательную планировку полосы отвода.
- Рас. 9. Зоны полосы отвода земель для строительства магистрального трубопровода: а, б — расстановка механизмов без выполнения рекультивации; в, г — то же, при выполнении рекультивации; зоны: /—прохода строительной колонны и трактора; II — разработки траншеи и отвала грунта; III, VI — работы бульдозера; IV — рекультивации; У—отвала плодородного слоя; I — траншея; 2 — ось траншеи; 3, 5 — отвал соответственно минерального грунта и плодородного слоя; 4 — трубопровод; А — расстояние, устанавливаемое по нормам - рытье траншей при подземной прокладки или забивка свай при надземной прокладки МТ; - сварка труб в плети, гидро – теплоизоляция, укладка плети в траншею или на сваи; - предварительное гидро – пневмоиспытание на прочность и герметичность; - засыпка траншеи, производство восстановительных работ, рекультивация трассы; - очистка внутренней поверхности и испытание трубопровода на прочность и герметичность; - ввод трубопровода в эксплуатацию. Лекция №12 Строительство трубопроводов на болотах; технология строительства такая же как на равнинной местности: - особенности – устройство дорог (настил, отсыпка); - с глубинной торфа до 0,5 м производится его выемка; - более 0,5 м осушка, отсыпка или работы ведутся в зимний период на промерзающих болотах; - на не промерзающих болотах работа с настилов или понтонов; - предусматривается утяжеление МТ пригрузами или якорение от всплытия. - повышенная гидроизоляция и повышенная защита от карозии.
Лекция №13
Подземные переходы под дорогами: Прохождение МТ под дорогами должны предусматриваться в защитном футляре или в тоннеле, диаметр которых должен быть больше наружного диаметра МТ не менее чем на 200 мм; На газопроводах концы защитных футляров должны иметь уплотнения из диэлектрического материала; - устройство котлованов для установки оборудования для производства бурения, прокалывания или продавливания грунта под дорогой; - установка кожуха или устройство тоннеля; - монтаж трубопровода(гидро- теплоизоляция, футеровка, испытание на плотность и прочность); - установка на концах кожуха уплотнительных сальников; - устройство свечей на газопроводе и дренажных устройств на НПП.
Лекция №14
Ремонт НПП на отдельном участке. Замена трубопровода. - после сборки и испытания нового трубопровода (тр-да) необходимо: - - остановка МТ; - отключение данного участка установленной з/а; - установка вантов для перекачки нефтепродукта из ремонтируемого участка в МТ после з/а по разработанной схеме и подключения компрессора; - монтаж обвязки вспомогательных трубопроводов; - установка и подключение компрессора и насосного агрегата(НА); - удаление нефтепродукта с помощью НА за з/а в действующий тр-д; - разрезание тр-да по гарантированным сварным швам с установкой стандартных поддонов; - установка проектного скребка в начале рем. тр-да по ходу нефтепродукта; - удаление остатков нефтепродукта с помощью компрессора и скребка; - подключение нового тр-да при помощи сварки; - демонтаж рем. тр-да по разработанной технологии.
Лекция №15
Лекция №1 Выбор оптимального способа транспорта нефтяных грузов. Существующие виды транспорта нефти, нефтепродуктов и газа: - трубопроводный – самый эффективный и распространенный; - морской – при наличии и необходимости; - речной – при наличии и небольшого количества, не все сезонный; - ж/д транспорт при его наличии; - автотранспорт – при очень небольших объемах и не большой протяженности Критерии оптимальности. - объем нефтяных грузов - наличие существующего вида транспорта - капитальные затраты - эксплуатационные затраты Выбор определяется ТЭО наиболее приемлемых видов транспорта, учитывая критерии оптимальности.
Лекция №2 Состав магистральных трубопроводов (МТ) и их конструктивные схемы: - головные Насосно - Компрессорные Станции (НКС) - промежуточные НКС - конечные сооружения (терминалы) - линейная часть МТ включая попутные путевые подогреватели для горячих Нефте – Проводов (НП) - пункты приема попутных продуктов нефти и газа - пункты отпуска продуктов нефти и газа попутным потребителям
Лекция №3
Классификация МТ и разделение их на категории:
Магистральные газопроводы подразделяют на следующие классы: I — номинальное рабочее давление (на выходе из КС) от 2,5 до 10 (включительно) МПа, II — то же, от 1,2 до 2,5 (включительно) МПа; магистральные нефте- и нефтег.родукто-проводы — I — условный диаметр труб 1000—1400 мм, II — то же, 500—1000 мм, III —то же, 300 — 500 мм, IV —менее 300 мм. Категория магистральных трубопроводов и их участков зависит от коэффициента условий работы при расчете магистрального трубопровода па прочность и определяет число монтажных сварных стыков трубопровода, подлежащих контролю физическими методами (в % от их общего числа), а также давление предварительного гидравлического испытания трубопровода до сдачи его в эксплуатацию (табл. 1). Магистральные газопроводы, имеющие условный диаметр труб 1200 мм и более, и магистральные нефте- и нефтепродукто-проводы, имеющие условный диаметр труб 700 мм и более, отнесены к III категории; соответственно менее 1200 и 700 мм — к IV категории.
Лекция №4 1. Основные формулы для гидравлического расчета трубопровода: А) исходные данные – расход Q, м3/час - диаметр внутренний Dy, м - протяженность L, м - разность геом. отметок dz, м - плотность продукта r, кг/м3 - вязкость продукта g, м2/с Б) расчетные формулы – - n = Q/(3600*0.785*Dy2) – скорость, м/с
- Re = n*Dy/g – критерий Рейнольдса
- l = 0,3164/Re 0.25 – коэф. cопротивления
- h = l*L/Dy*n2*r/(2g)*10-3 – линейные потери напора в труб-де, м
- H = km* h + dz +Pk – полные потери напора в трубопроводе,
Где km – коэффициент местных сопротивлений
Dz – потери напора на разность геометрических высот рельефа местности
Pk – минимально допустимое конечное давление на терминале или НКС
2. Расчет технологических параметров НГП. Расстановка НКС вдоль фиксированной трассы трубопровода:
- определение толщины стенки и допустимо максимальных рабочих давлений определим исходя из выражения: где Р ат – пробное давление для трубопровода определяемое из выражения: где δ – толщина стенки трубы,мм; ; где n p –коэффициент надежности по нагрузке от внутреннего давления; р – рабочее давление, ата; Dн,Dвн – наружный и внутренний диаметры трубопровода, мм. R1 – временное сопротивление разрыву металла труб, кг/мм2. nр=1,1 [1, табл. 13];
- гидравлический уклон
- - h = l*1/Dy*n2*r/(2g)*10-3
- определение перевальных точек и определение количества НС и мест их установки
dH dh – отрицательное – наличие перевальной точки h2н
h1н hр dhтр
Рк hр > dhтр
hр – располагаемый напор, м (разность геометрических высот на плотность жидкости)
h1н, h2н – располагаемый напор насосных станций, м;
dhтр – потери напора в трубопроводе, м;
- определение конечной температуры горячих трубопроводов и минимально допустимого объема прокачки нефти
toc – температура окружающей среды
Tн – температура нефти;
Kт – коэффициент теплопередачи изоляционного слоя, Вт/м2* 0С
Q – количество перекачиваемой нефти, м3/час;
Lтр – протяженность трассы трубопровода, м;
p,Cp – плотность нефти и ее теплоемкость Вывод: - данным расчетом определяем критическую температуру застывания высоковязких нефтей, т.е. место установки путевых подогревателей и соответственно минимальный объем прокачки для данного участка трубопровода.
Лекция №5 МТ. Общее положение: - МТ прокладываются подземно (подземная прокладка); - прокладка МТ по поверхности земли в насыпи (наземная) или на опорах (надземная) допускается только как исключение (в пустынях, горных р-нах, на болотах, р-нах горных выработок, оползней и р-нах распространения вечномерзлых грунтов, на переходах через естественные и искусственные препятствия); - прокладка МТ может осуществляться одиночно или параллельно действующим или проектируемых МТ в техническом коридоре; - не допускается прокладка МТ по территории населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а/п, ж/д станций, морских и речных портов и др. аналогичных объектов; - вокруг МТ и их объектов устанавливаются охранные зоны согласно правил охраны МТ;
Лекция №6
Размещение запорной арматуры на трубопроводах: - на МТ устанавливается запорная арматура согласно расчета, но расстояние между ними должно быть не более 30 км; - кроме того: - на обоих берегах водных преград при пересечении в 2-е нитки и более, и на одиночных трубопроводах категории В; - в начале каждого ответвления на расстоянии не менее 15 м; - на входе и выходе НКС; - по обеим сторонам авто. мостов (для газопровода) на расстоянии не менее 250м; - на обоих берегах болот 3 типа протяженностью свыше 500 м; - для контроля наличия конденсата и выпуска его на газопроводах необходима установка конденсатосборников - на обоих концах участков газопроводов между запорной арматурой устанавливается продувочная свеча - в верхних и нижних точках НПП устанавливаются воздушники и спусники.
Лекция №7
Основные требования к трассе трубопроводов: - выбор трассы МТ должен производиться по критериям оптимальности, минимальные кап. и эксплуатационные затраты на строительство и эксплуатацию; - условия строительства, чтобы обеспечить наиболее эффект., экономические и высокопроизводительные методы; - перспективное развитие городов и др. нас. пунктов, пром и сельхоз предприятий и т.д.; - не допускается прокладка МТ в тоннелях и по мостам ж/д и авто дорог, в одной траншеи с эл. кабелем и т.д. - избегать прокладку МТ в заболоченных и горных местах, по сельхоз угодиям, над подземными горными выработками, через искусственные и естественные препятствия.
Лекция №8
Конструктивные требования к МТ: - диаметр МТ должен определяться расчетом; - при транспортировки нефтепродуктов в одном направлении следует проектировать с различной толщиной стенки; - установку з/а, соединяемой при помощи фланцев, следует предусматривать в колодцах; - допустимые радиусы изгиба МТ следует определять расчетом из условий прочности; - на МТ должны быть предусмотрены, в пределах одного очищаемого участка постоянного внутреннего диаметра, узлы пуска и приема очистных и разделительных устройств; - МТ и узлы пуска и приема очистных устройств должны быть оборудованы сигнальными приборами, регистрирующими прохождение очистных устройств; - с целью уменьшения продольных перемещений МТ следует предусматривать установку компенсаторов (П, Z –образной или другой формы; - на трассе МТ должна предусматриваться установка сигнальных ж/б или деревянных знаков высотой 1,5 – 2 м от поверхности земли.
Лекция №9
Деление МТ на испытуемые участки производится только при гидравлическом испытании, при разности геометрических отметок более 30 м, т.к. в трубопроводе при заполнении водой возникают естественные давления столба жидкости. При создании в трубопроводе испытательного давления в нижних и верхних точках трубопровода давление будет соответствовать испытательному плюс естественное, что может привести к разрушению трубопровода или не до испытанию его, поэтому: - разность геометрических отметок начала и конца участка не должна превышать более 20 м. - на концах участка должна быть запорная арматура - участок должен быть оборудован воздушниками и спусниками Z = 120 м Dh = 0м Dh=70м 20м Z =50 м 20м 20м 20м Dh=120м 20м 20м Z = 0 м
3. Гидравлическое испытание МТ: - при открытых воздушниках заполнять МТ водой, при появлении устойчивой струи поочередно закрывать воздушники; - отстой в течении 6 часов, после чего повторить выпуск воздуха; - после чего продавочным агрегатом повысить давление до испытуемого (пробного), выдержать в течении 6 часов и если давление не снизится более чем на 1 %, МТ испытание выдержал; - снизить давление до рабочего, после чего осмотреть участок на предмет определения дефектов(потение сварных швов, свищи, грыжи и т.д.), при обнаружении таковых устранить дефекты и повторить испытание в той же последовательности;
Лекция № 10
Очистка внутренней полости и испытание МТ на прочность плотность: - существуют три способа очистки ВПМТ; - воздухом, водой и газом; - воздухом – накопление воздуха в ресивере (соседнем участке МТ) и большим потоком выдувание грязи и посторонних предметов, а также прогонка скребка с выпуском воздуха на другом конце МТ; преимущества: отсутствует загрязнение окр. среды, все сезонное применение, безопасный метод очитки; недостатки: отсутствие компрессоров большой производительности, ресиверов большой емкости, большие энергетические затраты; - водой – из ближайшего водоема насосом большой производительности (скорость потока не менее 1,5 – 2 м/с) далее так же; преимущества: не требуется сооружать накопительных емкостей, безопасный метод очитки, минимальные затраты энергии; недостатки: невозможность производить очистку в период отрицательных температур, загрязнение окр. среды; - нефтяным газом: из существующего действующего газопровода с обязательным соблюдением мер безопасности, заполнение МТ через трубку малого диаметра газом (вытеснение воздуха из другого конца МТ во избежании образования взрывоопасной смеси) и плавным открытием з/а газопровода; преимущества: минимальные затраты энергии, не требуются компрессора большой производительности и сооружение ресиверов, все сезонное применение; недостатки: опасный метод очистки, загрязнение окр. среды, большие потери природного сырья;
Лекция №11
Строительство трубопроводов в равнинных условиях ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ При строительстве линейной части магистральных трубопроводов основной объем подготовительных работ выполняют не в подготовительный период, т. е. до начала проведения основных видов работ, а с определенным их опережением. К внеплощадочным работам здесь относят сооружение подъездных дорог, а к внутриплощадочным — подготовку трассы трубопровода к проведению основных работ и работ по строительству переходов трубопровода через естественные и искусственные преграды. В зависимости от природно-климатических условий строительства состав и структура подготовительных работ весьма разнообразны: расчистка трассы от леса и кустарника, срезка - – подготовка трассы (снятие плодородного слоя земли, засыпка ям, сравнивание неровностей, снятие слоя до 0,5 м торфа, засыпка заболоченных мест с глубинной до 1 м, устройство дорог, сооружение промежуточных баз, завоз материалов и техники и т.д.); . Летом работы выполняет бригада, состоящая из следующих звеньев: первое — размечает границы полосы отвода, ось трубопровода и трелевочного волока; второе — убирает зависшие кроны деревьев, завалы, буреломы и т. п.; третье — с помощью бульдозера готовит площадки для разделки хлыстов, прокладывает трелевочный волок; четвертое — с помощью трелевочных тракторов, бензомоторных пил и сучкорезов валит лес, обрубает сучья, осуществляет трелевку хлыстов по волоку на разделочную площадку и разделку хлыстов на сортамент (при необходимости кустарник и мелколесье срезают бульдозерами); пятое — с помощью корчевателей и бульдозеров выполняет работы по корчевке пней, засыпке ям и неровностей, роет траншеи для захоронения пней и порубочных остатков (если их не используют для устройства временных лежневых дорог), осуществляет захоронение и окончательную планировку полосы отвода.
- Рас. 9. Зоны полосы отвода земель для строительства магистрального трубопровода: а, б — расстановка механизмов без выполнения рекультивации; в, г — то же, при выполнении рекультивации; зоны: /—прохода строительной колонны и трактора; II — разработки траншеи и отвала грунта; III, VI — работы бульдозера; IV — рекультивации; У—отвала плодородного слоя; I — траншея; 2 — ось траншеи; 3, 5 — отвал соответственно минерального грунта и плодородного слоя; 4 — трубопровод; А — расстояние, устанавливаемое по нормам - рытье траншей при подземной прокладки или забивка свай при надземной прокладки МТ; - сварка труб в плети, гидро – теплоизоляция, укладка плети в траншею или на сваи; - предварительное гидро – пневмоиспытание на прочность и герметичность; - засыпка траншеи, производство восстановительных работ, рекультивация трассы; - очистка внутренней поверхности и испытание трубопровода на прочность и герметичность; - ввод трубопровода в эксплуатацию. Лекция №12 Строительство трубопроводов на болотах; технология строительства такая же как на равнинной местности: - особенности – устройство дорог (настил, отсыпка); - с глубинной торфа до 0,5 м производится его выемка; - более 0,5 м осушка, отсыпка или работы ведутся в зимний период на промерзающих болотах; - на не промерзающих болотах работа с настилов или понтонов; - предусматривается утяжеление МТ пригрузами или якорение от всплытия. - повышенная гидроизоляция и повышенная защита от карозии.
Лекция №13
Подземные переходы под дорогами: Прохождение МТ под дорогами должны предусматриваться в защитном футляре или в тоннеле, диаметр которых должен быть больше наружного диаметра МТ не менее чем на 200 мм; На газопроводах концы защитных футляров должны иметь уплотнения из диэлектрического материала; - устройство котлованов для установки оборудования для производства бурения, прокалывания или продавливания грунта под дорогой; - установка кожуха или устройство тоннеля; - монтаж трубопровода(гидро- теплоизоляция, футеровка, испытание на плотность и прочность); - установка на концах кожуха уплотнительных сальников; - устройство свечей на газопроводе и дренажных устройств на НПП.
Лекция №14
Ремонт НПП на отдельном участке. Замена трубопровода. - после сборки и испытания нового трубопровода (тр-да) необходимо: - - остановка МТ; - отключение данного участка установленной з/а; - установка вантов для перекачки нефтепродукта из ремонтируемого участка в МТ после з/а по разработанной схеме и подключения компрессора; - монтаж обвязки вспомогательных трубопроводов; - установка и подключение компрессора и насосного агрегата(НА); - удаление нефтепродукта с помощью НА за з/а в действующий тр-д; - разрезание тр-да по гарантированным сварным швам с установкой стандартных поддонов; - установка проектного скребка в начале рем. тр-да по ходу нефтепродукта; - удаление остатков нефтепродукта с помощью компрессора и скребка; - подключение нового тр-да при помощи сварки; - демонтаж рем. тр-да по разработанной технологии.
Лекция №15
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|