Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ренессансное видение мира и историческая мысль





Ренессансный гуманизм в системе европейского общества

Рубеж14-15 вв. – одновременное пробуждение умов. Суть и причины.

Суть. Классическая образованность на смену схоластике. Антропоцентризм на смену теоцентризма. Двойной смысл термина «гуманизм». Форма и содержание. Новая роль человеческой личности в обществе.

Причина не только в Италии и не только в эфемерных зачатках раннего капитализма

Ренессансный гуманизм в своих истоках следует соотнести с перестройкой феодальных структур (общественно-политических и идеологических), которым предстояло приспособиться к требованиям развитого товарного производства. Денежная феодальная рента. Наемная дружина. Рыночная конъюнктура в с\х. Налоговая система в доходах королевской власти. Мобильность общества, разделение труда, секуляризация сознания, ускорилось течение истории.

Идеология раннего Возрождения – форма обмирщенного общественного сознания тех слоев и групп средневекового общества, которые в плане экономическом стояли на почве товарно-денежных отношений, в плане социально-этическом разделяли идею приоритета личных заслуг, а в плане политическом ставили отношения гражданства или подданства на место корпоративности и личной зависимости.

Безличной корпоративности была противопоставлена идея свободной и самоопределяющейся человеческой личности. Антропоцентризм как новый принцип культуры.

(Классицизм решал эту задачу в одиночку только до начала Реформации, когда протестантизм, прежде всего кальвинизм, выразил основные принципы Возрождения на языке теологии).

Не «осень» средневековья, а вершина, зенит духовных потенций реструктурированного средневекового общества на почве расцвета простого товарного производства, хотя и – идеология кануна разложения этого общества.

Система ценностей ренессанса не была антифеодальной, хотя впоследствии могла быть использована в качестве таковой.

Сюзеренитет (первый среди равных) уступает место публичному суверенитету королевской власти. Расширение ее политической базы (дворянство и бюргерство), идеологическая задача ее «самообоснования». Цивилизация дворянства, новое осмысление благородного происхождения. Светская интеллигенция вырастает на идеале нового дворянства. Практическая ценность античной культуры: новая система правосудия и управления. Новая роль государства. Рецепция римского права (в том числе – потребность товарного производства). Разграничение юрисдикции церкви и государства.

Интерес к человеческим, земным ценностям. Критика теологии Фомы Аквинского с двух сторон: приверженцев позднего номинализма (Оккам) и мистиков (Эккхард), отрицавших постижение Бога рациональным путем. Доктрина двойной истины (веры и знания). Вера из откровения, знание из опыта и логики. Сфера первой – спасение человека в мире ином, сфера второй – доступная опыту природа.

Творцы культуры Возрождения, черпая из двух источников – язычески-античного и христианско-средневекового, в действительности не следовали рабски ни одному.

Открытие классического наследия гуманистами было первоначально лишь способом, инструментом, при помощи которого новая эпоха открывала, познавала саму себя.

Превращение классической образованности (в сфере свободных искусств – грамматика, риторика, поэтика, история моральная философия) в универсальную парадигму светской культуры как таковой. Осмысление нового как задача его наречения. Античность давала идеальное выражение текущей жизни.

Гуманизм – фаза риторической традиции европейской культуры (Цицерон сменяет Августина). Но ренессанс затронул и «натурализм», который стал требовать установления истины опытным путем, хотя торжество опытной науки пришло в 17-18 вв. Ренессансный натурализм оставался в рамках восходившей к Аристотелю силлогистики.

Влияние общественной практики на формирование ренессансного мировидения – факт несомненный, хотя и недостаточно изученный. Эпоха ренессанса – это также эпоха реконнесанса (узнавания), то есть открытий (магнитная игла, порох, новая оснастка кораблей), что сделало возможными Великие географические открытия. Значение книгопечатания. Расширилось поприще для проявления человеческих способностей, и вместе с ним – горизонт исторического видения европейских народов.

Ренессансный историзм

Открытие исторического времени

Средневековая история полна анахронизмов. Нет чувства ретроспективы (исторической дистанции). Римская империя продолжала существовать. Не было интереса к античности. Великие географические открытия раздвинули мир вширь и ввысь (шарообразность планеты) и изменили представления о пространстве и времени.

Время историческое: время как конкретный, текущий момент. Категория изменчивости и ценности времени (246). Распорядиться временем. Время деньги, не упустить его для дел земных. Время – шпора панэргизма – пришло на смену средневековому «изобилию» времени, его мучительной медлительности. Человек – кузнец своего счаться, индивидуалистическое переживание времени (как личной ценности). Интерес к земному будущему и планированию.

С другой стороны, сам Создатель раскрывается в процессе вечного становления. Жизнь во времени олицетворяет бытие Божие в творении. Время как творческое начало жизни.

Честь открытия исторической перспективы принадлежит Франческо Петрарке (1304–1374). Он первый осознал свое время как нечто новое не только по отношению к недавнему прошлому, образно представшему перед ним как «темный век», но и по отношению к предшествующему времени – античности. Письма адресованы мастерам античного духа, в том числе Титу Ливию. Качественное отличие времени иное (свет и тьма). Безвозвратность прошедшего. Новое сознание с оттенком трагизма. Жгучий интерес к римским древностям.

Основные направления ренессансной исторической мысли

Стержень исторического сознания гуманистов – представление об отношении «их времени» (нового) к античности.

Античность – идеал, эталон для непреходящих норм, необходимых Новому времени для рационализации новых форм бытия. Замкнутая в себе и отошедшая в прошлое эпоха (отличие от прочих ренессансов).

В то время как средние века с помощью понятия «перенос империи» поддерживали фикцию продолжения «Римской империи», гуманисты подчеркивали историческую дистанцию между своим временем и античностью. Средние века – долгая ночь готического варварства. Увидели античность со стороны и открыли историческую ретроспективу. История – это взаимное отражение и истолкование различных эпох.

Это не возврат к циклизму, но новое понимание линейности. Для средневекового осознания земное будущее закрыто: четвертая монархия – последняя в истории. Она завершится в день страшного суда. Для ренессанса: благодаря трудам самих гуманистов история открыта в земное будущее. Более того, это будущее начинается сейчас, во вполне земном настоящем. Мирским ценностям отводилось земное настоящее, ценностям веры – мир потусторонний. Как выразился Петрарка, смертные должны сначала позаботиться о вещах преходящих и затем уже о вещах вечных.

Наиболее ярким свидетельством секуляризации историографии была новая периодизация, отвлекавшаяся как от «шести веков», так и от «четырех монархий». Были впервые вычленены времена, не предусмотренные в новозаветной традиции. Вместо доктрины, согласно которой с Рождества Христова история вступила в свою последнюю и завершающую фазу, Возрождение утверждало идею трехчленного деления всеобщей истории: античность, темный (средний) век, новое время, которая легла в основу деления истории на древнюю, среднюю и новую.

Вместо того, чтобы рассматривать Римскую империю как последнюю в земной истории человечества, то есть продолжающуюся вплоть до «последнего суда», античность рассматривалась как отошедшая в прошлое. Тем самым крушение Западной Римской империи впервые приобрело эпохальное значение и стало гранью между двумя всемирно-историческими периодами: классической древностью и готическим варварством. Понятие translatio imperii сменилось понятием «падение империи» declinatio imperii. Точно также вместо христианской догмы о «старении мира» и близости его конца Возрождение выдвинуло идею «нового века», то есть открытости земной истории в будущее.

Свое историографическое воплощение этот взгляд нашел в труде Флавио Бьондо «Десять книг истории от упадка Римской империи» (1483).

Первое концептуальное обоснование светской периодизации послебиблейской истории предпринял Леонардо Бруни в «Истории флорентийского народа» (1412). Он предпринял попытку осмыслить историю Италии с момента падения Рима в терминах, полностью обмирщенных и рационалистических (ранее: мотивировка отдельных поступков+Промысел). Канвой служила история итальянских городов-коммун.

Разгадку исторических судеб Древнего Рима он усмотрел в гибели политической свободы. Упадок Рима начался тогда, когда свободный дух граждан был уничтожен императорами. С потерей гражданской свободы связан и упадок культуры, и порча латыни. Вторая грань – между средним и новым веком – опять связана с проблемой гражданской свободы. Только тогда, когда Италия обрела свою свободу на почве независимых городов-государств, могла возродиться культура. Петрарка был первым, кто вернул к жизни классическую латынь. Возрождение латыни связывалось с новым золотым веком (Боккаччо в 15 в.). Здесь подготавливалась мысль об исторической эпохе как интегрированном целом, то есть взаимообусловленности всех ее граней.

В идее «изменчивости времен» появилась позитивная сторона, связанная с интеллектуальной деятельностью, а не только военно-политической. Но это лишь первый шаг к рационалистической идее развития в истории. Возобладала идея циклизма. Лишь Петрарка, в 15 в. Колюччо Салютати, а в 16 в. Макиавелли подошли к этой идее. Только в начале 17 в. Фрэнсис Бэкон напишет: «Людей удерживали от движения вперед и как бы околдовывали благоговение перед древностью…ибо в ту эпоху знание было слабым и ограниченным как по времени, так и по пространству».

С момента своего зарождения историография оказалась стороной треугольника, две другие стороны которого составляли философия и риторика. Риторика имеет дело с мнением, философия – с истиной (Платон и Аристотель). После долгих столетий авторитарности теологии в сфере мысли и формализма школьного языка, речь снова стала способом выражения личности, а диалог – формой поиска истины, передачи личного опыта и описания действительности. Мир символов подвластен человеку (Николай Кузанский). Притягательной силой обладала диалогичность античного мышления, в результате которой текст сохранял всю лабораторию мысли – все этапы пути от тезиса к синтезу, а предмет спора представал в меняющейся перспективе. Богатство и гибкость языка рассматривались гуманистами как важное мерило при оценке исторического труда. История – «важнейший вид красноречия» (Петрарка). Сочинение речей действующих лиц с целью выяснения мотивов их действий. Для простолюдинов была нужна стилистика, обращавшаяся не к уму, а к воображению. История – род искусства, которое может претендовать на достижение подобия реальности.

Сама прагматическая ориентированность историописания (уроки истории, одарить героев славой или позором) превращала историческое сочинение в благодатное поле риторики. Фактическая база – повествование предшественников. Риторика как исторический метод.

Три течения в ренессансном историзме: 1) история, обучающая на примерах (развивалось под эгидой риторики), 2) история в связи с наукой политики, то есть поставляющая ей материал для заключений, 3) история как метод исследования юриспруденции.

Роль гуманистической филологии в пробуждении исторического сознания нового времени.

Лоренцо Валла (1407-1457). Историю писали риторы, так как требовала стиля. Филология престижна, а потому и история. Филологическая критика исторических источников. Призыв ad fonts. К источникам. Верность букве и стоящему за ней факту. Разоблачил подложный характер Константинова дара. Ренессансный гуманизм принес новый метод чтения исторических текстов (классических и библейских) – обостренное чувство различия исторических времен. Впервые открыт текст как логическая и историческая целостность. Текст – творение человека. Текстологическая и историческая критика. Искусство истории отлично от моральной философии. Философ наставляет, как поступать. А историк показывает, как они действительно поступали в прошлом. И все же историк лишь демонстрирует доблести и пороки.

Патриции (1529-1597). Двоякая цель историописания: познание истины и моральная польза. Полная истина недоступна. Риторическая школа историографии: указать человеку путь в счастью. Но Гомер и Вергилий достигают этого полнее. Критика как античной, так и современной историографии. Оригинальная концепция всеобщей истории: мысли, слова и действий.

Луи Леруа. Первый историк цивилизации 16 в. – время плодов. История – метод изучения культуры. Оптимистический взгляд. Исторический релятивизм – что хорошо в одно время, плохо в другое. Цивилизации абсолютны как тип и относительны как процесс.

Историческая школа ренессансных юристов. Исторический подход к изучению римского права. Кодекс Юстиниана затуманен массой глосс и комментариев. Исторический метод юриспруденции.

Николо Макиавелли (1469-1527). «Рассуждения по поводу первых десяти книг Тита Ливия» (1519).

1) Способность истории наглядно раскрыть основы функционирования мира политики,

2) Способность государя контролировать этот мир, опираясь на знание истории.

Примеры античной истории вызывают больше восхищения, чем подражания. Надо свести примеры доблести и порока в систему. Сведение политической мудрости древних в систему современной политики. Игнорировал понятие исторической дистанции.

Картина пестра. Шаг в создании научного метода историографии (историческая филология и историческая юриспруденция). Однако практика историографии оставалась риторической, то есть обучающей на примерах. Но была очеловечена, Промысел признавался формально, в основу причин были положены мотивы человеческих действий. Вертикальная объяснительная схема сменилась горизонтальной. Но оставалась повествовательной и событийной. История как многоуровневый процесс оставалась за пределами риторической историографии.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.