Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОГРАММА базового курса «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»





СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение с.4
Программа базового курса «Культурология» с.5
Литература к базовому курсу «Культурология» с.11
Рабочая программа по культурологии с.15
Тематика докладов по культурологии с.19
Требования к докладам и рекомендации по их выполнению с.20
Вопросы к зачёту по культурологии с.23
Терминологический словарь с.24
Приложение 1. Образец оформления титульного листа Приложение 2 Материалы для подготовки к тестированию по культурологии с.30 с. 31
Приложение 3. Образцы библиографического описания с.35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культурология – одна из базовых дисциплин гуманитарного цикла, которая играет важную роль в формировании современного специалиста. Её изучение позволяет расширить кругозор студентов, приобрести навыки анализа культурологических проблем. В результате осмысления настоящего курса студенты получают знания по узловым вопросам теории и истории культуры, формируют целостное представление о динамике развития мировой и отечественной культуры, ведущих теоретических направлениях культурологии. Это, в свою очередь, помогает преодолеть определённый «технократизм» мышления, свойственный студентам технических вузов.

Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и подготовки к зачёту по культурологии. В них включены базовая и рабочая программы курса «Культурология», тематика докладов, вопросы к зачёту, а также рекомендации по организации самостоятельной работы и оформлению докладов в соответствии с существующими требованиями. Подготовка по каждой теме предполагает ознакомление студентов как с источниками (т.е. оригинальными трудами ведущих теоретиков культуры, лучшими образцами мировой и отечественной культуры), так и с учебной литературой, поэтому в указаниях приводится обширный библиографический список. Терминологический словарь включает пояснения научных терминов, многие из которых трудно найти в словарях и справочниках.

Учёба в вузе не является простым продолжением школьного образования. Основной формой изучения культурологии является самостоятельная работа студентов, которая является не только основным средством сознательного и прочного усвоения полученных ими знаний, развития интеллектуальных способностей, но и непременным условием формирования личности, важнейшим фактором социально- психологического самоутверждения. Она развивает культуру мышления, умение находить новые решения, самостоятельность суждений, критичность ума, способствует формированию творческой личности.

Навыки самостоятельного творческого труда нужны не только для того, чтобы успешно справиться с учебными заданиями и выдержать контрольную проверку знаний: любой выпускник вуза должен будет непрерывно и интенсивно учиться в течение всей жизни. Способность к самостоятельному обучению, приобретённая в вузе покажет, насколько он сможет жить СВОИМ, а не чужим умом, работать без подсказки, умножать свои знания, пополнять культурный багаж. Иными словами, именно в вузе студент овладевает основными методами самостоятельной работы, принципами самообразования, а доклад, выполненный в соответствии с учебной программой по культурологии, позволяет освоить основные приёмы работы с учебниками, документами, научными монографиями; повышает эффективность процесса усвоения знаний, развивает навыки исследовательской работы.. В лекциях преподаватель освещает в основном ключевые темы курса и даёт рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, рабочей программой предусмотрено проведение практических занятий и консультаций

 

 

Тема 3. Типология культуры.

Понятие типа культуры и типологии. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Многообразие типологических построений культуры как отражение её многофункциональности и разнообразия форм. Критерии и основания для типологической классификации культуры. Идеальные культурные типы по М.Веберу.

Этнографические критерии (антропологические, лингвистические, географические, хозяйственно-бытовые и т.п.). Понятия «этнос» и «этногенез». Принцип «этнолингвистического древа» в типологизации. Культурно-хозяйственные типы. Историческая типологизациякультуры. Пространственно-региональный критерий(западноевропейская, арабо-мусульманская, восточная, индийская, латиноамериканская и т.д. Понятие национальной культуры. Религиозный критерий: христианский, мусульманский, конфуцианско-даосистский, индо-буддистский типы культуры.

Социологические критерии. Жизненно-циклические (возрастные) принципы классификации культуры (детская, молодёжная и т.д.). Дифференциация культуры на субкультуры по принципу социальной специфики её носителей. Маргинальный характер субкультур. Проблема контркультуры.

Современные типологические классификации культуры: традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. Дихотомия «Восток-Запад». Типологическая характеристика русской культуры.

Типологические модели культуры. Культурно-антропологическая модель Г.Спенсера, Э.Б.Тайлора. Типы культур в функциональной теории Б.Малиновского. Социально-типологическая модель культуры в теории локальных цивилизаций О.Шпенглера, А. Тойнби. Структурно-антропологические подходы к типологии культур. Культуры «горячие» и «холодные». Аполлоническая и дионисическая модели культуры Ф.Ницше как выражение естественно-природных начал.

Социокультурные суперсистемы П.Сорокина. Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Типология культуры Г.Гегеля. Мистическая космология Д. Андреева Концепция Ф. Нортропа. Ось мирового времени К. Ясперса. Типология культур в философской школе «диалогики культур» (В.Библер, А.Ахутин), культурологическая концепция М.Бахтина.

 

ЛИТЕРАТУРА к базовому курсу «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

Учебники и учебные пособия по культурологии:

Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М., Любое издание.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Любое издание.

Кармин А.С.Культурология: Учебник для вузов. - СПб., Любое издание.

 

Культурология Учебник для студентов технических вузов. Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., Любое издание.

 

Список литературы ко всем темам:

Леви - Строс К. Структурная антропология. - М., 1985.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М, 1994.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М, 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. - М, 1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

Литература к теме 1.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.

Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук//Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М,1979.

Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. - М,1981.

Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре//Вебер М. Избр. Произведения. - М., 1990.

Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.

Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. - СПб.,1996.

Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М.,1994.

Категории философии и категории культуры. - Киев, 1984.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1994.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - Ереван, 1983.

Методологические проблемы изучения культуры. – Л.,1979.

Методология и методы исследования культуры. - Л., 1984.

Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994.

 

Литература к теме 2.

Бердяев Н.А. О культуре//Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994.

Боголюбова Е.В. Культура и общество. - М., 1978.

Давидович В.Е. Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону, 1979.

Кассирер Э. Опыт о человеке. - М, 1993.

Клакхон С., Келли В. Понятие культуры//Человек и социокультурная среда. Вып.2. - М., 1992.

Кребер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. - М., 1992.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

Лотман Ю.М. Феномен культуры//Труды по знаковым системам. Вып.10.- Тарту, 1978.

Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. - Ереван, 1969.

Межуев В.Н. Культура и история. - М., 1977.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. - Л., 1989.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.,1989.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.,1987.

Фрейд З. Неудовлетворённость культурой. - М.,1990.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1989.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.

Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры. - М., 1992.

 

Литература к теме 3.

Аверинцев С. Морфология культуры О.Шпенглера//Вопросы литературы. - 1968. №1.

Бердяев Н.А. и др. Шпенглер и закат Европы. - М., 1922.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. - М., 1977.

Конрад Н. Запад и Восток. - М., 1966.

Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. - Ереван, 1962.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки// Соч.в 2-х т. Т.1.- М., 1990.

Социо-логос. - М., 1991. Раздел 4.

Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. - М., 1984.

 

Литература к теме 4.

 

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989.

Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России: к методологии исследования//Политические исследования. – 1991.-.№3.

Василькова В.В. и др. Волновые процессы в общественном развитии. - Новосибирск, 1992.

Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989.

Динамика культурных и социальных связей. - М., 1992.

Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. - М., 1989.

Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры //Проблема экономической динамики. - М., 1989.

Концептуальная основа социологического анализа культурных изменений// Социодинамика культуры. Вып.1. -М., 1991.

Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

Пригожин И., Стенгерс И., Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М., 1986.

Трёльч Э. Историзм и его проблемы. - М., 1995.

Факторы и механизмы развития культуры. - М., 1984.

 

Литература к теме 5.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994.

Белый А. Символизм как миропонимание. - М., 1994.

Ван-Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникации. - М., 1989.

Генон Р. Царь мира// Вопросы философии. - 1993. - №3

Гумбольдт В., фон. Философия и язык культуры. = М., 1986.

Кассирер Э. Опыт о человеке//Человек. - 1990.- №3.

Лосев А. Очерки античного символизма в мифологии. - М., 1993.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1976.

Лотман Ю.М. О семиосфере// Семиотика культуры. - М., 1989.

Лотман Ю. О семиотическом механизме культуры// Избр. Ст. Т.3. - Таллинн, 1993.

Осгуд Ч., Суси Дж. Танненбаум П. Знаки и символы в живописи. Семиотика и искусствометрия. -М., 1972.

Петров М.К. Язык, знак, культура. - М., 1991.

Текст как явление культуры. - Новосибирск, 1989.

Тернер В. Символ и ритуал. - М., 1983.

Успенский Б.А. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. Т.2. Язык и культура. - М., 1994.

Феномен человека. Антология. - М., 1983.

Флоренский П.А. Строение слов//Контекст, 1972. Литературно-теоретические исследования. - М., 1973.

 

Литература к теме 6.

 

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992.

Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.,1996.

Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.

Гусейнов А. Золотое правило нравственности. - М., 1982.

Конфликтология/ Под ред.А.С. Кармина. - СПб.,1999.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.

Мид М., Культура и мир детства// Избр. произв. - М., 1988.

Понятие судьбы в контексте разных культур. - М., 1994.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.,1992.

 

Литература к теме 7.

 

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

Бранский В.П. Искусство и философия. - Калининград, 1999.

Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 68.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991.

Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4-х т. Т.1. - М., 1968.

Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991.

Зись А.Я. В поисках художественного смысла. - М., 1991.

Искусство в системе культуры. - Л., 1987.

Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб.,1997.

Кант И. Критика способности суждения//Соч. Т.5.- М., 1966.

Карпушин И. Искусство и религия. - М., 1991.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 1976.

Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира//Вопросы философии. – 1983. -.№7.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства// Ортега-и-Гассет Х. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М, 1991

Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.

Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. - СПб., 1995.

Функции художественной деятельности. - М., 1985.

 

Литература к теме 8.

 

Арсеньев В.. Звери. Боги. Люди. - М., 1991.

Библер В. Цивилизация и культура. - М., 1993.

Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1936.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа//Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М., 1990.

Мень А. История религии: В 7 т. Т.1.- М., 1991.

Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

Раджабов У.А. От мифов к современным космологическим концепциям//Философские науки. - 1991. - №7.

Сандулов Ю. Дьявол. Исторический и культурный феномен. - СПб., 1997.

Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание//Путь. - 1992. - №1.

 

Литература к теме 9.

Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники//Вопросы философии. - 1989.- №2.

Исаченко И.И., Кочетков Г.Б., Могилевская И.М. Наука и техника против человека. - М, 1985.

Миронов В.Б. Техника и человек. - М., 1988.

Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике//Вопросы философии. - 1993. - №10.

Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. - М., 1986.

Философия техники в ФРГ. - М., 1989.

Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. - СПб, 1998.

Шпенглер О. Человек и техника//Культурология. Век ХХ. Антология. - М., 1995.

 

Литература к теме 10.

Алаев Л.Б., Ерасов Б.С. Формация или цивилизация?//Восток. - 1990. - №6.

Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня//Общественные науки и современность. - 1992. - №2.

Бердяев Н.А. Письмо тринадцатое. О культуре//Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1990.

Бердяев Н.А. Воля к жизни, воля к культуре//Смысл истории. - М., 1990.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУ111 в. - М, 1992.

Брэдбери Р. И грянул гром//Брэдбери Р. О скитаньях вечных и о Земле. - М., 1987.

Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций?//Вопросы философии. - 1991. - №3.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

Лем Ст. Сумма технологий. - М., 1968.

Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

Цивилизации и культуры. Вып.1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. – М., 1994.

 

 

Общие рекомендации.

 

Доклад пишется на одну из предложенных в данном методическом пособии тем по плану, составленному студентом самостоятельно. При его написании рекомендуется максимально использовать предложенную литературу. Завершить работу рекомендуется общими выводами, где желательно высказать свой взгляд на излагаемую проблему.

Особое внимание надо обратить на соблюдение научно-библиографических требований (указание темы работы; оформление плана, списка использованной литературы, подстрочных примечаний). Приводимые в тексте цитаты и статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источник с указанием автора, названия работы, места и года издания, страницы.

Текстдолжен быть написан ясно, основные мысли сформулированы чётко. При этом факты, цифры, сведения подтверждаются ссылками на источники и литературу. Редкая работа обходится без цитат, которые нужны для того, чтобы подтвердить справедливость суждений, подкрепить авторитетным мнением свою аргументацию. Цитирование нужно отличать от цитатничества, когда цитатами подменяется аргументация. Цитаты излишни, когда они содержат обычные суждения. Цитирование должно быть уместным, оправданным в каждом конкретном случае той целью, ради которой оно делается. Авторы цитируются только по их произведениям. Разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в другом издании только в том случае, когда источник недоступен (библиографическую ссылку начинают словами: Цит.по:). Цитировать надо текстуально, абсолютно точно, цитату обязательно заключать в кавычки. При переписке чужого текста своими словами обязательно следует указать автора, работу, страницу используемой работы.

Требования к докладу.

 

Целью работы над докладом является творческое освоение материала по избранному вопросу, его изложение в обобщённом письменном виде. Во время чтения доклада студент должен показать степень своего понимания той проблемы, о которой идёт речь в работе.

 

Работа должна соответствовать следующим требованиям:

1. На основе изученной литературы, студент должен раскрыть содержание темы, подчеркнуть её культурно-историческое значение.

2. Работа должна быть изложена простым, ясным языком и соответствовать грамматическим и синтаксическим нормам русского язык. Следует избегать сложных оборотов, повторений, «штампов».

3. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы каждый предыдущий вопрос подготавливал переход к следующему.

4. Объём работы –10 – 12 печатных листов (формат А 4, 14 шрифт).

5. План работы включает следующие разделы:

o введение, в котором раскрываются цель и задача работы;

o основная часть, содержащая, как правило, 2 – 3 главы, в которых излагается главное содержание работы;

o заключение, в котором студент формулирует выводы и оценки по излагаемой проблеме, даёт ответ на вопросы, сформулированные в цели и задаче работы.

Текст работы должен соответствовать структуре плана.

 

Последовательность этапов подготовки и написания доклада.

 

1. Выбор темы. Темы докладов работ утверждаются на заседание кафедры истории и культуры и соответствуют учебной программе по культурологии.

2. Сбор материала. Изучение любой проблемы следует начинать с общей литературы. Если предметом исследования является история жизни и творчества какого-либо деятеля культуры, то к общей литературе следует отнести труды по истории того времени, когда он жил, и по истории того вида культуры, к которому относятся его труды. К примеру, прежде чем приступить к изучению культурологической концепции Ю.Лотмана, следует обратиться к работам по советской истории и по истории русской культуры ХVIII—ХIХ вв., а затем провести анализ специальной литературы по теме исследования (семиотика). Её изучение является важнейшей предпосылкой чёткого формулирования собственных исследовательских задач. Далее следует изучить опубликованные источники и труды. Последовательность сбора материала носит условный характер, так как изучение общей, специальной и учебной литературы происходит параллельно и продолжается в течение всего времени работы над темой. Необходимо записывать на отдельных листах важные мысли, статистику, факты, цитаты, делая точные и полные ссылки на источники в виде сносок. Такая запись даёт возможность систематизировать материал по главам или разделам, перегруппировывать его в ходе работы над темой. Очень важно сопровождать выписку своими замечаниями о документе, чтобы в последствии, при написании текста, иметь чёткое представление об общем контексте, из которого сделана выписка. Надо иметь в виду, что цитируемый отрывок нельзя сокращать и исправлять. Каждая выписка должна быть посвящена только одному сюжету. Если она будет содержать сведения о ряде вопросов, то такой способ теряет своё главное преимущество – удобство при последующей систематизации материала. Иногда выписка может включать лишь несколько строк, но не надо жалеть бумагу, поскольку во время анализа и написания работы это приведёт к экономии времени. Исключение составляют выписки, посвящённые общим оценкам прочитанных книг и статей, позволяющим полнее представить литературу по теме работы. Сбор материала – это уже начало творческой работы над темой. Далее листы систематизируются в соответствии с планом сначала по главам, затем по параграфам, а внутри параграфов – по внутренней логике изложения материала. В ходе систематизации материала студент получает возможность сопоставить сведения различных источников об одном и том же событии, явлении, уточнить план работы, выстроить её внутреннюю логику.

3. Составление плана. План, как видно из предыдущего раздела, разрабатывается и совершенствуется на протяжении всего времени работы над темой. Первый вариант плана, план-ориентир, призванный обеспечить дальнейшую работу над темой составляется после ознакомления с общей и специальной литературой. Он будет постоянно совершенствоваться и видоизменяться по мере осмысления проблемы, написания фактического материала. Заключительный вариант плана складывается при завершении работы. Он должен быть последовательным, чётким, между отдельными его пунктами должна прослеживаться логическая связь.

Введение включает в себя следующие элементы: постановка проблемы: студент формулирует цель работы, объясняет актуальность темы, её место в истории периода, о котором идёт речь; обзорлитературы: студент должен показать, насколько полно в ней освещена тема контрольной. При таком подходе к написанию введения легко перейти к формулированию цели и задач работы.

В основнуючасть работырекомендуетсявключатьнеболее2 – 3 узловых вопросов. Она должна составлять 2/3 или3/4 объёма всей работы.Каждая глава имеет относительно самостоятельное значение и должна включать в свой состав постановку вопроса и краткие выводы. Главы целесообразно делить на параграфы.

Выводы ( или заключение ) вызывают у студентов немалые трудности, так как необходимо сформулировать итоги работы. Различают следующие типы заключительной части: сводка всего сказанного в контрольной работе; выводы из всего сказанного; практические предложения и рекомендации.

4. Написание работы. После того, как закончена библиографическая работа, уточнён план, определены хронологические рамки темы, изучены литература и источники, студент приступает к основной работе – написанию текста. При наличии развёрнутого плана, выписок, цитат, справочного материала, процесс написания намного облегчается. Свидетельством профессиональной подготовленности студента, наряду с освоением научных дисциплин по основной специальности, является грамотное оформление самостоятельной учебной работы.

Оформлениеработы.

 

  • доклад должен иметь титульный лист, на котором даются сведения о студенте (см.: Приложение 1.)
  • на следующем листе приводится план работы с указанием страниц соответствующих разделов;
  • каждый раздел, соответствующий плану, начинается с новой страницы и имеет заголовок;
  • внутри разделов новые сюжеты выделяются абзацами, каждый из которых пишется с красной строки;
  • не допускаются сокращения названий, слов, не принятые в литературе;
  • каждая страница имеет поле (3 – 4 см.);
  • страницы должны быть пронумерованы;
  • текст пишется от руки аккуратным разборчивым почерком, либо набирается на компьютере;
  • справочный материал, таблицы, графики, рисунки, репродукции, карты и т.д. помещаются в тексте работы или в приложении (со ссылкой на него в тексте);
  • список литературы (библиография), составленный в соответствии с основными библиографическими требованиями (см.: Приложение 2)., приводится в конце работы.
  • работа должна быть подписана с указанием даты её выполнения.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.

1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарных наук.

    1. Культурология как научная дисциплина. Методы культурологического исследования
    2. Этапы становления содержания культуры.
    3. Информационно-семиотическое понимание культуры.
    4. Морфология культуры.
    5. Культурогенез.
    6. Типология культуры.
    7. Структура и состав культуры.
    8. Язык, символы, коды культуры.
    9. Межкультурные коммуникации.
    10. Субъект культуры. Социальные институты культуры.
    11. Культурные традиции и культурная модернизация.
    12. Культурная картина мира.
    13. Культурная идентичность.
    14. Аксиологическая трактовка культуры.
    15. Функции культуры. Инкультурация и социализация.
    16. Социодинамика культуры.
    17. Национальная и этническая культуры.
    18. Массовая и элитарная культура.
    19. Специфические и «срединные» культуры.
    20. Локальные культуры.
    21. Мир человека как культура. Культура и личность.
    22. Постмодернизм.
    23. Культура, природа, общество.
    24. Искусство как феномен культуры.
    25. Религия и наука в контексте культуры.
    26. Восточные и западные, северные и южные типы культуры.
    27. Место и роль России в мировой культуре.
    28. Технологическая культура. Техника как социокультурное явление
    29. Инженерная деятельность в контексте культуры.
    30. Теория цивилизаций.
    31. Культура и контркультура.
    32. Социальная культура.
    33. Культурная универсализация в мировом современном процессе.
    34. Культура и глобальные проблемы современности.

 

Во время зачёта разрешается пользоваться программой учебного курса «Культурология». Ответ должен быть конкретным и обстоятельным. Студент должен уметь дать аргументированную оценку, отражающую собственное мнение по излагаемым проблемам.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

  • Агон (от греч. agonia – борьба) – отличительная черта греческой культуры – неудержимое стремление древних греков к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни.
  • Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого; многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации; целенаправленное заимствование и освоение культурных институтов одного общества другим.
  • Аксиология (от греч. axia – ценность,logos – учение) учение о ценностях, их происхождении, типах и видах.
  • Альтруизм (от фр. аltruisme;. л ат. alter – другой) – готовность личности бескорыстно жертвовать своими интересами ради интересов другого человека или социума.
  • Антропология культурная – научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. В отличие от социальной антропологии, для неё характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. На первый план выдвигаются вопросы динамики развития культуры, механизмы её передачи от поколения к поколению. Её задача – построить теорию человека как творца и носителя культуры с учётом изменчивости его сущности в конкретно-историческом многообразии культур и с опорой не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию.
  • Артефакт – (от лат. arte – искусственный и factus- сделанный) – термин обозначает любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание: предметы, вещи, технические орудия, жилище, одежда, хозяйственная утварь, дороги, созданные людьми; любые феномены духовной жизни общества, будь то научные теории, суеверия, произведения искусства – всё то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества..
  • Архетип (от греч. arche– начало иtypos - образ) – термин психологии К. Юнга. Используется для обозначения общечеловеческих праобразов, выступающих источником мифологий, религий и искусства.
  • «Вторая природа» - трудовая деятельность человека, в процессе которой он создаёт то, чего нет в природе. Результатом её является «очеловечивание» природы и самого человека, то, что создано трудом и знанием человека.
  • Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевлённую гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.
  • Деятельность - целенаправленность, рационально осмысленная активность, являющаяся специфически человеческой формой отношения к окружающему миру. Её содержание составляет целесообразное изменение мира.
  • Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате взаимодействия внешних и внутренних сил.
  • Диффузия – стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве посредством взаимного проникновения культурных черт разных сообществ.
  • Духовная культура – совокупность творческого опыта человека, воплощённого в материальных элементах, которые существуют в сознании людей, реализуются через их общение и отражают конкретно-исторический уровень нравственного развития человека.
  • Духовность – одна из основополагающих ценностей общества, определяемая как специфически человеческая способность постигать и развивать высшие идеалы культуры.
  • Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
  • Игра – термин, характеризующий широкий круг деятельности людей, сопровождающийся переживаниями удовольствия и не имеющий практически утилитарного значения; форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развёртывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучений (Й. Хейзинга) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д..
  • Инверсия (от лат. inversio –перестановка) – частный случай циклических культурных изменений, которые совершаются по типу так называемых маятниковых качаний от одного полюса к другому и обратно. Возникает, как правило, в обществах, где не сложилось устойчивого культурного ядра. Возврат к прежней системе ценностей в человеческом обществе не может быть тотальным, поэтому инверсии в чистом виде как таковой не бывает.
  • Инкультурация – процесс освоения человеком-членом конкретного общества – основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.
  • Интеграция – соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое целостное культурное явление, отличающееся от исходного качественным своеобразием.
  • Интертекст - основной вид и способ построения художественного текста, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.

· Канон – система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

  • Катарсис – (от греч. catarsis – очищение) – термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через страдание и сострадание.
  • Кич - этимология слова имеет несколько версий: 1) От нем. музыкального жаргона начала ХХ века – по смыслу «халтура»; 2) от нем. удешевлять; 3) от англ. – «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4) - специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишённого художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект, деталями.
  • Код культуры – совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.
  • Коллективное бессознательное – термин психологии К. Юнга. Определяется как сверхличное начало, представляющее собой совокупность общечеловеческих первообразов, передающихся по наследству и определяющее универсальные образцы поведения людей.
  • Контркультура – термин, характеризующий совокупность культурных установок, ориентаций и ценностей, оппозиционных господствующей культуре.– религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
  • Креативность (от лат. creative –творческий, cratio – создание) – характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры; способность осуществить нечто новое: решение проблемы, метод или инструмент, произведение искусства
  • Креацинизм
  • Культура - категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания и самореализации, которая выступает источником регулирования социального взаимодействия.
  • Культурно-исторический тип - термин, предложен Н.Я.Данилевским для характеристики единства религиозного, социально-бытового, промышленного, политического, научного и художественного направлений развития.
  • Культурные универсалии – фундаментальные решения ключевых жизненных проблем, с которыми сталкивается человечество в той или иной форме во всех культурах: календарь, число, имя, семья.
  • Культурогенез процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.
  • Материальная культура – мир вещей и предметов, созданных трудом человека, являющихся воплощением его идей, творчества, знаний.
  • Маргинальность качественное состояниечеловека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграции, межэтнические браки и др.) на грани двух культур: они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д.
  • Массовая культура – понятие обобщённо выражает состояние культуры с середины ХХ в., подчёркивая её групповой характер. Ей присущи: развитие средств массовой коммуникации, коммерциализация производства и распределения духовных благ, повышение уровня образова






Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.